Сопуев А.А., Элеманов Н.Ч., Бигишиев М.М. НАУЧНАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КЫРГЫЗСТАНЕ: АНАЛИЗ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Казымова Г.Н. гр.ПНК-12. Обзор состояния образования в России вскрывает проблемы, которые необходимо решить в процессе модернизации средней.
Advertisements

Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
Программа школьного воспитания «ЗДОРОВЬЕ». Наименование программы Программа профилактики ассоциа- тивного поведения и пропаганды здорового образа жизни.
2 Содержание: Актуальность работы Научная и практическая значимость Цель Задачи Структура респондентов поликлиники 11 г. МинскаСтруктура респондентов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Выполнили : гр. ПМНО -22 Гаджиева Э. Пилипишена О.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Методологические основы для формирования воспитательной системы школы.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Проект «Формирование целостной системы оценки качества знаний» Автор : Щербакова Л.А.-учитель биологии МВСОУ Кулеватовской ВСОШ при ИК4.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Воспитательная среда университета как условие реализации основных образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов третьего.
Организация инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях Самсонова Елена Валентиновна, руководитель Городского ресурсного центра.
Цель Программы – обеспечить развитие, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и безопасность обучающихся образовательного.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Критерии осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений.
Практическое занятие по разработке программы повышения профессиональной компетентности членов педагогического коллектива «ПРОФЕССИОНАЛ» Муниципальное образовательное.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
Программа развития воспитания в системе образования России в годах Цель программы- обеспечение необходимых научно-методических, организационных,
Транксрипт:

1 Сопуев А.А., Элеманов Н.Ч., Бигишиев М.М. НАУЧНАЯ ХИРУРГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В КЫРГЫЗСТАНЕ: АНАЛИЗ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2 С самого своего зарождения наука как культурный институт в своем эволюционном развитии, путем проб, ошибок и интуитивного начала выработала механизм воспроизводства научного сообщества, норм и традиций научно-исследовательской деятельности. Основным базисом в этом механизме являются научные школы, которые развиваются в различных институализированных формах научной деятельности.

3 Наиболее эффективным способом передачи метода научного мышления является путь живого общения ученых разных поколений. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа. Под термином «школа» понимают, во-первых, единство обучения творчеству и процесса исследования, во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других.

4 На современном этапе развития национальной медицинской науки, через 15 лет после обретения Кыргызстаном независимости, наступила насущная необходимость комплексного анализа результатов, полученных кыргызскими учеными.

5 Первым этапом этого анализа, по нашему мнению, должно явиться определение наличия в Кыргызстане научных школ, их соответствие основным критериям, характеризующим научную школу, организацию, структуру и результативность их деятельности. Попытке решения этих вопросов на примере национальной научной школы неотложной хирургии посвящена настоящая работа.

6 Научное определение основополагающих признаков современной научной хирургической школы и обоснование существования таковой в Кыргызстане.

7 1. Провести анализ состояния хирургической службы, науки и кадрового потенциала в Кыргызстане в период формирования условий для создания научной хирургической школы. 2. Определить субъективные предпосылки, определяющие форму организации научной хирургической школы в Кыргызстане. 3. Определить основные критерии научной школы и ее системного моделирования. 4. Провести анализ основных направлений деятельности школы неотложной хирургии.

8 медико-социальный анализ условий и предпосылок создания научной школы хирургии в Кыргызстане; системное моделирование научной школы хирургии; анализ основных направлений деятельности школы хирургии.

9 База для проведения исследований : Ассоциация хирургических обществ КР, Национальный хирургический центр МЗ КР, Кафедра госпитальной хирургии с курсом оперативной хирургии КГМА, Кафедра хирургии КГМИПиПК, Хирургические лечебно-профилактические учреждения Кыргызской Республики.

10 К концу семидесятых годов ХХ века в Кыргызстане сложилась достаточно организованная система государственного здравоохранения, которая являлась неразрывной частью здравоохранения СССР. Огромен вклад российской медицины в развитии этого процесса, но в эти годы в Кыргызстане сложились объективные условия для создания национальных школ здравоохранения. В первую очередь это касалось сформировавшегося национального кадрового потенциала и укрепившейся материально-технической базы здравоохранения.

11 Так же в Кыргызстане появилась группа талантливых молодых профессоров медицины, которые были преданы своему делу и фанатично стремились к достижению успеха в различных отраслях медицинской науки. Однако в ХХ веке героям-одиночкам не суждено было покорять заоблачные вершины медицинской науки, для этого необходим был коллектив единомышленников. И успеха могли добиться лишь те, кто создал свои научные школы. Этот тезис подтвердила история.

