Различие шрифтов по начертанию

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ШРИФТЫ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШРИФТОВ начертание : прямой, курсивный ; насыщенность : светлый, полужирный, жирный ( отношение толщины штриха к ширине.
Advertisements

ЧТО, ЗАЧЕМ И ДЛЯ ЧЕГО Текст и шрифт. Основные вопросы 1. Элементы шрифтов. Элементы шрифтов. 2. Виды шрифтов. Виды шрифтов. 3. Подбор шрифтов.
Презентация к уроку по изобразительному искусству (ИЗО, 8 класс) по теме: Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по программе В.С.Кузина . Тема "Шрифт".
Основы шрифтовой графики Тема 5. История развития русских шрифтов. Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь. Гражданский петровский шрифт. Лекция 11.
Повторение. По чертежу детали проанализируйте линии чертежа и запишите в тетради буквы, определяющие: 1)сплошную основную, 2)сплошную тонкую 3)штриховую.
ОТ НЕМЕЦКОГО «SHCRIFT» – ПИСЬМО, НАЧЕРТАНИЕ БУКВ. Шрифт.
Основы шрифтовой графики Лекция 3. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Основные правила оформления визуальной информации для детей Требования к шрифтовому оформлению Требования к изображениям.
Графика кириллицы и её изменения Выполнила: Лескова Мария, учащаяся 10 класса «Б». МОУ-гимназия г. Переславля-Залесского, 2005.
Повторение. По чертежу детали проанализируйте линии чертежа и запишите в тетради буквы, определяющие: 1)сплошную основную, 2)сплошную тонкую 3)штриховую.
Учитель русского языка и литературы школы 340 Смирнова Н.А. 900igr.net.
Учитель русского языка и литературы школы 340 Смирнова Н.А.
ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ И ШРИФТА Шрифт. Шрифт – графическая форма определенной системы письма, алфавит, в котором изображение букв и других письменных.
Основные понятия, связанные с текстом Тема 13. Теория.
Русский язык 6-11 классы, общеобразовательный уровень. Раздел «История языка». Тема: «История письменности на Руси» (ознакомление). Вводный урок. Автор.
Тема урока:. 1. Исходя из материалов прошлого урока, рассказать о житие Кирилла и Мефодия; 2. Познакомиться с историей возникновения славянских азбук.
Основы шрифтовой графики Лекция 1. Тема 1. Введение. Понятие шрифта. Терминология. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра.
Выполнил: Ученик 10 класса Мовсюмзаде Гадир. Две славянские азбуки: кириллица и глаголица. Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники.
Основы шрифтовой графики Тема 4. Письмо раннего средневековья. Каролингский минускул. Готическое письмо. Письмо эпохи возрождения. Гуманистическое письмо.
Письменность есть исповедь народа Презентация к исследовательской работе Выполнил ученик 7а класса МКОУ Алдущенко Иван «Средняя общеобразовательная школа.
Транксрипт:

Выполнила: студентка гр.Р Чекалина Д.А Преподаватель: Котлярова Е.С.

Определение Шрифт графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

Классификация шрифтов По начертанию Прямой шрифт Широкий шрифт Курсивный шрифт

По плотности Нормальный шрифт Широкий шрифт Узкий шрифт

По насыщению Светлый шрифт Полужирный шрифт Жирный шрифт

История Латинского шрифта В XI веке до н.э. финикияне сосредоточили в своих руках большую часть торговли Средиземного моря, в результате чего, алфавит распространился в районы, заселенные греками. Переняв финикийский алфавит, состоявший из 22 согласных и полусогласных знаков, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка. Их знаки отличались большой ясностью и геометрической простотой форм.

Капитальное квадратное письмо Для него характерны следующие признаки: большинство букв имеют такие пропорции, при которых они вместе с засечками вписываются в квадрат: буквы поставлены свободно, разрывов между словами нет, строки располагаются на расстоянии, равном высоте букв; угол письма равен 25 30°; орудиями письма могли быть калам или тростниковое перо, птичьи и бронзовые перья.

