Глухота

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Advertisements

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения Подготовили : студенты 4 курса Психолого - педагогического факультета Воробьева Татьяна и Азизова Гюльнара.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями слуха) это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека,
Ухо и как Мы слышим. 1.Звуковые волны 2. Слуховой проход 3.Барабанная перепонка 4. Среднее ухо 5. Улитка 6. Слуховой нерв.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Ухо и как Мы слышим. Наружный слуховой проход Среднее ухо Внутреннее ухо.
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Современные методы реабилитации детей после кохлеарной имплантации.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Содержание специального (коррекционного) образования детей с нарушенным слухом детей с нарушенным слухом в современных условиях в современных условиях.
* По данным ВОЗ, от 7 до 10% жителей планеты страдают нарушением слуха. На каждую 1000 новорожденных приходится 1 глухой ребенок. * В течение первых двух.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
Дошкольное отделение МБОУ «Гончаровская СОШ» Презентация учителя-логопеда Блиновой Татьяны Александровны ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: понятие причины виды.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Транксрипт:

Нарушение слуха (ГЛУХОТА) Выполнили студентки 2 курса группы ДДЛ 114 факультета психологии и дефектологии Максимкина Кристина и Шестопалова Анна

1. Определение понятия 2. Классификация 3. Причины глухоты 4. Профилактика заболевания 5. Коррекционно - развивающая работа 6. Специфические особенности 7. Видео 8. Литература

Глухота – это полное отсутствие или значительное снижение слуха. От тугоухости ее отличает полная невозможность восприятия речи. Глухота может быть врожденной и приобретенной, острой или постепенной. Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет до 80% информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся рядом людей. Слух позволяет существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве. Немаловажно наличие слуха и для более успешного эстетического развития личности ( музыка ). Одна из самых значительных функций слуха для ребенка предпосылка для успешного формирования речи. При отсутствии слуха речь не развивается без дополнительной стимуляции и привлечения дополнительных средств.

В этой группе людей можно выделить две подгруппы 1. Ранооглохшие ( люди, потерявшие слух до 3 лет, т. е. В период активного формирования речи ). У ранооглохших людей речь самостоятельно не развивается, но может сформироваться с помощью специального обучения. 2. Позднооглохшие ( люди, потерявшие слух после 3 лет ) Состояние речи, в зависимости от срока потери слуха, различно. Потеря слуха в 3 года может вести к полной потере зачатков речи. Слабослышащие : имеются снижения слуха разной степени, на основе которых возможно самостоятельное развитие речи. Эта группа людей также условно делится на две подгруппы : люди с незначительным снижением слуха и лучшим развитием речи люди со значительным снижением слуха и тяжелым недоразвитием речи

Слабослышащие люди слышат речь, однако с трудом воспринимают отдельные сложные фразы. Самостоятельно речь формируется не в полной мере, что может выражаться в бедном словарном запасе, выпадении отдельных слогов, нарушениях звукопроизношения, особенностях построения фраз. Вывод налицо чем лучше слух, тем качественнее речь. Однако не будем забывать, что потерю или снижение слуха у ребенка следует рассматривать иначе, чем у взрослого. Взрослому человеку легче сохранить уже имеющуюся речь, в то время как у детей самостоятельное ее формирование крайне затруднено или невозможно, но даже взрослого человека, потерявшего слух, подстерегает опасность распада уже имеющейся речи из - за отсутствия слухового контроля.

4 группы глухоты ( Нейман ): 1. Люди, слышащие неречевые звуки ( колебаний ); 2. Люди, слышащие речевые звуки (500 колебаний в секунду )- низкие гласные ; 3. Люди, воспринимающие 1000 колебаний в секунду гласные и некоторые согласные, на основе которых возможно самостоятельное появление в речи отдельных слогов и слов ; 4. Люди, воспринимающие до 2000 колебаний в секунду знакомые краткие слова и предложения ;

На сегодняшний день наука выделяет такие причины глухоты, как врожденные и приобретенные. Врожденная глухота – потеря слуха, которая уже имеется при рождении или возникает вскоре после рождения. Заболевание может быть вызвано наследственными или генетическими причинами, а также рядом осложнений во время беременности и родов. Таким образом, врожденная глухота может возникать в результате : недостатка кислорода ( асфиксии ) во время родов ; сифилиса, краснухи и других заболеваний матери во время беременности ; низкой массы тела ребенка при рождении ; тяжелой желтухи в период новорожденности, которая может спровоцировать поражение слухового нерва ребенка.

