Мотив детства в поэзии Н.Матвеевой Выполнила Астахова Катя, ученица 7 Д класса Н. Матвеева – поэтесса, бард, литературовед, родилась в 1934 году в Ленинградской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочиняем волшебную сказку. "Солнечный зайчик"
Advertisements

Презентация учащегося 5 «А» класса МОУ «Заволжская СОШ» Белякова Егора по литературе.
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, Все мамы планеты Земля!
«Поэтический образ дерева в лирике Сергея Есенина»
Урок по творчеству М. И. Цветаевой в 11 классе Автор: Голенко Т. В., учитель русского языка и литературы СШ 5, г. Макинск, Акмолинская область.
День матери День матери отмечается почти во всех странах мира. Это и не удивительно, ведь для каждого человека, независимо от национальности, мама является.
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста. А. Ахматова Песня последней встречи 1911 год Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на.
Поэтическая тетрадь. Как читать выразительно Правильно ставь ударение Соблюдай паузы Выбери силу голоса (громко, тихо) Определи темп (быстро, медленно)
День матери. Никто не знает всё, как мать, Никто, как мать, не понимает, Никто не может так ласкать, Никто, как мать, не сострадает. Никто, как мать,
Урок литературы в 5 классе Интерпретация стихотворения С.А. Есенина «Поет зима - аукает» Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Что есть красота ? Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь,- На самом деле то, что именуют мной,- Не я один. Нас много. Я.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Анализ стихотворения Н. Гумилева "Жираф"
Солнечным октябрьским днём 2003 года мы появились на свет в деревне Казаково Козловского района Чувашской республики. Хотя конкурс называется «Я и папа»,
Презентация «Истолкование стихотворения А.Фета…» Подготовила ученица 9 класса «Б» МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Пермякова Яна Учитель Халяпина.
ХОЧЕШЬ УЗНАТЬ О СЕБЕ? тест для учащихся Дорогой любитель заполнять тесты и тем самым познавать себя! Говорят, что глаза – зеркало души, а чтение ее лучший.
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста С.В. Боровлёва, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 2 Амурска.
C амуил Яковлевич Маршак Подготовила ученица 3 А класса Гусева Василиса.
Исследовательская работа по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утес» Подготовила учитель начальных классов учитель начальных классов МОУ «СОШ 13 г.Зеленокумска»
презентация ко Дню Матери
Транксрипт:

Мотив детства в поэзии Н.Матвеевой Выполнила Астахова Катя, ученица 7Д класса Н. Матвеева – поэтесса, бард, литературовед, родилась в 1934 году в Ленинградской области.

Цель работы: анализ образной системы и стиля стихотворений, связанных сквозным мотивом детства.

Эпиграф Нам завещал Спаситель «быть, как дети». Одно с тех пор нам удалось на свете: Нам завещал Спаситель «быть, как дети». Одно с тех пор нам удалось на свете: От образца отделаться; добиться, От образца отделаться; добиться, Чтоб... сами дети не были «как дети»! 28 августа 1993 Чтоб... сами дети не были «как дети»! 28 августа 1993

У поэтессы - счастливая творческая судьба. Ее заметили и сразу полюбили. Девушка из провинции с завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960 годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни, зазвучавшие на магнитофонах, довольно быстро У поэтессы - счастливая творческая судьба. Ее заметили и сразу полюбили. Девушка из провинции с завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960 годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни, зазвучавшие на магнитофонах, довольно быстро воплотились в пластинку воплотились в пластинку "Песни" (М.: Мелодия, 1966). "Песни" (М.: Мелодия, 1966). Это была первая бардовская пластинка в Советском Союзе, пластинка в Советском Союзе, ставшая теперь раритетом.

Цель исследования: рассмотреть, почему в поэзии Н.Матвеевой звучит мотив детства, выявить способы создания этой темы в структуре нескольких стихотворений. Цель исследования: рассмотреть, почему в поэзии Н.Матвеевой звучит мотив детства, выявить способы создания этой темы в структуре нескольких стихотворений. Методы исследования: изучение биографии Н.Матвеевой, изучение информации об особенностях творчества; анализ произведений, в которых озвучена данная тема; выявление способов создания мотива детства. Методы исследования: изучение биографии Н.Матвеевой, изучение информации об особенностях творчества; анализ произведений, в которых озвучена данная тема; выявление способов создания мотива детства.

Новелла Матвеева говорила, что в детстве хотела посвятить себя в детстве хотела посвятить себя музыке. Неслучайно она стала исполнять стала исполнять свои стихи под гитару. свои стихи под гитару. Музыкальность и Музыкальность и фантазий юность – основные черты стиля Н. Матвеевой. Н. Матвеевой. Стихи и песни Новеллы Матвеевой – Стихи и песни Новеллы Матвеевой – это всегда какое-то путешествие. И часто – путешествие И часто – путешествие в страну детства.