12 Виды ЛПУ Киргизская ССР г. Фрунзе Районы республиканского подчинения Ошская область Иссык- Кульская область Нарынская область Таласская область Областные больницы Центральные районные больницы Городские больницы Всего Распределение больниц, оказывающих неотложную хирургическую помощь (1978 г.)

13 1-г.Фрунзе; 2-Районы республиканского подчинения; 3-Ошская обл.; 4- Иссык-Кульская обл.; 5-Нарынская обл.; 6-Таласская обл. Региональное соотношение общехирургических коек (%), предназначенных для оказания экстренной хирургической помощи

14 Количественно-качественное состояние медицинского оборудования ЛПУ Кыргызской Республики, оказывающих экстренную хирургическую помощь Вид оборудования Всего Состояние оборудования Хирургическое оборудование, аппаратура и приборы Больничное оборудование Дезинфекционное оборудование Анестезиолого-реанимационное оборудование Клинико-диагностические приборы и аппараты Лабораторное оборудование Рентгеноборудование Стерилизационное оборудование Всего исправно работает постоянно при необходимости используется не используется, но изделие исправно отсутствуют расходные материалы, но изделие исправно ремонту подлежит, изделие не исправно списанию подлежит (изделие не исправно) используется, но изделие требует ремонта другое

15 Количество хирургов в Кыргызской Республике на 1978 год

16 Назрела необходимость создания в республике авторитетной научной школы неотложных хирургов с целью серьезного повышения уровня оказания неотложной хирургической помощи; Необходимость создания в республике головного научно-практического хирургического учреждения, способного научно обосновать, разработать и организовать в масштабах государства оптимальную структуру сети хирургических учреждений республики.

17 Это свидетельствовало о наличии проблемной ситуации в оказании хирургической помощи в Кыргызской Республике. Причинами ее возникновения являются: высокие темпы роста числа заболеваний органов брюшной полости при незначительном приросте населения; отсутствие в течение ряда лет улучшения результатов оказания неотложной помощи при увеличении вкладываемых ресурсов (увеличение числа коек, кадров, аппаратуры и т. д.). отсутствие авторитетной научной хирургической школы.

18 Системное моделирование научной школы Исследовательская Деятельность Образовательная Организационная Опыт Практика Методы Подходы

19 Наука как культурный институт выработала механизм воспроизводства научного сообщества, норм и традиций научно- исследовательской деятельности. Таким механизмом являются научные школы, которые развиваются в различных институализированных формах научной деятельности. Метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а всегда живой человек. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа.

20 Типологические формы научных школ а) научно-образовательная школа, б) школа - исследовательский коллектив, в) школа как направление, приобретающее при определенных социально-исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер.

21 Модель научной школы представляет одну из весьма эффективных моделей образования – как трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей (в данном случае научного сообщества) от старшего поколения к младшему. В этом смысле интересно установить, насколько правомерно говорить о возможности реализации элементов модели научной школы при обучении студентов и молодых ученых в условиях высшего и постдипломного образования и какие формы образовательной деятельности соответствуют такой модели.

22 Представляет интерес анализ общих закономерностей развития научных школ. Это актуально в связи с тем, что теоретические представления об исследовательской деятельности молодых хирургов являются направлением педагогической науки и практики. Педагогические коллективы, работающие в этой области, в полной мере можно назвать научными школами. В отличие от теоретической науки, где каждая школа, способствовавшая развитию новых представлений, имеет безусловную ценность, требования педагогики включают достаточно широкое воспроизводство заявленной технологии на практике. Поэтому представляет особый интерес анализ механизмов распространения влияния школ в научном сообществе, их воспроизводства и управления их развитием, который может быть положен в основу принципов построения образовательных инновационных сетей, что весьма актуально для современной медицинской образовательной системы. Этот аспект связан с функцией школы как исследовательского коллектива и такие школы правомерно назвать проектно-исследовательскими, поскольку главной их функцией является проектирование и реализация исследовательской деятельности как образовательной технологии.

23 Принцип единства образовательной и исследовательской функций научной школы аналогичен идее развивающей и развивающейся образовательной среды. Развитие каждого учащегося и педагога в образовательном учреждении возможно только при развитии его образовательной среды в целом; и наоборот, развитие образовательного учреждения обеспечивается развитием каждого действующего в его организационной структуре субъекта. Образовательная функция научной школы обуславливает развитие каждого члена коллектива, а исследовательская функция способствует постоянному развитию ее внутренней творческой среды.