Кроме указанных факторов, врожденную глухоту может вызывать ненадлежащее применение во время беременности ффототоксичных лекарственных препаратов, таких как диуретики, аминогликозиды, противомалярийные и цитотоксические лекарства. Что касается приобретенных причин, то они приводят к утрате слуха в любом возрасте. К данным причинам глухоты относят: некоторые инфекционные заболевания (корь, менингит, свинку); хроническую инфекцию ушей, которая сопровождается различными выделениями из ушей (ушная сера, кровь, гной); средний отит (скопление жидкости в ухе); лечение фототоксичными препаратами; травмы головы или уха; чрезмерный шум (работа с шумным оборудованием,воздействие громких звуков, музыки); старческую тугоухость – возрастную потерю слуха, которая возникает вследствие дегенерации сенсорных клеток; избыток ушной серы или попадание инородных предметов в наружный слуховой проход (данная потеря слуха зачастую бывает умеренной и легко корректируется); хронический средний отит (в основном у детей).

При стойких формах заболевания, с учетом необратимости патологического процесса, лечение глухоты состоит в попытке компенсации снижения слуха. Для этих целей в основном применяются слуховые аппараты ( слухопротезирование ) или кохлеарные имплантаты ( в редких случаях ). Согласно научным данным, многие случаи глухоты можно успешно предотвращать. К простым стратегиям профилактики заболевания относят : иммунизацию детей против некоторых детских болезней ( кори, краснухи, менингита, свинки ); иммунизацию девочек подросткового возраста, а также женщин детородного возраста от краснухи ; обследования беременных женщин на наличие инфекционных болезней и их лечение ; направление новорожденных детей, которые состоят в группе высокого риска ( рожденных с низкой массой тела, менингитом, желтухой или асфиксией, а также при наличии глухих членов семьи ) на раннюю диагностику слуха ; применение ффототоксичных лекарственных препаратов исключительно по назначению и под контролем опытного специалиста ; уменьшение влияния громких шумов на орган слуха человека. Таким образом, профилактика и своевременное лечение глухоты – это те меры, с помощью которых можно значительно уменьшить проявления данной патологии или даже избежать ее.

В дошкольных учреждениях и школах для глухих детей реализовывают особую программу по развитию мышления ребенка. Эту программу можно разделить на следующие этапы : 1. Понятийное мышление глухих детей формируется на основе наглядно - действенного и наглядно - образного мышления в единстве с развитием речи, устной и письменной ( экспрессивной и импрессивной ). Особое значение приобретает закон обратимости по отношению к оперированию наглядными и словесными данными ( необходимость формирования легких переходов от слова к конкретному представлению его значения и от предмета, его признака, действия к слову, их обобщающему ; от словесного высказывания к его конкретному содержанию и от конкретной ситуации к ее словесной характеристике ). При этом глухих детей необходимо научить характеризовать в речи одну и ту же конкретную ситуацию разными способами, т. е. выделять в этой ситуации речевым способом то одни, то другие отношения. Затем детей следует учить переформулированною словесных высказываний на основе раскрытия тех предметных отношений, которые прямо в высказывании не выражены, а лишь подразумеваются. 2. Мысленные операции ( анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация ) вырабатываются у глухих детей как сознательно применяемые способы мыслительной деятельности. Дети учатся выделять признаки предметов по определенному плану : 1) внешние свойства ( цвет, форма, величина ; внешнее строение ), части и частицы и их свойства, отношения между частями предмета, их свойствами ; 2) внутренние свойства и признаки ( материал, из которого сделан предмет ; внутреннее строение ); 3) функциональные свойства и назначение предмета ; 4) принадлежность к предметам определенного рода и вида. По указанным признакам анализируются отдельные предметы, сравниваются с другими, обобщаются группы предметов. При сравнении используются и более предметов для подчеркивания тех или иных общих и отличительных свойств. При обобщении в одних и тех же предметах выделяются разные и общие свойства -- основания для обобщений.

