Интерактивные методы обучения на уроках русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.
Advertisements

Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Китайская притча «Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму»
Интерактивные методы обучения в начальной школе Из опыта работы учителей начальной школы МОУ СОШ 15 им. Г. Е Николаевой г. Томска.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании.
Методика организации интерактивного обучения. МОУ СОШ 46 Учитель математики Корнева М.С.
Лазарева Ю.Н., преподаватель филиала ДИНО университета «Дубна»
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
ТЕМА : Роль интерактивных форм обучения в повышении познавательной активности учащихся.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке и методов обучения для повышения эффективности.
Г(О)ОУ СПО «Усманский педколледж» Использование информационно- коммуникационых технологий на уроках информатики для активизации познавательной деятельности.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Транксрипт:

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Традиционное обучение, реализующее репродуктивные методы, где учитель контактирует с учеником и передаёт ему готовое знание, – это пассивное обучение. Обучение с использованием проблемных ситуаций, поисковых приёмов, исследовательских задач, большого количества творческих заданий, где ученик контактирует с учителем и получает от него только руководство к действию, а не готовое знание, – это активное обучение. Обучение посредством групповых и коллективных форм работы, где происходит интеракция между учениками, а учитель только организует процесс; задания самой разной природы – интерактивное обучение.

Примечание: термин «интерактивная доска» не прямо связан с методом интерактивного обучения. Интерактивное обучение можно реализовывать, вообще не используя подобную доску. Интерактивной доска называется только потому, что она «разговаривает», вступает в контакт с тем, кто в данный момент с ней работает. Она так же, как компьютер, «отвечает» на команды, подчиняется приказам, выполняет именно те действия, которые были отмечены пользователем на её панели инструментов.

Интерактивное обучение основано на: субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности); многосторонней коммуникации; конструировании знаний учащимся; использовании самооценки и обратной связи; активности учащегося.

Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях; активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем; педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.

Применение интерактивных методов позволяет создать условия для: самостоятельной постановки целей и задач, требующих поиска и анализа различных решений; самостоятельного выбора различных способов деятельности для достижения результата; самостоятельного развития коммуникативных умений и навыков; размышления о проделанной работе; развития таких важных социальных навыков, как быстрота и гибкость; самостоятельного принятии решений, критический подход к проблемам; уважение к чужому мнению, умение эффективно работать в группе, команде, для более быстрой адаптации к новой ситуации, к изменяющимся условиям.

Таксономия когнитивных (познавательных) целей Б. Блума. 1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории. 2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения. Б. Блум выделил три типа режима понимания: - перевод – воспринимать изложенный материал и переносить в другую форму (другие слова, график и так далее); - интерпретация – перестраивание идей в новую конфигурацию; - экстраполяция – оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации. 3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социально-научных обобщений к отдельным социальным проблемам или применение естественнонаучных или математических принципов к практическим ситуациям. 4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах. 5. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это – профессиональное написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям. 6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, существующих в данной дисциплине.

Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом. Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.

Технология интерактивного обучения Интерактивный ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает всех" (по В.С. Дьяченко) Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Структура интерактивного урока Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями используются чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание интересных статистических данных, разные определения одного понятия и др. Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями. На третьем месте стоят цели, называющие ценности, например: выразить своё отношение к необходимости существования единых норм орфоэпии, высказать своё суждение о значении грамотного письма, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: "Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?", "Какие понятия связаны со словом орфография?"

Из опыта: Представленные стержневые мысли я записываю на доске в столбик и нумерую. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Эту же работу можно провести иначе: на обратной стороне доски заранее записываю ключевое слово, например, орфоэпия, а вокруг него располагаю слова: орфоэпические словари, нормы произношения, правильно писать, правильно говорить, речь, речевые ошибки. Затем предлагаю учащимся выбрать те понятия, которые, по их мнению, связаны с ключевым словом. Этот вариант работы эффективен тогда, когда у учащихся недостаточно представлений об изучаемом понятии. Третий вариант организации этой работы: предлагаю учащимся расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят в голову, при этом напоминаю, что не нужно стремиться к логике, последовательности. Новая информация предоставляется преимущественно на Рабочих листах, где вверху записаны вопросы и задания, а ниже помещена информация. Для предоставления информации также использую учебники, словари, монографические статьи, слово учителя. Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений я практикую работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы перевожу в пассивную, а из пассивной – в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает "спрятаться" за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Во избежание потери времени на уроке следует заранее планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать карточки с буквами, которые составляют ключевое, слово и предложить объединиться всем, кому достались одинаковые буквы. Размещение рабочих мест тоже нужно продумывать заранее. На перемене можно поставить столы по 2 или по 3, а стулья расположить напротив друг друга. Такая планировка не мешает слушать, учащиеся могут видеть лица друг друга, что помогает совместному общению. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. При организации первого занятия сообщаю учащимся, что при подготовке выступления следует выслушать всех участников группы, совместно попытаться разобраться в проблеме, в случае необходимости можно обратиться за помощью к преподавателю, затем выбрать выступающего. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. На подготовку выступления разным группам требуется разное время. Если не все группы подготовились одновременно, то выделяю для них дополнительное время. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.

Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения (например, о необходимости существования единых норм орфоэпии), выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание. Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: – Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.

Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручаю руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность – приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся. Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение- миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент. Считаю, что такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.

