ВЫПОЛНИЛА: БРОВКИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, МОУ «СОШ 22 С УИОП» «МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная мотивация, как показатель результативности образовательного процесса.
Advertisements

Методы и приёмы развития познавательной мотивации обучающихся В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие- нибудь.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Спроси себя: «Зачем я учусь?». В.А. Сухомлинский.
Приемы повышения эффективности учебной деятельности студентов.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения ученика к активной познавательной деятельности. Учебная деятельность школьников.
Семинар Формирование ключевых компетенций у учащихся МКОУ «ООШ с. Полевое »
Молчанова Л.А. учитель начальных классов МОУ «Гимназия 7» г. Лыткарино Московской обл.
. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности.
« » «Мотивация учащихся как фактор повышения качества образовательной деятельности» Селина Т.А., зам.директора по НМР МОУ-СОШ 9 г.Аткарска.
Проект по теме: Педсовет по теме "Мотивация учебной деятельности - основное условие успешного обучения школьников"
Мотивация учения- как основное условие повышения качества обучения.
Развитие личности Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо.
Родительское собрание «Результаты исследования уровня учебной мотивации среди учащихся 8-х классов» подготовила педагог-психолог Вахнина А.Е.
Обобщение опыта работы МО гуманитарного цикла (конкурс методических объединений Каменского района – 2007) МОУ «Столбовская средняя общеобразовательная.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский.
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Транксрипт:

ВЫПОЛНИЛА: БРОВКИНА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА, МОУ «СОШ 22 С УИОП» «МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»

СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение Мотивация как компонент учебной деятельности. 2. Условия и особенности формирования учебной мотивации. 3. Формирование мотивации на уроках физики. 4. Заключение 5. Используемая литература

ВВЕДЕНИЕ Мотивация в учебной деятельности-это её главный компонент и главная проблема насущного времени. Многие дети не хотят учиться! Дать понять им необходимость получения образования, ответить на вопрос, зачем им это нужно- наиважнейшая задача родителей, учителей, государства. Только объединившись одной целью и последовательно идя к её достижению мы сможем быть уверенными в будущем поколении

МОТИВАЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебная деятельность это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭЛЬКОНИНУ Мотивация Учебная задача Учебные операции Контроль Оценка

МОТИВАЦИЯ-КОМПОНЕНТ УД Мотивация (от лат. «movere») побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Потребность к обучению, в соответствии с теорией иерархии потребностей, относится к самовыражению и самореализации, то есть к потребности в развитии потенциала и навыков, чтобы стать тем, чем, по его мнению, человек способен стать.

ПИРАМИДА МАСЛОУ

МОТИВЫ Мотивация – это средство, которое дает возможность повысить уровень заинтересованности учеников к учебному процессу, позволяет повысить их личный научный, творческий потенциал. Мотивация представляет собой совокупность мотивов: положительных и отрицательных, которые «складываясь векторно» задают направления деятельности и развития человеческой личности

МОТИВЫ Мотивы по направленности и содержанию Положительные мотивы Отрицательные мотивы Познавательный мотив Интерес в обучении. Стремление к новым знаниям и умениям – желание стать образованным и эрудированным Отсутствие какого-либо интереса к обучению в целом или отдельному предмету. Непонимание получаемой информации. Социальный мотив Обязательность образования, долг обучения, понимание значимости обучения для всего общества Отрицание правил и норм общества в отношении обязательного образования.

МОТИВЫ Семейный мотив Традиции получения хорошего образования в семье, профессиональные семейные традиции (например военнослужащие, врачи…) Семейная поддержка Отсутствие хорошего (среднего или высшего) образование у родителей. Семейные трудности Коммуникативный мотив Возможность общаться со своими сверстниками, увеличение круга общения посредством повышения интеллектуального развития Отрицательное отношение к классному коллективу и преподавателю

МОТИВЫ Статусный Стремление к уважению и признанию со стороны одноклассников и учителя, самоутверждение в обществе Стремление к уважению в других сферах (кроме образовательной) либо вообще отсутствие данного мотива Эстетический Получение удовольствия в обучении. Раскрытие собственных способностей и талантов Отсутствие способностей в данном предмете / в обучении

МОТИВЫ Личностный Желание получить хорошую оценку Лень. Нежелание учиться и прилагать волевые усилия. Профессионально – ценностный мотив Расширение возможностей, желание поступить в достойный ВУЗ, устроиться на перспективную и интересную работу Нацеливание на профессию низкого социального уровня. Нацеливание на профессии, не требующие знаний по данному предмету.

