Развитие зеленой энергетики в России: состояние дел и прогнозы на будущее А.Е.Копылов, к.э.н. 27 октября 2015 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
MADRID MILAN ANKARA MOSCOW NEW DELHI MERCADOS ENERGY MARKETS INTERNATIONAL Finding new paths for the energy market Новое в законодательстве, регулирующем.
Advertisements

Тарифные решения по возобновляемым источникам энергии на розничных рынках электрической энергии октябрь 2014.
ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский 15 июня 2012 г. Всероссийское совещание по вопросу.
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Зарубежный опыт правового регулирования использования возобновляемых источников энергии и возможности его применения в РФ советник директора.
Отбор проектов ВИЭ 2015 года. Нормативные акты 2015 года Постановление Правительства РФ 458 от : изменение сроков окончания отбора инвестиционных.
Совершенствование порядка определения цен на розничном рынке в неценовых зонах 2014 г. директор Департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики.
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ПО КОНТРОЛЮ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ Москва, 2011.
ОАО «Федеральная Гидрогенерирующая Компания» ОАО «ГидроОГК» июнь 2008 Семинар «Состояние и перспектива развития малой гидроэнергетики в.
1 Финансирование региональных проектов по повышению энергоэффективности 26октября 2010 г., Заседание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации.
Г. Москва октябрь 2012 Федеральная служба по тарифам К рассмотрению вопроса: «О методике по установлению сбытовой надбавки энергосбытовым компаниям – гарантирующим.
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
Вопросы применения метода RAB Сентябрь 2010 года Струнилин П.В.
2012 г. Москва Государственное регулирование на оптовом рынке электроэнергии в 2012 году.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
Тарифно-балансовые решения ФСТ России в отношении субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного Федерального округа Июль,
Нормативно-правовые акты о механизме стимулирования выработки электрической энергии генерирующими объектами ВИЭ Июнь
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Изменение климата – наш шанс на чистое будущее Владимир Алексеевич Чупров Руководитель энергетической программы Гринпис России.
Актуальные вопросы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) Заместитель Председателя ГКЦ-РЭК РС(Я) Трофимов Максим Макарович Государственный комитет.
Концепция введения на розничных рынках электроэнергии механизма приобретения сетевыми организациями в целях компенсации потерь электрической энергии, произведенной.
Транксрипт:

Развитие зеленой энергетики в России: состояние дел и прогнозы на будущее А.Е.Копылов, к.э.н. 27 октября 2015 г.

Осознание места ВИЭ в стратегии развития российской электроэнергетики Полного осознания всего набора вызовов в энергетике пока, с нашей точки зрения, не произошло, а самое главное, не видно адекватных шагов и мероприятий по их компенсации и реализации Многие из таких технологических вызовов, как возобновляемая энергетика, до сих пор воспринимаются руководством отрасли как могущие подождать, по сравнению с «куда более важными» тактическими проблемами и задачами В стране реально отсутствует стратегический подход к развитию энергетики. Стратегия развития отрасли формулируется в документах достаточно традиционно: сколько будет произведено электроэнергии, добыто газа, нефти, угля, построено столько-то километров линий электропередач и введены такие мощности электростанций Также и ВИЭ не формулируется в документах энергостратегии Минэнерго России как одно из решений стратегических проблем и технологических вызовов средне- и долгосрочного развития отрасли.

Политика России на рынках по поддержке развития ВИЭ Российская система поддержки ВИЭ хотя и отличается своей оригинальностью поставленных задач и выбранных рыночных инструментов, но тем не менее построена на самой современной экономической методологии: генерация на основе ВИЭ обязана принимать участие в продаже энергии на энергорынке конкурсный характер выбора проектов ВИЭ, подлежащих поддержке рынка контроль затрат на ВИЭ и общественного эффекта артикуляция побочных эффектов развития энергетики ВИЭ Она закрывает практически почти всю зону электроэнергетики в стране с, возможно, исключением микро генерации: солнечные панели на крышах, малые ветряки, малые котлы на пеллетах и проч. Необходимо и дальше развивать меры поддержки ВИЭ в стране.

