@kozelartur
Древний Рим одна из ведущих цивилизаций Древнего мира, величайшее государство Античности, получила своё название по главному городу (Roma Рим ), в свою очередь названному в честь легендарного основателя Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом.
Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально - политическую обстановку : от царского правления в начале истории до империи - домината в её конце. Царский период (754/ /509 до н. э.). Республика (510/509 30/27 год до н. э.) Ранняя Римская Республика ( гг. до н. э.) Поздняя Римская Республика ( гг. до н. э.) Иногда также выделяется период Средней ( классической ) Республики ( гг. до н. э.) Империя (30/27 г до н. э. 476 г. н. э.) Ранняя Римская империя. Принципат (30/27 г до н. э. 235 г. н. э.) Кризис III века ( гг.) Поздняя Римская империя. Доминат ( гг.)
КАРТА РИМА В ДРЕВНОСТИ Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим значительно расширил свою территорию благодаря многочисленным войнам. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев - Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века.
РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ ИМПЕРАТОРЕ АДРИАНЕ. КОНЕЦ I – НАЧАЛО II ВЕКОВ Н. Э. СОГЛАСНО ЛЕГЕНДЕ, РИМ БЫЛ ОСНОВАН В 753 ГОДУ ДО НАШЕЙ ЭРЫ РОМУЛОМ И РЕМОМ, КОТОРЫХ ВОСПИТАЛА ВОЛЧИЦА. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи. Ряд исследователей ( в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко ) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зародившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев, а также почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.
Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями. Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным « знамениям ». Комиции же имели право голосовать только за (Uti Rogas UR) либо против (Antiquo A) и не могли обсуждать и вносить свои корректировки в предложенный законопроект. Утверждённый комициями законопроект получал силу закона. По законам диктатора Квинта Публилия Филона 339 до н. э., утверждённый народным собранием ( комициями ) закон становился обязательным для всего народа. Высшая исполнительная власть в Риме ( империй ) делегировалась высшим магистратам. При этом вопрос о содержании самого понятия империй остаётся дискуссионным [1]. Ординарные магистраты избирались на комициях. Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы, избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора, все должности в Риме были коллегиальными.
Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира ; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились друзьями или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium ( владычество – лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий, и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями, конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum. Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным ; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе – бессрочном союзе между патрициями и плебеями – использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.
На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий патрициев и плебеев. Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции это коренные жители Рима, а плебеи пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями, что обеспечивало замкнутость сословия патрициев. Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев ( в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона ) и рабы. С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники лица, не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями ( торговля считалась недостойным патрициев занятием ) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет. Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность ( лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицалось как недостойные занятия ( например, торговля ) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения ( их называли лат. homo novus новый человек. Граждане стали также делиться на лат. cives nati граждан по рождению и лат. cives facti граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей ( прежде всего греки ), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества ( перегрины ). Появились вольноотпущенники ( лат. libertinus либертин ), то есть рабы, которым была дарована свобода.
В ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина наличие собственного дома и детей при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. Глава семьи назывался домовладыка в его власти находились дети, жена и другие родственники ( в семьях высшего класса к семье также относились рабы и прислуга ). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными гражданами и главами своих семейств. До поздней Республики существовал вид брака cum manu, « под рукой », то есть дочь, выходя замуж, попадала во власть главы семьи мужа. Позднее эта форма брака вышла из употребления и браки стали заключаться sine manu, без руки, при которой жена не находилась под властью мужа и оставалась во власти отца или опекуна. Древнеримский брак, особенно в высших сословиях, заключался часто из финансовых и политических интересов. Несколько семей с родственными связями образовывали род (gens), самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни. Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12- летнего возраста, а женить юношу с 14- летнего. Римское право предусматривало две формы заключения брака : Когда женщина переходила из - под власти отца под власть мужа, то есть её принимали в семью супруга. Женщина после замужества оставалась членом старой фамилии, при этом претендовала на наследство семьи. Этот случай не был основным и больше походил на сожительство, чем на брак, так как жена практически в любой момент могла покинуть своего мужа и вернуться домой.
Женщина находилась в подчинении мужчины, потому что она, по словам Теодора Моммзена, « принадлежала только семье и не существовала для общины ». В богатых семьях женщине отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства. В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Основной принцип построения римского общества это опора на элементарную ячейку общества семью ( фамилию ). Глава семейства отец, беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только отец и мать, но и сыновья, их жёны и дети, а также незамужние дочери. Фамилия включала в себя и рабов и другое домашнее имущество. Власть отца распространялась на всех членов фамилии. Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.
Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации. Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки, на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.