ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ДОО

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Advertisements

Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Учитель-логопед МДОУ 30 «Ёжик» Овчинникова Татьяна Николаевна г.о.Новокуйбышевск уч.г.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда МБДОУ «Детский сад 36» г. Краснокамск Учитель – логопед: Коломиец Н.А.
. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми Учитель-логопе д МБДОУ 146 г.Тула Кандакова С.Н.
Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни ДОКЛАД учителя-логопеда МОУ СОШ 24 г. Подольска Пановой Любови Сергеевны В рамках.
Тема: Логоритмика на музыкальных занятиях ЦЕЛЬ: Способствовать развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Подготовила учитель-логопед : МАДОУ «Детский.
Физическое развитие дошкольников с нарушениями речи Хохлова Марина Васильевна МБ ДОУ Д/с 249.
Здоровьесберегающие технологии в практике логопеда ГБОУ «Ялгинский детский дом-школа» Учитель – логопед: Колотухина М. А.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствуют формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 11»
Пронина И. А., зам. зав. ВМР МДОУ 18. чёткая артикуляция звуков родного языка правильное произношение правильное речевое дыхание умение использовать достаточную.
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
ГОУ ТО «Алексинский детский дом» Подготовили Учитель-логопед Скотникова Н.А. Муз. руководитель Игнатьева С.Ю Презентация.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии.
«Один день из жизни нашей группы» Презентация творческого мини-проекта по направлению здоровьесберегающие технологии.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ Государственное образовательное учреждение Омской области «Исилькульская специальная.
Аэробика, как одна из нетрадиционных форм организации физической активности детей дошкольного возраста. МБДОУ ДС КВ 21 Будкина Ирина Викторовна инструктор.
Транксрипт:

* Заикание –это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

* В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии.

* Определенный возраст ребенка * Состояние центральной нервной системы * Индивидуальное особенности протекания речевого онтогенеза * Особенности формирования функциональной асимметрии мозга * Генетический фактор

Факторы, которые предшествуют заиканию: * Соматическая ослабленность * Неправильные формы воспитания * Неблагоприятная социальная среда

При заикании отсутствует одиночная причина. Этому способствует много факторов

По данным многочисленным наблюдениям, первые признаки заикания проявляются в возрасте от 2-6 лет. Наиболее часто заикание проявляется в период формирования развернутой фразовой речи.

В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей проявляются запинки судорожного характера

* Игра является ведущей деятельностью дошкольников, в логопедической практике чаще всего работа по развитию речи с детьми этого возраста проводятся в непринужденной игровой форме. Именно в игре происходит всестороннее развитие ребенка, формируется не только речь, но и мышление, произвольная память, самостоятельность. На основе именно такого подхода происходит коррекция личностных отклонений заикающихся детей и воспитание их речи

НЕОБХОДИМО: Поддерживать правильный речевой режим: говорить медленно, плавно и ритмично. Делать естественные паузы, чтобы дать ребенку время на обдумывание ответа, не давить на малыша. Все свои действия желательно комментировать. Внимательно слушать, не перебивать, позволять ребенку выбирать тему для разговора. Преодоление нарушения речи - процесс кропотливый и длительный. Сейчас существуют: компьютерные программы, направленные на синхронизацию речевого и слухового центров; метод биологической обратной связи, в котором с помощью специальных датчиков регистрируют пульс, частоту дыхания, активность головного мозга ребенка, эти данные в виде анимации компьютер показывает малышу; приемы пантомимы, игровая терапия, логопедическая ритмика и различные функциональные тренировки. медикаментозное лечение - в основном, это общеукрепляющие препараты, миорелаксанты, седативные средства.

1. Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу. 2. На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда. 3. Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения. Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений. 4. На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, записи на пленке, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения. 5. Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика. Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы. 6. Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда. Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах нельзя повышать на ребенка голос, это может лишь усугубить заикание.

* Следует отметить, что для успешного преодоления заикания, необходимым является такая организация логопедических занятий, чтобы заикание на них полностью отсутствовало. Для достижения этой цели логопедами применяются такие формы речи, которые позволяют снять речевые судороги. К таким видам относятся: * сопряженная речь (речь вместе с логопедом); * отраженная речь (повторение за логопедом отдельных слов, небольших фраз, сохраняя при этом заданный темп и ритм речи); * ритмическая речь (отбивание ритма на каждом слоге или на ударном слоге в слове); * шепотная речь.