Преимущества формы интерактивного обучения: 1)она нарушает привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке; 2) позволяет каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса; 3) в традиционной системе учитель обычно опирается на сильного ученика, а слабый "отсиживается" на уроке. Эта форма позволяет обеспечить каждому учащемуся посильное участие в решении проблем, в результате слабые обретают некоторую уверенность в собственных силах, сильные ощущают пользу, помогая товарищам понять материал; 4) при традиционной системе обучения учитель и учебник были основными и наиболее компетентными источниками знаний, при новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, знания же учащиеся получают в результате своей активной познавательной деятельности из многих источников, помимо учебника; 5) у учащихся формируются коммуникативные навыки, способность к сотрудничеству и взаимодействию, развивается критическое мышление; 6) если пассивные методы предполагают автократичный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль;

7) изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс" (по В. Болотову); 8) "При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!"(по Г.А. Цукерману); 9) при ИО реализуются все три стороны общения: информативная (обмен информацией); интерактивная (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов); перцептивная (адекватное восприятие и понимание друг друга); 10) в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других), активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются "провалы" и "сомнительные места" (те части материала, которые ни один из партнеров не может воспроизвести). В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя;

11) ИО исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.; 12) ИО одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению; 13)имеет место релаксация, снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности; 14) Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи: конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Некоторые эффективные формы интерактивной работы Наиболее простая форма группового взаимодействия – "большой круг". Работа проходит в три этапа. Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему. Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске. Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать проекты или инструкции. "Аквариум" – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема – "аквариум". Этот организационный прием дает возможность школьникам увидеть своих сверстников со стороны, то есть увидеть: - как они общаются, - как реагируют на чужую мысль, - как улаживают назревающий конфликт, - как аргументируют свою мысль и т. д.

Правила организации интерактивного обучения на уроках Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики. Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Не все пришедшие на урок психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика. Правило третье. Обучающихся не должно быть много, не более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме. Правило четвертое. Помещение для работы должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Заранее д.б. подготовлены пособия или раздаточные материалы, необходимые для творческой работы. Правило пятое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Правило шестое. Деление участников семинара на группы лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора. Правило седьмое. Не следует говорить, говорить, что ответ неверный, а вместо этого нужно спросить, согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Правило восьмое. Чаще выбирать для участия в дискуссии пассивных учеников. Иногда у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения.

Использование в работе технологии ИО дает ученику: развитие личностной рефлексии; осознание включенности в общую работу; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; развитие навыков общения; принятие нравственности норм и правил совместной деятельности; повышение познавательной активности; чувство успешности каждому учащемуся; классу: формирование класса как групповой общности; повышение познавательного интереса; развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях; освоение учителем проблемно-поисковых методов как путь к организации творческо-исследовательской деятельности учащихся.

2. Использование ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ обучения Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. В условиях современного общества информационно- коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий становится важной составляющей его профессионализма. Кроме того, по результатам исследований К. Роджерса, американского учёного, эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется 10% учащихся, успешно выполняющими практические задания через несколько лет после окончания школы. Объяснение простое: "только 10% людей способны учиться с книгой в руках". Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: "своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств".

Полностью укомплектованные интерактивные доски обычно включают 4 компонента: компьютер, мультимедийный проектор, соответствующее программное обеспечение, интерактивная доска. Наиболее важными среди компьютерных программ являются интерактивные обучающие программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь учащихся. Компьютерные программы объединяют часто в электронные и мультимедийные учебники. Компьютерный учебник соединяет все преимущества обычного учебника с возможностью быстрого тиражирования и непрерывного совершенствования. Лабораторная работа на компьютере при помощи компьютерной графики показывает преобразования в закрытых системах и позволяет без существенных затрат изучать самые сложные процессы. Компьютерный экзаменатор позволит обучающемуся усвоить материал при помощи самоконтроля или объективно проверить свои знания при использовании независимого контроля.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобретению навыков работы на компьютере учащимися с соблюдением правил безопасности.

Некоторые приёмы использования ИД (из опыта работы в начальной школе): Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально на уроках в 1 классе, позволяет заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу "Прописей" или "Азбуки", учитель имеет возможность не подходить к каждому ученику, чтобы показать место для работы в тетради, строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра. Используя способ перемещения объектов, например, меняя порядок слов в предложении, можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию, для создания электронных заготовок текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинания. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, учащиеся класса с лёгкостью обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят слова на слоги. При проведении математических диктантов "Проверь себя" используется таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом. На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику.

Список литературы 1. Ваганова Н.А. Изучение особенностей проявления творческого потенциала школьников. 2. Моляко В.А. Психологические проблемы творческой одаренности.//Киев. Знамя Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении – М.: Знание, 1960 г. 162 с. 6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, – 320 с. 7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров – М.: Издательский центр "Академия", Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб.: Союз, Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе – М.: Просвещение Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. – М.: Издательский дом Российской академии образования, Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе//Педагогика, 2005, Зверев А. 10 и 90 – новая статистика интеллекта. Знание – сила – 1997 г.\ Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем \\ хрестоматия по педагогической психологии сост. Красило А. И. и др. – Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. –М.: Знание, Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.– М.: Педагогика, – 358 с. 20. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, Нестандартные задания на уроках русского языка.// Русская словесность. 5, 2000, стр Айкинбаева, Г.К. Одаренные дети: выявление, обучение и развитие / Г.К. Айкинбаева // Воспитание школьников (РК). – – 3. – С Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, – 320 с. 33. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 2007 г.-160 с. 34. Шилов И.И. Литература для учителя // Казахстан 2003 г. 9 стр А.А. Аладьина, М.Е. Минайдарова, Х.Т. Абдрахманова Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности. – Таразский государственный педагогический институт, г. Тараз.