3. Дети обучаются началам логической грамоты : принципам классификации ; формулированию суждений с кванторами « все », « некоторые », « ни один », « некоторые не » и их оценке как истинных или ложных ; построению простейших дедуктивных и индуктивных умозаключений, доказательств и определений. 4. У детей формируется понимание логических зависимостей типа причина -- следствие, действие -- цель. Определяются различия между целевыми и причинно - следственными отношениями, а также их отличия от пространственно - временных отношений. Дети учатся выражать логические зависимости : 1. в ответах на вопросы взрослого об отношениях в жизненных ситуациях, в содержании сюжетных картин ; 2. по собственной инициативе в письменных сочинениях и устных рассказах о жизненных ситуациях, о содержании сюжетных картин на основе логического подхода к излагаемому, руководствуясь определенным планом ; 3. в ответах на вопросы по тексту рассказа ; 4) в самостоятельных пересказах -- в устных и письменных -- содержания рассказа. 5. У детей вырабатываются умения сопоставлять и обобщать сведения, содержащиеся в разных местах рассказа или математической словесно сформулированной задачи, и делать на основе сопоставления выводы о том, что прямо не выражено, но подразумевается в рассказе или задаче ( пропущенные звенья изложения, события, которые могли быть до и могут быть после описанных, известное и неизвестное в задачах и т. п.). 6. Формируются способы мыслительной деятельности по сравнению и обобщению не только конкретных предметов, но жизненных ситуаций, воспринимаемых непосредственно, изображенных на картинах, описанных в рассказах, выраженных в математических задачах. Затем дети учатся осуществлять анализ, синтез и обобщение знаний, делать индуктивные и дедуктивные выводы, находить новые для себя зависимости и закономерности -- при этом все выполнять в речевом плане, без прямой опоры на наглядность. Тем самым они овладевают операциями абстрактно - понятийного мышления.

С какого возраста можно проводить слухопротезирование ? Как только врач обнаружит у ребенка нарушение слуха, нужно немедленно обратиться к сурдологу и в кабинет слухопротезирования. Чем раньше слабослышащий ребенок начнет пользоваться слуховыми аппаратами, тем лучше. Обязательным этапом развития речи у нормально слышащего ребенка является период пассивного ее восприятия, когда ребенок только слушает, но не говорит. Этот период длится 18 месяцев, начиная с рождения ребенка, и называется « возраст слуха ». Если у ребенка пониженный слух, то он не сможет различать и запоминать отдельные элементы речи, и постепенно совсем перестанет на нее реагировать. Не использованные остатки его слуха могут полностью исчезнуть. Чтобы этого не произошло, необходимо при помощи слухового аппарата увеличить громкость речи, чтобы ребенок мог нормально ее воспринимать. Чем раньше это сделать – тем лучше для ребенка. слухового аппарата

Не повредит ли ребенку слуховой аппарат ? Мнение, что слуховые аппараты вредны, что при их применении слух становится еще хуже, сложилось много лет назад, когда слуховые аппараты действительно были низкого качества. Они сильно искажали звук, шумели, и их нельзя было настроить под индивидуальные особенности слуха пациента. Но с тех пор наука шагнула далеко вперед. Современные слуховые аппараты – это сложнейшие микроэлектронные приборы высочайшего качества, которые успешно компенсируют практически любую потерю слуха. Разнообразие моделей позволяет с достаточной точностью осуществлять первичный выбор аппарата, а настройка в соответствии с потерей слуха обеспечивает оптимальное усиление иразборчивость. Правильно подобранный слуховой аппарат способствует развитию остатков слуха, как бы тренируя слуховой анализатор, включая его центральные отделы в коре головного мозга. Поэтому современный слуховой аппарат, при условии правильной настройки, может принести ребенку только пользу.

