ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ЕГО ВИДЫ КУТУКИН АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ 1
Государственный контроль (надзор) Государственный контроль (надзор) одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других нормативно-правовых актов, издаваемых органами государства в пределах их компетенции (письмо Минэкономразвития РФ от 20 ноября 2008 г. Д ) Государственный контроль Государственный контроль форма или функция государственной власти, обеспечивающая проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил Государственный контроль Государственный контроль представляет собой систему субъектов органов власти Российской Федерации, осуществляющих контроль над объектами не находящимися в их подчинении 2
Цели государственного контроля -соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства -обеспечение целесообразного и экономного расходования бюджетных средств -поддержание стабильности государственного устройства -повышение эффективности государственного регулирования Принципы государственного контроля Принципы государственного контроля законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны 3
Виды государственного контроля: президентский контроль контроль органов законодательной власти контроль органов исполнительной власти судебный контроль 4
ПРЕЗИДЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 5
ЛИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРЕЗИДЕНТА Осуществляет контрольные полномочия : -при формировании Правительства и других федеральных органов исполнительной власти; -при назначении должностных лиц, в частности: Председателя Правительства, его заместителя и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил; -за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти - за законностью актов органов исполнительной власти 6
Контрольные полномочия Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти 7
Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично, а также через соответствующие президентские структуры, прежде всего через Контрольное управление Администрации Президента 8
КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА (Положение о Контрольном управлении Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 8 июня ) (в ред. Указа Президента РФ от 21 октября ) обеспечивает президентский контроль за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономическую деятельность Также осуществляет контроль за: ходом экономических реформ и выполнением государственных программ использованием государственных средств, выделенных целевым назначением особое внимание – за исполнением нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность обеспечивает президентский контроль за деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе внешнеэкономическую деятельность Также осуществляет контроль за: ходом экономических реформ и выполнением государственных программ использованием государственных средств, выделенных целевым назначением особое внимание – за исполнением нормативных актов Президента и Правительства, имеющих социальную направленность 9
КОНТРОЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА (ФУНКЦИИ) организует систематический контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями; организует контроль и проверку исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях организует систематический контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями; организует контроль и проверку исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях 10
11 Полномочный представителеь Президента в федеральном округе ( Указ Президента РФ от 13 мая "О полномочном представителее Президента РФ в федеральном округе" (в ред. Указа Президента РФ от )) запрашивает и получает необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти; участвует в работе органов исполнительной власти региона; обеспечивает дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента; готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в регионе и вносит ему свои предложения; по предложению полномочного представителея Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях; вносит в Контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главам исполнительной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда запрашивает и получает необходимые сведения, документы и материалы от федеральных и региональных органов власти; участвует в работе органов исполнительной власти региона; обеспечивает дополнительное усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента; готовит и представляет Президенту аналитические и иные материалы об экономических, социальных и политических процессах в регионе и вносит ему свои предложения; по предложению полномочного представителея Президент приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина; при осуществлении проверки координирует деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти и их подразделений в субъектах Федерации; по результатам проверок вносит Президенту предложения о совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, а в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях; вносит в Контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главам исполнительной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда 11
КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Формами контрольной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации являются: подготовка и принятие парламентского запроса; проведение парламентских слушаний; заслушивание на заседаниях палат членов Правительства Российской Федерации (парламентский час); рассмотрение вопросов, отнесенных к ведению палат, на заседаниях их комитетов и комиссий; приглашение на заседание комитета представителеей органов исполнительной власти; запрос комиссией и комитетом необходимых документов и материалов; депутатский запрос Осуществляется палатами Федерального Собрания: верхней – Советом Федерации и нижней – Государственной Думой, счетной палатой Российской Федерации счетной палатой Российской Федерации 12
Осуществляет контроль при решении вопросов: 1. Утверждения изменения границ между субъектами Российской Федерации; 2. Утверждения указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; 3. Решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации; 4. Назначения выборов Президента Российской Федерации; 5. Отрешения Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты); 6. Назначения на должность по представлению президента судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; 7. Назначения на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей (также осуществляется по представлению президента); 8. Назначения на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов. СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13
Осуществляет контроль при решении вопросов: даче согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации ; заслушивании ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; решении вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначении на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации; назначении на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской и половины состава её аудиторов; назначении на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявлении амнистии; выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
Счётная палата осуществляет оперативный контроль: за исполнением федерального бюджета; за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга; за использованием кредитных ресурсов; за внебюджетными фондами; за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный закон от N 41-ФЗ (ред. от ) "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральный закон от N 41-ФЗ (ред. от ) "О Счетной палате Российской Федерации" 15
Осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации КОНТРОЛЬ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 16
-осуществляет контроль за исполнением Конституции Российской Федерации и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; -руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, и контролирует их деятельность; -осуществляет контрольные функции при утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, установлении предельной численности работников их аппаратов и размеров ассигнований на содержание этих аппаратов, назначении на должность и освобождении от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации, утверждении членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; -осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль В субъектах Федерации В субъектах Федерации контрольными полномочиями наделены их администрация, а также соответствующие министерства, управления и другие органы исполнительной власти. Объем их полномочий определен федеральным законодательством, конституциями, уставами, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Федерации. Ведомственный контроль Ведомственный контроль осуществляется как правило, специальными контрольно- ревизионными подразделениями внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. Надведомственный контроль Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. 18
Cудебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2, ст. 118 КонституцииРФ) Конституционный Суд Арбитражный суд Суд общей юрисдикции Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, рассматривая гражданские, уголовные и административные дела, в пределах своей компетенции решают задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти
Конституционный Суд РФ а) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Президента, Правительства и органов исполнительной власти субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов; б) разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов; в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; г) дает толкование Конституции Российской Федерации; д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
Арбитражный суд Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов Российской Федерации). Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации являются: - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; - содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Суд общей юрисдикции Суд общей юрисдикции осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт- Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов Военные (флотские) окружные суды это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Военные суды рассматривают уголовные дела: о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы Районный суд это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации осуществляют уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией и апелляционной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего судебного района Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации которые рассматривают: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч.1 ст. 31 УПК РФ. 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; 6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 7) дела об определении порядка пользования имуществом; 8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации