Осип Мандельштам (1891-1938). На рубеже XIX и XX веков радикально изменились буквально все стороны жизни России - экономика, политика, наука, технология,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Осип Мандельштам ( ) Посвящается 120-летию со дня рождения поэта и году Мандельштама в Воронеже.
Advertisements

1 Мандельштам Осип Эмильевич Жизнь и творчество..
Осип Эмильевич Мандельштам - русский поэт, прозаик, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Работу выполнил ученик 11 класса Сенаторов Фёдор.
О́сип(Иосиф ) Эми́льевич Мандельшта́м ( 1891 – 1938) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов.
Мандельштам Осип Эмильевич О́сип Эми́льевич Мандельшта́м (имя при рождении Ио́сиф Эми́льевич Мандельшта́м, 3 (15) января 1891, Варшава 27 декабря 1938,
Биография Осипа Эмильевича Мандельштама
Осип Эмильевич Мандельштам ( ) Биография.
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) – ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ ПОЭТЕССА, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК, КОТОРАЯ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОСТАВИЛА ЯРКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРЕ 20.
Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – ЗНАМЕНИТАЯ РОССИЙСКАЯ ПОЭТЕССА 20 ВЕКА, ПИСАТЕЛЬНИЦА, ПЕРЕВОДЧИК, КРИТИК И ЛИТЕРАТУРОВЕД. АВТОР ИЗВЕСТНОЙ ПОЭМЫ.
Марина Ивановна Цветаева. Биография
Осип Эмильевич Мандельштам ( )
Биография Марины Ивановны Цветаевой
«Образ Воронежа в стихотворениях О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой»
Анна Андреевна Ахматова. Анна Ахматова прожила долгую жизнь. Пережила она и рано пришедшую к ней всероссийскую известность, и незаслуженную- затянувшуюся.
Марина Цветаева. « Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!...»
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
Георгий Владимирович Иванов АКМЕИЗМ КАК ТЕЧЕНИЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ.
Транксрипт:

Осип Мандельштам ( )

На рубеже XIX и XX веков радикально изменились буквально все стороны жизни России - экономика, политика, наука, технология, культура и искусство. Для этого времени характерны активная литературная жизнь, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе. Были представлены все модернистские течения, самыми влиятельными из которых были символизм, акмеизм и футуризм. Особенно динамично развивалась в это время русская поэзия. Позднее поэзия этой поры получила название «поэтический ренессанс» или «серебряный век». Наиболее ярким представитель этой эпохи был Осип Мандельштам – русский поэт, эссеист, переводчик и литературный критик.

Отец, Эмилий Вениаминович Мандельштам ( ), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, несмотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом. Осип Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве.

В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище ( с 1900 по 1907 годы), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени. В годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. 10 сентября 1911 года он был зачислен на романо- германское отделение историко-филологического факультета Петербурского университета, где обучался с перерывами до 1917 года. Гейдельбергский университет Петербургский университет Сорбонна Тенишевское училище год Мандельштама в Воронеже

Осип Мандельштам увлекся французскими поэтами- символистами в Париже. Вернувшись в Петербург, Мандельштам ищет литературных знакомств и в 1909 г. попадает в дом Вячеслава Иванова - известного поэта и теоретика символизма. Литературные собрания на квартире Вячеслава Иванова получили название «башня». В 1911 году слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». С Н. Гумилевым, ставшим его ближайшим другом и сподвижником, Мандельштам знакомится еще в Париже. Именно Николай Гумилев «посвятил» его в «сан» поэта. год Мандельштама в Воронеже

На «башне» Мандельштам был представлен жене Гумилева молодой поэтессе Анне Андреевне Ахматовой. Всех троих объединит не только глубокая дружба, но и схожесть поэтических устремлений. А. Ахматова с Осипом Мандельштамом 1933 год Анна Ахматова

В конце июня 1915-го года в Коктебле Осип Мандельштам знакомится с Мариной и Анастасией Цветаевыми. В январе 1916 г. М. Цветаева приехала в Петроград, где на литературном вечере встречалась с питерскими поэтами и виделась с Мандельштамом. Осип Эмильевич приезжал к Цветаевой в Москву. Овеществлением этих встреч стали стихотворения, написанные М. Цветаевой и О. Мандельштамом. Марина Цветаева Осипу Мандельштаму «Ты запрокидываешь голову Затем, что ты гордец и враль. Какого спутника веселого Привел мне нынешний февраль!..» Осип Мандельштам - Марине Цветаевой «...И пятиглавые московские соборы С их итальянскую душой Напоминают мне – явление Авроры, Но с русским именем и в шубке меховой.» год Мандельштама в Воронеж е

