Антропосоциогенез 1.Понятие антропосоциогенеза. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Место вида Homo sapiens.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К. Линней говорил лишь о сходстве, но не о родстве. Ж.-Б. Ламарк еще в начале ХIX века высказывал предположение о родстве человека и.
Advertisements

Происхождение человека Выполнила: Кондрашова Ангелина.
Проблема соотношения биологического и социального: антропосоциогенез 1.Понятие антропосоциогенеза. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях.
Презентация на тему: «Происхождение человека.» Выполнила: Выполнила: Мазирко Е. Мазирко Е.
Антропогенез - эволюция человека.
1. Хорда; 2. Нервная трубка на спинной стороне зародыша; 3. Жаберные щели в глотке.
Надцарство Эукариоты Царство Животные Подцарство Многоклеточные животные Тип Хордовые Подтип Позвоночные Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд.
Дитя Земли Цель работы: о пределить место человека в системе органического мира. Задачи: Изучить информацию по данной теме в учебнике и дополнительной.
Современные взгляды на развитие человека.. Широко распространено мнение, что человек произошел от человекообразных обезьян. Но это не совсем верно. Развитие.
Стадии эволюции человека. Задание Составить обобщенную таблицу по теме: «Стадии эволюции человека и их характеристика» СтадияГруппыХронологич еский возраст.
Урок: Доказательства эволюционного происхождения человека Цель: познакомить с историей научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека.
Учитель биологии Носовец Ю.А.. Вопрос происхождения человека всегда интересовал людей. У разных народов и племен существуют различные легенды, придания,
Эволюция приматов «Свет да будет пролит на происхождение человека и его историю» Ч. Дарвин.
Движущие силы антропогенеза. Социальные и биологические факторы.
Цели: Обобщить, углубить и систематизировать знания о доказательствах происхождения человека от животных; Проверить усвоение знаний о стадиях эволюции.
Тема урока: Происхождение человека. Этапы его становления.
Сегодня все знают, что «человек произошел от обезьяны». Эта фраза говорит о том, что когда-то Природа создала первобытную обезьяну. И эта обезьяна в ходе.
БИОЛОГИЯ. Человек и его здоровье. Биология – наука о жизни Биология изучает живую природу –организмы, вымерших и ныне населяющих нашу Землю, их строение.
§ 47. Первые и современные люди 9 класс биология.
Происхождение человека. Подготовили: ученицы 9 «В» класса: Медведева Ирина Хохрина Алина Петрова Татьяна.
Транксрипт:

Антропосоциогенез 1. Понятие антропосоциогенеза. Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. Место вида Homo sapiens в иерархии живого. 2. Эволюция мозга. 3. Генетический и лингвистический каналы информации. Проблема происхождения человеческого языка.

Антропосоциогенез от греч. anthro- pos человек, лат. societas общество и греч. gene-sis происхождение) - происхождение и эволюция человека, становление Homo sapiens как вида в процессе формирования общества. Первые представители семейства гоминид (семейство приматов, куда входит человек и его непосредственные предки, в частности человек умелый и прямоходящий) появились около 5 млн. лет назад.

Антропосоциогенез. Вся всемирная история мысли - в значительной степени - серия попыток отделить человека и общество от мира животных. Предлагаемые критерии: разум, сознание, двуногость, свободная рука, создание орудий, лицевой угол, вес и объем мозга, отношение квадрата мозга к весу тела.

Антропосоциогенез. Платон: человек – "двуногое без перьев, имеющее широкие ногти» Аристотель: главная черта, анатомически отличающая человека от животного в том, что у человека две ноги. Гегель: «рука есть тот великий орган, которым не обладает животное, и то, что я охватываю ими, может само стать средством, которым я хватаю дальше».

Антропосоциогенез. Декарт, Гоббс, Гегель: разум, сознание, членораздельную речь. Гельвеций: человек – это животное, обладающее особой внешней организацией, руками и пользующееся орудиями и оружием. Юм: человек – это разумное животное, обладающее технической сноровкой и способностью создавать искусственную среду.

