Энциклопедическая справка Подготовила Вилявина Анастасия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Равноапостольная княгиня Ольга. «Благословенна ты в женах русских» «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую.
Advertisements

КНЯГИНЯ ОЛЬГА КНЯГИНЯ КИЕВСКАЯ. КНЯГИНЯ-РЕФОРМАТОР Княгиня Ольга, в крещении княгиня, правившая Киевской Русью с 945 до 964 года после гибели мужа, Великого.
ПРАВЛЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
Презентацию выполнил ученик 7 класса Хаупшев Илья.
Кнегиня Ольга Первая встреча князя Игоря с Ольгой. Худ. В. К. Сазонов.
Тема проекта: «Христианство на Руси» Автор проекта: Семенова Мила Ученица 4-го класса Основной школы 90 г.Нижний Новгород.
Мудрая княгиня Ольга
Псковская земля Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, из деревни, Выбутской, что в 12 км выше по реке Великой от города Пскова. Деревня эта.
Презентация на тему: «Княгиня Ольга» Подготовила: Ващенко Ольга, ученица 10«б» класса.
Княгиня Ольга. По одной из легенд князь Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой в лесу, когда тот развлекался охотой. Решив переправиться через реку, он.
Презентация на тему: «Княгиня Ольга» Подготовила: Ващенко Ольга, ученица 10«б» класса.
Великая княгиня Ольга Презентация ученика 3 «А» класса 11 гимназии Абанцева Владислава.
Игорь Рюрикович. Игорь Игорь (возможно др.- исл. Ingvar, ок ) великий князь Киевской Руси, согласно летописной традиции сын Рюрика. Первый русский.
Проект учащихся 6 а класса Давыденко Виктории Фёдоров Александра Шерстобитова Ильи Руководитель Щекотихин С. Н.
« Как не было бы Святой Руси без веры православной, так не было бы великого князя Владимира без его бабушки, княгини Ольги ». В. Крупин.
Тема: Первые русские князья.. Цели проектной задачи: 1. Создать краткий, красочный интересный справочник о первых русских князьях. 1. Создать краткий,
Князь Игорь
Рюриковичи Князь Рюрик 862 построение городов, сосредоточение народонаселения. В 862 году Рюрик оставил Ладогу и пришел к Ильменю. Он раздал города мужам.
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Бразилии Великая женщина Руси.
Транксрипт:

Энциклопедическая справка Подготовила Вилявина Анастасия

Княгиня Ольга Княгиня Ольга (~ июля 969) – Великая Княжна Киевская, жена Великого Князя Игоря Рюриковича, после смерти которого, правила Русью за малолетством их сына Святослава. Имя Княгини Ольги находится в истоке русской истории, и связано с величайшими событиями основания первой династии, с первым утверждением на Руси христианства и ярких черт западной цивилизации. После смерти простой народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история - мудрой. Согласно самой ранней древнерусской летописи « Повесть временных лет », Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских. В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После убийства князя в 945 году восставшими древлянами, не пожелавшая выйти замуж вдова, возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь. Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью : « Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня ». По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы : во имя святого Николая над могилой первого киевского князя - христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше « Лучем Трисиятельного Божества » - на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба « три пресветлых луча ». Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году 11 июля ( ст. стиль ), завещав открыто совершить погребение ее по - христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.