Одним из ключевых Одним из ключевых жанрово-тематических жанрово-тематических образований становятся у Матвеевой пейзажные у Матвеевой пейзажные лирические зарисовки, лирические зарисовки, заключающие в себе притчевые и сказочные мотивы. Во многих стихах сквозь штрихи пейзажного эскиза проступают чудесные метаморфозы, которые могут возникнуть которые могут возникнуть только в детском полусказочном воображении

В стихотворении «Какой большой ветер…» первая картинка нарисована как будто детской рукой: домишки на острове, ветер как великан, сдувающий крыши с домишек, сад и огород, где на грядках растет редька… В стихотворении «Какой большой ветер…» первая картинка нарисована как будто детской рукой: домишки на острове, ветер как великан, сдувающий крыши с домишек, сад и огород, где на грядках растет редька…

Рефрен стихотворения, лексические повторы, анафоры усиливают музыкальность текста. Необычные сравнения и метафоры придают тексту внешнюю простоту, приближая его по стилистике к стихам для детей, хотя в подтексте стихотворения заключается глубокий философский смысл. Рефрен стихотворения, лексические повторы, анафоры усиливают музыкальность текста. Необычные сравнения и метафоры придают тексту внешнюю простоту, приближая его по стилистике к стихам для детей, хотя в подтексте стихотворения заключается глубокий философский смысл.

«Страна Дельфиния» – одно из самых знаковых в творчестве Н.Матвеевой. Лирическая героиня стихотворения, сколько бы ей ни было лет, - в душе ребенок. Она, как ребенок, мечтает уехать в Дельфинию, верит, что без неё там никак нельзя, уверяет на полном серьезе, что получила письмо из города Кенгуру, плачет, что не сможет отплыть на судне «Дикобраз»…

Стихотворение «Кораблик», также ставшее песней, обычно печатают в сборниках стихотворений для детей. Стихотворение «Кораблик», также ставшее песней, обычно печатают в сборниках стихотворений для детей. Стихотворение построено на олицетворении: и кораблик, и вулканы, и другие суда – действуют как живые существа. Кораблик,как и любой человек, взрослеет, учится, путешествуя по жизни. Стихотворение построено на олицетворении: и кораблик, и вулканы, и другие суда – действуют как живые существа. Кораблик,как и любой человек, взрослеет, учится, путешествуя по жизни.

Стихотворение «Страна детства» звучит совсем иначе: оно наполнено грустью, ощущением невозможности вернуться в страну детства, которая теперь кажется такой прекрасной… Стихотворение «Страна детства» звучит совсем иначе: оно наполнено грустью, ощущением невозможности вернуться в страну детства, которая теперь кажется такой прекрасной…

Детство – это деревня с цветами у дороги, с одуванчиками в канаве, с высоким сараем и петухом, который радостно приветствует новый день. Картинка детства пронизана солнцем, наполнена запахом деревьев и трав, сухим тополиным пухом...

Детство – это и книги о дальних странах. Эти страны далеко, за синими морями… Как хотелось в детстве побывать в неведомых таинственных странах, где растут пальмы и возвышаются буддийские храмы. Детство – это и книги о дальних странах. Эти страны далеко, за синими морями… Как хотелось в детстве побывать в неведомых таинственных странах, где растут пальмы и возвышаются буддийские храмы. В страну детства невозможно ни приехать, ни прилететь. Только память может ненадолго вернуть нас туда. В страну детства невозможно ни приехать, ни прилететь. Только память может ненадолго вернуть нас туда.

Мир страны детства создается автором при помощи самобытных эпитетов: остро-нездешние моря, не помнящий родства ветерок, незапамятные слова; необычных сравнений: «свежие срезы бревен подобны сырам», «Там одуванчиков желтых Мир страны детства создается автором при помощи самобытных эпитетов: остро-нездешние моря, не помнящий родства ветерок, незапамятные слова; необычных сравнений: «свежие срезы бревен подобны сырам», «Там одуванчиков желтых канавы полны, словно каналы – сухой золотой водой», сухой золотой водой», «витает, как дух, «витает, как дух, сухой тополиный пух»… сухой тополиный пух»…

Утраченное ощущение мира как счастливой сказки подчеркнуть анафорой в конечной строфе: боится..,боится.., боится... Утраченное ощущение мира как счастливой сказки подчеркнуть анафорой в конечной строфе: боится..,боится.., боится... Мотив утраченного сада-рая (детства) является основным и в рассказе Т.Толстой «На золотом крыльце сидели…»… (интертекстуальность ) Мотив утраченного сада-рая (детства) является основным и в рассказе Т.Толстой «На золотом крыльце сидели…»… (интертекстуальность )

Новелла Матвеева еще и великолепный детский поэт. В шестидесятые годы у нее вышла книжка «Солнечный зайчик», а 1984 году – стихотворения «Кроличья деревня» и «Я леплю из пластилина…». Новелла Матвеева еще и великолепный детский поэт. В шестидесятые годы у нее вышла книжка «Солнечный зайчик», а 1984 году – стихотворения «Кроличья деревня» и «Я леплю из пластилина…».

Светлый и волшебный мир ее стихов-песен захватывает и детей, и взрослых; он зовет в дальнюю дорогу и помогает весело переносить трудности в пути по жизни.

Я бы сменяла тебя, там-там, на тут-тут, Ибо и тут цветы у дорог растут. Но не самой ли судьбою мне дан там-там? Ибо глаза мои тут, а взгляд мой - там...

Список литературы 1. Лавлинский С.П. Технология литературного образования, 2003 г. 2. Матвеева Н.Н. Сборник стихов и песен «Страна прибоя», 1982 г. 3. Медынский Г. Песенная поэзия Н.Матвеевой, Юность, 1966, Ничипоров И.Б. Романтический мир поэзии Н. Матвеевой, 1963 г. 5. Приходько А. Душа и плоть поэзии, Новый мир, 1967, 2