Принятие христианства, роль православия в развитии государственности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
Advertisements

Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, открыт в Архитектор М. О. Микешин. Верхняя часть сиволизирует державу, вокруг которой расположены.
Тема урока:. План урока 1. Проверка домашнего задания 2. Изучение новой темы 2.1. Начало правления князя Владимира 2.2. Причины принятия христианства.
«Князь Владимир и крещение Руси». Ярополк Олег Святослав Владимир.
Владимир Святославич. Принятие христианства. 1. Повторение изученного материала. 2. Начало правления князя Владимира. 3. Причины принятия христианства.
Савка Н.В., учитель истории 2008 год. Савка Н.В., учитель истории 2008 год Борьба за власть сыновей Владимира Владимир имел 12 сыновей, которых он отправил.
Социальная структура общества Древней Руси.. Основные социальные группы этого периода: Высшие классы Высшие классы Средний класс Средний класс Низшие.
Савка Н.В., учитель истории 2008 год Работа : Антонова и Бессонова.
Владимир Святославич. Принятие христианства.. Исторический диктант 1.Напишите дату объединения Новгорода и Киева. 2.Напишите имя первого князя Древнерусского.
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины создания государства Государство – это такая организация жизни, при которой существует.
Крещение Руси. Цель : Выяснить, как повлияло принятие христианства на развитие Древнерусского государства.
Лекция 1. Тема «Древняя Русь как часть европейского мира» Доцент кафедры философии и политологии философии и политологии Сергеева Вера Вячеславовна Академия.
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства. Урок по истории России в 6 классе. КСОШ 3. Учитель: Требухова Л.А.
Политика первых киевских князей Выполнил у читель и стории МОУ И СОШ 4 Л аврова Д. И.
Соотнесите понятие и его значение Уроки Погосты Дань Полюдье Места сбора дани Точный размер дани Объезд киевским князем своих земель для сбора дани Натуральный.
Появление государства Русь. Первые русские князья 862 г. 862 г. – призвание варягов.
Князь Владимир. Крещение Руси.. Цели урока: 1)познакомиться с личностью и политикой Владимира Святославовича; 2)выяснить причины, значение принятия христианства.
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства Знать, как князь Владимир расширил и укрепил Древнерусское государство; Знать причины принятия Русью.
Крещение Руси. План урока 1)Сыновья Святослава 2)Зачем нужна новая религия? 3)Причины принятия христианства 4)Крещение Руси 5)Значения принятия христианства.
Транксрипт:

Принятие христианства, роль православия в развитии государственности.

Имеются два летописных рассказа о предпосылках христианизации Древней Руси. Первый из них связывает появление и распространение христианства на территории Древнерусского государства с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного, а второй объявляет "крещение Руси" следствием сознательного выбора новой веры киевским князем Владимиром Святославичем.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества. Оно создало широкую основу для объединения всех народов, постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции.

Из Греции пришла на Русь иерархия, в Киеве стал жить митрополит, поставленный Константинопольским патриархом. Киевский митрополит был главой церкви на Руси. Свою власть он осуществлял с собором епископов. Как высшие пастыри всей русской земли митрополиты имели право административного надзора над всеми епархиями (епархия - греч. провинция) русской церкви; вместе с собором они вершили суд над епископами, обвиненными в канонических преступлениях.

Епископы участвовали и в поставлении князей на великокняжеский и удельные престолы. Таким образом, церковь через епископа благословляла князя на княжение. В князьях епископы видели защитников и слуг церкви, и когда те совершали клятвопреступления, беззакония и насилия, церковь их обличала. Коллегиальным помощником древнерусского епархиального архиерея был своеобразный пресвитериум - епархиальное духовенство собиралось в так называемое соборное воскресенье на сборники, которые обсуждали важнейшие церковно- административные и пастырские дела. Для ведения церковно-судебных, хозяйственных и финансовых дел привлекались и светские чиновники из бояр.

На основе христианизации происходило становление нового типа государственности в Киевской Руси. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI века начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII века церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводилась церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

Князья не имели ни склонности, ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок, когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда считалось обидой, за которую должен был отплатить, отомстить, сам обиженный или его род. Человека защищал не князь, а свои, близкие ему, люди. Обычай кровной мести и вообще мести был так крепок и широко распространен, что его признавало даже тогдашнее законодательство.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное различие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Это существовало с незапамятных времен. Главным источником рабов был плен. Свободные назывались термином княжий мужи, рабы носили название челядь (в единственном числе - холоп). Положение рабов было очень тяжело, они рассматривались, как рабочий скот, не могли иметь собственного имущества. Холоп мог найти себе защиту только у своего господина, когда господин его прогонял или отпускал, раб становился изгоем и лишался покровительства и пристанища.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: воспрещать злым и казнить разбойников. Князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, он должен блюсти в ней порядок. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они имели приязнь к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия

Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. На основании церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их церковных уставах, все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Применяя в своих судах законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

Политическая структура и экономические отношения Киевской Руси претерпевали изменения. На первом этапе своего существования она была относительно централизованным государством. Во главе его стоял киевский князь, которому подчинялись князья подвластных земель. При жизни князя-отца сыновья его сидели наместниками в главных городах и платили дань. На Руси признавался родовой сюзеренитет. Власть над территорией принадлежала правящему роду Рюриковичей, т.е. носителем верховной власти в Русской земле был весь княжеский род, отдельные князья считались только временными владельцами княжеств, достававшихся им по очереди старшинства.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание - вече. В качестве организационного центра действуют старейшины, Определяется компетенция веча: решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов. Исполнительным органом вече был совет, состоявший из лучших людей.

Становление княжеской администрации происходило на фоне первых административных и правовых реформ. В Х веке княгиней Ольгой была проведена налоговая реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале XI века князем Владимиром устанавливается десятина - налог в пользу церкви. Это было определено церковным уставом. Составными частями десятины были отчисления от даней разных видов, от судебных платежей и торговых пошлин. Это было записано в устав, там же оговаривался церковный судебный иммунитет и определялись пределы церковной судебной юрисдикции.

Древнерусское искусство -- живопись, скульптура, музыка -- с принятием христианства также пережило ощутимые перемены. Языческая Русь знала все эти виды искусства, но в чисто языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульптуры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые затем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В "Слове о полку Игореве" упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который "напускал" свои пальцы на живые струны и они "сами князьям славу рокотали". На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах -- лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор -- песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени.

К середине XII века все территории полу государств, составлявших Киевское государство, слились воедино. Название Русская земля, прежде относившееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединяющего более 20 народов и племен.

Принятие христианства имело огромное значение для всего русского общества, охватив все стороны общественного устройства. На основе христианизации появился новый тип государственности. Искусство и культура также пережили ощутимые перемены. Деятельность первых варяжских князей объединила племена русских славян в одно государство. Это объединение было чисто внешним механическим соединением чуждых взаимно областей. Но новая религия и принесенная ею образованность имели сильное внутреннее влияние на Русь и сплотили русские волости в одно целое церковными и культурными связями. Государственное единство пало от междоусобиц княжеского рода, но эти связи оказались очень крепкими и создали из русских племен один, сознающий свое единство, народ. В этом заключается главное историческое значение Киевского периода русской истории и становления христианства на Руси.