ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ВИДЫ КУТУКИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Advertisements

Политическая система РФ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
1.Основные положения Судебная власть в Российской Федерации: осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке.
Судебная система РФ Подготовили ученики 6-го «Б»: Лисовая Алёна, 6-го «Б»: Лисовая Алёна, Белко Константин.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ и УПРАВЛЕНИЯ в РФ по Конституции РФ от 12 декабря 1993 года.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
Судебная система Российской Федерации.. Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить.
Ветошкин С.А., начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления аппарата Законодательного Собрания Пермского края.
ЛЕКЦИЯ. Тема: Законность в государственном управлении и способы ее обеспечения.
Выполнила: Сатыбалова З.М. Гр. ПНК-12. В Российской Федерации орган судебной власти, занимающийся рассмотрением споров, связанных с профессиональным участием.
Филиал 6 МУК ЦБС города Краснодара, Библиотека им. И. А. Гончарова.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Защита прав человека в государстве: Защищать права человека в государстве помогает судебная система(состоит из судов, рассматривающих гражданские, уголовные,
Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
Арбитражный суд выполнил ученик Лицея 1547 г. Москвы Лопатников Олег.
Органы государственной власти Завьялова Полина Школа 1484 им. Горького Преподаватель: Недосекина Н.В.
Правоохранительные органы. Правоохранительные органы Правоохранительные органы это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие.
Транксрипт:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ВИДЫ КУТУКИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ 1

Государственный контроль (надзор) Государственный контроль (надзор) одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции (письмо Минэкономразвития РФ от 20 ноября 2008 г. Д ) Государственный контроль Государственный контроль форма или функция государственной власти, обеспечивающая проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил Государственный контроль Государственный контроль представляет собой систему субъектов органов власти Российской Федерации, осуществляющих контроль над объектами не находящимися в их подчинении 2

Цели государственного контроля -соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства -обеспечение целесообразного и экономного расходования бюджетных средств -поддержание стабильности государственного устройства -повышение эффективности государственного регулирования Принципы государственного контроля Принципы государственного контроля законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны 3

Виды государственного контроля: президентский контроль контроль органов законодательной власти контроль органов исполнительной власти судебный контроль 4

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 5

ЛИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА Осуществляет контрольные полномочия : -при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти; -при назначении должностных лиц, в частности: Председателя Правительства, его заместителя и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил; -за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти - за законностью актов органов исполнительной власти 6

Контрольные полномочия Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти 7

Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично, а также через соответствующие президентские структуры, прежде всего через Контрольное управление Администрации Президента 8

КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА (Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 8 июня ) (в ред. Указа Президента РФ от 21 октября ) обеспечивает президентский контроль за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономическую деятельность Также осуществляет контроль за: ходом экономических реформ и выполнением государственных программ использованием государственных средств, выделенных целевым назначением особое внимание – за исполнением нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность обеспечивает президентский контроль за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономическую деятельность Также осуществляет контроль за: ходом экономических реформ и выполнением государственных программ использованием государственных средств, выделенных целевым назначением особое внимание – за исполнением нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность 9

КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА (ФУНКЦИИ) организует систематический контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями; организует контроль и проверку исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях организует систематический контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями; организует контроль и проверку исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях 10

11 Полномочный представителеь Президента в федеральном округе ( Указ Президента РФ от 13 мая "О полномочном представителеœе Президента РФ в федеральном округе" (в ред. Указа Президента РФ от )) запрашивает и получает необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти; участвует в работе органов исполнительной власти региона; обеспечивает дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента; готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в регионе и вносит ему свои предложения; по предложению полномочного представителея Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях; вносит в Контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главам исполнительной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда запрашивает и получает необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти; участвует в работе органов исполнительной власти региона; обеспечивает дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента; готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в регионе и вносит ему свои предложения; по предложению полномочного представителея Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях; вносит в Контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главам исполнительной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда 11

КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Формами контрольной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации являются: подготовка и принятие парламентского запроса; проведение парламентских слушаний; заслушивание на заседаниях палат членов Правительства Российской Федерации (парламентский час); рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению палат, на заседаниях их комитетов и комиссий; приглашение на заседание комитета представителеей органов исполнительной власти; запрос комиссией и комитетом необходимых документов и материалов; депутатский запрос Осуществляется палатами Федерального Собрания: верхней – Советом Федерации и нижней – Государственной Думой, счетной палатой Российской Федерации счетной палатой Российской Федерации 12

Осуществляет контроль при решении вопросов: 1. Утверждения изменения границ между субъектами Российской Федерации; 2. Утверждения указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; 3. Решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации; 4. Назначения выборов Президента Российской Федерации; 5. Отрешения Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты); 6. Назначения на должность по представлению президента судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; 7. Назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей (также осуществляется по представлению президента); 8. Назначения на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13

Осуществляет контроль при решении вопросов: даче согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации ; заслушивании ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; решении вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначении на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации; назначении на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской и половины состава её аудиторов; назначении на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявлении амнистии; выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14

Счётная палата осуществляет оперативный контроль: за исполнением федерального бюджета; за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга; за использованием кредитных ресурсов; за внебюджетными фондами; за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный закон от N 41-ФЗ (ред. от ) "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральный закон от N 41-ФЗ (ред. от ) "О Счетной палате Российской Федерации" 15

Осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации КОНТРОЛЬ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 16

-осуществляет контроль за исполнением Конституции Российской Федерации и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; -руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, и контролирует их деятельность; -осуществляет контрольные функции при утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установлении предельной численности работников их аппаратов и размеров ассигнований на содержание этих аппаратов, назначении на должность и освобождении от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждении членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; -осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль В субъектах Федерации В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полномочий определен федеральным законодательством, конституциями, уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Ведомственный контроль Ведомственный контроль осуществляется как правило, специальными контрольно- ревизионными подразделениями внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Надведомственный контроль Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. 18

Cудебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2, ст. 118 КонституцииРФ) Конституционный Суд Арбитражный суд Суд общей юрисдикции Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, рассматривая гражданские, уголовные и административные дела, в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти

Конституционный Суд РФ а) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; б) разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов; в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; г) дает толкование Конституции Российской Федерации; д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Арбитражный суд Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации). Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации являются: - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

Суд общей юрисдикции Суд общей юрисдикции осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт- Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов Военные (флотские) окружные суды это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Военные суды рассматривают уголовные дела: о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы Районный суд это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации осуществляют уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией и апелляционной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего судебного района Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации которые рассматривают: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК РФ. 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; 6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 7) дела об определении порядка пользования имуществом; 8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации