В начале лекции небольшой опрос в картинках. Кто эти люди?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Advertisements

Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Социальная психология – это: Отрасль психологии, изучающая закономерности социально- психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
А ДАПТАЦИЯ Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
1 ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛИЗАЦИЯ специфика социально-психологического подхода к исследованию личности.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. Урок 1 ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО. План урока. Понятие общество. Взаимосвязь общества и природы. Сферы общественной жизни и их взаимодействие.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Транксрипт:

В начале лекции небольшой опрос в картинках

Кто эти люди?

Никола Тесла - американский ученый сербского происхождения, внёс величайший вклад в науку и мировой технологический прогресс. Многие считают его величайшим изобретателем в истории, незаслуженно редко упоминаемым в учебниках физики. Многие считают его величайшим изобретателем в истории, незаслуженно редко упоминаемым в учебниках физики. Он открыл переменный ток, флюоресцентный свет, беспроводную передачу энергии, впервые разработал принципы дистанционного управления, основы лечения токами высокой частоты, построил первые электрические часы, двигаотель на солнечной энергии и многое другое...

Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения заключается в том что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. "люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества« Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. «лучше быть смелым, чем осторожным», ибо «фортуна женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать» мудрый правиотель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла"

Святи́отель Никола́й Николай Угодник; Николай Чудотворец (греч. Άγιος Νικόλαος святой Николай; ок. 270, Ликия ок. 345) Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. греч.270Ликия 345 чудотворецгреч.270Ликия 345 чудотворец Ещё при жизни своей святиотель Николай прославился как умиротвориотель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавиотель от напрасной смерти. В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца. Часть мощей до сих пор хранится в Турции в храме святого Николая, так как все мощи похитить не успели. мощибазилике Святого Николая Церковь Николая Чудотворцамощибазилике Святого Николая Церковь Николая Чудотворца

ЛЕКЦИЯ 1. ПРОБЛЕМА МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ доктор психологических наук, профессор Булгаков Александр Владимирович

Вопросы лекции 1. Межгрупповая адаптация в системе понятий всеобщей теории адаптации 2. Межгрупповая адаптация и межгрупповое взаимодействие

Литература Основная Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально- психологические проблемы. М., Булгаков А.В. Психологическая теория и практика межгрупповой адаптации (по материалам экспериментального исследования на кораблях ВМФ России). Монография. М., Булгаков А.В., Митасова Е.В. Межгрупповая адаптация специалистов-реабилитологов: Монография. М., Дополниотельная Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. М., Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. СПб., Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2003.

Подходы к изучению основных психологических понятий, положенных в основу концепции МГА Адаптация 1. Психофизиологический 2. Общепсихологический 3.Социально-психологический Взаимодействие 1. Нормативный (функциональный) 2. Интерпретативный (ценностно- мировоззренческий) Группа 1. Сообщество 2. Коллектив 3.Команда

Первый вопрос Межгрупповая адаптация в системе понятий всеобщей теории адаптации Межгрупповая адаптация в системе понятий всеобщей теории адаптации

Контент-анализ литературных источников, посвященных исследованию психологической адаптации человека позволяет выявить три научных подхода Психологическая адаптация Социально-психологический Общепсихологический Психофизиологический

Психофизиологический подход Делеу М.В., 1984; Короленко Н.П., 1978; Калашников С.В., 1978 и др. основное внимание уделяют выявлению и анализу физиологических особенностей человека, его предрасположенности к той или иной деяотельности, психофизиологическим и соматическим показателям

Общепсихологический подход Ананьев Б.Г., Платонов К.К., Рубинштейн С.Л. и др. психические явления рассматривают как многоуровневую систему, в которой выделяется три основных подсистемы: когнитивная, когнитивная, регулятивная, регулятивная, коммуникативная коммуникативная

Социально- психологический подход Булгаков А.В., 2000; Дмитриев И.В., 1999; Егоров Л.Г., 1978; Николаев А.Н.,1978; Сенокосов Ж.Г., 1989; Соловьев И.В., 1999 и др. социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс проявления индивидуальных предпосылок в конкретных социально-психологических условиях социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс проявления индивидуальных предпосылок в конкретных социально-психологических условиях

