Истоки теории Родиона Раскольникова

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Родиона Раскольникова Натура и идея. Наказание.
Advertisements

Смысл теории Раскольникова, или каков жанр романа «Преступление и наказание» Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле. Ф.М. Достоевский.
Ф.М. Достоевский. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
ПРИСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Образ Раскольникова Родиона Романовича.
Теория Раскольникова Причины возникновения. Постулаты теории.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к.
Истоки бунта Раскольникова.. Словарная работа Социальный Преступление Мотив Аморальный Индивидуалистический Эксперимент Развенчивать Ростовщик.
«В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить.
Чтобы душа была жива Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» - роман – предупреждение. Байдакова Т.Б., учитель литературы МОУ СОШ 3г.Амурск, 2007.
Учитель русского языка и литературы МОБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина Ирина Борисовна Класс: 10 Образ Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского.
Сумасшедший Петербург ( для учащихся 10- х классов )
Ляховой Е.Е., учителя русского языка и литературы.
Образ Петербурга в русской литературе. На примере Преступления и наказания.
Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила: Выполнила: ученица 11 класса Савченко О. Савченко О. Георгиевка
Тест по роману Ф.М.Достоевского …я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которого никто из нас не знает во всем объеме и величии.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Автор проекта Учитель русского языка и литературы Л. Г. Тарасова. МОУ СОШ с УИОП д. Стулово.
Почему убил Раскольников Теория о «праве сильной личности» Составила С.И. Тарасенко Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию Разработка урока. 6 класс. Автор: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ.
Транксрипт:

Истоки теории Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Борзенко Ольга Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 5» г. Ханты-Мансийска Урок литературы в 10 классе

Цель урока: определить истоки возникновения и основное содержание теории Раскольникова Задачи урока: Образовательная Продолжить работу по формированию умения отбирать материал на заданную тему, анализировать и интерпретировать художественный текст Развивающая Развивать умение логично и аргументированно рассуждать на нравственно-философские темы Развивать познавательные способности обучающихся: память, внимание, логическое, критическое, творческое мышление Продолжить работу по формированию навыка монологической речи Воспитательная Воспитывать навык грамотного ведения дискуссии и Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся

Тип урока: урок объяснения нового материала с элементами дискуссиии Методы: коммуникативно-ориентированный учебная работа под руководством учителя репродуктивный метод наглядно-иллюстративный метод словесный метод методы стимулирования учения логические методы метод формирования познавательного интереса Оборудование : мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация к уроку, текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление наказание»

Пояснительная записка: Данный урок является четвёртым в системе уроков по изучению творчества Ф.М. Достоевского в 10 классе и имеет очень важное мировоззренческое значение, так как направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из учеников выработал свою позицию к обсуждаемому на уроке. Урок включает в себя элементы ИКТ и технологии развития критического мышления, а также элементы проблемного обучения.

План урока I.Организационный момент. II.Подготовка к усвоению нового (погружение в тему) III.Объявление темы и целей урока. IV.Актуализация знаний. V.Работа с текстом: VI. Подведение итогов урока. VII. Домашнее задание.

Известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии, Александр Солженицын в своём романе «Раковый корпус» утверждал: «Нельзя быть таким слишком практичным, чтобы судить по результатам, - человечнее судить по намерениям». - Понятно ли вам это высказывание? Согласны ли вы с ним? II. Подготовка к усвоению нового (погружение в тему)

Безусловно, Родион Раскольников совершил страшное преступление. Но каковы были его намерения? Каковы причины, толкнувшие его на столь жестокое злодеяние? И можно ли, выяснив мотивы преступления, понять и даже простить преступника?

Вопрос о теории Раскольникова зачастую воспринимается как «школьный» вопрос, а ведь он – о главных ценностях. Что представляет собой теория главного героя романа и из чего она вытекает? Именно это нам и предстоит выяснить сегодня. Тема урока – «Истоки теории Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». III. Объявление темы и цели урока.

На прошлом уроке мы выяснили, что убийство старухи, а затем и её беременной сестры Лизаветы стало следствием «теории», которая родилась в воспалённом мозгу бывшего студента Родиона Романовича Раскольникова. - Каким образом Раскольников начал продвижение своей теории в массы? (за полгода до убийства он написал статью) IV. Актуализация знаний.

Какая мысль «проводилась» в этой статье? (Учащиеся зачитывают фрагменты разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем) V. Работа с текстом.

