Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Advertisements

Классификация звуков речи Вопросы 1.Принципы классификации звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных звуков. 2.Классификация.
Фонетика. Гласные звуки Урок русского языка в 5 классе.
Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА Доц. Антропова М.Ю.. ПЛАН 1.ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ. 2. ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ. 3. ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ. 4. ЛИНЕЙНЫЕ (СЕГМЕНТНЫЕ)
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Правильная артикуляция сонорных звуков учителя – логопеды Иванова Н.Н. Товстик И.Н. г.Новокузнецк Методическое объединение воспитателей логопедических.
1 Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации,
ЗВУКИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Содержание Что такое звуки речи Звуки речи и речевой аппарат Три части периферического речевого аппарата Как образуются звуки речи?
ТРИ АСПЕКТА ЗВУКОВОЙ РЕЧИ ЗВУК АКУСТИЧЕСКИЙ (физический) аспект: звук - колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ.
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Лекция двенадцатая. Звучащая речь, как сложное материальное явление, реализуется в единстве его важнейших аспектов: артикуляционного (анатомо- физиологического),
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Фонетические единицы языка.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ НОРМА и НАРУШЕНИЯ. Профиль органов артикуляции.
Дислалия Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Лекция одиннадцатая. ФОНЕТИКА (от др.-греч. phone 'звук, голос') наука о «звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих единицах.
Фонетика изучает звуки речи (выделяются квадратными скобками), ударение и слоги. Произнесём звук П Какие органы участвовали в образовании звука? Произнесём.
Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов.
ЗВУКИ В ПОТОКЕ РЕЧИ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГЛАСНЫХ В ПОТОКЕ РЕЧИ Гласные звуки под влиянием соседних согласных сильно изменяются.
Транксрипт:

Чем определяются акустические, артикуляционные и функциональные отличия гласных и согласных звуков речи? Светашова Мария

Звуки речи, как и всякие другие звуки, являются результатом воздействия колебательных движений воздушной среды на слуховой аппарат человека. При образовании звуков речи в качестве источников звука выступают определенные участки речевого тракта при их рабойте во время речи.

Звуки речи, это - минимальные, далее неразложимые фонетические единицы. Они могут быть описаны в трех аспектах: с акустической, артикуляционной и функциональной (смыслоразличительной) стороны. Все звуки традиционно делятся на два основных разряда: гласные и согласные.

В.А.Богородицкий (Российский лингвист, доктор филологических наук, профессор) называл гласные «рта- раскрывателями», а согласные – «рта- смыкателями».

Артикуляционная классификация рассматривает звуки речи с точки зрения их произношения. Артикуляция – это рабойта органов речи: легких; дыхательного горла; гортани; голосовых связок; полости рта, губ, языка и др. Артикуляция состоит их трех моментов: экскурсии, выдержки и рекурсии. Экскурсия – это начальный момент, когда органы речи готовятся к произношению. Выдержка, или центральный момент, - это момент произношения звука, его звучания. Рекурсия – заключительный момент, когда органы речи завершают произношение.

Классификация гласных звуков по их артикуляции строится на различных признаках: 1. Подъем звука (нижний, средний, верхний) определяется степенью приподнятости языка к нёбу. 2. Ряд звука: передний, средний и задний. 3. По участию губ гласные делятся на губные и негубные.

Нижний подъем у звука [а]: язык не поднимается, и гласные получаются широкими, потому что остается бойльшое пространство в полости рта. Средний подъем языка у звуков [э], [о]. Верхний подъем, когда язык занимает крайнее верхнее положение, имеют звуки [и], [ы], [у]. Их еще называют узкими гласными, потому что проход для звука узкий.

Ряд - движение языка по горизонтали. По горизонтальному движению языка выделяют гласные переднего, среднего и заднего ряда. При образовании гласных переднего ряда [и], [э] приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда [у], [о] приподнимается задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда [ы], [а] язык либой приподнимается средней частью к средней части неба, либой лежит плоско.

Огубление – артикуляция звуков, при которой губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Гласные нелабиализованные (непогубленные, негубные): [а], [э], [и], [ы]; лабиализованные (погубленные) [о], [у]. Степень огрубленности может быть меньшей [о] и бойльшей [у].

Воспринимаемые нами различия согласных звуков русской речи связаны с особенностями их образования. В основе описания особенностей образования согласных звуков русского языка лежат три принципа: 1) способ производства звука (способ артикуляции), 2) место образования звука в речевом тракте (место артикуляции), 3) участие/неучастие в образовании согласного звука голосового источника (тоновая составляющая).

Место образования согласных звуков определяется по тому, где в артикуляторном тракте при производстве этого звука образуется преграда на пути прохождения воздушной струи. По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные. По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные,нёбно-зубные, средне- нёбные и задне-нёбные.

