Художественная реальность в постмодернизме По рассказам Татьяны Толстой «Соня», «На золотом крыльце сидели…» Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Т.Н. Толстая. О постмодернизме.». Т.Н. Толстая (1951 г.р.) – прозаик, эссеист, критик, во многом определившая литературное лицо 1990-х годов, единодушно.
Advertisements

Татьяна Николаевна Толстая (род.1951г.) Рассказ «Поэт и Муза» МОУ «СОШ 11» г. Кемерово, учитель Поломошнова Т.А. Родилась в семье с богатыми литературными.
Татьяна Николаевна Толстая (род.1951 г.) Рассказ «Поэт и Муза» Родилась в семье с богатыми литературными традициями. Дед по отцовской линии – писатель.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
Авторская позиция в рассказах Т.Толстой «Чистый лист» и Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» Элективный курс «Формирование исследовательской позиции.
Логика художественного образа и абсурдность ситуации (разные смыслы при интерпретации текста) Работа Томилиной Анны ученицы 11-б класса ГБОУ СОШ1353 Научный.
11 класс 1.Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данном предложении: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». А)Сравнение.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Владимир Набоков В русской литературе В.В. Набоков занимает особое место по ряду причин: он один из самых современных, самых эстетически.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Шишацкая Анастасия Шишацкая Анастасия Научный руководитель : Кидяева Валентина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
Готовимся к экзамену по русскому языку в 9 классе Языковые особенности текста.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Транксрипт:

Художественная реальность в постмодернизме По рассказам Татьяны Толстой «Соня», «На золотом крыльце сидели…» Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье. Б.Пастернак Автор: Поломошнова Т.А. МБОУ «СОШ 11» города Кемерово

1.Образовательная: ознакомится с особенностями «малой» прозы Т.Н. Толстой, понятием «постмодернизм» и его характерными признаками, совершенствовать литературоведческий анализ прозаического текста. 2.Научная: выяснить, в чем заключается различие способов и приёмов создания художественной реальности в реализме и постмодернизме. Способы исследования: постановка проблемы, анализ текстов, изучение литературоведческих источников, сопоставление текстов писателей реалистического направления и постмодернистов, формулировка своего взгляда на проблему, аргументация своей точки зрения, обобщение и выводы.

Жизненное кредо- «Любить надо других, не себя…» Основы культуры – из семьи (дух единения и творчества, именитые предки); Образование - (Ленинградский университет); творчество (проза, критика, киносценарии и пьесы).

подход к искусству как к своду неких правил организации текста; попытка передать свое восприятие абсурдности мира; скептическое отношение к любым авторитетам, тяготение к пародии; значимость, самоценность текста как создания автора; подчеркивание художественно- изобразительных средств ("обнажение приемов создания образов"); сочетание в одном тексте стилистически разных жанров и литературных эпох.

« София» означает «премудрость» она не умеет лицемерить и подстраиваться под окружающих ее людей в угоду их «моральным нормам», романтична и наивна, как ребенок … символ Сониной души – эмалевый голубок «Аделаида» обозначает «нарядная»,( в переводе с еврейского) «украшение» …красивая, элегантная, фигурка прелестная, по змеиному гибкая, умна и хитра

Соня Ада «…истуканом сидела…», …голова как у лошади Пржевальского, Грудь впалая. Ноги такие толстые - будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни.»» …длинные костяного цвета зубы…» «…истуканом сидела…», …голова как у лошади Пржевальского, Грудь впалая. Ноги такие толстые - будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни.»» …длинные костяного цвета зубы…»

Соня Ада «…чуткий инструмент Сонина душа…» …любила детей» «… была романтична и по-своему возвышенна… «…сентиментальные стихи, не вовремя срывавшиеся с губ…» «…в письмах горела неугасимым огнём высокого чувства, обещала Николаю вечную верность …», «»послала ему своё единственное украшение: белого эмалевого голубка…» «…клялась непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним…на край света». «…готовая испепелить себя ради спасения своего единственного, Соня взяла всё, что у неё было –баночку довоенного томатного сока…побрела через весь Ленинград в квартиру умирающего Николая. Сока там было ровно на одну жизнь» «…благословила свою счастливую судьбу…» « мечтала наказать Соню; --счастьем Соня обязана змее Аде Адольфовне; -по её идее разработан «адский планчик»; «…Ада собиралась умертвить…обременявшего её Николая…отложила убийство до лучших времён.» «…с ненавистью выпекая…горячие почтовые поцелуи…» -со злобой строчила письма «было не до любви»…всех ненавидит» «…будьте все прокляты….Дальше жить не хотелось.»

любовь терпение доброта верность самопожертвование В Ветхом Завете означает простоту, безобидность, невинность, кротость, бесхитростность. В Новом Завете -голубь представляет чистую душу «белая голубка спасенная душа, прошедшая очищение». жестокость ненависть злоба месть Отождествление змеи с дьяволом обусловлено христианским взглядом на змею как воплощение сатаны. Камея - ж.р. камень с выпуклою резьбою, означает непоколебимость

Мотив времени - один из основных мотивов рассказа. «Жил человек и нет его», «время всё съело» - это об Аде. Эти метафоры повторяются дважды: в начале рассказа и в конце. Что же осталось от Сони? Остались имя - память, жизнь другого человека, эмалевый голубок. Изобразительные средства в рассказе «Соня» Эпитеты, ирония, сравнения, перифразы, литоты, метафоры, метонимия, оксюмороны; параллелизм, градация, инверсии, антитеза, парцелляции, полисиндетоны, риторические вопросы.

«стыло бульонное озерцо», «черная пасть телефонной трубки, «адский планчик», «скроется светлой фотографией солнечная комната, просвечивают марлей спины сидящих ; «истуканом сидела в торце длинного накрахмаленного стола», «Влюбилась так, что только оттаскивай…» «лежала праздная ложка», «Сонины лошадиные черты», «нарядно бессмертная», «Было ли у неё счастье?», «не мешайте, дураки!» «Год шел что-нибудь тридцать третий», «И вот надо же жизнь устраивает такие штуки!» небо – квартира жизнь до войны противопоставляется жизни военной Внешность Сони противоречива: «Грудь впалая, ноги такие толстые будто от другого человеческого комплекта»; тонкая натура, но одевается безвкусно: «огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава всегда слишком длинные».

Есть в этом заголовке- эпиграфе одна важнейшая особенность - считалка представляет собой замкнутую кольцевую композицию. У нее нет ни конца ни начала, она вечно ходит по кругу - как часовая стрелка. На образ - символ круга, кольца нанизаны все эпизоды сюжета. Время идет не вперед, в будущее, а по кругу. Система персонажей: две девочки - от лица их ведется повествование, их мама, их соседи - дядя Паша, Вероника Витольдовна, Маргарита, дочь Маргариты – это обычные люди в обычных жизненных обстоятельствах, своеобразная память о детских впечатлениях и знакомствах. Детьми – девочками неосознанно чувствуется конфликт порядочного, высокого, духовного с маленьким, сиюминутным, низким...

В рассказе выросшая героиня обнаружила, что волшебный мир ее детства грубо разрушен. От "пещеры Алладина" - комнаты соседней дачи - остались только "пыль, прах, тлен". Но среди разрухи уцелели заводные часы: "Над циферблатом, в стеклянной комнате, съежились маленькие жители - Дама и Кавалер, хозяева Времени. Дама бьет по столу кубком, и тоненький звон пытается проклюнуть скорлупу десятилетий".

Четыре беспечных дачи стояли без оград… …когда зима всем надоедала, её вывозили на грузовиках за город… …улыбка Джоконды на золотом лице Маргариты… Жизнь все торопливее меняла стекла в волшебном фонаре. Белые морозные маргаритки выросли между его одеревеневших пальцев… Желтый пес тихо прикрыл ему глаза… Метафора в тексте часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. Постмодернистам важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение новый смысл. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было.

Выводы: Очевидна связь прозы Толстой с русской классической литературой, но художественная реальность в текстах создается по законам постмодернизма.

Важнейшие художественные приёмы постмодернизма: гротеск, оксюморон, обилие иронии, пародийности и т.п. Писатель - постмодернист уверен, что одна из задач его – интерпретация наследия классиков, и он вступает в игру с читателем, которому предлагается опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытые и явные реминисценции. Благодаря аллюзиям и реминисценциям, Т.Толстая создает своеобразный мир, наполненный параллелями с другими временами и другими текстами.

«Реалисту интересна реальность и человек в ней… постмодернисту интересна не реальность, а её отражение в сознании». Т.Толстая. Именно поэтому художественная реальность, созданная писательницей, с одной стороны, отстранена от реального бытия, и соприкасается с вечностью. Но с другой стороны, она завершена как виток сознания определенного человека.