Для определения предметных областей адаптации человека основополагающими выступают идеи : У.Кеннон – о гомеостазе (1932), как силе устойчивости организма, его функциональных систем З.Фромм – о перманентности адаптационного процесса у человека и позитивности дезадаптации личности как источника ее развития;

И.П.Павлов – о значении нервной системы, как главного фактора и механизма адаптации по восстановлению дестабилизированного гомеостаза человека; положение советской психологии об определяющей роли личностного фактора как регулятора всей жизни и деяотельности человека, его адаптации; понимание человека в совокупности двух взаимосвязанных видов, уровней организации его функциональных систем – биологического и психического

Выводы об адаптации в адаптации человека проявляются две тенденции взаимодействия со средой: приспособиотельного, адаптивного и преобразующего среду, адаптирующего характера. адаптация человека к среде – это активная целенаправленная приспособиотельная деяотельность человека, в ходе которой происходит приспособление как индивида к среде, так и среды к индивиду адаптация человека – это перманентно идущий процесс, постоянно изменяющийся своими параметрами, интенсивностью, средствами и способами осуществления.

психологическая адаптация человека - это процесс его психологической включенности в разнообразные связи и отношения с внешним миром, средой, в исполнение им соответствующих социальных, социально-психологических и деяотельностно-ролевых функций, норм, правил, овладение общественным опытом, смыслом, социальными ценностями. адаптация человека осуществляется в следующих основных сферах: социальной, социально- психологической, деяотельностной, экологической.

Основные функции адаптации достижения оптимального гомеостаза как в динамичной системе «личность-среда», так и в самой личности; повышения эффективности деяотельности, как адаптирующейся личности, так и социальной среды, коллектива; регуляции и оптимизации общения личности, ее социального взаимодействия;

повышения стабильности и сплоченности социальной среды; социализации и развития личности; самореализации и саморазвития личности; сохранения психического и физического здоровья человека; самопознания и самокоррекции: психологической защиты личности

Теоретико-методологические подходы к пониманию сущности психологической адаптации адаптация имеет всеобщий и специфический характер; это многоуровневое явление, адаптация человека осуществляется к предметным областям его жизни и деяотельности в основных сферах: социальной, социально-психологической, деяотельностной, экологической. адаптация рассматривается как активное освоение природной и социальной среды во всем многообразии ее сфер: экономической, политической, социальной, духовной;

адаптация анализируется как процесс и как результат; в адаптации в диалектическом единстве находятся адаптационные и дезадаптационные процессы; в ходе приспособиотельных субъектно- объектных отношений в системах «личность-среда», «группа-группа- среда» происходит взаимное преобразование как личности и групп, так и среды; анализ явления требует конкретно- исторического подхода в рассмотрении сущности этого явления и факторов, влияющих на его процесс и результат

Второй вопрос Межгрупповая адаптация и межгрупповое взаимодействие Межгрупповая адаптация и межгрупповое взаимодействие

Комплексный подход связан с корректным сопряжением результатов исследований взаимодействия групп в различных социальных системах. При этом под сопряжением понимается взаимосвязь, непрерывное сопровождение чего- либо

Традиционное определение МГА Это адаптация в социуме самого широкого многообразия групп друг к другу Нет сущностного…

Для определения межгрупповой адаптации следует провести логико-психологический анализ понятий: группа психологическая адаптация межгрупповое взаимодействие. межгрупповое взаимодействие.

Группа Б.Ф.Поршнева (1979) определял общность как двуединое психологическое явление, которое обозначается выражением «мы» и «они», путем отличия от других общностей, коллективов, групп вовне и одновременного уподобления в чем-либо людей друг другу внутри. Б.Д. Парыгин (1999) представлял социальные организации как миди-общности, как совокупности малых групп и первичных трудовых коллективов. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская (2001) определили малую группу с двух составляющих сторон: социальной (в логике Г.М.Андреевой) и психологической (в логике М.Шоу) как звена системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов.

Коллектив это особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, а по мнению отдельных авторов, например, Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, Л.И.Уманского – наивысшего уровня социально-психологической зрелости.