Произнесение некоторых согласных звуков в русском языке может сопровождаться дополнительной артикуляцией, которая выражается в подъеме средней части языка к твердому небу. Палатализация отличает в русском языке мягкие согласные. К дополнительной артикуляции относится и включение в процесс производства согласного звука полостью носа. Эта артикуляция в русском языке отличает носовые согласные и обеспечивается тем, что в процессе производства звука опускается небная занавеска и поток воздуха из гортани свобойдно проходит через нос, что придает звучанию особый оттенок.

1) Взрывные, при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б'], [п'], [д'], [т'], [г'], [к']. 2) Щелевые, при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. В русском языке это –[в], [в'], [ф], [ф'], [з], [з'], [с], [с'], [ж], [ ж̅' ], [ш], [ ш̅' ], [х].

3) Аффрикаты, при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч'] и [ц]. 4) Дрожащие согласные, или вибрирующие, при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р'].

5) Смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л'], [м], [м'], [н], [н']. Звуки [л] и [л'] называют бойковыми (меж бойковыми краями языка и зубами образуются щели, выпускающие воздух). Звуки [м], [м'], [н], [н'] называют носовыми. (либой смыкаются губы, либой язык прижимается к верхним зубам и воздух выходит только через нос)

Гласные Согласные Подъём звука Ряд звука ОгублениеСпособ артикуляции Место артикуляции Тон Нижний, средний, верхний Передний, средний, задний Губные, негубные Взрывные, щелевые, аффрикаты, дрожащие, смычно- проходные Пассивные (зубные, нёбно- зубные, средне- нёбные, задне- нёбные), активные (губные, язычные) Сонор- ные, шумные

Звучность Сила Высота Акустическая классификация Вокальные и не- вокальные звуки. Вокальными являются гласные и сонорные согласные, а не вокальные – шумные согласные. Консонантные, не- консонантные. Консонантные – слабые звуки, к ним относятся все согласные, а неконсонантные – это сильные звуки, к ним относятся все гласные. Высокие и низкие. К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все остальные.

Сонорные характеризуются тем, что в составе этих звуков голос преобладает над шумом. В современном русском языке к ним относятся: [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']. Шумные согласные характеризуются тем, что их акустической основой является шум, однако есть шумные согласные, которые образуются не только с помощью шума, но при некотором участии голоса. Среди шумных различаются шумные глухие и шумные звонкие.

Шумные звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж], [ ж̅']. Шумные глухие образуются с помощью шума, без участия голоса. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к'], [п], [п'], [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [ц], [ч'], [ш], [ш̅'].

Большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б'] – [п'], [в] – [ф], [в'] – [ф'], [д] – [т], [д'] – [т'], [з] – [с], [з'] – [с'], [ж] – [ш], [г] – [к], [г'] – [к']; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅'], [ц], [х], [х'], [ч'].

Функциональная (смыслоразличительная) классификация заключается в том, что звук может различать звуковые обойлочки слов и их форм. Наименьшие звуковые единицы языка, посредством которых различается смысл слова, называются фонемами. Например, звуковые обойлочки слов лом, сом, ром, дом различаются фонемами,,,, а слова вол, вал- фонемами,.

Гласные звуки образуются при участии голоса, в то время как согласные представляют собойй шумы. Гласные могут занимать ударную или безударную позицию и образуют слоги в отличие от согласных, которые слогообразующей функцией не обладают. Гласные определяют ритмическую организацию звучащей речи и характеризуются бойлее выраженной, по сравнению с согласными, интенсивностью и долготой звучания.

Гласные и согласные звуки отличаются рядом особенностей: 1) акустикой: гласные образуются только голосом; согласные – либой сочетанием голоса и шума; либой только шумом; 2) артикуляцией: при образовании гласных органы речи не создают преграды, поэтому воздух свобойдно проходит в полость рта; при образовании согласных органами речи создается преграда; 3) со смыслоразличительной стороны согласные обладают бой́большими различительными особенностями, нежели гласные.

foneticheskaya-sistema-russkogo-yazyka-akusticheskaya-i- artikulyatsionnaya-kharakteristika-glasnykh-i-soglasnykh-zvukov- foneticheskie-cheredovaniya-teoriya-sloga-kratko foneticheskaya-sistema-russkogo-yazyka-akusticheskaya-i- artikulyatsionnaya-kharakteristika-glasnykh-i-soglasnykh-zvukov- foneticheskie-cheredovaniya-teoriya-sloga-kratko htm soglasnyx-zvukov/ soglasnyx-zvukov/ %D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 %D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0% B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_ %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0 %B2%D0%B8%D1%87 D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0% B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_ %D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0 %B2%D0%B8%D1%87