Лекция Экологическая система Доцент кафедры общей психологии и психологии личности Мальцев Алексей Владимирович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция Экологическая система Доцент кафедры общей психологии и психологии личности Мальцев Алексей Владимирович.
Advertisements

Экология Предмет и задачи экологии как науки, методы экологических исследований Доцент кафедры общей психологии и психологии личности Мальцев Алексей Владимирович.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ. ТРИ ОПИСАНИЯ СИСТЕМ.
ЭКОЛОГИЯ Бородин Юрий Викторович Доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности (ЭБЖ) 137 ауд. 8 к.
Лекция Среда обитания, условия жизни, экологический фактор Доцент кафедры общей психологии и психологии личности Мальцев Алексей Владимирович.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. 1. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме 2.Структура биогеоценозов (экосистем)3. Экологические.
Презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме: Биогеоценоз. Сообщества. Экосистемы.
Глава ХV. Основы экологии. Экосистемы Пименов А.В. На дом: § 66 Тема: «Сообщества. Экосистемы» Задачи: Дать характеристику биоценозу и экосистеме; функциональным.
Сообщество, экосистема, биогеоценоз урок биологии в 9 классе МКОУ «Новолисинская СОШ»
Сообщества. Экосистемы. Биогеоценоз.
Задачи урока Усвоение знаний основных закономерностей живых систем, взаимосвязей организма и надорганизменных систем с окружающей средой. Раскрытие структуры.
Давлятшина Люция Группа ИЗ Экология ( от др. греч ο κος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука ) наука о взаимодействиях.
Эколо́гия (от греч. οικος дом, жилище, хозяйство, обиталище, местообитание, родина и λόγος понятие, учение, наука) наука, изучающая взаимоотношения живой.
«Минеральные вещества» Автор: Алутина Вера. Минеральные вещества в зависимости от их содержания в организме и пищевых продуктов подразделяют на макро-
Тема: Структура экосистем Балакина Т.Н. Учитель биологии МОУ ВСШ 2 г. Советская Гавань 2011год.
Минеральные вещества Микроэлементы и макроэлементы.
Экосистемы План 1. Понятие об экосистемах 2. Классификация экосистем 3. Зональность экосистем 4. Структура экосистем 5. Поток энергии в экосистемах 5.1.
Системный подход к обучению биологии Приоритетной задачей образования становится развитие личности и поэтому особую важность приобретает системно- структурный.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА СГМУ 1 ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 11 ГРУППА ГЕРАСИМОВА АНАСТАСИЯ.
Транксрипт:

Лекция Экологическая система Доцент кафедры общей психологии и психологии личности Мальцев Алексей Владимирович

Объект экологического познания Природное тело (естественный природный объект или явление) Относится к макромиру

Природное тело Индивидуально Разнородно Организовано Саморазвивается

Физическое тело Абстрактно Обобщающее Однородно Статично

Определение природного тела Природное тело или явление есть материальный объект (или его фрагмент) с фиксированными пространственными и (или) временными границами

Границы природных тел Относительны Определяются человеком в зависимости от целей и задач познания природных тел

Принцип системности Метод представления природного объекта со стороны того, как он организован, как соотносятся части объекта (тела), образуя свойства его как целого

Подходы к интерпретации понятия системы Систему образует целое, разделенное на части (целое определяет судьбу частей) Систему образует целое, собранное из частей (части формируют целое)

Парадигмы познания Исследовательская - научная (выявление существенных характеристик организованности) Конструкторская –системотехническая (создание заданного целого)

Системное мышление Физический редукционизм – изучение относительно простых явлений – организованной простоты и беспорядочной сложности Синергетика – изучение организованной сложности

Принципы исследования организованной сложности (по У.Р. Эшби) Принцип необходимого разнообразия Принцип временной независимости Принцип усилителя

Принцип необходимого разнообразия В природе любой процесс, явление или тело проявляется всегда в некотором разнообразии

Принцип временной независимости Разрыв связей, ведущий к временной автономизации частей, и последующее их восстановление или образование новых при любых внешних воздействиях

Принцип усилителя Является проявлением принципов сохранения вещества, энергии и т.п. Усиление какого-либо процесса, явления, тела возможно только за счет другого.

Вывод Мир природы в системном исследовании рассматривается как полииерархическая система природных объектов

Определение экологической системы Экологическая система есть модель взаимосвязей живых организмов и окружающей их среды в рамках решения конкретных задач

Отличие экологии от биологии Биология основана на парадигме отличия живого от неживого. Основное понятие «вид» - есть природное образование. Экология основана на парадигме сходства (единства) живого и неживого. Основное понятие «экосистема» - есть форма представления природных тел (объектов)

Структура экологической системы Природное тело (объект) = Биота Окружающая среда

Первый вариант Биота Окружающая среда Органический мир Неорганический мир

Второй вариант Биота Окружающая среда Клетка Ткань Орган Организм Популяция Биоценоз Живое вещество Среда обитания Условия жизни Экологические факторы

Третий вариант Биота Окружающая среда Фитоценоз Зооценоз Микоценоз Микробоценоз Эдафотоп Климатоп

Четвертый вариант Биота Окружающая среда Человек Индивидуум Группа людей Общество Факторы жизнеспособности Природная среда Социальная среда Духовная среда

Классификация экологических систем Морфологические Факториальные функциональные

Морфологические Наземные Пресноводные Морские

Факториальные Определяющее значение в каждом месте Земли определенного сочетания количества тепла и влаги

Зональные провинции по В.В. Ковальскому Таежно-лесной регион нечерноземной зоны Лесостепной, степной регион черноземной зоны Сухостепной, полупустынный, пустынный регион Горные районы

Таежно-лесной регион нечерноземной зоны Недостаток: кальция, фосфора, калия, кобальта, меди, йода, бора Избыток стронция

Лесостепной, степной регион черноземной зоны Недостаток калия, марганца, фосфора

Сухостепной, полупустынный, пустынный регион Избыток сульфатов, бора, молибдена Недостаток меди марганца

Азональные провинции Естественные и техногенные территории, несоответствующие характеристике регионов

Богатые кобальтом Задержка синтеза витаминов

Богатые йодом и марганцем Усиление эндемического зоба, гипертрофия щитовидной железы

Богатые свинцом Заболевания нервной системы: цефалгии, миалгии, ишиалгии, гастралгии, гиперминореа

Избыток стронция и калия Рахит, хондродистрофия

Обогащенные медью Анемия, гепатит

Богатые никелем Экзема, дерматит

Недостаток фтора Кариес зубов

функциональные