Структура электроэнергетических рынков Оптовый рынок электроэнергии и мощности (рыночное ценообразование (5-25 МВт и более 25 МВт) Рынок на сутки вперёд (РСВ) Рынок мощности Балансирующий рынок АТС ЦФР Розничный рынок (в основном, тарифное регулирование) - до 5 МВт и 5-25 МВт Розничный рынок ценовых зон Изолированные энергосистемы

Ценовые зоны оптового рынка 1– первая ценовая зона рынка 2– вторая ценовая зона рынка Непронумерованные, отмеченные другими цветами – неценовые зоны оптового рынка: Восточная Сибирь, Дальний Восток, Калининградская и Архангельская области, республика Коми.

Корпус НПА по поддержке ВИЭ Дополнения в ФЗ 35 «Об электроэнергетике», принятые , установили впервые в истории России законодательные основы системы поддержки объектов ВИЭ. Основным условием получения поддержки является квалификация объектов ВИЭ ПП РФ от «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии» РП РФ от р определило основные направления государственной политики в области развития электроэнергетики на основе ВИЭ на период до 2020 года ПП РФ от 20 октября 2010 г. 850 утвердило критерии и индикаторы предоставления из федерального бюджета субсидий для компенсации стоимости техприсоединения объектов на основе ВИЭ до 25 МВт Приказ Минэнерго России от утвердил основные Правила предоставления субсидий в порядке компенсации стоимости техприсоединения генерирующих объектов на основе ВИЭ ПП РФ от установило порядок поддержки генерирующих объектов ВИЭ на оптовом рынке РП РФ от р зафиксировало базовые индикаторы поддержки объектов ВИЭ на оптовом рынке, включая ежегодные объемы вводов и предельные индикаторы затрат для таких объектов

Корпус НПА по поддержке ВИЭ (2) ПП РФ от 17 февраля 2014 г. 117 «О некоторых вопросах, связанных с сертификацией объемов электрической энергии, производимой на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах» ПП РФ от о стимулировании использования ВИЭ на розничных рынках РП РФ от р зафиксировало базовые индикаторы поддержки объектов ВИЭ на розничном рынке, включая предельные индикаторы затрат для таких объектов ПП РФ от 10 ноября определило порядок корректировки величин возмещаемых капзатрат с учетом валютного коэффициента на основе стоимости бивалютной корзины по отношению к рублю с поправкой на степень локализации, для частичной компенсации валютных рисков инвесторам в объекты ВИЭ РП РФ от 10 ноября р ввело порядок корректировки предельных капзатрат, определяемых для целей проведения конкурсного отбора проектов ВИЭ, с учетом выше описанного валютного коэффициента Приказ ФАС от /15 «Об утверждении Методических указаний по установлению цен (тарифов) и (или) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведённую на функционирующих на основе использования ВИЭ квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях».

ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии Основные нормативные решения были приняты в мае 2013 года для генерации 5-25 МВт и более 25 МВт по типам станций: ВЭС, СЭС, МГЭС Проводится конкурсный отбор проектов ВИЭ по величине полных капитальных затрат (голландский аукцион) Конкурс проводится раздельно по технологиям (ВЭС, МГЭС, СЭС) в рамках установленных правительством объёмов ввода по годам с 2014 по 2020 гг. С победителями заключаются ДПМ ВИЭ на 15 лет на фиксированных условиях

ВИЭ на оптовом рынке электроэнергии (2) За опоздание с вводом или отказ – штраф За недовыработку - штраф Были проведены 2 конкурсных отбора проектов ВИЭ на оптовом рынке Механизм поддержки заработал… Корректировка требуется в связи с: требованиями по локализации производства для ветроэнергетики уровень предельных значений капитальных затрат некоторые детали расчёта величины платы за мощность

ВИЭ на розничном рынке электроэнергии Эта часть возобновляемой энергетики имеет преимущественно региональный аспект развития Основа поддержки – регулируемые тарифы на электроэнергию Решения по реализации проектов розничной генерации должно приниматься в регионе Производство электроэнергии не всегда первичная задача проектов на рознице

