Искаженное психическое развитие Выполнила: Марченко Эльмира Тагировна Студентка гр. СКП СПБSZ-31.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями.
Advertisements

Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Особенности психолого- педагогического сопровождения обучения детей с аутизмом Педагог-психолог ЦПМПК Ляш Л.И.
Ранний детский аутизм. Детский аутизм – это искажённое развитие всех психических процессов - Синдром Каннера - Синдром Аспергера - Синдром Ретта.
Видеосюжет * Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние действия, пассивность и сверхранимость.
Организация психолого- педагогического сопровождения аутичного ребёнка в специальном детском саду Практический психолог Херсонского специального д/с 8.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Причины возникновения речевой неуспешности дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления.
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Основы дифференциальной диагностики форм первичной и вторичной речевой патологии МОУ центр «Развитие»
Организация коррекционно- развивающей работы психолога в детском саду.
Закономерности психического развития детей с нарушением слуха.
ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» «Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с ОНР» Выполнили педагоги 3 дошкольной группы. п. Павлово 2016.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Транксрипт:

Искаженное психическое развитие Выполнила: Марченко Эльмира Тагировна Студентка гр. СКП СПБSZ-31

Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков. Аутизм. Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении глазного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.

Клинико- психологическая характеристика развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма. Клиническая картина синдрома большинством авторов характеризуется как полиморфная и противоречивая (К.С. Лебединская, 1987, 1988; О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др., 2003), Характерные черты определяются следующим образом: – глубокие нарушения социального развития, проявляющиеся в трудностях взаимодействия с другими людьми и предметным миром; – стереотипность в поведении; – совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение возможности использовать речь в целях коммуникации; – повышенная чувствительность (сенситивность) к сенсорным стимулам. Причиной возникновения синдрома аутизма считают биологическую неполноценность ребенка, являющуюся следствием воздействия разных патологических факторов, т. е. РДА имеет поли этиологию и проявляется в рамках различных нозологических форм. Большую роль играют генетические факторы. У большинства детей с РДА выявляются признаки органического поражения ЦНС. По мнению С.А.Морозова определенную роль может играть психогенный фактор.

К.С. Лебединская, И.Д. Лукашева и С.В. Немировекая (1981) считают, что синдром может проявиться как в рамках детской шизофрении, так и в структуре других заболеваний – метаболических, хромосомных, инфекционных, вызывающих органическую дефицитарность мозга. В.В. Башина выделяет виды эндогенного детского аутизма: - аутистический подобные синдромы - психогенный парааутизм. Характерной чертой психического развития при РДА является противоречивость, неоднозначность его проявлений. Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным (в области математики, музыки, шахмат), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков; один и тот же ребенок в одних ситуациях оказывается неуклюжим, а в других демонстрирует незаурядную ловкость движений. Подобный тип психического дизонтогенеза В.В. Лебединский (1985) определил как искаженное развитие.

Для детей с РДА характерны следующие особенности: Нарушение чувства самосохранения Нарушение чувства самосохранения отмечается в большинстве случаев уже до года. Оно проявляется как в сверхосторожности, так и в отсутствии чувства опасности (в частности, отсутствии «чувства края»), причем достаточно характерным оказывается противоречивое сочетание этих крайностей у одного и того же ребенка, бесстрашие в реально опасных ситуациях может сосуществовать со страхами вполне безобидных объектов. Нарушение аффективного взаимодействия с ближайшим окружением Признаки нарушения аффективного контакта с людьми, и прежде всего с близкими, являются главным симптомом аутизма и прослеживаются уже на самых ранних этапах аутистического дизонтогенеза. При признаках аутистического развития особенно ярко может проявляться нарушение глазного контакта. Наиболее характерным является взгляд мимо лица или «сквозь» лицо взрослого. Сроки появления первой улыбки у большинства аутичных детей соответствуют норме. Однако она не столько адресуется человеку, сколько возникает в ответ на приятную ребенку сенсорную стимуляцию (торможение, яркий орнамент на халате матери и т. д.). Отмечается запаздывание комплекса оживления, который возникает спонтанно, не в коммуникативной ситуации, а как реакция на какой-то неодушевленный стимул.

Привязанность у таких детей имеется, что доказывается наличием реакции на отделение, но она имеет скорее инстинктивный характер. Главное отличие от нормы состоит в том, что аутичный ребенок не использует положительных эмоциональных реакций для выражения привязанности к близкому человеку. Коммуникативные нарушения проявляются в том, что у ребенка возникают сложности при выражении собственного эмоционального состояния в выражении просьбы. Речевое развитие аутичных детей своеобразно. Помимо коммуникативных нарушений возникают трудности в самостоятельном построении речевого высказывания. Вместо этого ребенок использует речевые штампы, себя называет во втором или в третьем лице. Однако тот же ребенок может проявлять удивительное чувство языка, играя сочетаниями звуков, слов, рифмуя, изобретая неологизмы. Нередко наблюдается мутизм (отказ от речи), ребенок может отказаться от устной речи, но пользуется письменной речью. Не менее своеобразно развитие мышления аутичных детей. При конкретности, буквальности и фрагментарности в понимании окружающего они могут проявлять способность к символизации, одержимо выполнять сложные мыслительные операции: сложные математические вычисления, проигрывание шахматных композиций.