24 1. Наличие лидера, задающего вектор развития научной школы 2. Общность подходов (или единая парадигма) совместной деятельности 3. Наличие методического инструментария исследований 4. Наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели 5. Непосредственное общение коллектива школы 6. Наличие внутренних стандартов оценки деятельности Признаки научной школы

25 Большинство научных школ на постсоветском научном пространстве имеют некоторые общие черты, которые могут быть собраны в единый обобщенный образ национальной научной школы. Систематическая основа такой естествоиспытательской школы, развиваясь во многом своим, отличным от Запада путем, обогатила мир открытием ряда основополагающих принципов, среди которых можно выделить такие, как системность, историзм, принцип эмпирических обобщений, во многом определившие ход развития мировой науки и общественной мысли.

26 Свойства национальных научных школ Инициативность Самостоятельность Наличие внутреннего импульса развития Личностная характеристика руководителя Живость ума Целеустремленность Неудовлетворенность достигнутым

27 Механизмы воспитательной работы. Исследование как культурное явление позволяет подойти к воспитанию как морально-нравственных качеств, характерных для национальной культуры: это патриотическое чувство, любовь к Родине, так и способность уважать и понимать людей иных культур.

28 Анализ деятельности научной школы академика М.М. Мамакеева определил, что наряду с интеллектуальными качествами, Мамбетом Мамакеевичем культивируются качества нравственные, прежде всего стойкость убеждений, которая отличает и его труды, и его поведение. Весь облик академика М.М. Мамакеева делает его учителем не только в научном, но и в нравственном отношении. В нем члены научного коллектива находят такой идеал и живой «мостик», позволяющий ощутить «дыхание» признанных авторитетов науки, таким должен являться руководитель исследовательской деятельности – лидер научной школы.

29 Наличие лидера, задающего вектор развития научной школы Наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели Общность подходов (или единая парадигма) совместной деятельности Непосредственное общение коллектива школы Наличие методического инструментария исследований Наличие внутренних стандартов оценки деятельности Признаки научной хирургической школы академика М.М. Мамакеева

30 Структура научной хирургической школы академика М.М. Мамакеева Диссертационный специализированный совет по защите диссертаций хирургического профиля НАК КР Ассоциация хирургических обществ КР Кафедра госпитальной хирургии с курсом оперативной хирургии КГМА Кафедра хирургии КГМИ ПиПК Национальный хирургический центр СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ Аттестационная комиссия министерства здравоохранения Кыргызской Республики

31 Количество и распределение диссертационных работ и публикаций по основным разделам Наименование раздела Хирургия гепатопанкреатобилиарной области Хирургия повреждений Хирургия желудка и двенадцатиперстной кишки Хирургия кишечника Эндоскопическая хирургия-2 Хирургическая инфекция-5452 Диагностика хирургических заболеваний органов брюшной полости -191 Детоксикация организма Докторские Кандидатские Статьи Методические рекомендации Монографии Патенты Рац. предложения

32 Количество и распределение диссертационных работ и публикаций по основным разделам Наименование раздела Трансплантология Урология Патологическая физиология Организация хирургической службы ИТОГО Докторские Кандидатские Статьи Методические рекомендации Монографии Патенты Рац. предложения

33 Список защитивших докторские диссертации под руководством академика М.М. Мамакеева Ф.И.О.Тема ШифрГод защиты Ашимов И.А. Комплексная диагностика, оценка и коррекция клинико-физиологических и морфофункциональных нарушений при остром холецистите Ниязов Б.С. Морфофизиология печени при остром холецистите и осложненной ЖКБ Усупбаев А.Ч. Клинико-функциональная взаимосвязь почечно-каменной болезни с заболеваниями органов пищеварения, их лечение и профилактика Кутманбеков А.К. Комплексное определение метода и срока лечения при гастродуоденальных кровотечениях язвенной этиологии Бектуров Ж.Т. Полисистемные нарушения и тактико- технические решения при травме органов грудной полости и живота

34 Список защитивших докторские диссертации под руководством академика М.М. Мамакеева Ф.И.О.Тема ШифрГод защиты Уметалиев Ю.К. Острый осложненный аппендицит: диагностические и тактико-технические решения Сопуев А.А. Медико-социальный анализ острой хирургической патологии и неотложная хирургическая помощь при острых заболеваниях органов брюшной полости в кыргызской республике Алыбаев Э.У. Органосохраняющие операции при пилородуоденальных перфоративных язвах Мамбетов Ж.С. Оптимизация диагностики и лечения хронического простатита, сочетающегося с заболеваниями аноректальной области