«…Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели». И если «необыкновенному» человеку «надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, – смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, - это заметьте». По мнению Раскольникова, если бы какие-то люди мешали Кеплеру или Ньютону «сделать известными свои открытия всему человечеству», учёный имел бы право «устранить» этих людей. Раскольников утверждает, что «законодатели и установители человечества… все до единого были преступники, уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший, и, уж конечно, не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за древний закон) могла им помочь. Одним словом, я вывожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется»

Так каков же главный признак «необыкновенного человека», по мнению Раскольникова? (способность на «новое слово» и на кровопролитие во имя своей цели)

Исходя из вышесказанного попробуйте дать определение первой причине преступления. (Философская) Сделаем записи в тетради. Философствуя, Раскольников приходит к мысли, что… А) …человечество делится на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих»; Б) …«необыкновенным людям» позволено кровопролитие; В) …цель «право имеющих» - свобода и власть.

Вспомните эпизод, в котором Раскольников, находясь в трактире, становится невольным свидетелем разговора двух студентов. Этот диалог поможет нам понять вторую причину преступления. (учащиеся зачитывают фрагменты эпизода в трактире)

-Смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная... С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши… -Конечно, она недостойна жить, - заметил офицер, - но ведь тут природа. -Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. -Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет? -Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело... -А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости!

Чем, по мнению философствующего студента, стало бы убийство старухи? ( восстановлением социальной справедливости) Как расценил Раскольников подслушанный разговор? (как «знак свыше», что его намерения относительно старухи правильны)

Итак, нам известна вторая причина преступления. Попробуйте сами определить – какая. (Социальная) Запишем это в тетрадях. Убив старуху, Раскольников планирует… А) …поправить своё крайне бедственное положение; Б) …помочь материально сестре и матери; В) …потратить награбленное на помощь «униженным и оскорблённым».

Таким образом, стремления преступника могут быть разные – утверждение «нового слова», восстановление справедливости… Но, по теории, на это способны лишь «необыкновенные люди». И здесь перед героем встаёт вопрос: а кем же является он, Родион Раскольников, - «тварью дрожащей» или «право имеющим»?

Как Раскольников планирует узнать ответ на этот мучительный вопрос? (убить старуху и таким образом проверить, способен ли он переступить через предрассудки и через «кровь»)

Герой мучается, пытается разобраться в самом себе… Назовите третью причину преступления. (Психологическая) Сделаем записи в тетради. Убийство для Раскольникова, это - … А) …выход из тупика; Б) …способ испытать себя; В) …повод убедиться в своей исключительности

Думаю, что вам, современной молодёжи, не совсем понятно, как молодому привлекательному юноше приходят в голову столь мрачные мысли. И здесь уместно заметить, что без соответствующего «оформления» теория Раскольникова могла бы и не возникнуть.

В каком городе происходит действие романа? (в Петербурге) Каким предстаёт самый красивый и благородный город России в изображении Достоевского? (учащиеся зачитывают начало романа)

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С - м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К - ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его… На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой…»

Согласны ли вы, что внешние обстоятельства, обстановка повлияли на мироощущение героя? Я предлагаю вам выписать ключевые фразы, рисующие картину, окружающую Раскольникова.

Запись в тетради: «чрезвычайно жаркое время» «каморка его находилась под самой кровлей… и походила более на шкаф, чем на квартиру» «он был задавлен бедностью» «жара стояла страшная» «духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль…» «особенная летняя вонь» «нестерпимая вонь из распивочных, которых… множество» «поминутно попадавшиеся пьяные» «отвратительный и грустный колорит картины» «чувство глубочайшего омерзения» «худо одет» «лохмотья» «обилие известных заведений» «цеховое и ремесленное население»

Известный вам писатель Н.Г. Чернышевский как-то заметил: «Потребности человеческой природы… достигают фантастически громадного развития… только при болезненном раздражении человека неблагоприятными обстоятельствами… Воображение строит свои воздушные замки тогда, когда нет на деле не только хорошего дома, даже сносной избушки…»

В случае с Раскольниковым, похоже, Чернышевский прав… Таким образом, теория стала практикой не от хорошей жизни. Но, как бы там ни было, убийство было совершено. А достиг ли герой целей, которые преследовал? Осуществились ли пункты, которые вы записали в тетрадях? Почему? (рассуждения учащихся) V. Подведение итогов.

Какой итог своему преступлению подводит Раскольников в разговоре с Соней? («Я себя убил, а не старушонку») Оправдала ли себя теория Раскольникова? (ответы учащихся)

Но Родион Раскольников – вымышленный герой. А знает ли мировая история реальных персонажей, «необыкновенных людей», имевших свою «теорию» и пожертвовавших ради её осуществления жизнями других людей?

Я предлагаю вам дома ответить на этот вопрос (Знает ли мировая история реальных персонажей, «необыкновенных людей», имевших свою «теорию» и пожертвовавших ради её осуществления жизнями других людей?) Подумайте также над сложным вопросом: к чему приводят подобные «теории» и оправданы ли они, в вашем понимании? Приготовьтесь к дискуссиии. VI. Домашнее задание.