Место Homo sapiens в иерархии живого Тип Хордовые В эмбриональном развитии хорда; жаберные щели в полости глотки; нервная трубка на спинной стороне; двусторонняя симметрия тела; Подтип Позвоночные Позвоночный столб; сердце на брюшной стороне тела; две пары свободных конечностей; формирование черепа и челюстного аппарата; 5 отделов головного мозга; Класс Млекопитающие Теплокровность; развитие млечных желез; наличие волос на поверхности тела; потовые и сальные железы кожи; наличие диафрагмы; 5 отделов позвоночника; 4-х камерное сердце; Подкласс ПлацентарныеРазвитие детеныша внутри матки и питание его через плаценту; Отряд Приматы Расположение глаз в одной плоскости (объемное зрение); конечность хватательного типа (один палец противопоставлен четырем); ногти; одна пара сосков; хорошо развитые ключицы; рождение обычно одного детеныша; замены молочных зубов; Подотряд Высшие приматы Развитые лобные доли головного мозга; плоские ногти; редукция хвостового отдела позвоночника; наличие аппендикса; 4 основные группы крови; развитие мимической мускулатуры; слабо развитая обонятельная зона; большое число извилин коры больших полушарий; СемействоHomo Люди (вымершие австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец) ВидHomo Sapiens Прямохождение; мощная мускулатура нижних конечностей; сводчатая стопа; подвижная кисть руки; позвоночник с 4 изгибами; широкий таз, расположенный под углом 60 о к горизонтали; крупные кости мозгового и мелкие лицевого черепа; плечевой сустав, обеспечивающий движение до 180 о ; ограниченная плодовитость (вид с самой медленной сменой поколений); плоская грудная клетка; большой палец нижних конечностей приблизился к остальным и принял на себя функцию опоры

Стадиальная концепция антропосоциогенеза Признаки Австралопитековы е, австралопитек Человек умелый Древнейшие люди, питекантроп синантроп Древние люди, неандерталец Новые люди, кроманьонец, современный человек Возраст 5 млн.2 – 3 млн.2 млн. – 200 тыс. 250 тыс. – 35 тыс. 50 – 40 тыс. Внешний вид Масса до 50 кг, рост до 150 см, руки свободны, прямохождение Фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы не отведен в сторону Рост около 160 см, массивный костяк, положение тела полусогнутое Рост 155 – 165 см, коренастые люди, ходили несколько согнувшись Рост около 180 см, физический тип современного человека

Стадиальная концепция антропосоциогенеза Признаки Австралопитеков ые, австралопитек Человек умелый Древнейши е люди, питекантроп синантроп Древние люди, неандерталец Новые люди, кроманьонец, современный человек Объем мозга, см до 1400 около 1400 Череп Массивные челюсти, небольшие резцы и клыки Зубы человеческого типа Кости черепа массивные, лоб покатый, надбровные валики выражены Скошенный лоб и затылок, большой надглазничный ый валик, подбородочный выступ слабо развит Мозговой череп преобладает над лицевым, сплошной надглазничныйый валик отсутствует, подбородочный выступ хорошо развит Орудия труда Систематическое использование естественных предметов Изготовлени е примитивны х орудий труда Изготовлен ие хорошо выделанных орудий труда Изготовлени е разнообразных каменных орудий труда Изготовление сложных орудий труда и механизмов Образ жизни Стадность, охота, собирательство Кооперирование во время охоты и групповая защита Обществен ный образ жизни, поддержание огня, примитивна я речь Коллективна я деятельность, забота о ближнем, продвинутая речь Настоящая речь, абстрактное мышление, развитие сельскохозяйственного и промышленного производства, техника, наука, искусство

Антропогенез Факторы отказа от стадиальной теории происхождения человека: большой временной разрыв между появлением характеристик гоминидной триады; передатировка многих палеонтологических остатков; обозначились противоречия по поводу азиатского и африканского центров гоминизации; неясна роль неандертальца в формировании современного человека.

Концепция «митохондриальной Евы» Американский исследователь А.Уилсон, совместно с коллегами из Калифорнийского университета, предложил гипотезу «Африканской Евы»: эволюция всех типов мДНК может быть прослежена от одного типа - женщины, жившей в Африке, южнее Сахары, примерно тыс. лет назад. Размер популяции, к которой принадлежала африканская Ева, составлял около 10–30 тыс. человек. Вывод базируется на анализе мирового распределения типов митохондриальной ДНК.

Геногеография "Геногеография" обозначает новую научную область на пересечении проблем генетики, географии, эволюции и истории. Тотальный генофонд хранит в себе следы всех когда-либо проходивших в нем процессов. Что может влиять на частоты генов? миграции; смешение этносов; воздействие природной среды; болезни.

Антропосоциогенез Принципиальное отличие нового качества, полученного в ходе антропосоциогенеза - качественно иной тип взаимоотношений особи с окружающей средой, основанный на систематическом производстве орудий труда искусственными средствами их обработки.

