«Формирование у детей представление о величинах» Парначева Ю.М. Сидорова Т.Е Попова Е. Ерох В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте. Подготовили: Кремлякова О.Ю, Кутор Н.С. Деловая игра для воспитателей.
Advertisements

«Использование палочек Кюизенера в познавательно-речевом развитии детей средней группы на занятиях» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
1 МОЯ МАТЕМАТИКА Новое пособие для дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» Авторы М.В. Корепанова, С.А. Козлова, О.В. Пронина.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Предшкольная подготовка Математика для детей от 5 до 6 лет в ОС «Школа 2100»
Тема проекта: « Развитие умственных способностей детей шестого года жизни» Выполнила : воспитатель МДОУ « Детский сад 2 « Малыш » комбинированного вида.
Тема проекта: « Развитие умственных способностей детей шестого года жизни» Выполнила : воспитатель МКДОУ « Детский сад 4 « Сказка » Луговая Т. И.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
ДОШКОЛЬНАЯ ТИФЛОПЕДАГОГИКА. ПОЛОЖЕНИЕ О ТИФЛОПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 232 «Рябинушка» комбинированного вида К педагогическому совету: Тема: «Сенсорное.
« ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ » ( ПОД РЕДАКЦИЕЙ ВАСИЛЬЕВОЙ М. А., ГЕРБОВОЙ В. В., КОМАРОВОЙ Т. С.)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша с логическими блоками Дьенеша Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 208 Центрального.
С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные.
Математика. 1-4 класс. Пространственные отношения Геометрические фигуры и тела Автор: Галицкая Марина Александровна, учитель начальных классов школы 182.
Средняя группа МБДОУ ДС КВ 34 пгт. Афипский Воспитатель: Петренко Л.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 г.Лысково Воспитатель Игнатьева Елена Викторовна г.Лысково 2014 г.
Презентация. Технология развивающих игр, направленная на развитие логического мышления дошкольников МДОУ «Детский сад 6 «Медвежонок» г. Ртищево Саратовской.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области Педагогический.
Транксрипт:

«Формирование у детей представление о величинах» Парначева Ю.М. Сидорова Т.Е Попова Е. Ерох В.

Программные задачи по разделу Расширение представлений о свойствах предметов Знакомство с различными величинами расширяет пред­ставления о предметах и явлениях окружающей действи­тельности. Оценка размера как одного из пространственных призна­ков предмета необходима для полной и правильной его ха­рактеристики. Умение выделить величину как свойство предмета, дать ее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания связей и от­ношений между ними. Отражение размера как пространственного признака пред­мета связано с развитием сенсорного восприятия, так как в этом процессе участвуют различные анализаторы: зритель­ный, осязательный, двигательный и др. Формирование представлений о величинах положительно влияет на умственное развитие, так как основывается на развитии способности отождествлять, распознавать, срав­нивать, обобщать и др. Отражая в речи способы сравнения величин, результаты их измерения, связи и отношения, дети учатся изъясняться развернуто, аргументированно, логично.

Образовательные ситуации, игры и т.д. Игровые ситуации Например: «Посадим мишек на ска­мейки» (на длинную много, на короткую одного). «Поставим машины в гаражи» (широкие узкие, высокие низкие). «Кто быстрее придет в свой домик?» (длинная короткая дорожка). «Подбери ленточки для бантиков куклам, мишкам». Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания: из двух полосок разной длины, разложенных на столе, пока­зать длинную или, наоборот, короткую; детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины; нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска; найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним. Воспитатель, проверяет, как дети выполняют задания, пред­лагает им рассказать о величине выбранного предмета, объяс­нить, почему именно этот предмет они выбрали.

Для уточнения, закрепления знаний проводят игры типа «Найди и опиши», «Что там?», «Подбери пару». Задания для упражнения в сравнении предметов по величине: - на столе лежат полоски разной длины, сравните их. Покажите длинную и короткую. -покажите полоску такой длины. Ребенок выполняет задание и объясняет, почему этот предмет выбрал. -игра «Сверни ленту». Ребенок сворачивает ленты разной длинны и объясняет почему одну ленту он свернул быстрей. - игра «Построим башню». Взрослый просит ребенка построить башни разной высоты. - игра «Поставим машину в гараж»(ворота широкие- узкие, высокие- низкие).