Кохлеарный имплантант – эта система состоит из двух частей, которые между собой никакими физическими методами не связаны. Одна часть крепится за наружным ухом и состоит из микрофона и процессора ( в современных моделях они объединены ), а также передатчика, который крепится на коже, как магнит. Вторая часть - внутренняя, и представляет собой приемник. Он фиксируется в височной кости. Собственно, в установке приемника и заключается эта операция - имплантация кохлеарная. Микрофон, закрепленный за наружным ухом, улавливает звуки и передает их в речевой процессор, находящийся там же. В процессоре полученные звуки кодируются и преобразуются в электрические импульсы. Далее они через передатчик, закрепленный на коже, поступают в приемник, расположенный в височной кости. Оттуда по электроду они поступают в улитку и воздействуют на спиральный ганглий слухового нерва. Таким образом пациент получает возможность воспринимать звуки. Общая стоимость кохлеарного импланта, обследования, проводимой операции и послеоперационной коррекции определяется конкретно для каждого больного. Количество необходимых обследований зависит от анамнеза и общего состояния пациента. Так, к примеру, для больных, в анамнезе у которых был менингит, обязательно назначается магнитно - резонансная томография, которая определит состояние височных костей. Остальным пациентам такое обследование можно не проводить. Также иногда ( не всем ) требуется консультация генетика или невропатолога. Это все влияет на то, в какую сумму обойдется кохлеарная имплантация. Стоимость ее приблизительно составляет порядка 1 млн 300 рублей. Но для граждан Российской Федерации такая операция может быть выполнена бесплатно по квоте.

Операция занимает приблизительно 1,5 часа. Имплантат фиксируется в височной кости заушной зоны, а электроды вводятся в улитку. Далее в течение 7-10 дней проводятся перевязки и снимаются швы. Включить систему можно через 3-5 недель. Первую настройку можно провести не ранее, чем через месяц после операции. Здесь очень важно провести ее аккуратно и не вызвать у пациента негативных эмоций при возвращении его в мир звуков. Возможна одномоментная кохлеарная имплантация сразу на оба уха. При этом с каждой стороны ставится отдельная независимая кохлеарная система. Обследования и реабилитационный период такие же, как и при односторонней имплантации. Реабилитация После операции " кохлеарная имплантация " реабилитация является неотъемлемым этапом. После того как речевой процессор подключен, его необходимо правильно настроить и научить пациента воспринимать звуки и распознавать эти ощущения, чтобы он мог использовать полученную информацию для развития речи. Реабилитация занимает самый важный, трудный и длительный этап. Пройти период реабилитации пациенту помогает целая команда специалистов, в которую входят отохирурги, сурдопедагоги, аудиологи, психологи. Проводятся занятия по специальным методикам и длительные настроечные сессии, а также консультации всех этих специалистов. В дальнейшем их наблюдение необходимо в течение всей жизни пациента. Кроме того, периодически речевой процессор необходимо будет перепрограммировать.

Важно понять, как глухие дети относятся к своему дефекту -- нарушению слуха. По данным исследования М. М. Нудельмана, многие глухие школьники лет не понимают, как повлияет отсутствие у них слуха на выбор их будущей профессии, не осознают, что выбор профессии ограничен ( что они не могут быть, например, врачами, артистами в обычных театрах, дикторами радио и телевидения, учителями в массовых школах ). В более старшем возрасте ( в лет ) глухие школьники нередко начинают болезненно осознавать свой дефект и последствия нарушенного слуха -- неразборчивость речи, неумение общаться с окружающими. У некоторых подростков осознание своего дефекта является одной из причин подавленного состояния и даже психических заболеваний ( Л. М. Барденштейн ). Для глухих школьников старших классов ( лет ) более характерна другая -- активная -- позиция в отношении к жизни. У многих из них появляется большое желание получше усвоить речь, особенно устную, чтобы понимать других людей в различном социальном окружении и иметь возможность общаться с ними. Кроме этого, глухие юноши и девушки начинают больше читать, интересуясь разными областями знаний, обращаются к взрослым за помощью, чтобы разобраться в сложных для них вопросах ( Э. А. Вийтар, Т. Э. Пуйк, Ж. И. Шиф ). С начала введения в школах глухих новой программы специальных занятий по развитию слухового восприятия многие глухие старшеклассники с большим старанием и эмоциональным подъемом стремятся научиться как можно лучше слышать с помощью звукоусиливающей аппаратуры и тем самым частично преодолеть свой основной дефект -- нарушение слуха ( Е. П. Кузьмичева ).

1. apparaty-i-glukhie-deti-otvety-na-chasto-zadavaemye-voprosy.htmlhttp://sluh63.ru/poleznaya-informatsiya/voprosy-i-otvety/slukhovye- apparaty-i-glukhie-deti-otvety-na-chasto-zadavaemye-voprosy.html