Шамшуренков Леонтий Лукьянович
Леонтий Шамшуренков родился в 1687 г. умер 1758 г. (Прожил 71 год).Он был крестьянином деревни Большакове Нижегородской губернии Яранского уезда. Первоначальную известность Шамшуренкову принесла модель "снаряда", изобретенного им для поднятия на колокольню Ивана Великого Царь-колокола, незадолго до того перелитого. О детстве и отрочестве изобретателя, по причине его "низкого происхождения", сведений не сохранилось. Крестьянин Шамшуренков не брезговал никакой работой, чтобы иметь досуг для выполнения своих замыслов. Как потом выяснилось, он сооружал, таясь от людей, самобеглую коляску, но при неистощимой своей изобретательности он отзывался и на всякие технические задачи, которые ставила жизнь. Было множество самых разнообразных проектов поднятия колокола, иногда дельных и остроумных, чаще нелепых или наивных.
Следует напомнить, что Царь-колокол первоначально был отлит в самом конце XVI в. по заказу царя Бориса Годунова, а затем перелит в 1654 г. 14 лет колокол лежал в яме, в которой был отлит, так как никто не брался поднять эту громадину, весом в 8 тысяч пудов. Каким уж образом - неизвестно, но безымянный русский крестьянин, бывший в должности царского привратника, извлек колокол из ямы и установил его сначала на подмостках, а затем повесил на колокольне Ивана Великого. В 1701 г., во время пожара, колокол упал и разбился, после чего подвергся новой, в два приема, переливке с увеличением его веса. При первой переливке металл не удовлетворил мастеров Ивана и его сына Михаила Моториных: они добавили олова в сплав и отлили тот самый Царь-колокол, который сохранился доныне. Узнать больше можно по ссылке: istorija-sozdanija-car-kolokola.html
Оставшись без дела, Шамшуренков вернулся в Яранск. Человеком он был прямым и смелым. Как-то узнал Леонтий, что яранский воевода в компании с яранским купцом Иваном Корягиным расхищает спирт с казенного винокуренного завода и торгует им в "тайных кабаках". Он отправил на воеводу жалобу в Петербург. Узнав об этом, яранский воевода посадил жалобщика в нижегородскую тюрьму, в которой Шамшуренков просидел много лет и сидел бы, вероятно, без конца, если бы не его изобретательский гений.
Считается, что именно здесь был изобретен первый автомобиль и первый спидометр. Причем задолго до того, как появился в Европе. Неграмотный русский мужик Леонтий Шамшуренков томился в Нижегородском остроге он проходил по делу о мошенничестве на винокуренных заводах. От нечего делать Леонтий сконструировал макет «само беглого» экипажа. Его сокамерник написал в Сенат. От имени Шамшуренкова предложил построить коляску, которая «будет передвигаться и без лошади», а управляться «через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, а бегать будет хотя через какое дальнее расстояние и не только по ровному местоположению, но и к горе будет, где не весьма крутое место».
В Сенате изобретением нижегородского умельца заинтересовались. Его срочно выписали в Петербург, где выделили мастерскую, поставили на пищевое довольствие. И он за короткое время сотворил «самобеглую» коляску. Специальная комиссия Сената 5 ноября 1752 года после «ходовых испытаний» признала ее годной для езды, вручила изобретателю 50 рублей премиальных и… отправила обратно в Нижегородский острог суд над вино мошенниками затягивался.
В апреле следующего года Шамшуренков посылает в Сенат еще одну бумагу. На этот раз сосед по камере предлагает от его имени новые изобретения: «самобеглые сани», которые «будут ездить без лошадей зимой, а для пробы могут ходить и летом с нуждою», а также «часы-верстомер». Они «ходить будут у коляски на задней оси и на каждой версте бить колокольчики».
Усовершенствованная коляска заинтересовала царицу Елизавету Петровну, и Сенату было приказано запросить изобретателя о том, сколько будет стоить работа и материалы. Шамшуренков немедленно ответил через канцелярию воеводы, что сани обойдутся в пятьдесят рублей, а "часы" - в восемьдесят.
Этот выдающийся русский изобретатель и техник до конца своей жизни, оборвавшейся неизвестно когда и при каких обстоятельствах (умер Л. Л. Шамшуренков в 1758 г.), выступал с самыми разнообразными проектами. Последние из его проектов, о которых дошли до нас сведения, носили просто грандиозный характер. Шамшуренков дерзко предложил "подвести Волгу к Москве", затем предложил проложить "подземную колесную дорогу". Мы не знаем, как были разработаны эти грандиозные проекты Шамшуренкова. Но, конечно, и всей фантазии Шамшуренкова не хватило бы, чтобы в свое время вообразить нечто такое, что ныне ни у кого не вызывает удивления - метрополитен или канал имени Москвы.
izobretatel-samobegloj-kolya/ izobretatel-samobegloj-kolya/