Электронные образовательные ресурсы

content/uploads/2014/02/Ot

Диагностические задания Задание 1 «Рисуем дорожки» Цель: закреплять знания детей о соотношении предметов по длине обозначать соотношения по длине словами: самый длинный, самый короткий, длиннее, короче. Содержание: поросёнку нужно убежать от волка. Задания: нарисуйте длинную и короткую дорожки. По какой дорожке поросёнок убежит от волка быстрее? Почему? Задание 13 Два ребёнка Артем и Саша встают друг за другом, а остальные определяют, кто из них выше. Артем выше Саши, Саша ниже Артема. Артем высокого роста, а Саша низкого роста. Задание 14 Цель: учить детей устанавливать соотношения предметов по высоте, обозначать соотношения по высоте словами высокий - выше, низкий - ниже. Содержание: на прогулке предлагали детям сравнить высокие и низкие деревья и кустарники, дома, уточнять их названия. Рассматривали, как расположены ветки, какой они длины, толщины, какие ветки наверху и какие внизу. Берёза высокая - куст низкий; берёза выше куста, а куст ниже берёзы; дом высокий, а детский сад низкий; дом выше детского сада, а детский сад ниже дома.

Задание 3 Материал: четыре ленточки разной длины (20, 25, 30, 35 см), и разного цвета, но одинаковой ширины, лист бумаги с вертикальной полоской. Вопросы: какого цвета ленточки? что можно сказать об их размере? разложи ленточки в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, каждый раз выбирая из оставшихся ленточек самую короткую. как убедиться, что красная ленточка короче синей ленточки? как убедиться, что синяя ленточка короче жёлтой ленточки? сравни полоски с той, которая стоит впереди и сзади. расскажи, как расположены полоски? Задание 4 Материал: пять полосок разной длины, одинаковой ширины, лист бумаги с вертикальной полоской. Вопросы: что можно сказать о размере полосок? разложи полоски в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой; сравни полоски с той, которая стоит впереди и сзади; какая полоска короче первой полоски, но длиннее третьей полоски. расскажи, как расположены полоски от самой длинной до самой короткой.

Задание 6 Цель: закреплять умение расставлять предметы в ряд по порядку, учить ребенка использовать промежуточное средство - мерку при определении высоты предметов. Материал: набор из пяти полосок, длина которых планомерно изменяется, пять пирамидок, высота которых также уменьшается. Содержание: Дед Мороз пришел на праздник и принес им в подарок игрушки - пирамидки. Они все разные по величине: самая низкая пирамидка - для самых маленьких, а самая высокая - для самых старших. Вопросы: найди вот такую пирамидку (показывается одна из полосок); покажи самую высокую пирамидку; покажи самую низкую пирамидку; расставить пирамидки в ряд по порядку от самой высокой до самой низкой; проверь себя, прикладывая полоски-мерки.

Задание 7 Дидактическое упражнение «Сделай лесенку» Содержание: дети сидят за столом по два человека. Перед ними по пять разноцветных брусочков разной длины, но одинаковой ширины. Предлагаем построить лесенку: вниз положить самый длинный брусок, на него брусочек короче и т.д. Вопросы: какого цвета ступеньки? какая ступенька самая короткая, (длинная)? зайчик и мишки идут по лесенке. Поставьте их. на какой ступеньке зайчик (мишка)? кто из них стоит выше (кто ниже)?

