ПОЗНАНИЕ ( 10 класс) Презентация подготовлена учителем ФГОУ сош 4 МОРФ Латыповой О.Ш.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Advertisements

Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Познание теория. Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Познание окружающего мира
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Виды и методы познания. Обыденно- практическое Религиозное МифологическоеХудожественное Научное Научное познание - высший вид познавательной деятельности.
Лекция 5 Познание. Познание Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Транксрипт:

ПОЗНАНИЕ ( 10 класс) Презентация подготовлена учителем ФГОУ сош 4 МОРФ Латыповой О.Ш.

ПЛАН: Познание мира Формы познания Истина и ее критерии Научное познание Ненаучное познание

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в сознании человека, а результатом - получение нового знания об окружающем мире ПОЗНАНИЕ МИРА

Процесс познания предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ Результат СубъектОбъект Познаю щий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив Знание Все общество Познавае мой предмет, процесс, явление или внутреннее состояние человека Весь окружающий мир

ПОЗНАНИЕ МИРА Представители различных философских направлений по- разному отвечали на вопрос о познании мира Агностицизм ( в переводе с греческого - недоступный познанию) Скептицизм (в переводе с греческого – рассматривающий, критикующий) Оптимизм ( в переводе с латинского- наилучший) Отрицает полностью или частично познаваемость мира, познание не дает достоверных сведений о мире Не отрицая возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. Утверждает принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире

ПОЗНАНИЕ МИРА Виды познания Научное Обыденное Социальное Религиозное Художествен ное Мифологиче ское

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ. Ощущение отражения отдельных свойств объекта, возникающие при его воздействии на органы чувств Восприятие целостные отражения объектов при их воздействии на органы чувств Представление наглядные образы объектов, не воздействующие в данный момент на органы чувств

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ.ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Понятие отражает общие закономерности, закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях Суждение устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается Умозаключение процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. МЕСТО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ. Чувственное познание Рациональное познание Непосредственность- прямое воспроизводство объекта Опора на результаты чувственного познания Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. ИНТУИЦИЯ. Интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате « озарения», « наития», « прозрения» без опоры на логические опоры на логические обоснования и доказательства. Основные признаки – внезапность, неполная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА Эмоции Чувства Аффективная форма проявления моральных чувств Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях ( любовь, грусть и т.д.) Мотивационная сторона познания Устойчивость интересов и целей субъекта познания.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ Истина - это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ Объективная истина- это такое содержание знания, которое не зависит не от человека, не от человечества. Относительная истина - это ограниченное верное знание о чем-либо. Со вpeменем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте.

Критерии истины – то, что характеризует истину и отличает её от заблуждения. 1. Всеобщность и необходимость (И. Кант); 2. Простота и ясность (Р. Декарт); ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ 3. Логическая непротиворечивость, общезначимость (А. А. Богданов); 4. Полезность и экономность; 5. Истина – это «истина», то, что есть на самом деле (П. А. Флоренский); 6. Эстетический критерий (внутреннее совершенство теории, красота формулы, изящество доказательств).

Универсальным критерием истинности является общественно-историческая практика. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование окружающей действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ. ПРАКТИКА

Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. Практика дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний. ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ. ПРАКТИКА

Роль практики в познании Исходный пункт, основа познания Движущая сила, цель познания Критерий истины

ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ИСТИНЫ Противоположности истины Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ОСОБЕННОСТИ -объективность добываемого знания; -развитость понятийного аппарата ( категориальность); -рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; -проверяемость; -высокий уровень обобщения знаний;-универсальность; -использование специальных способов и методов познавательной деятельности

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. УРОВНИ Уровни научного познания Эмпирический Теоретический Чувственные формы познания Рациональные формы познания Главная задача – описание предметов и явлений Главная задача – объяснение изучаемых явлений Основные формы знания – факты и эмпирические законы Основные формы знания – закон, принцип, научная теория

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.ФОРМЫ. Научный факт Отражение объективного факта в человеческом сознании Эмпирический закон Объективная, существенная, конкретно- всеобщая, повторяющееся, устойчивая связь между явлениями и процессами Проблема Осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Гипотеза Научное предположение, носит вероятностный характер Теория Наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей действительности

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Метод – орудие, средство познания, характеризуется строгостью и объективностью. Методы исследования делятся на эмпирические и теоретические. К эмпирическим относятся наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент,с помощью которых происходит накопление и фиксация опытных данных. К теоретическим - аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация (т. е. мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности) и другие методы, с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории. К эмпирическим относятся наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент,с помощью которых происходит накопление и фиксация опытных данных. К теоретическим - аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация (т. е. мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности) и другие методы, с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Теоретические ЭмпирическиеМатематические Моделирование,абстрагирование, анализ и синтез, формализация, аналогия, дедукция и индукция. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение, сравнение, систематизация, идеализация Статистические, программирование, сетевое моделирование, визуализация

МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Мифологическое знание Дает целостную картину, в кoтoрой есть и прошлое и современное состояние. Нapoдная мудрость. Отражает здравый смысл,основана на житейской практике Искусство. Использует художественные образы, отражает мир при помощи художественных средств, идеальных авторских моделей. Паранаука Стремится к применению научной методологии к предметам ненаучного и вненаучного характера (в том числе к так называемым «паранормальным явлениям»), носит теоретический и псевдо теоретический характер. Ненаучное познание