Капитальное рустическое письмо Ему присущи вытянутые пропорции букв (5:3), очень тонкие вертикали и жирные горизонтальные штрихи. Это объясняется большим углом наклона пера. Письмо также сплошное. Позднее слова в некоторых случаях разделяются точками. Промежутки между строками равны половине высоты буквы. Угол письма не меньше 60°. Орудия письма и дукт те же, что и в квадратных капиталах. Оба варианта римского письма маюскульные (scriptura majuscula).

Унциальное письмо Унциал отличается округленностью форм. Являясь каллиграфическим вариантом первоначального минускула, унциал обретает заметные выносные линии. Пропорции букв близки к квадрату, но некоторые буквы по ширине больше, чем по высоте. Вертикали и округлые элементы выведены жирно. Расстояние между строками не менее высоты строки. Письмо сплошное. Угол письма незначительный или равен 0°. Дукт многих знаков изменился с изменением формы.

Письмо раннего средневековья Это письмо отличается значительным разнообразием. Раздробленность раннесредневековой Европы привела к появлению различных национальных особенностей письма молодых «варварских» народов, унаследовавших письмо римское. Общий уровень образования сильно сократился по сравнению с античностью, сократилось и число грамотных людей. Центрами письма становятся монастырские скриптории. Изолированность этих скрипториев еще более усугубляла такое разнообразие. В романизированных странах и самой Италии развитие письма в VI – VIII веках шло от многообразия к унификации. И к концу VIII века процесс этот завершился образованием единого типа письма.

Поскольку в эпоху раннего средневековья письмо стало привилегией монахов-профессионалов, которые придавали особое значение красивому письму, роль обычного письма сузилась. Получили дальнейшее развитие каллиграфические варианты. Унциал приобрел более минускульный характер. Новый римский курсив также регуляризировался в полу курсив и в конце концов изжил себя как в обычном, так и в канцелярском письме. К VIII веку первоначальный минускул через ряд промежуточных форм получает полное завершение в каролингском письме. Каролингский минускул проникает из книжного письма в документы и обычное письмо, вытеснив все другие разновидности. Это не коснулось других каллиграфических вариантов: кодексы, исполненные каролингским минускулом, содержат старые римские варианты каллиграфического письма - капитальное, унциальное в качестве выделительных строк, рубрик и инициалов.

Каролингский минускул Буквы каролингского минускула стали более прямыми, мелкими и сжатыми. Дукт в основном сохранился прежним. Несколько увеличился угол письма 15°. Письмо стало располагаться между четырьмя линейками. Выносные элементы, как правило, не меньше высоты самой строчной буквы, а часто значительно длиннее. Буквы стоят свободно, выписаны прямо. Слова более или менее разделены, но не всегда отчетливо. Полная дифференцированность букв позволила значительно уменьшить их высоту, а наличие выносных элементов увеличило междустрочное расстояние. Написание мелких букв было возможно не каламом, а специально заточенным птичьим пером, дававшим плавный нажим. Письмо стало более скорописным и экономичным. Каролингский минускул представлял собой самое рациональное и совершенное письмо из всех типов латинского средневекового письма.

Готическое письмо XIIXV веков В конце XI начале XII века письмо обрело иные черты. Хронологически этот процесс совпадает с готическим стилем в архитектуре и искусстве. Эта эволюция, происходившая в разных странах разновременно, привела в XIII веке к тому, что письмо повсеместно стало готическим. Оно не явилось чем-то новым в развитии латинской письменности, так как оставалось тем же строчным письмом, только излишне монотонным и вычурным по форме. Правда, письмо стало значительно экономичнее прежних. Нельзя не заметить и повышения декоративных качеств.

Существовало несколько основных видов готического письма: ротунда (круглоготическое письмо) в Италии; текстура (буквально тканье) и швабское письмо в Германии; фрактура во Франции и др. Различие их объясняется национальными и местными особенностями.