Брак с князем Игорем и начало правления княгини Ольги По « Повести временных лет » Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году, то есть когда ей уже исполнилось 12 лет. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же « Повести », их сын Святослав родился только в 942 году. Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился « в области Псковской » и, желая перебраться через реку Великую, увидел « некоего плывущего в лодке » и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. " Первая встреча князя Игоря с Ольгой " В. К. Сазонов Ольга, уразумев помыслы Игоря, разжигаемого похотью, пресекла беседу его, обратившись к нему, точно мудрый старец, с таким увещанием :« Зачем смущаешься, князь, замышляя дело неисполнимое ? Слова твои обнаруживают твое бесстыдное желание надругаться надо мною, чего да не будет ! Я об этом и слышать не хочу. Прошу тебя, послушайся меня и подави в себе эти нелепые и позорные помышления, которых нужно стыдиться : вспомни и подумай, что ты князь, а князю для людей должно быть, как правителю и судье, светлым примером добрых дел ; ты же теперь близок к какому беззаконию ?! Если сам ты, побежденный нечистою похотью, будешь совершать злодеяния, то как же ты будешь удерживать от них других и судить справедливо своих подданных ? Оставь такое бесстыдное вожделение, которого гнушаются честные люди ; и тебя, хотя ты и князь, последние могут возненавидеть за это и предать позорному осмеянию. Да и то знай, что, хотя я и одна здесь и бессильна по сравнению с тобой, ты все - таки не одолеешь меня. Но если бы даже ты мог и одолеть меня, то глубина этой реки мне тотчас же будет защитой : лучше мне умереть в чистоте, похоронив себя в сих водах, чем быть поруганным моему девству ». Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть « светлым примером добрых дел » для своих подданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил « дивную в девицах » Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней. После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом : родился сын Святослав. Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом.

Месть княгини Ольги древлянам Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа : 1- я месть княгини Ольги : Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов - послов закопали живьем вместе с ладьёй. И, склонившись к яме, спросила их Ольга : Хороша ли вам честь ?». Они же ответили : Горше нам Игоревой смерти ». И повелела засыпать их живыми ; и засыпали их.. 2- я месть : Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней. " Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря " Эскиз В. И. Сурикова, я месть : Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян. 4- я месть : В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век ) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном. После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Правление княгини Ольги Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, назначая там уроки ( своеобразная мера дани ), после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему « погостов » - центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей ; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси ( первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги ), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель - новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др. В 945 Ольга установила размеры « полюдья » - податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты - « оброки » и « уставы ». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор - « тиун ». На реке Пскове, где она родилась, Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы. Константин Багрянородный в сочинении « Об управлении империей » ( гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что « приходящие из внешней Росии в Константинополь манок силы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии ». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников. Житие так повествует о трудах Ольги : « И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых ; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим ; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения ». Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа. Автор « Степенной книги » пишет : « Подвиг ее ( Ольги ) в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания ». Преподобный Нестор летописец повествует : « Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа ».

Крещение святой равноапостольной княгини Ольги « Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа » Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги « хождением », оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. « Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге », - повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт ( ), а восприемником был император Константин Багрянородный ( ), оставивший в своем сочинении « О церемониях византийского двора » подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. " Крещение княгини Ольги в Константинополе " Акимов Иван На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний : « Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград : во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос ». Летописное сказание о предшествовавших крещению Ольги событиях весьма своеобразно. Вот Ольга ждет, ждет долго, месяцами, когда ее примет император. Ее достоинство великой княгини получает тяжкое испытание, как и испытывается ее стремление получить истинную веру, стать сопричастной вере через Святое Крещение. Главное испытание – перед самим крещением. Это знаменитое « предложение руки и сердца » восхищенного русской княгиней византийского императора. И летописная версия, думается, не точна. По ней, по летописи Ольга укоряет императора, как, мол, можно думать о браке до крещения, а вот после крещения – посмотрим. И просит императора быть ее восприемником, т. е. крестным отцом. Когда же после крещения император возвращается к своему брачному предложению, Ольга напоминает ему, что брака между « кумовьями » быть не может. И восхищенный император восклицает : « Перехитрила ты меня, Ольга !» В этом сообщении есть безусловная историческая основа, но есть и искажение, возможно, « по разуму » сохранивших предание. Историческая правда угадывается в следующем. На троне « всемирной » Византийской империи был тогда Константин Порфирогенет ( т. е. « Багрянородный »). Это был человек более чем незаурядного ума ( он автор знаменитой книги « Об управлении империи », в которой содержится и известие о начале Российской Церкви ). Константин Порфирогенет был прожженный политик и политик удачливый. И уж, конечно, он был достаточно образован, чтобы помнить о невозможности брака между крестным отцом и крестной дочерью. В этом эпизоде видна « натяжка » летописателя. Но, правда в том, что « предложение руки и сердца » скорее всего, было. И было оно, вероятно, вполне в духе знаменитого византийского коварства, а не простодушного восхищения « варварской », в восприятии византийца, княгиней далекой Руссии. Поставило же это предложение русскую княгиню в весьма неприятное положение.