35 Анализ принципов организации научно-исследовательской деятельности в сфере науки позволяет утверждать, что большая научная, практическая, образовательная и организационная деятельность академика М.М. Мамакеева привела к формированию в Кыргызстане в конце ХХ века авторитетной научной хирургической школы, обладающей следующими основными признаками: 1) Наличие лидера, задающего вектор развития научной школы; 2) Наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели; 3) Общность подходов (или единая парадигма) совместной деятельности; 4) Непосредственное общение коллектива школы; 5) Наличие методического инструментария исследований; 6) Наличие внутренних стандартов оценки деятельности.

36 ВЫВОДЫ 1. На современном этапе развития цивилизации героям-одиночкам не суждено покорять заоблачные вершины медицинской науки, для этого необходим коллектив единомышленников. И успеха могут добиться лишь те, кто создал свои научные школы. 2. Объективной предпосылкой создания в Кыргызстане научной хирургической школы явилось наличие сформировавшейся, но требовавшей дальнейшего прогрессивного развития, хирургической службы, основными чертами которой было: существование разветвленной сети лечебно-профилактических учреждений, в которых оказывалась хирургическая помощь; несоответствие структуры и функции хирургических стационаров современному уровню развития медицинской науки и техники, потребностям населения в высококвалифицированной хирургической помощи; преобладание плохо оснащенных общехирургических отделений с небольшим коечным фондом; выраженная диспропорция качественного распределения хирургических кадров, наиболее квалифицированные кадры были сконцентрированы в столице республики. 3. Научная хирургическая школа академика М.М. Мамакеева объединила в себе три типологических формы научных школ: а) школа - исследовательский коллектив, б) научно- образовательная школа, в) школа как направление, приобретающее при определенных социально- исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер 4. Научная хирургическая школа академика М.М. Мамакеева обладает основополагающими признаками научной школы, в частности: наличие лидера, задающего вектор развития научной школы; наличие исследовательской программы, объединяющей коллектив на основе единой цели; общность подходов (или единая парадигма) совместной деятельности; непосредственное общение коллектива школы; наличие методического инструментария исследований; наличие внутренних стандартов оценки деятельности.

37 5. Обязательным условием существования школы является наличие у нее харизматического лидера. При этом лидер занимает сразу несколько функциональных позиций. Во-первых, он – «проектировщик-организатор» школы. Во-вторых – «наставник» для учащихся (в том случае, если его деятельность выходит непосредственно на учащихся, а это, на наш взгляд, необходимо) и «коллега» для учащихся и педагогов. Именно сочетание этих трех позиций превращает человека, претендующего на роль руководителя школы, в ее реального лидера. 6. Авторитет и интенсивная деятельность Научной хирургической школы академика М.М. Мамакеева позволили создать Национальный хирургический центр как головной республиканский государственный научный лечебно-учебный комплекс по вопросам гепатопанкреатобилиарной, гастроэнтерологической, гнойно-септической, эндоскопической и экстренной хирургии, что позволило качественно оптимизировать структуру Научной хирургической школы и хирургической службы республики, а также осуществить ее функциональную адаптацию в условиях децентрализации и реформирования здравоохранения. 7. Структурно научная хирургическая школа академика М.М. Мамакеева состоит из 5-ти основных подразделений – 1) Ассоциация хирургических обществ КР; 2) Национальный хирургический центр 3) Кафедра госпитальной хирургии с курсом оперативной хирургии КГМА; 4) Кафедра хирургии КГМИ ПиПК 5) Диссертационный специализированный совет по защите диссертаций хирургического профиля НАК КР. 8. Научные приоритеты научной хирургической школы академика М.М. Мамакеева обширны и охватывают 14 направлений в области разных хирургических дисциплин, патофизиологии, морфологии и организации здравоохранения. Организационная, научно-исследовательская, лечебно- практическая и учебно-образовательная деятельность научной хирургической школы академика М.М. Мамакеева позволила значительно активизировать общественную жизнь хирургов республики, улучшить качественный состав кадрового потенциала, разработать современную концепцию хирургического образования и научных исследований в области хирургии в республике и разработать проект Национальной Программы развития и совершенствования хирургической службы Кыргызской Республики, что позволило повысить качество и эффективность хирургической помощи путем разработки и внедрения научно-обоснованной системы организации хирургической службы Кыргызской Республики.