Под влиянием раннегуманистических тенденций появились различные смешанные виды бастарды.

Гуманистическое письмо антиква В XV веке в Италии выработался подвид готического письма готическая антиква, или «письмо Петрарки». Итальянский гуманист Франческо Петрарка считал, что его приходится более вырисовывать и что оно ослабляет и утомляет глаза. В разработанное им самим письмо положены формы каролингского минускула. Однако оно еще имело черты поздней готики. Потребовалось еще полстолетия на то, чтобы выработался завершенный тип гуманистического письма. Развитое гуманистическое письмо уже ничего общего не имело с готическим. Гуманисты полностью возродили каролингский минускул, придав ему засечки, подобные римскому маюскулу. Новое письмо вышло из кабинетов ученых и стало достоянием сначала писцов-профессионалов, придавших ему законченную каллиграфическую форму, а затем получило и всеобщее признание. Появились великолепные образцы каллиграфического курсива. Основывались светские школы и мастерские письма, где выполнялись «древним письмом» кодексы с творениями римских поэтов и философов, а также самих гуманистов. Наряду с новым письмом еще широко использовались все виды готического письма. С развитием книгопечатания рукописные шрифты антиквы стали служить образцами для печатных форм. Печатная книга воспроизводила письмо в точности, но была в несколько раз дешевле. Так, рубеж XV и XVI веков стал датой смерти рукописной книги. Письмо оставалось жить как канцелярское, деловое и в личном обиходе.

Старинная антиква Появление этого шрифта по времени совпадает с эпохой Возрождения. Его характеризует значительная связь с техникой письма. Этим объясняется наличие наклонных наплывов в округлых элементах букв, покатых начал стоек строчных букв, контраст штрихов (1:2, 1:3). Основные штрихи и концы дополнительных имеют засечки с плавными закруглениями.

Переходная антиква По времени совпадает со стилем барокко. Переходной называется потому, что является промежуточной, переходной формой между старинной и новой антиквой. В принятом нами методе изучения и воспроизведения типографских форм в технике рисования широким пером угол наклона его в переходной антикве равен 15°, тогда как в ренессанс-антикве он равен 2530°. Поэтому начала стоек у минускульных букв имеют незначительную покатость или вовсе не имеют ее. Наклон наплывов в округлых элементах невелик. В маюскулах стойки букв имеют тонкие засечки с малым скруглением. Контраст штрихов больше, чем у старинной антиквы (от 1:4 до 1:7).

Новая антиква Возникла в эпоху классицизма. Ее отличает очень сильный контраст штрихов (1:10 и более). Наплывы округлых элементов вовсе не имеют наклона. Длинные тонкие засечки без скруглений оформляют стойки букв. Связи с рукописной техникой не ощущается. Однако характер шрифта этой группы можно передать пером, имеющим прямой срез или такой срез, при котором сохранялось бы привычное положение руки, а кромка среза легла строго горизонтально. Угол наклона пера при прямом срезе равен 0°. Прямые элементы легко воспроизводятся широким пером, округлые можно довольно точно рисовать ши­рококонечным пером меньшего размера в несколько приемов.

Египетский (брусковый) Его отличие заключается в одинаковой толщине всех элементов буквы и в наличии засечек в виде бруска. Впоследствии, изменяя пропорции элементов букв египетского шрифта, получили лучшие по рисунку варианты. Одним из таких подвидов египетского шрифта является шрифт типа кларендон.

Кларендон Отличается от египетского большим контрастом штрихов и округлостью засечек в местах соединения со штрихами. Лучшие варианты шрифтов этого вида приближаются по рисунку к старинной антикве и широко применяются в настоящее время. В прошлом веке и в начале нынешнего популярным был другой подвид египетского шрифта итальянский, в котором горизонтальные штрихи много толще вертикальных. По характеру он походит на рустику Древнего Рима. И в наше время он довольно часто применяется в оформительском искусстве и рекламе. Однако удобочитаемостью он не отличается и, следовательно, использовать его следует умеренно.