В мае 1919 года в Киеве Осип Мандельштам знакомится с Надеждой Яковлевной Хазовой, будущей женой поэта. Подробно об их жизни рассказывает в своих воспоминаниях сама Надежда Яковлевна, бесконечно тоскуя о том, что им с Осипом не дали дожить их жизнь. Свидетельством влюбленного отношения Осипа Эмильевича к жене могут служить не только письма, но и стихи. « Я наравне с другими Хочу тебе служить, От ревности сухими Губами ворожить. Не утоляет слово Мне пересохших уст, И без тебя мне снова Дремучий воздух пуст…» О. Мандельштам

В апреле 1913 г. в Санкт-Петербурге увидела свет первая книга стихов О. Мандельштама «Камень». Критики отмечали, что все произведения 22-летнего поэта не нуждаются в какой-либо скидке на возраст. Название «Камень», как нельзя более удачно. Мандельштам говорит о поэтическом зодчестве: «Мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке». Слову возвращается его вес, слово понимается как некий строительный материал, из которого строится здание поэзии.

Стихи времени Первой мировой войны и революции составили вторую книгу стихов поэта – «Tristia» («книгу скорбей», заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году. Основные темы этого сборника - античность, связь эпох, любовь. Вся жизнь – одна непрерывная разлука и ее ожидание. Поэт всегда обречен странствовать, бродяжничать, враждовать с властью. « Все было встарь, все повторится снова, И сладок нам лишь узнаванья миг...»

В 1925 г. выходит отдельной книгой Шум времени. В первых двух третях книги говорится о детских и ученических годах автора. Но это не автобиография, не мемуары. Скорее их можно было бы назвать культурно- историческими картинами из эпохи разложения самодержавия. Последняя треть, с остальными не связанная, занята Крымскими впечатлениями времен гражданской войны. В 1928 г. вышла вторая - и последняя - книга прозы Мандельштама - Египетская марка. Жанр этого небольшого произведения не поддается однозначному определению. Элементы исповеди, памфлета, открытого письма в нем, бесспорно, присутствуют, но не определяют целого. В целом же эта проза - диагноз нравственной деградации эпохи, уже начисто лишенной категорий доброты, порядочности и чести. Основный персонаж повести Парнок - как это подчеркивает и сам автор - несомненно автобиографичен. Во всяком случае, это двойник автора.

Осенью 1933 г. Мандельштам написал стихотворную эпиграмму против Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны...», за которую в мае 1934 г. был арестован. Его выслали в Чердынь на Северном Урале, где он пробыл две недели, заболел и попал в больницу. Арест очень тяжело сказался на Мандельштаме, временами у него наступало помрачение сознания. Затем его перевели в Воронеж. «Мы живем под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны. Только слышно кремлёвского горца Душегуба и мужикоборца…»

В Воронеже он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела - неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.). Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. Центральное произведение воронежских лет «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной войны за выживание человечества и его мирового разума. «Пусти меня, отдай меня, Воронеж: Уронишь ты меня иль проворонишь, Ты выронишь меня или вернешь, - Воронеж – блажь, Воронеж – ворон, нож…» Апрель 1935

Выписка из протокола Особого совещания при НКВД СССР. 2 августа 1938 г. Последняя фотография О. Мандельштама из личного дела в Бутырской тюрьме. Август 1938 г. В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время в г. Калинине. 2 мая 1938 года последовал второй арест.

В 1938 году его отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 го да от тифа в пересыльном лагере Владперпункт ( Владивосток). Реабилитирован посмертно : по делу 1938 года – в 1956 г., по делу 1934 года - в 1987 г. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.

Памятные места в г. Воронеже Дом в незаметном переулке Швейников, где квартировал ссыльный поэт, сохранился. Там живут обычные воронежцы. ( ) В воронежском парке «Орленок» 2 сентября 2008 года официально открыт бронзовый памятник поэту Осипу Мандельштаму. Монумент установлен напротив дома по улице Фридриха Энгельса, в котором поэт жил в годы ссылки. Автор памятника – скульптор Лазарь Гадаев. год Мандельштама в Воронеже

В память о связи города и поэта 2011 год в учреждениях культуры Воронежа будет посвящен Мандельштаму. Планируется провести чтения, научные конференции, театрализованные постановки и выставки. 26 января воронежский Камерный театр представит спектакль «Мандельштам», созданный по стихам и письмам поэта. Воронежский спектакль был впервые показан в сентябре 2008 года и первоначально не предназначался для многократных показов. Его создали специально к открытию памятника поэта. Однако интерес зрителей оказался столь велик, что «Мандельштам» идет с аншлагами до сих пор.

По мнению творческой интеллигенции, имеющегося памятника поэту и мемориальной доски на одном из зданий в центре Воронежа недостаточно. Предлагается назвать в честь выдающегося «узника» улицу – воплотив в жизнь иронические строки из его стихотворения: «Это улица какая? Улица Мандельштама, Что за фамилия чертова Как её не вывёртывай Криво звучит, а не прямо. Мало в нём линейного, И поэтому улица Или, верней эта яма так и зовется, По имени этого Мандельштама…»