Антропосоциогенез Биологические факторы антропогенеза: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция и естественный отбор. Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Антропосоциогенез Доказательства продолжения биологической эволюции человека в настоящее время: сохраняются некоторые формы естественного отбора; происходит историческое изменение психофизических функций; углубляется дифференциация на группы по биологическим параметрам; возрастает роль эмоциональных, волевых и других психологических факторов.

Эволюция мозга На заключительных этапах антропосоциогенеза определенную роль играет не масса мозгового вещества, сколько его структура. В связи с орудийной деятельностью увеличение мозга началось сразу в двух очагах: нижнем теменном и нижнем лобном. Далее формировались новые эпицентры - зоны, находящиеся в месте смыкания частей коры, отвечающие за переработку в комплексном виде информации, поступающей извне. Последняя зона роста - лобные доли.

Мозг Карл Фридрих Гаусс 2400 (1492) Оливер Кромвель 2300 (2200) Иван Тургенев 2012 Сергей Есенин 1920 Жорж Кювье 1872 Людвиг ван Бетховен 1750 Иван Павлов 1653 Иммануил Кант 1600 Дмитрий Менделеев 1571 Лев Троцкий 1568 Леонид Собинов 1567 Константин Станиславский 1505 Андрей Сахаров 1440 Мерилин Монро 1422 Франц Шуберт 1420 Максим Горький 1420 Константин Циолковский 1372 Владимир Ленин 1340

Мозг Для мозга характерна структурная, функциональная и информационная избыточность, за счет этого достигается гибкость, устойчивость, надежность функции. Функциональная единица мозга – не отдельная клетка, а их объединение – нейронный ансамбль.

Мозг Глиальные клетки: определяет процессы образования изолирующей оболочки вокруг нейронов. играет важную роль в клеточных процессах обучения и памяти. Однако до конца этот клеточный механизм пока не известен. участвуют в образовании новых синапсов.

Мозг

Гипотезы В современной науке сформировался ряд новых гипотез относительно причин эволюции мозга: жизнь в воде; мутации в клетках мозга гоминид, вызванные вспышкой Сверхновой звезды или инверсией геомагнитного поля; тепловой стресс, приведший к появлению мутанта среди гоминид.

Речевой филогенез Существуют два пути передачи информации от одного индивида к другому. 1. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КАНАЛ. Передача от родителей к детям информации, закодированной в ДНК. Прогрессивные изменения этой информации называют «соматической эволюцией». 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КАНАЛ. Передача информации от одного индивида к другому через нервную систему путем подражания или обучения, с использованием языка или без него. Прогрессивные изменения этой информации называются «экзосоматической» (вне телесной) эволюцией.

Речевой филогенез Культура обладает биологическим аспектом, поскольку становится возможной благодаря изменениям нервной системы, происходящим в ходе соматической эволюции. Здесь можно различить несколько этапов: контроль над нервными функциями, определяющими поведение, передается от более древних к более новым отделам нервной системы; поведение становится все более изменчивым. животные, образующие социальные группы, согласуют свое поведение с действиями всей группы; животные начинают прямо обучаться путем подражания.

Речевой филогенез Отличия «настоящего» языка от языка животных: развитый синтаксис; отсутствие жесткой связи между сигналом и поведением; иерархичность построения; произвольность знаков и открытость.

Гипотезы речевого филогенеза Концепция звукоподражания: человек обрел язык, подражая звукам окружающей природы. Трудовая концепция происхождения языка, XIX век - Л. Нуаре, К. Бюхер: язык возник из звуков, сопровождающих совместную трудовую деятельность. Жестовая теория происхождения языка, ХIX век - В. Вундт, в XX веке Н.Я. Марр: до фоно- лексико-грамматической структуры языка создается невербальная протоязыковая система.

Речевой филогенез фоносемантика – исследование соотношения в языковом сознании звука и смысла: проблема связи речи и слова со значением решалась с 2 х позиций: А. звук значения не несет, набор фонов далеко не всегда совпадает в разных языках. Б. звуки речи в сознании говорящих вызывают какое-либо значение:

Фоносемантика луома-куома-туома бого-того-мога типи-рипи-дрипи -

Вывод Генетический и лингвистический каналы передачи информации эволюционируют по одним принципам (передача информации с изменением и отбор). Именно это обеспечивает глубокие аналогии в столь разных областях человеческого знания, как история и генетика.