ВИЭ на розничном рынке электроэнергии (2) Каждый проект должен быть включён в региональную схему (программу) размещения объектов генерации Тарифы для проектов будут утверждаться местными РЭКами на индивидуальной основе, но с учётом предельных индикаторов капитальных и эксплуатационных затрат станций Генератор должен пройти процедуру квалификации как и на опте Продажа энергии будет осуществляться сетевым организациям для компенсации потерь Вводятся требования по локализации производства оборудования

ВИЭ на розничном рынке электроэнергии (3) Расчёт тарифов будет вестись на основе долгосрочных индикаторов (10, 15 лет) В изолированных энергосистемах нет предельных индикаторов затрат, но есть требование снижения тарифа против действующих тарифных уровней В изолированных энергосистемах вводится приоритет загрузки генерации ВИЭ, т.к. продажа будет осуществляться ГП Будут введены конкурсные основы отбора проектов ВИЭ на рознице в регионах

Объём отобранных объёмов генерации на основе ВИЭ по годам ввода, МВт Виды объектов на основе ВИЭ ВЭС Предложено к отбору Отобрано (?)00 СЭС Предложено к отбору Отобрано 35, МГЭС <25 МВт Предложено к отбору Отобрано 00020,64 (?)049,8

Развитие системы поддержки ВИЭ в России Доработать рыночную систему российской электроэнергетики для эффективной абсорбции распределённой и микро генерации на основе ВИЭ Необходимо обеспечить расширение масштабов использования ВИЭ в России, которые развиты недостаточно и не соответствуют ни требованиям перехода энергетики на новую технологическую платформу, ни задачам оптимизации структуры отрасли, ни задачам снижения выбросов вредных веществ и снижения нагрузки на окружающую среду в стране Требуется корректировка уже действующего механизма поддержки на оптовом рынке электроэнергии и мощности применительно к ветроэнергетике и малым ГЭС России необходимо принимать активное участие в формировании глобальной системы управления (учёта, торговли, абсорбции) выбросами СО 2 и активно внедрять её в стране Необходимо дополнительно охватить другие виды ВИЭ: твёрдые коммунальные (бытовые) отходы, шахтный газ, геотермальные энергоресурсы как высокотемпературные, так и ресурсы с низкой температурой теплоносителя, энергия приливов, энергия волн Поддержка производства тепла на основе ВИЭ.

Зачем России нужна система поддержки ВИЭ? Расчёты по индикаторам объёмов ввода и производства электроэнергии на основе ВИЭ по РП РФ от р показывают в расчёте на 2020 год: суммарные инвестиции 216,42 млрд рублей по оптовому и розничному рынкам электроэнергии суммарный положительный эффект в сумме 68,561 млрд руб. в год возврат 31,68 копейки на 1 рубль инвестиций в 2020 году.

Зачем России нужна система поддержки ВИЭ? (2) Ясенево, ул. Голубинская, рядом с МКАД. Квартира дороже на 50%, чем аналогичная на расстоянии прим. 5-6 км на запад от неё Бирюлёво, Востряковский проезд, рядом с МКАД и недалеко от градирен газовой ТЭЦ-26

Спасибо за внимание! Копылов Анатолий Евгеньевич, к.э.н., Генеральный директор и Управляющий партнёр компании Акта Консалт Начал работать в качестве консультанта по управлению и производству ещё в 80-е годы. Основные опыт и экспертные знания А.Е.Копылова лежат в сфере экономики, энергетики, нормативного регулирования энергорынков, механизмов поддержки ВИЭ, повышение эффективности деятельности энергокомпаний, оценка эффективности инвестпроектов в энергетике. Работал в качестве консультанта и руководителя проектов не только в России, но также в Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане, часто выполняя задачи по развитию нормативного регулирования отрасли энергетики в этих странах, вопросы стратегического развития отрасли, построение систем поддержки ВИЭ и др. Заказчиками многих таких проектов были международные финансовые институты: ADB, World Bank, EBRD, SIDA, IFC, а также правительства этих стран как бенефициары выполненных работ. Среди клиентов А.Е.Копылова были: РАО ЕЭС, Рус Гидро, НП «Совет рынка» и АТС, КЭС (Т плюс), Лукойл, группа РУСАЛ, Хевел, Авелар, Норд гидро, Роснано, НП ГП и ЭСК, ТНС Энерго, Vireo Energy (группа Kinevik), ХК «Композит», др. +7(962)