Трудности произвольной организации поведения Эти проблемы становятся заметнее после 1 года и к 2–2,5 годам ребенка осознаются родителями уже в полной мере. Однако признаки сложностей произвольного сосредоточения, привлечения внимания, ориентации на эмоциональную оценку взрослого появляются гораздо раньше. Это может выражаться в следующих тенденциях: – отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя; – характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова; – слабость подражания, чаще даже его отсутствие, иногда – очень длительная задержка в его формировании; – слишком большая зависимость ребенка от влияний окружающего психического поля. Аутичный ребенок уже в раннем возрасте обнаруживает особую сенсорную ранимость по отношению к звуку, свету, запаху, прикосновению. Низкий порог аффективного дискомфорта обусловливает длительную фиксацию неприятных впечатлений, быстрое пресыщение даже приятными переживаниями, что приводит к страхам, запретам, ограничениям в контактах с миром. В итоге вместо форм активного взаимодействия с миром у аутичного ребенка преимущественно развиваются средства защиты от него. Поэтому ребенок вырабатывает особую избирательность в сенсорных контактах, фиксирует в быту множество неприятных, страшных моментов, стремится к стереотипным контактам со средой, потому что не способен активно и гибко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг (2003) подчеркивают, что психическое развитие при аутизме происходит в особых условиях, когда нарушена регуляция жизненного и психического тонуса, снижены пороги аффективной чувствительности. Невозможность адекватного реагирования на окружающую среду приводит к тому, что для ребенка наиболее значимыми становятся задачи защиты и саморегуляции, а не задачи активной адаптации к миру. Это приводит к искажению в развитии психических функций.

Варианты нарушений развития детей с расстройствами аутистического спектра. В зависимости от особенностей аффективного и эмоционального развития у аутичных детей складывается своеобразный стереотип общения с окружающим миром, который позволяет разделять их на 4 основные группы по классификации О.С. Никольской и соавторов. В таблице представлены клинико-психологические особенности 4-х групп детей, а также возможный прогноз их обучения.

Стереотип общения с окружающим миром Клинико-психологические проявления Прогноз в отношении обучения и развития 1 группа Аутизм как полная отрешенность от происходящего. 1 группу образно называют «дети с лицом принца». Это самые крайние проявления аутизма. У детей 1 группы отмечается наличие «полевого» поведения, проявляющегося в постоянном перемещении от одного объекта к другому. Дети могут длительно созерцать беспредметные объекты (узоры на ковре или тюлевой занавеске). Дети, как правило, мутичны. Для них характерны специфические нарушения речи: палилалии, вербигерации. Нередки продуцирования нечленораздельной речи, ритмической вокализации. В основном имеющаяся речь носит регрессивный характер. Отмечается псевдо глухота (ребенок как-бы не слышит). «Полевой» ребенок 1 группы может, не чувствуя опасности, забираться на мебель, ударяться головой о стекло окна, вылезать в окно, «шагать» из балкона, представляя этим опасность для самого себя. В связи с выраженным дискомфортом во взаимоотношениях с окружающими, уходом от контактов невозможно организовать деятельность ребенка. У ребенка отсутствуют и с трудом формируются навыки самообслуживания. Данный вариант аутистического дизонтогенеза обозначается как регрессивный. Прогноз в отношении детей этой группы не самый утешительный. Рекомендации специалистов - воспитание в домашних условиях, или в учреждениях социальной защиты населения (интернаты)

2 группа Аутизм как активное отвержение окружающего мира Дети 2 группы образно называются «тираны семьи». В связи с крайне высокой избирательностью в отношении с окружающим миром дети представляют опасность и в отношении самих себя, и в отношениях с окружающими. Несмотря на сильную симбиотическую связь с близкими, видя человека (члена семьи) в качестве помехи для достижения своих целей, ребенок может щипаться, кусаться, царапаться, кидаться предметами. В качестве развлечения может играть с опасными бытовыми предметами. У детей признаки глубокой задержки психического и речевого развития, с множеством стереотипий, ритуалов, бурных про явлений агрессии, аутоагрессии. В сравнении с детьми 1-й группы выглядят более встревоженными и испуганными. Визуальный контакт «сквозь», мимо, но можно заметить, что они видят боковым зрением. У детей многочисленные страхи гиперсензитивног о характера. Они закрывают уши на громкие звуки. Детей отличает одержимость двигательными, сенсорн ыми, речевыми стереотипиями, импульсивными движениями (прыжки, взмахи, перебежки), которые доставляют им эмоционально положительно окрашенные ощущения, повышающие психический тонус, Прогноз в отношении детей этой группы чаще такой же, как и в отношении детей 1 группы. Ребенка не всегда удается подготовить даже на домашнее обучение по программе школы 8-го вида.

