Лекция «Аутизм: что это?» Яковлева Вера Петровна – детский психиатр высшей врачебной категории, врач кабинета для детей с РАС детского отделения ГБУЗ АО "АПНД"

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Синдром Аспергера. Бельгийский учёный Карл Гилберт (1989) опубликовал диагностические критерии синдрома Аспергера, которые основывались на клиническом.
Advertisements

Аутизм. ИРООРДИ «Солнечный круг» в рамках проекта «Особое детство Иркутска» 2014 год.
Ранний детский аутизм. Детский аутизм – это искажённое развитие всех психических процессов - Синдром Каннера - Синдром Аспергера - Синдром Ретта.
Лекция «Аутизм: что это?» (ч.2) Яковлева Вера Петровна – детский психиатр высшей врачебной категории, врач кабинета для детей с РАС детского отделения
В детский сад с радостью. Адаптация ребенка в детском саду Адаптация – от латинского слова «приспосабливаю» - это сложный процесс приспособления организма,
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И. А. Савченко – к. псх. н., директор.
Особые дети – особое общение. Понятие – «АУТИЗМ» Термин аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженности.
Особенности детей с аутизмом препятствующие обучению.
Группа 1 Вторая младшая гг Детство примерная образовательная программа дошкольного образования Разработана на основе ФГОС дошкольного образования.
Коррекционные методики в работе с аутичными детьми Лощеных В.П. – воспитатель – методист КДОУ КТ 168 «Особлива дитина»
ДЕТСКИЕ СТРАХИ. Страх эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной.
Консультация для педагогов и родителей Педагог-психолог Майорова Л.Н.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОБЛЕМЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ ПОРТРЕТ АУТИСТА.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
«Хожу, где вздумается, гуляю сам по себе» Подготовили: учитель-логопед О.А. Бухтоярова учитель-дефектолог Е.В. Малахова.
Транксрипт:

Лекция «Аутизм: что это?» Яковлева Вера Петровна – детский психиатр высшей врачебной категории, врач кабинета для детей с РАС детского отделения ГБУЗ Архангельской области «АПНД»

Аутизм. Часть 1. Диагностика. По данным Всемирной организации аутизма сегодня одному из 88 детей ставят такой диагноз Аутизм – это нарушение психического развития, которое влияет на общение и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

Еще в 1943 году Лео Каннер обратился к детским психиатрам с просьбой обращать внимание на симптомы аутизма и не смешивать их с умственной отсталостью или шизофренией. Только в 1980 году аутизм стал официальным диагнозом. В 1993 году Лорна Уинг с коллегами в впервые определила так называемую «триаду нарушений»: три вида нарушений, которые были у всех детей из регистра с РАС. Это было очень важное открытие, доказывающее, что аутизм это не конкретный диагноз со строгим набором одинаковых симптомов, а целый спектр расстройств.

Во всем мире родители, впервые заметившие особенности поведения у своего ребенка, обращаются сначала к педиатру. Детский врач проводит скрининговые тесты, например M-CHAT – Модифицированный скрининговый тест на аутизм у детей и CARS- Рейтинговая шкала аутизма у детей (игра понарошку, интерес к сверстникам, желание поделиться впечатлением). Заподозрив неблагополучие, педиатр направляет к психиатру, имеющему знания и опыт в области аутизма. Очередь к специалисту за рубежом в среднем занимает 4 месяца. Коррекционные мероприятия (поведенческая терапия) начинаются сразу, чтобы не терять драгоценное время.

КРАСНЫЕ ФЛАЖКИ АУТИЗМА Первый: младенец не реагирует на собственное имя, на речь, не поворачивает голову к говорящему с ним Второй: малыш не указывает пальцем на интересующие его предметы, не машет на прощание, не пытается рассказать с помощью жестов о своих желаниях. Не пытается разделить с кем-нибудь свои интересы или радость, не привлекает внимание других И наконец, третий серьезный признак: внезапная потеря всех навыков, а также речи. То есть, если ребенок сначала делал все «как надо», а потом резко перестал, у родителей есть повод обеспокоиться.

Для диагностики аутизма используются диагностические критерии раздела «Общие расстройства развития» МКБ - 10 и критерии раздела «Расстройства аутистического спектра DSM – V (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

Три группы симптомов (триада Лорны Уинг) качественные нарушения социального взаимодействия качественные нарушения общения специфические интересы и стереотипное поведение и возраст начала заболевания –до 3 лет

При наблюдении за поведением детей, страдающих детским аутизмом, в соответствии с приведенными в классификациях критериями ярко проявляются поведенческие особенности: Выраженная отгороженность от внешнего мира (инкапсуляция). Приверженность привычному распорядку жизни (страх перед изменениями). Специфические нарушения речи.

Трудности социального взаимодействия особенности зрительного контакта, отсутствие отклика на имя, боязнь звуков, неуместное проявление эмоций – смех и слезы без причины, истерики, нелюбовь к прикосновениям, аномалии выражения чувств к родителям, непереносимость толпы, отсутствие общения со сверстниками, тяга к одиночеству неспособность к имитации, различные страхи.

Речевые проблемы и задержка языкового развития отсутствие речи или утрата речевого навыка; невнятная речь (тарабарщина) или жаргонизмы; трудности в понимании речи; сложности с выражением потребностей; использование родителей как средство достижения цели вместо слов; спонтанная инициация речи; повторение услышанных слов, частей слов, слоганов из рекламных роликов; неспособность поддержать беседу, неправильное использование слов, фраз, ошибки в речи.

Стереотипные интересы и действия Двигательные стереотипии - Машущие движения кистью, предплечьем. Продолжительная серия прыжков. Верчение перед глазами пальцев. Верчение колес игрушки. Включение и выключение света.. Сминание и разрывание бумаги. Шуршание целлофановыми пакетами. Постоянное обнюхивание одних и тех же предметов. Пересыпание круп. Манипуляции с водой. Упорное сосание тканей. Облизывание предметов Зажимание ушей. Удары головой. Речевые стереотипии – Эхолалии. Стереотипные манипуляции со звуками, словами, фразами. Стереотипный счет.

Поведенческие стереотипии – ритуальность в соблюдении режима. Ритуальность в выборе еды, одежды, маршрута прогулок, сюжета игры. Влечение к ритму. Стремление к раскачиванию, верчению, трясению предметов под ритмичную музыку. Скандирование стихотворений. Выкладывании орнаментов из разнообразных рядов игрушек, мелких предметов. Одержимость листанием страниц книг, газет. Безудержное стремление качаться на качелях. Одержимость интересами -поездами, вентиляторами, динозаврами и многим другим. Повторение сюжетов в рисунках

В МКБ-IX диагноз детского аутизма следовало перекодировать по достижении пациентом 18 лет во «взрослый» диагноз. Согласно МКБ-Х диагноз детского аутизма может сопровождать пациента на протяжении жизни, изменять его на другой не предусматривается.