Герменевтические принципы в образовательном процессе с использованием активных методов обучения Выполнила: Мельникова Е.В. направление подготовки «Историческое образование» группа М2101
Проблема: как наиболее эффективно в российской школе XXI века сочетать современные педагогические технологии и накопленные веками методические традиции русской школы? Цель: проанализировать применение герменевтического круга на уроке истории основной школы
Для решения поставленной цели планируется решить следующие задачи: 1) описать сущность герменевтического круга и рассмотреть возможности его функционирование в образовательном процессе; 2) выявить возможности его применения на уроках истории. 3
Сам по себе анализ учебных текстов настолько комплексный по своей структуре, что в нем очень трудно бывает иногда отделить восприятие от анализа, а наблюдения над конкретными фактами от обобщений. Все этапы изучения элементов учебного параграфа находятся во взаимодействии (взаимопроникновении, взаимодополнении) друг с другом, с другими параграфами курса, что и активизирует поисковую работу ученика. Задача учителя – не упускать заинтересованность учащихся в поиске таких взаимопроникновении, взаимозависимостей. 4 Исходные положения
Определение понятия Герменевтический круг это принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого 5
Для исторической науки данная мысль – просто клад: не фантазируйте по наитию, научное предвидение базируется только на анализе всех доступных элементов (осколочков) исторического периода, даже, если он совсем крошечный, выделения их по степени значимости на историческую реализацию определенного события и т.д. 6
Причины использования герменевтического круга Через герменевтический круг можно формировать представление учащихся об многоплановости интерпретаций: поскольку историческое явление всегда шире его истолкования. На помощь могут прийти художественные произведения, иллюстрирующие историческую событийность, поскольку сам принцип целостности в обучении курса истории трудно осуществить в школе, где в связи с «прерывностью» анализа и распределением материала по урокам неизбежно присутствует расчленение исторического единства. 7
Герменевтический круг реализуются в познавательном цикле, развертывающемся по схеме: познавательная ситуация - эмпирическая область - объект - предмет - средства - результат В каждом из структурных элементов происходят изменения знаний школьника 8
Составление плана – одно из самых наглядных иллюстраций применения на уроке принципов герменевтического круга План. 1. Набеги кимвров и тевтонов на Рим в конце II в. до н. э. 2. Завоевание Гаем Юлием Цезарем для Рима территории кельтов и германцев, образование новой провинции – Германии. 3. Создание оборонительной системы – лимеса. 4. Ассимиляция германцев в III в. в население Римской империи. 9
Учитель обращает внимание учащихся на процедуру анализа текста: расчленили выбрали главную информацию соединили в плане получили целостную картинку 10
Работа с кластером обеспечивает ряд преимуществ в работе учащихся над этим текстом: наглядность, схематичность, простота запоминания, обозначение причинно- следственных связей, создание цельного образа исторического явления 11
Рисунок 1 - «Князь П. И. Багратион в Бородинском сражении. Последняя контратака». Автор: Аверьянов Александр Юрьевич 2005 г., 127×202, холст, масло, Музей-панорама «Бородинская битва» 12
Задание для учащихся (формулируются в виде диалога учителя с учащимися): Используя текст параграфа и сюжет картины, сформулируйте вопросы и задания к иллюстрации как к тексту, направленные на: -атрибуцию источника и/или факта, на нём изображенного; -критический анализ изображения и т.п. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основные выводы Через герменевтические принципы (круг, диалог) можно достигать прогнозируемые результаты работы учащихся с текстов на основе формирования у них целевой установки - формирование исторической культуры учащихся как части их общей и духовной культуры, реализующееся при изучении Отечественной войны 1812 г. и ее отражению в художественных произведениях
Планируемые результаты: - развитие умения оценочного восприятия различных явлений через художественное произведение (герменевтический круг); - выработка умения эмоционально откликаться на события, через восприятие художественных образов; - развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия художественных произведений, повествующих об отдельных событиях войны, накопление впечатлений от знакомства с различными эпизодами войны и ее участниками через разные жанры живописи; - развитие ассоциативно-образного мышления учащихся; - освоение художественного языка и средств художественной выразительности. 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!