2 группазаглушающие неприятные воздействия извне. Отмечается причудливость гримас и поз. Дети одержимы феноменом «тождества» (одна и та же одежда, одни и те же продукты). У них отмечаются одни и те же игры с неигровыми предметами, либо манипуляции неигрового характера (стучание, перебирание, пересыпание, выстраивание в ряд). Дети обычно малодоступны контакту, молчат, иногда издают вокализаци. У них вырабатываются лишь простейшие реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы –команды. Множество отсроченных эхолалий, персевераций. Речевое недоразвитие детей 2 группы напоминает недоразвитие речи у детей с алалией. Дети не достигают должного уровня коммуникативных навыков..

3 группа Аутизм как захваченность а утистическими интересами (замещение окружающего мира). З группа получила название «Отчаянные энтузиасты» в связи со стойкой стереотипной привязанностью к сверхценным увлечениям. Это и фантазии, и разыгрывание сюжетов с монологами на определенную тему и аутостимуляции посредством неприятных пугающих впе чатлений. Дети отличаются эгоцентричностью, конфликтностью, невниманием к интересам и мнению дру гих. У детей отмечается более высокое развитие речи, более высокий когнитивный потен циал, более высокое развитие эмоционального уровня. Дети 3 группы также смотрят как–бы «сквозь», мимо. И при частой встрече с взглядом собеседника дети будут отводить глаза, а, смущаясь, закрывать лицо руками. Страхи и игры носят бредопобный характер. В сюжете игры, в отношениях к близким и детям выступает агрессивность. Отмечается слабая эмоциональная привязанность, низкая с пособность к сопереживанию. Внешний рисунок их повед ения ближе к психопатоподобному. У детей отмечается дурашливость, гримасничанье. Отмечаются сверхценные интересы и увлечения, которые могут выражаться в форме коллекционирования. Дети много говорят одно и то же на запретные темы (устрашающие сюжеты, бранные слова). Речь характеризуется как «магнитофонная», «попугайная». Ребенок называет себя во 2- м лице или по имени. Как интеллектуальное, так и эмоциональное развитие детей крайне диспропорционально. Социализация детей крайне затруднена в связи с психопатоподобным поведением, которое приводит к игнорированию общественных норм морали. В ситуациях, когда ребенок не получает желаемое, он может не стесняясь общественных мест кричать, кидаться на пол, браниться. Бывает, что с ребенком невозможно договориться, и в отношении него более эффективен авторитарный стиль воспитания. Интеллектуальный потенциал некоторых детей позволяет им осваивать программу школы 7-го вида. Но с учетом эмоционального развития, дети лучше «вписываются» в школу 8-го вида. Иногда такой ребенок в скором времени из-за своеобразия и трудностей поведения переводится на надомное обучение.

4 группа Аутизм как чрезвычайная т рудность организации общения и взаимодействия (сверхтормози-мость) 4 группу образно называют «висящие на матери дети». Название группы связано с тем, что дети характеризуются повышенной ранимостью, тормозимостью в контактах, сильной зависимостью от эмоциональной п оддержки взрослых, особенно матери. Дети отличаются особым педантизмом, повышенным стре млением к порядку, могут обращаться за поддержкой и подсказкой взрослых. Для детей 4 группы характерен пониженный фон настроения, сверхцен ные страхи, тихая малоподвижная игра; нарастание боязливости и ско ванности при малейшем изменении привычного стереотип а. В напряженных ситуациях проявляются стереотипии. Т ипичны заторможенность и неуверенность движений. Робо сть, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельн ости. При плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у взрослых; сохраняют постоянств о среды за счет активного усвоения поведенческих штам пов, формирующих образцы правильного социального поведения. Стараются б ыть «хорошими», выполнять требования близких. Это самая легкая на первый взгляд группа детей, наиболее близкая к N, напоминающая детей с ЗПР, имеющих спектр эмоциональных нарушений. В то же самое время ребенок 4-й группы выглядит как «странный невротик». Дети значительно лучше поддаются психолого-педагогической и логопедической коррекции в сравнении с детьми предыдущей группы. Прогноз в отношении этой группы детей самый благоприятный. Детей можно подготовить при активной медико-психолого- педагогической коррекции и в общеобразовательные школы, и в классы, работающие по программам школ 7-го вида.