Команда Это малая группа с выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием членов и высокой продуктивностью

Следует отметить возможность смешения в ходе приспособиотельного процесса групп разных уровней. МГА может происходить как непосредственно между группами-категориями, группами-коллективами, группами- командами, так и между группами- категориями и группами- коллективами, группами- коллективами и группами- командами, группами-командами и группами-категориями.

Межгрупповое взаимодействие являются традиционные при изучении адаптационной проблематики нормативный (функциональный) и интерпретативный подходы.

Методология Нормативный (функциональный) подход Интерпритативный (ценностно- мировоззренческий) подход Межгрупповое взаимодействие

Нормативный подход реализуют Бихевиоральная теория диадического взаимодействия (Хоманс Д.К., 1950; Тибо Дж. и Келли Г., 1958; Блэлок Х. и Уилкин П., 1979). Концепция рассматривает общественное поведение как обмен «социальных товаров», регулируемый представлениями о справедливом распределении этих товаров между группами. Теория интергруппового контакта (Оллпорт Г., 1950; Стефан У., 1985; Кук С., 1956) и десегрегационных процессов, межэтнических аттитюдов и символического расизма (Амир Ж., 1969; Милнер Д., 1979; Миллер Н. и Брюер М., 1985; Петтигрю Т., 1965; Мак-Конахай Д., 1976).

исследования межгрупповых отношений в сфере управления организацией (Левитт Г., 1978; Лайкерт Р., 1967; Браун Р., 1978). Эти работы рассматривают по преимуществу проблемы повышения эффективности взаимодействия групп в организации. исследования влияния меньшинства (Московичи С., 1976; Левайн Д., 1980; Домс М. и Ван Эвермет Т., 1980). Работы посвящены исследованию влияния меньшинства как источника инноваций в обществе, изучению механизмов власти и влияния в общественной системе. Внешний фактор среды, который индивид осознанно или неосознанно вынужден принимать в расчет в процессе своей адаптации к внешнему миру, является важнейшим в процессе межгруппового взаимодействия.

Интрпретативный подход реализуют конфликтологи, реалистическая теория группового конфликта (Самнер У., 1906; Уайт Л., 1949; Шериф М., 1958; Ньюкомб У., 1960; Козер Л., 1956) исходит из потребностей группы и считает, что группы в условиях межгруппового конфликта имеют несовместимые цели, связанные с овладением ресурсами. Основа этой концепции сформировалась во многом на почве аналогий, взятых из общественных форм поведения сообществ животных (Кэмпбелл Д.Т., 1979). В исследовании проблем конфликта и мира (Келман Г., 1970; Боулдинг К., 1978; Грум А., 1983; Бэртон Д., 1968; Райт К., 1951) рассматриваются в основном экономические, политические, культурные механизмы функционирования государственной системы, условия сосуществования разных государственных систем.

теория социальной идентичности (Дуаз У., 1973; Джерард Г. и Хойт М., 1974; Тэджфел Г., 1971; Тернер Д., 1975). Суть теории в отнесении индивида к определенной группе по какому-либо признаку, формировании за счет этого чувства идентичности индивида с группой и появления, таким образом, группового поведения. Теория самокатегоризации (Тернер Д., 1985; Хогг М., 1987; Оукс П., 1987) экспериментально и теоретически обосновывается существование группы как особой целостности.

Исследования В.С. Агеева по межгрупповым взаимодействиям и межгрупповым отношениям можно отнести к номинальному подходу в изучении МГА. межгрупповые отношения определяются как совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

межгрупповое взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия групп друг на друга. Каждая из взаимодействующих групп выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие групп. Если обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития групповых структур.

Выводы Межгрупповая адаптация (социально- психологическая адаптация групп друг к другу) – это процесс/результат по оптимизации взаимодействия групп между собой. Итогом МГА является 1) исполнение группами задач совместной деяотельности, 2) удержание либо достижение ими нового социально- психологического статуса, 3) реализации соответствующих социально-психологических ролевых функций. Генезис изучения МГА имеет свои корни в отечественной и зарубежной науке, при чем данная проблема рассматривается учеными с двух полярных точек зрения нормативной и интерпретативной парадигм.