Современный урок. «Заинтересовать – значит заставить задуматься» 1. Цели урока 2. Требования к современному уроку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Графические способы представления информации Денотатные графы Автор презентации: Лебедева М. Б.
Advertisements

Триединая цель урока.. Марк Твен «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». «Кто не знает, куда направляется, очень удивится,
Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Цели современного урока. Цели деятельности учителя Цели деятельности ученика.
Критерии анализа урока при личностно ориентированном обучении.
«Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется.
Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Целеполагание в деятельности учителя Методические рекомендации.
Техники работы с источниками информации. Двойной дневник Выписки из текстаВопросы и комментарии 1.Цитата 2.Фраза 3.Ключевое понятие 4.….. 1.Что заставило.
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста,
Цель: участники семинара умеют формулировать цели урока в зависимости от его типа. Участники: педагоги. Регламент: 1 час. Форма проведения: презентация.
Целеполагание в обучающей деятельности учителя Подготовила: зам.директора Гулина Н.Ю.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Педагогический совет «Реализация воспитательного потенциала урока»
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Каким должен быть современный урок? МБОУ СОШ 1 Садовская О.Н.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
Транксрипт:

Современный урок

«Заинтересовать – значит заставить задуматься» 1. Цели урока 2. Требования к современному уроку.

Информационные ресурсы М.В.Кларин Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М, 1994 Ю.А.Конаржевский Анализ урока.- М., 1999 С.Манукян Педагогические и ученические цели урока в системе целепорождающего обучения В.А. Онищук Урок в современной школе. М., Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Том1 сост. Е.А.Генике, Е.А.Трифонова А.И.Яценко Целеполагание и идеалы. М.,

«Для того, кто не знает, в какой гавани бросит якорь, любой ветер попутный» Сенека «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда» М.Твен Проблема целенаправленности деятельности человека не нова. Цель- идеальное представление желаемого результата деятельности (Т.К.Кравченко) то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков) это результат, который необходимо достигнуть Целеполагание- достаточно сложная, наиболее ответственная, часто западающая часть работы педагога.

Цель учителя = цель ученика? Они не совпадают, т.к. у них разнохарактерные деятельности Нужно выделять на уроке цели учителя и ученика, выясняя сущность и механизм возникновения цели ученика, ее соотношение с целью учителя Если учитель не формулирует у учащихся цели, соответствующей его целям, то акт обучения не достигнет искомого результата Цель не должна навязываться ученику, она должна стать собственной деятельностью ученика С.Манукян Педагогические и ученические цели урока в системе целепорождающего обучения

Триединая цель урока Уже недостаточно просто знать что-то; более важно знать почему и как». (Карл Роджерс, «Свобода учиться»). 1. Обучающий, образовательный или познавательный аспект -Учить самостоятельно добывать знания -Осуществлять выполнение требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность… -Формировать навыки- точные, безошибочно выполняемые действия -Формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности -«Целесообразно указывать, какого уровня качества знаний, умений, навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого» (В.Паламарчук)

Денотатный граф - [от лат. denoto обозначаю и греч. пишу] способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ создания денотатного графа: Выделение ключевого слова или словосочетания Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку) Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия) Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова "веточки" Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

Триединая цель урока Развивающий аспект – Какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся, какой это может дать развивающий результат? 1. Развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс обучения и воспитания 2. Один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован не единожды Учитель должен быть психологом и знать те сферы личности, которые нужно развивать.

Развивающий аспект может складываться из нескольких блоков 1.Развитие речи- развитие монологической, диалогической речи, развитие коммуникативной культуры Р- роль А- автор Ф- форма Т- тема

Развивающий аспект может складываться из нескольких блоков 2.Развитие мышления - умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, доказывать П- позиция О- обоснование П- примеры С- следствия

Развивающий аспект может складываться из нескольких блоков Развитие рефлексивной культуры- РЕФЛЕКСИЯ СЕБЯ В УРОКЕ Я МЫ ДЕЛО Я – как работал? допускал ли ошибки? Мы – насколько мне помогли одноклассники, учитель; а я – им? Дело – понял ли материал? узнал ли больше?

Развивающий аспект может складываться из нескольких блоков Развитие сенсорной сферы Развитие двигательной сферы……

Воспитывающий аспект Какие качества личности формируются? Пять объектов взаимодействия (Н.Е.Щуркова) 1. «Другие люди»- товарищество, гуманность, деликатность, ответственность…….. 2. «Отношение к самому себе, формирование своего Я» - требовательность, аккуратность, дисциплинированность…. 3. «Общество и коллектив» - сопереживание, чувство долга, честность… 4. «Отношение к труду» - собранность, усидчивость… 5. «Отношение к Родине» - гордость, желание достичь успехов…

Что такое задача? Мы ставим на урок цель или задачу? В каком случае? 1. Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение системы задач. 2.Задача- часть цели, ее слагаемое. 3.Выполнение задачи должно совершаться в контексте цели. 4. На уроке мы ставим и цели, и задачи… 5.Осознать триединую цель урока и разбить ее на учебно- воспитательные задачи 6.Проводить корректировку

Чем определяется содержание цели правовыми документами, требованиями программы содержанием урока, его местом в общей системе уроков возрастными особенностями детей уровнем подготовленности класса и отдельных учащихся

Как перевести цель в результат? Цель должна быть принята учениками, заложена в их сознании «Учащийся может и не знать о целях, которые ставит перед ними учитель» (Щукина Г.И.) Выбрать эффективные средства для осуществления целей Фиксировать степень достижения целей…

Критерии достижения цели Разные критерии, т.к. цель не одна Получены прочные знания – выяснили путем проведения контрольных работ, тестов… Уровень развития детей Степень воспитанности

Требования к современному уроку Дидактические требования - Определение целей, задач, формы и типа урока, его места в общей системе уроков -Определение содержания урока в соответствии с требованиями программы и целями урока -Выбор методов, приемов и средств обучения - Использование интерактивных образовательных технологий А.Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. -Связь обучения с жизнью, способствовать тому, чтобы урок был направлен на подготовку школьников к жизни в современном обществе

Психологические требования -Самоорганизованность учителя: его подготовленность к уроку, настрой, поведение, внешний вид -Создание ситуаций успеха «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха». К.В.Бардин. -Определение стиля урока -Организованность учащихся: их отношение к учению….. -Учет возрастных особенностей детей «Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования, не лучше ли приспосабливать эту систему к ребёнку», - так писал Ж. Ж. Руссо.

Гигиенические требования - соблюдение правил школьной гигиены и режима для школьников, не допуская перегрузки

Анализ урока 1. Мотивационно- ориентационный аспект 2. Содержательный 3. Методический 4. Оценочно- результативный

Мотивационно- ориентационный аспект мотивационная готовность к уроку насколько точно, доходчиво объяснены цели и задачи урока стали ли эти цели личностно значимыми для учеников нацелена ли деятельность учителя на развитие индивидуальности учащихся

Содержательный Соответствие материала требованиям программы, целям и задачам урока Взаимосвязь материала с субъектным опытом учащихся Формирование системного представления (межпредметные и внутрипредметные связи) Практическая направленность материала

Методический Применение интерактивных форм обучения Создание условий для проявления самостоятельности Индивидуализация обучения

Оценочно- результативный Проведение рефлексии Внимание не только на правильность ответа, но и на его оригинальность, рациональность путей и способов выполнения

Урок 1.способствует успешной социализации учащихся 2.способствует подготовки их к жизни в современном обществе.