Нарушение познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией. Наиболее существенным изменением познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов. У детей с благоприятно протекающей шизофренией отсутствуют ролевые игры, они не играют в сюжетные игры, не принимают социальных ролей, не воспроизводят в играх ситуации, отражаю ­ щие реальные межличностные отношения ( семейные, профессио ­ нальные ). Содержание их игр в одиночку необычно. Увлечения их односторонни ( прослушивают одни и те же мелодии, читают одни и те же сюжеты ), продукты их творчества од ­ нообразны. Увлечения оторваны от реальности, бессодержательны : сочинения бессмысленных стихов, вычерчивание маршрутов транспорта в вымышленных городах. Увлечения могут быть резу ­ льтатом рано проявившегося интереса к цифрам, шахматам, музы ­ ке. Круг интересов ограничен развитием односторонних способно ­ стей, которые могут достигать достаточно высокого уровня.

У детей раннего возраста отмечается глубокий познавательный дефицит за счет патологии речи или из-за недоразвития репрезентативной и символической систем. Обнаруживается тяжелое нарушение социального приспособления. Отмечается также особая неравномерность нарушения интеллектуальной деятельности: трудности выполнения заданий нагляд­но-конкретного характера при достаточной сохранности вербаль­ного мышления и склонности этих больных к вербальным сужде­ниям. Затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в первую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвое­нием социального опыта.

Асинхронно формируются различные сферы психической деятельности у детей, больных шизофренией : гипертрофировано развитие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений. Дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обобщения. Неравномерно развивается операционная сторона восприятия. Имеются определенные затруднения в оперировании предметными изображениями при сохранном оперировании более формальными геометрическими изображениями. Страдают те стороны предметного восприятия, которые формируются под воздействием предметной практики. Избирательность мышления ( актуализация знаний ) на всех возрастных этапах значительно хуже, чем у здоровых детей. У больных формирование избирательности восприятия улучшает ­ ся с возрастом, однако отстает от такового у здоровых. У больных шизофренией по сравнению со здоровыми детьми меньшая изби ­ рательность познавательной деятельности. У них менее устойчи ­ вый характер связей и отношений, лежащих в основе формирова ­ ния обобщенных образцов - эталонов, общих представлений и по ­ нятий.

Существует связь между «формализмом» и необычностью мышления, характерной для больных шизофренией. Суть формального подхода к анализу действительности состоит в игнорировании фактора значимости, в отсутствии иерархии, в рядоположенности свойств и отношений. Формальное понятие внутренне родственно псевдопонятию и комплексу. Любой формально общий признак может быть положен в основу обобщения предметов. Крайний вариант «вербальный комплекс», когда предметы объединяются по чисто словесной общности и при этом не учитывается, что одно и то же слово может иметь разные значения и обо­значать разные признаки (плащ и ночь обобщаются на том осно­вании, что «могут быть длинными»). Такой формальный подход позволяет сближать далекие, разнородные объекты и понятия, что создает впечатление необычности, оригинальности, чудаковатости мышления. Эти закономерности позволяют объяснить «формаль­ную» сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению, возможность выполнения довольно сложных видов мыслительных задач, требующих ориентировки в реальных жизненных отношениях, неадекватность обобщений и суждений, основывающихся на необычных, малозначимых, ла­тентных свойствах и отношениях. Более существенным изменением познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов.

Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдается слабость «коммуникативных связей», эмоционально-волевых реакций. Отмечается особое гипомимическое выражение лица ребенка с отсутствием «ищущего» вгляда, задержки предречевого развития при нормальном слухе, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность «комплекса оживления» на появление родных и близких; отсутствие инициативного поведения, выражающегося в стремлении привлечь к себе внимание близких улыбкой, голосом, движением; позднее – в стремлении привлечь к себе внимание взрослого к игрушкам, вступить с ним в игровой или деловой контакт.

Принципы коррекции при синдроме раннего детского аутизма. Психологическая коррекция РДА : преодоление негативизма к общению и установление контакта со взрослыми ; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов ; стимуляция психической активности аутичного ребёнка, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками ; формирование целенаправленного поведения ; преодоление отрицательных форм поведения - агрессии, негативизма, расторможенности влечений. Педагогическая коррекция РДА : формирование активного взаимодействия с педагогом ; формирование навыков самообслуживания ; пропедевтика обучения : коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи ; формирование навыков изобразительной деятельности ; подготовка к обучению письму, чтению, счету.

Медикаментозная коррекция РДА : поддерживающая психофармакологическая терапия ; поддерживающая общеукрепляющая терапия. Работа с семьей : психотерапия членов семьи ; ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка, учет которых необходим при его воспитании и обучении ; составление программы воспитания и обучения аутичного ребёнка, учитывающей его психические особенности, как общие для синдрома РДА, так и типологические, обусловленные его вариантом ; обучение родителей методам воспитания аутичного ребёнка, организации его режима, привития навыков самообслуживания, подготовки к школе.

Спасибо за внимание!