Гротеск Этот тип шрифта отличает равная толщина всех элементов букв и отсутствие засечек. Разнообразие рубленых шрифтов достигается за счет нюансировки соотношений штрихов, изменения пропорций букв (плотности и насыщенности). В настоящее время рубленые шрифты составляют большую семью с широчайшей областью применения.

Антиква-гротеск Шрифты этой группы имеют одинаковое или малоконтрастное соотношение основных и дополнительных штрихов, как у гротеска, короткие закругле­ния или небольшие утолщения на концах стоек, напоминающие засечки антиквы. Эта форма очень древняя, аналоги встречаются в греческих и римских эпиграфических шрифтах.

Ленточная антиква Современной модификацией антиквы является ленточная антиква. Она имеет целиком антиквенные пропорции, соотношение основных и дополнительных штрихов, но отличается от антиквы отсутствием засечек. Разнообразия шрифтов этой группы также можно добиться, изменяя характер начертания.

Антиква пером В последние годы широкое распространение получили шрифты антиквы, оформленные ширококонечным пером или плоской кистью. Рукописные формы этих шрифтов как нельзя лучше подходят для художественно- оформительских работ, так как легко воспроизводятся шрифтовыми инструментами и кистями.

История русского шрифта Древнерусскими называют все рукописные и первопечатные шрифты со времени возникновения и вплоть до конца XVII начала XVIII века, то есть до образования новой графики письма и гражданского шрифта. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий, уроженцы города Солуни в Македонии. Славянский язык был их родным языком, воспитание и образование они получили греческое. В качестве миссионеров- проповедников братья были посланы в Хазарию, где, как указывает летопись, им довелось видеть у одного «русина» Евангелие и Псалтырь, написанные «русьскими письмены». Сведения о том, что славяне до принятия христианства уже имели какую-то свою систему письма для гадания и счета «чертами и резами», дошли до нас из упоминаний Черноризца Храбра. Имевшимся у восточных славян фигурным письмом, видимо, трудно было передавать понятия распространявшейся новой религии христианства, из-за чего, по словам Храбра, им приходилось пользоваться знаками латинскими и греческими «без устроения», то есть несистематизированной азбукой.

Глаголица Наряду с кириллицей существовала другая азбука глаголическая. На Руси глаголица продержалась недолго и в конце концов была полностью вытеснена кириллическим письмом.

Устав Ранняя каллиграфическая форма кириллицы. Буквы устава имели почти квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью форм. В строке они расставлялись свободно, промежутков между словами не было. Расстояние между строками равно или несколько больше корпуса буквы. Знаки широкого, жирного начертания, за исключением нескольких узких, закругленных букв. Буквы З, У, Р, X, Ц, Щ имеют сильные выносные элементы, которые несколько оживляют монотонность всего письма. Уставное письмо довольно трудоемко для написания. Начертание букв устава требовало частой смены положения орудия письма. Таким образом, они больше рисовались пером, чем писались. Концы стоек букв оформлялись короткими засечками, другие концевые элементы в виде треугольных наплывов или утолщений. Угол наклона пера менялся в процессе письма в зависимости от формы той или иной буквы. Монументальные формы устава повторяли греческие образцы, были малоконтрастными и имели засечки треугольного вида.

Полуустав Разновидность кириллического письма. Имеет общую более светлую картину, буквы округлее и мельче. Слова и предложения разделены четкими промежутками. Появляется много сокращений под титлами, различные надстрочные знаки, ударения и целая система знаков препинания. Начертание более простое, пластичное и быстрое, чем в уставном письме. Меньше контраст штрихов. У некоторых букв несколько видоизменился дукт. Под влиянием стабилизировавшегося положения пера улучшилась ритмичность строк. Письмо приобретает заметный наклон, каждая буква как бы помогает общей ритмической направленности вправо. Засечки встречаются редко, концевые элементы у ряда букв оформляются штрихами, по толщине равными основным.

Скоропись