МОТИВЫ Формирование высокой суммарной мотивации ученика способно дать превосходный результат в обучении. Бывает, что менее способные ученики достигают в обучении больших успехов, чем более способные, но менее мотивированные

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ Раскрытие смысла обучения перед учащимся, изменение знака его суммарной мотивации на «+», наделение желанием учиться. 1. «Мне это нужно»

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 1. «Мне это нужно» 1. Исследование имеющихся мотивов 2. Поиск причин отрицательных мотивов 3. Ликвидация отрицательных мотивов частично или полностью 4.Формирование, углубление и увеличение положительных мотивов 5.Итог: «Мне нужно учиться!!!»

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 2. «Мне это интересно » Формирование интереса к обучению Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний. Это сложная и кропотливая задача прежде всего учителя.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 2. «Мне это интересно » 1. Увлеченное эмоциональное преподавание. 2. Новизна учебного материала 3.Историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывших. 4. Показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся 5. Использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 2. «Мне это интересно » 6. Обучение с компьютерной поддержкой, использование интерактивных компьютерных средств 7. Работа в парах, группах, соревнование (с коллегами), метод познавательных споров и игр. 8. Показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха 9. Индивидуальный подход. Проектная деятельность. 10. Создание положительного микроклимата в группе

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 3. «Мне это радостно!» Положительные эмоции в обучении, вера в себя Эмоции - важнейший компонент учебной мотивации. Дать ученику получить подобные эмоции через успешное решение задачи, хороший проект, положительную оценку его деятельности – главная задача учителя.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ 4. «Я должен, несмотря ни на что» Чувство долга и ответственности Неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий. При развитии мотива достижения следует постоянно ориентировать ученика на самооценку деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Формирование мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1.1. «Мне это нужно»1. Исследование мотивации учеников, минимизация отрицательных мотиваций, путем бесед с учителем и родителями, тестированием психологов. 2. Донесение до учащихся необходимость изучения физики как прикладной науки 3. Применимость физики во множестве профессий 4. Раскрытие набора положительных мотиваций, личного, социального, коллективного, образовательного и других мотивов в процессе изучения физики

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Формировани е мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1.1. «Мне это интересно » 1. Разноплановые уроки – стандартные уроки, лабораторные, конференции по темам. 2. Участие ребят в проведении экспериментов. Как показал опыт, именно знания, полученные «руками» откладываются лучше всего 3. Работа в группах. Ученики, решившие наиболее сложные задачи, объясняют их ученикам послабее. 4. Ведение обучающих самостоятельных работ. Учитель, раздав, индивидуальные задания, помогает ученикам решать их, при этом они не имеют возможности списать, но могут попросить учителя помочь.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Формирование мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1.1. «Мне это интересно» 5. Проекты. Ребята очень любят отступления от школьной программы, особенно если исследуется практическая применимость того или иного закона. 6. Участие в городских конференциях, семинарах олимпиадах. Приобщенность к «избранным» повышает статус ребят и дополнительно стимулирует их мотивы. 7. Применение компьютерных технологий, «мультики - анимации» внутри урока, позволяют ребятам расслабиться и получить информацию с помощью других органов чувств. 8. Связь физики с другими науками естественного цикла, а также гуманитарными.

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Формирование мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1.1. «Мне это радостно» 1. Оценки по заслугам – оценку надо заслужить! 2. Конфеты вместо оценок по праздникам- очень стимулирует к ответам 3. Награждение ребят за участие/ призовые места в олимпиадах- только публичные и под аплодисменты 4. Создание дружелюбной обстановки на уроках 5. Понимание ученика в его сложных ситуациях 6. Получение удовольствия от решенной задачи

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ Формирование мотивации Методы формирования мотивации на уроках физики 1.1. «Я должен»1. Научить разбираться со сложными заданиями 2. Обучение работать самостоятельно 3. Никогда не сдаваться перед казалось-бы невыполнимыми заданиями 4. Неудовлетворительная оценка только за недостаточный труд 5. Ответственность за собственные поступки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития неразрывно связан с факторами успешности учения. Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

ИСТОЧНИКИ 1.Б. Ц. Бадмаев «Психология в работе учителя. Книга 1. Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания»2000 г. 2. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика, 2000 г. __Pedagogika.pdf __Pedagogika.pdf 3. Википедия – интернет ресурс 4. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ) М.: Педагогика, Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций, В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов « Педагогика» html