Помораева И.А. Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М., «Мозаика Синтез» с. Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике в средней группе. В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей. В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности. Аннотированный каталог

Хрестоматия. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Сост.: 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. - М.: Центр педагоггического образования, 2008 г. 384 с. В учебном пособии представлены теоретические основы и со­ временные технологии развития у детей дошкольного возраста логико математических представлений. Раскрыты предматематическое и пред логическое содержание, педагоггические технологии раз­вития у детей представлений (о свойствах и отношениях предметов, пространственно-временных категориях, о числах, связях и зависи­мостях). Среди педагоггических технологий особо выделена проблемно-игровая технология как наиболее эффективная в реализации идей развивающего образования. Для студентов факультетов дошкольного образования педагог­ ических университетов, институтов, преподаватели педагоггиче ских колледжей, магистров и аспирантов.

Н. А. Арапова-Пискарева. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет» Программа и методические рекомендации: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; М.; 2009 Настоящее пособие является доработанным вариантом первого издания книги «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Пособие содержит уточненный и дополненный вариант программы и методических рекомендаций по развитию математических представлений у детей 2–7 лет, разработанных в традициях отечественной дошкольной педагоггики. Книга адресована широкому кругу специалистов дошкольного образования, а также студентам и преподавателям педагоггических колледжей и вузов. 2-е издание, исправленное и дополненное.

Алиева Т. И. Развитие математических представлений у дошкольников: методическое пособие. ФГОС ДО/ Т. И. Алиева, Т. В. Тарунтаева.- М.: Сфера, с В книге представлено усложняющееся содержание образовательной деятельности с детьми 4-5, 5-6 и 6-7 лет. Предлагаемые содержательные блоки, включающие решение нескольких образовательных задач, могут реализовываться воспитателем целостно в течение мин или могут быть разбиты на фрагменты образовательной деятельности и осуществляться в различные временные промежутки, при необходимости повторяться несколько раз, различным образом модифицироваться и дополняться с учетом особенностей групп детей и планирования образовательного процесса. Обращается внимание читателей на те вопросы, которые часто остаются непонятными для воспитателей и предлагаются детям формально. Обозначенные принципы построения занятий с детьми помогут воспитателю самостоятельно строить усложняющуюся день за днем цепочку совместной со взрослым и самостоятельной детской деятельности.процесса день за днем

Фрейлах Н. И. Методика математического развития/ Н. И. Фрейлах.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, с В пособии предлагается краткий курс лекций по методике математического развития дошкольников в опорных конспектах, схемах, таблицах. Даются фрагменты занятий и игр, обогащающих информационный запас знаний, приводятся схемы диалогов с дошкольниками, помогающие правильно строить логические рассуждения и делать выводы. Рекомендовано для студентов и преподавателей педагоггических колледжей и вузов, обучающихся по специальности дошкольная педагоггика и специальная дошкольная педагоггика, будет полезна воспитателям детских садов, родителям дошкольников. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей/ сост. З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. – СПб.: Детство- Пресс, – 191 с Пособие состоит из двух частей. Часть 1 - "Математика до школы". Преподавателями Нижегородского педуниверситета А.А. Смоленцевой и О.В. Пустовойт представлена оригинальная система игровых упражнений с нестандартными средствами математического развития для детей старшегодошкольного возраста. Математические игры помогают дошкольнику понять и полюбить сложный для него абстрактный мир чисел и фигур. Часть 2 - "Игры-головоломки". Составлена З.А. Михайловой (РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург) и Р.Л. Непомнящей (Могилевский педагоггический институт). Предлагаются описания и чертежи 8 разных по сложности игр-головоломок (геометрических конструкторов), способствующих развитию пространственного воображения и мышления детей 5-7 лет, подготовке их к обучению в школе.дошкольного возраставоображения

Стожарова М. Ю. Математика - учимся играя/ М. Ю. Стожарова. - Ростов-н/Д: Феникс, – 203 с. Книга посвящена проблеме обучения дошкольников математике в игровой занимательной форме. Предложенные формы и методы работы достаточно просты в применении и интересны для детей дошкольного возраста. Математическая работа с детьми строится по следующим блокам: математические сказки, проблемно-практические ситуации, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, моделирование, кроссворды, ребусы, коллекционирование. Кратко описана методика проведения подобной работы с детьми и приведены примеры авторских разработок данных форм и методов. Простота и удобство реализации этих форм и методов в работе с детьми обеспечивают их применение широким кругом специалистов ДОУ, а также делают их незаменимыми в семейном воспитании. Кроме того, в книге представлены методические рекомендации по планированию и организации работы с детьми. Предлагаемый материал носит ярко выраженный развивающий характер и при систематическом применении существенно дополняет проводимую в ДОУ дидактическую форму работы с детьми в виде традиционных занятий. Книга адресована руководителям дошкольных образовательных учреждений, воспитателям, психологам, педагоггам дополнительного образования и родителям.

Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет/ Т. И. Ерофеева. – Просвещение – 80 с В пособии представлено содержание комплексной работы в области математического образования дошкольников четвертого года жизни, даныметодические рекомендации, показаны формы организации познавательной деятельности на занятиях, в беседах, играх, повседневной жизни, при проведении досугов. Описаны методики обследования математических представлений детей и раскрыты особенности консультативной работы с родителями. Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, работающих по программе "Из детства - в отрочество".методические рекомендацииработы с родителями Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой: метод. пособие для педагоггов/ Т. И. Ерофеева. – Просвещение – 112 с Пособие входит в серию «Скоро в школу» и адресовано педагоггам дошкольных учреждений и школ, которые организуют работу с ребенком по подготовке его к школе, а также гувернерам и родителям. Содержание пособия направлено на совершенствование математических представлений дошкольников, формирование у них умений использовать имеющиеся навыки при решении познавательных задач, а также на развитие восприятия, внимания, мышления. В пособии проводится годовое планирование, раскрывается методика обучения с использованием игр, проблемных ситуаций, собеседования, показываются особенности использования пособия для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с математикой». Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», с. В пособии раскрываются современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей с различным уровнем интеллектуального развития. Представлены этапы формирования математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, показана организация работы по проведению занятий.- Кроме теоретического обоснования работы по коррекции математического развития детей предлагается большое количество конспектов занятий, литературный материал к ним. Пособие адресовано учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, студентам факультетов коррекционной педагоггики педвузов, педагоггических колледжей, а также оно окажет несомненную помощь родителям, воспитывающим детей с трудностями в психомоторном развитии.

Фалькович Т. А. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования/ Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина.- М.: ВАКО, с. В книге представлены подробные сценарии курсов занятий основного развивающего цикла для дошкольников - по формированию математических представлений (три года обучения). Данный курс рассчитан на реализацию в учреждениях дополнительного образования и создан на основе комплексной программы развития дошкольников. Эта программа реализована в студии развития для дошкольников "Гармония" Центра развития творчества детей и юношества Ленинского района г. Воронежа. Цель программы - расширение форм дополнительного образования для детей, не посещающих детский сад. Программа "Гармония" опирается в своих принципиальных моментах на новые наиболее актуальные программы по дошкольному образованию, получившие гриф Минобразования России. Книга адресована преподавателям учреждений дополнительного образования, дошкольных гимназий. Полезные материалы в ней также найдут воспитатели и методисты ДОУ, домашние воспитатели (гувернеры). Издание выходит в комплекте с книгой "Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования" (сценарии занятий, три года обучения).

Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций" под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. -- Брест: Издательство БрГУ, Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций Конспекты лекций разработаны в соответствии с требованиями образовательного стандарта РД РБ на основе базовой учебной программы для обеспечения курса «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников». Содержанием лекций предусмотрено: изучение теоретических основ методики формирования математических представлений; изучение возрастных особенностей развития у детей математических представлений; формирование у студентов умений и навыков организации работы по ознакомлению детей с математикой во всех возрастных группах дошкольного учреждения, знаниями вариантов методики формирования математических представлений у детей. Всего предложено 13 лекционных тем, охватывающих около 90% программного материала по данному курсу. Для каждой темы указаны литературные источники. Некоторые темы представлены достаточно подробно, что позволит вынести их на самостоятельное изучение студентами. Конспекты лекций предназначены для студентов факультетов дошкольного образования.

Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе/ авт.-сост. Е. А. Казинцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак.- Волгоград: Учитель, – 175 с Задачей современного ДОУ является полноценная подготовка ребенка к школе. В настоящем пособии представлены основные направления организации работы по формированию элементарных математических представлений у детейстаршей группы. Вниманию педагогга предложены подробные конспекты занятий, направленные на формирование количественных, пространственных и временных понятий, представлений о форме и величине, разработанные по принципу интеграции различных видов детской деятельности в освоении образовательных областей "Познание", "Коммуникация", "Социализация" в соответствии с ФГТ и положениями ФГОС. Различные диагностические методики и перспективный план работы помогут педагоггу грамотно и логично построить учебно- воспитательный процесс, набор пальчиковых игр и логических задач будет полезен в качестве дополнения предложенных или при разработке других занятий с дошкольниками. Предназначено педагоггам ДОУ, может быть полезно учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня, а также родителям для самостоятельной работы с детьми. 3-е издание, переработанное.старшей группыдетскойпроцесс

З. А. Михайлова, Э.Н. Иоффе Математика от трех до семи: учебно-методичесеое пособие для воспитателей детских садов и родителей/ сост. З. А. Михайлова, Э.Н. Иоффе; Худ. И. Н. Ржевцева. – СПб.: Детство-Пресс, – 176 с. Представлено основное содержание математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями программы "Детство", разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагоггики РГПУ им. А. И.Герцена (Санкт-Петербург). Дано описание игр и игровых упражнений с математическим содержанием, приведены примерные сценарии математических праздников. Для воспитателей детских садов. Книга будет полезной также и для родителей. Обо всём этом и не только в книге

Загадки Есть отрезок длинный, есть короче, По линейке его чертим, между прочим. Сантиметров пять величина, Называется она... (длина) Если два объекта друг от друга далеко, Километры между ними вычислим легко. Скорость, время величины знаем, Их значения теперь перемножаем. Результат всех наших знаний Посчитали... (расстояние) Сто маленьких братьев меж собой равны… ( сантиметр) Меньше в десять раз, чем метр, всем известно… (дециметр) Художественное слово

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «А теперь на месте шаг» А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! Плечи выше поднимайте, А потом их опускаем. Руки перед грудью ставим И рывки мы выполняем. Десять раз подпрыгнуть нужно! Скачем выше, скачем дружно! Мы колени поднимаем – Шаг на месте выполняем. От души мы потянулись. И на место вновь вернулись.

Стихи Открой тетрадку в клеточку, В ней клеточки как сеточка. Равны две клеточки в длину Сантиметру одному. В одном коротком дециметре Вместилось десять сантиметров. Возьми линеечку, измерь, Вдруг ошибаюсь я, проверь. 1 дециметр = 10 сантиметров. И вот он метр - великан, Всем дециметрам капитан. Старались десять дециметров Похожи стать на один метр. 1 метр = 10 дециметров. Длинный-длинный километр Равен тысяче шагам. Один шаг - он ровно метр, Измерял я шаг своф сам. 1 километр = 1000 метров. Есть странная короткая длина, Миллиметром названа она. Но если десять миллиметров соберем, То сантиметром смело назовем! 1 сантиметр = 10 миллиметров.

В лесочке, над речкой, Построена дачка. На дачке живёт Небольшая собачка. Собачка довольна И лесом и дачей, Но есть огорчения В жизни собачьей. Во-первых, Собачку слегка раздражает, Что дачу Высокий Забор окружает. Ведь если б не этот Противный забор, То с кошками был бы Другой разговор! Ей грустно Глядеть на цветочные грядки: Они у хозяев В таком беспорядке! Однажды Собачка Их славно вскопала И ей же, представьте, За это попало! Хозяин Собачку За стол не сажает И это, конечно, Её обижает: Не так уж приятно Приличной собачке Сидеть на полу, Ожидая подачки!.. Но дайте собачке Кусочек печенья И сразу Окончатся Все огорченья!