Семейное воспитание детей с нарушениями речи рекомендации для родителей Брянская Е.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Advertisements

Причины возникновения речевых нарушений у детей..
Зачем нужен логопед в детском саду?. Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка.
Развитие фонематических процессов Учитель-логопед Зотеева О.С.
Семинар-консультация для родителей детского сада Семинар-консультация для родителей детского сада Причины возникновения речевых нарушений у детей.
LOGO ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и.
Логопедия - наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия.
Система логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в старшей группе.
Препеляк Ирина Валентиновна учитель- логопед МДОУ Грибановского детского сада 1.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Причины речевых нарушений. Содержание Определение речевых нарушений Этиология речевых нарушений Направления причин нарушения речи Группы причин нарушения.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Учитель-логопед МОУ «СОШ 42» г. Магнитогорска Кравцов Леонид Викторович Предмет и задачи логопедии.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории Главной областной психолого-медико-педагогической консультации ГБОУ НСО «Областной.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
Нарушения речи Нарушения речи -- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично.
Транксрипт:

Семейное воспитание детей с нарушениями речи рекомендации для родителей Брянская Е.И.

Дети с нарушением речи - это дети с первично сохранным слухом, интеллектом, нормальным психическим развитием

…Человечество победит раньше или позже и слепоту и глухоту, и слабоумие. но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом. Л. С. Выготский

Они не соответствуют возрасту говорящего; Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка; Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера. Совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия. Нарушение речи - определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями: Структура речевого дефекта

Этиология речевых нарушений Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть. Экзогенные (внешние) факторы 1. Отсутствие эмоционального положительно окружения. 2. Подражание неправильной речи окружающих. 3. Психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). 4. Общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. 1. Отсутствие эмоционального положительно окружения. 2. Подражание неправильной речи окружающих. 3. Психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). 4. Общая физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. Эндогенные (внутренние) факторы 1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта), аллергии, общие заболевания, требующие лечения. 2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания). 3. Перенесенные переливания крови. 4. Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности. 5. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. 6. Курение во время беременности, употребление алкоголя. 7. Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет. 8. Гипоксия. 9. Родовая травма. 1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания диабет, гипотония, положительная антиглобулиновая проба, инфекционные заболевания мочевого тракта), аллергии, общие заболевания, требующие лечения. 2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания). 3. Перенесенные переливания крови. 4. Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности. 5. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода. 6. Курение во время беременности, употребление алкоголя. 7. Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет. 8. Гипоксия. 9. Родовая травма.

Научные основы логопедии Учение Лурии А.Р. о локализации функций в коре головного мозга. Учение Павлова И.П. О первой и второй сигнальных системах. КИТРВПФ Выготского Л.С. Теория деятельности А.А. Леонтьева

Классификация речевых нарушений Нарушения письменной речи Дисграфия ДислескияНарушения устной речи Дислалия Механическая Функциональная Дизартрия Корковая Подкорковая Мозжечковая Псевдобульбарная Бульбарная Алалия Моторная Сенсорная Афазия Моторная Сенсорная Динамическая Ринолалия Открытая Закрытая Смешанная Нарушения темпо- ритмической стороны речи Заикание Невротическое Неврозоподобное Несудорожного характера Тахилалия Брадилалия

Спасибо за внимание!

Компоненты речи Фонетика Звукопроизношение Фонематический анализ и синтез Морфология Части речи Словарный запас Грамматика Изменение слов по числам, родам и падежам Согласование слов в словосочетании, предложении и связной речи Связная речь Диалог Монолог Синтаксис и пунктуация Простые, ССП и СПП Распространенные и нераспространенные предложения Знаки препинания на письме

Устранение речевых нарушений Логопедическое воздействие Коррекция нарушений речи Компенсация Воспитание Восстановительное обучение Обучение Перевоспитание

Образование Детский сад 18, компенсирующего вида для детей с нарушениями речи и опорно- двигательного аппарата. Ул. Байкальская, 199. Т Специальная коррекционная общеобразовательная школа- интернат 11. Ул. Красных Мадьяр 102. Т Здравоохранение Социальная служба Иркутский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Ул. Маршала Конева 86. Т Центр психолого-медико- социального сопровождения. Пискунова 42. Т Коммерческие учреждения Надежда, научно- практический реабилитационный центр. Фурье 3 б – 206. Т Восточно-Сибирский институт психологического консультирования. Ул. Фридриха Энгельса 11. Т Сеть учреждений для детей с нарушениями речи в г. Иркутске

Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития в условиях семьи На первом этапе (для нормально развивающегося ребенка от 1 месяца до 3) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания (погремушки), стимуляция гуляния (по подражанию). На втором (48 месяцев) гримнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Делают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Стимулируют движения языка при помощи шпателя с вареньем. Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Стимулируют слуховое внимание. На третьем этапе (918 месяцев) стимулируют и развивают жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания. Развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Для этого на глазах у ребенка звонят в колокольчик. Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками. Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребенка давать предмет по просьбе взрослого. По подражанию развивают интонацию просьбы. На четвертом этапе (1836 месяцев) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребенка к повторению слов по подражанию, развивают словарный запас, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи.

ВНИМАНИЕ! Не рекомендуется родителям: Самостоятельно ставить звуки детям. Ругать или наказывать детей за неправильное произношение. Требовать правильного произношения (если звук не поставлен). Акцентировать внимание на дефекте, подсмеиваться над ребёнком, дразнить, сравнивать с другрими детьми.

РЕКОМЕНДУЕТСЯ: Давать образец правильной речи. Стимулировать процессы, способствующие становлению правильной речи: – Развивать артикуляционный аппарат (арт. грим.). – Формировать фонематические процессы: анализ и синтез. – Развивать общую и мелкую моторику. – Совершенствовать слуховое внимание. – Укреплять здоровье ребёнка. – Создавать благоприятную коммуникативную среду. Соблюдать рекомендации специалистов.

«Угадай, что звучит» Цель: Развитие слухового внимания Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма. Показываем детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называем их и просим повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, предлагаем послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучим по столу молоточком; еще раз называем игрушки. Потом устанавливаем ширму и за ней воспроизводим звучание указанных предметов. Что звучит?» - спрашиваем детей. Дети отвечают, и снова звеним колокольчиком, стучим молоточком и т.д. При этом следим за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

«Чудесный мешочек» Цель: развитие тактильных ощущений, автоматизация звуков. Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Геометрические фигуры. Ход игры: 1-й вариант : все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Педагог держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему. 2-й вариант: дети на ощупь пытаются угадать, что спрятано в мешочке. Словесно описывают, почему решили, что именно этот предмет лежит в мешочке.

«Скажи, как я» Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов). Педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Спасибо за внимание!