Вот какова должна была быть подлинно « византийская » по хитрости суть императорского « предложения руки и сердца », его подтекст. " Княгиня Ольга. Крещение " Сергей Кириллов Первая часть триптиха Святая Русь « Ты, пришелица, княгиня далекого, но мощного государства, которое населяют честолюбивые воители, не раз уже потрясавшие стены « столицы мира » Царьграда, где сейчас ты ищешь истинной Веры. О том, каков воин твой сын, Святослав, слава гремит по всем странам и нам известна. И о тебе мы знаем, сколь ты сильна духом, властная рука твоя держит в покорности множество племен, населяющих твою землю. Так зачем же пришла ты, княгиня из рода завоевателей - честолюбцев ? Действительно ли ты хочешь получить истинную Веру и только ? Вряд ли ! И я, император, и мой двор подозреваем, что, приобретая крещение и становясь нам единоверной, ты хочешь приблизиться к трону византийских императоров. Посмотрим, как ты обойдешься с моим предложением ! Так ли ты мудра, как об этом идет слава ! Ведь отказать императору впрямую – это пренебрежение оказанной « варварке » честью, прямое оскорбление императорскому трону. А если ты, княгиня, несмотря на свой солидный возраст, согласишься стать императрицей Византии, то тогда ясно, зачем ты к нам пришла. Ясно, почему ты, несмотря на уязвленную гордость, месяцами ждала императорского приема ! Ты такая же честолюбивая и коварная, как и все твои предки варяги. Но мы не допустим, чтобы вы, варвары, были на троне благородных ромеев. Ваше место – место наемных воинов - служить ромейской империи ». Ответ Ольги прост и мудр. Ольга не только мудра, но и находчива. Благодаря своему ответу, она сразу получает искомое – Крещение в Православную Веру. Ее ответ – это ответ и политика, и христианки : « За честь породниться с великим Македонским ( так называлась правящая тогда династия ) императорским домом благодарю. Давай, император, породнимся. Но родство наше будет не по плоти, а духовное. Будь моим восприемником, крестным отцем !» « Мне, княгине, и нам, русским христианам, нужна истинная, спасительная Вера, которой вы, византийцы, богаты. И только. А ваш залитый кровью, опозоренный всеми пороками и преступлениями трон нам не нужен. Мы будем созидать свою страну на основании общей с вами Веры, а остальное ваше ( и трон тоже ) пусть остается у вас, как данное Богом на ваше попечение ». Такова суть ответа святой Ольги, который открыл ей и России путь к Крещению. Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись : « Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня ». В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами - началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого Киевского князя - христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы. Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба « три пресветлых луча ». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески : « Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем ». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова - славного града русского, именовавшегося с тех пор « Домом Святой Троицы ». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому. 11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии - Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано : « Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне ». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников.

Последние годы жизни святой княгини Ольги Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев « возненавидели Премудрость », как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. « Повесть временных лет » так повествует об этом : « Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал ; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним... Ольга часто говорила : « Сын мой, я познала Бога и радуюсь ; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться ». Он же, не слушая сего, говорил : « Как я могу захотеть один веру переменить ? Мои дружинники этому смеяться будут !» Она же говорила ему : « Если ты крестишься, все так же сделают ». Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям. Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Святая равноапостольная княгиня Ольга Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда - то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди : « Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь ? Ища чужого, кому поручаешь свое ? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, - я ожидаю скорой кончины - отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую ; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе : сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу : не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена ; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай ; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело ; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны ; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню ». « Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, « и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди ». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание. Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху. Великая Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег ( Хельги ), что означает « святой ». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу - Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен - премудрость. Христианское имя святой Ольги - Елена ( в переводе с древнегреческого « Факел »), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга ( Елена ) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской Руси.