* Несмотря на то, что в логопедической практике применяется большое количество разнообразных приемов и методов, направленных на работу над речью детей с заиканием, многие специалисты, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного лечения этого нарушения. * Основой для правильной речи является правильное речевое дыхание. Установлено, что наиболее правильным и удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. * У заикающихся детей в момент эмоционального возбуждения обычно нарушается четкость речи, и дыхание становится поверхностным и аритмичным. Часто дети вообще говорят на вдохе или на задержанном дыхании. Поэтому важнейшей целью логопедического воздействия при устранении заикании становится воспитание правильного речевого дыхания.

* Говорить только на выдохе; * Вдох делать через рот – короткий и бесшумный, а выдох – длительный и плавный; * Плечи должны быть неподвижны; * После вдоха сразу начинать говорить, не задерживая дыхание; * После выхода сделать остановку на 2 – 3 секунды В логопедической работе над речевым дыханием заикающихся, широко используется дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

* При заикании нарушается сила, скорость, объем движений артикуляционного аппарата, переключаемость с одного артикуляционного уклада на другой, поэтому заикающемуся ребенку очень важно научиться расслаблять, контролировать мышечное напряжение, снимать зажимы и спазмы артикуляционного аппарата. Авторами наиболее распространенных методик по устранению заикания применяются такие коррекционные приемы, как артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж. * Артикуляционная гимнастика помогает добиться четкости произношения, снять напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, развивает силу, точность, координацию движений. Для достижения вышеперечисленных целей осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц, применяются статические и динамические упражнения. При выполнении гимнастики важно формировать дифференцированность включения различных мышц, плавность, симметричность и произвольность артикуляционных движений.

Так как речь заикающихся детей интонационно бедна и монотонна, еще одним основным направлением коррекции заикания считается работа над выразительностью речи. Логическая выразительность – важнейшее условие любого вида речи. Сюда входит: интонация; логическое ударение; логическая пауза Нормализация просодической стороны речи включает в себя следующие задачи: Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности). Нормализация процесса речевого паузирования. Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

При заикании отмечается многообразие моторных нарушений (неустойчивость мышечного тонуса, нескоординированность и хаотичность движений, замедленная переключаемость от одной серии движений к другой, уловки и вспомогательные движения), а также нарушения темпа и ритма речи. Специалисты считают, что эти нарушения требуют для своей коррекции комплексное воздействие, в состав которого обязательно должны входить средства логопедической ритмики. Для преодоления заикания логопедическая ритмика дает следующее: развивает общую моторику, моторику рук, кисти, пальцев; нормализует темп и ритм речевых движений; способствует преодолению разного рода лишних, в том числе сопутствующих движений; развивает дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха; способствует снятию речевой судорожности; развивает слуховое и зрительное восприятие, внимание и память

Для лечения нервной системы недостаточно только приема соответствующих лекарств или выполнения специальных процедур. Начинать следует с обеспечения для заикающихся комфортных условий жизни, которые способствовали бы укреплению нервной системы и всего организма в целом. К этим условиям относят: * правильный режим дня; * полноценное питание с исключением возбуждающе действующих на нервную систему продуктов (острая пища, шоколад, крепкий кофе); * спокойный и достаточно продолжительный сон (для детей особенно важен дневной отдых); * достаточное пребывание на свежем воздухе (прогулки); * не перегружать ребенка выполнением домашних заданий, так как на любое физическое и умственное перенапряжение ответной реакцией станет усиление заикания; * полноценный летний отдых без перегревания на солнце;закаливание; * занятия спокойными и наименее опасными видами спорта (типа плавания, велосипедной езды, катания на коньках и лыжах); * исключение просмотра травмирующих психику и устрашающих телевизионных передач, после просмотра таких передач детей преследуют ночные кошмары; * обеспечение спокойной обстановки в семье, избегание стрессовых ситуаций, заставляющих заикающегося пребывать в состоянии нервного напряжения; * спокойное и доброжелательное отношение родителей к заикающемуся ребенку.

* ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ * ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ИХ ПРОСВЯЩЕНИЕ * РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ РАННЕГО ВОЗРАСТА * СТИМУЛЯЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА * РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЙ РЕАЛИЗАЦИЙ РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗАИКАНИЕМ

* все занятия по воспитанию самостоятельной речи заикающихся детей должны быть распределены по степени нарастающей сложности; * система плановых занятий должна освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать ее свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию; * планирование и организация работы по взаимодействию со специалистами, родителями; * внедрение в личную практику формы продуктивной деятельности как наиболее эффективную в развитии речи для заикающихся детей, т.к. становление связанной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной, связанной с событиями прошедшими, с отсутствующими предметами, с будущими действиями). Поэтому последовательность речевых упражнений рассматривается в постепенном переходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.