Тема презентации: Эпоха Просвещения Подготовила ученица 10 класса Багмут Наталия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Брюллов Карл Петрович Семеновой Ксении, 8 б. Биография Брюллов Карл Павлович ( ), русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье.
Advertisements

Карл Павлович Брюллов
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII ВЕК Французское искусство в XVII веке находилось под большим влиянием итальянской культуры, также во Франции работали.
Художественная культура Европы эпохи Просвещения.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА ФРАНЦИЯ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Изучить особенности французского классицизма; Совершенствовать умение определять произведения.
Подготовил: Аксёнов Егор 11 класс. Он родился на севере Франции близ города ле Анделис в семье военного выходца из обедневшей дворянской семьи. Пуссен.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИЗМА: «образцовый», эпоха Просвещения подчинение разуму, идеализация героических образов ясность, прямота и простота сдержанность,
Брюллов Карл Павлович Выполнила: Жаркимбаева А. 10 А Учитель Щеголева Е.В г.
Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов.
Изобразительное искусство классицизма и рококо
Культура Просвещения Приготовил: Мухаметшин Марсель.
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
Эпоха Просвещения время преобразований. Просвещение Эпоха духовного развития европейского общества XVIIXVIII веков. Проекциями Просвещения в искусстве.
Ренессанс Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерно начало XIV последняя четверть XVI веков. Отличительная.
Эпоха Просвещения Люди 18 века называли свое время столетием Разума и Просвещения. Прогрессивных деятелей этого времени, своим творчеством боровшихся с.
Эпоха Просвещения Просвещенный абсолютизм. Вольтер Франсуа Мари Аруэ 1694 – 1778 французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения,
Западноевропейское изобразительное искусство Эпоха Просвещения.
Европейская культура. Живопись XIX века
Изобразительное искусство классицизма и рококо Никола Пуссен.
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Транксрипт:

Тема презентации: Эпоха Просвещения Подготовила ученица 10 класса Багмут Наталия

Эпо́ха Просвеще́ния одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.философской рационализм свободомыслие В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён из учёбы женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Франческо Альгаротти. Характерно, как Дэвид Юм начинает своё эссе об истории (1741) [4] :Франческо Альгаротти Дэвид Юм [4]

Рост авторитета науки все больше убеждало в мощи человеческого разума. В XVIII в. вера в разум стала господствующей: люди считали, что во всем следует прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с помощью умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это поможет человеку изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым. Просвещением стали называть распространения ума. Значительное количество образованных людей была убеждена, что Просвещение приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди верили в прогресс, в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства к справедливому обществу. Человек XVIII века, как никогда в прошлом, считала себя хозяином собственной судьбы. Родиной Просвещения была Англия, где развитие капитализма стимулировал прогресс науки и знаний.Выдающиеся английские ученые-мыслители Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк вместе с голландцем Бенедикт (Барух) Спиноза и немцем Готфридом Лейбницем заложили фундамент идей Просвещения.

Энциклопедисты Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дидро и др. «Энциклопедии» ( ) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века [5]. Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. В нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. Дидро Энциклопедии [5] Философ Дени Дидро ( ) считал своей задачей сделать современные знания как можно более доступными для всех. Замысел состоял в том, чтобы заключить общую картину знаний, которые накопили европейцы на середину ХVIII века, объединить их в специальный словарь. Такие попытки имели место и раньше, но они не имели такого размаха. Издание получило название "Энциклопедии". Организаторам задуманного Д. Дидро и Жану Д`Аламберу ( ) удалось привлечь к работе всех великих философов и писателей того времени: Вольдер, Монтескье, Гольбах, Руссо и др. Однако большая часть "Энциклопедий" была написана менее известными людьми но не менее образованными. Так где Жокур написал 17 тысяч статей. Во введении, написавший Д`Аламбер говорилось, что читатель самостоятельно должен думать и искать истину. Издание поддержала королевская фаворитка маркиза Помпадур, что облегчило выход издания в обход цензуры в 1751 г. Однако уже в 1759 г. выдавать "Энциклопедию" было запрещено. Существующие тома изымались и уничтожались. Однако издание продолжало выходить подпольно. Несмотря на все усилия полиции, способ как это делалось, так и не было разрыто. До 1782 г. вышло 22 статей и 13 томов иллюстраций и таблиц. Эта масштабная работа оказала огромное влияние на тогдашнее общество.

Идеи просвещения в литературе Все крупные просветители умело владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их обсуждали. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей через литературное произведение. Даниэль Дефо ( ), Джонатан Свифт ( ), Пьер-Огюстен Бомарше ( ),Фридрих Шиллер ( ), Иоганн-Вольфганг Гете ( )... Через их творчество можно проследить всю эволюцию идей Просвещения в литературе - От появления нового положительного героя, который действует согласно своим умом (Робинзон Крузо из романа Дефо), до Фауста Гете. Дефо утверждал в литературе нового положительного героя, трудолюбием и умом достиг всего. Другой английский писатель Дж. Свифт в романе "Путешествие Гулливера" пытался показать недостатки идей Просвещения. Герои Бомарше и Шиллера - простые люди, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливом строя.

И. Кант Самым известным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант ( ), сын мелкого ремесленника. Всю свою жизнь, в отличие от других просветителей, он безвыездно прожил в Кенигсберге (ныне Калининград). Здесь получил образование, стал профессором университета, а впоследствии и ректором. Кант читал лекции по философии, филологии, географии, права, математики, физики и других наук. Он разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской туманности, которая и до сих пор остается одной из основных научных идей в астрономии. Ему также принадлежит идея правового государства. Но главная проблема, его волновала, была связана с возможностями человека познавать мир. Кант пришел выводу, что человек может получить знания лишь об ограниченном количестве окружающих вещей. Наряду с ними существуют "вещи в себе", их опознать невозможно, ибо невозможно доказать их существование, и наоборот. Из этого следует, что познать мир до конца невозможно. Таким образом мыслитель подверг критике идею о безграничной силе человеческого разума.

Чувства против разума Во второй половине XVIII ст. стало расти недовольство сухим рационализмом философии и неоклассического искусства, отвергали чувственное познания мира. Людям хотелось мечтать, переживать, задумываться перед загадками. Появились романы и поэмы, которые воспевали чувства, сны и мечты, ночные пейзажи, развалины старинных замков и т.п. Так в литературе и искусстве зародилась новое течение - сентиментализм(От франц. Sentiment - чувство). Романы Сэмюэла Ричардсона Порсенса Стерна, Жана-Жака Руссо вызвали значительный интерес светской публики. В Англии зародился "Готический роман" с фантастическими сюжетами, описанием страшных преступлений, призраков, колдовства, ужасов. Изменение вкусов отразилась и на садово-парковом искусстве. В моду вошли романтические уголки с "Дикой" природой. В светском обществе приобрели популярность мистика, магия - все, чего нельзя объяснить, и сверхъестественное. Публику шокировали опыты французского врача Месмера, исследование которого легли в основу учения о гипнозе. Мода на сверхъестественное создала условия для процветания авантюристов и проходимцев. Это были люди, выдавали себя за ясновидящих, способных вращаться на духов, превращать любые металлы в золото. Они утверждали, что имеют эликсир молодости и философский камень. Им верили, их принимали в высшем свете. Одним из известнейших авантюристов был Джузеппе Бальзамо, известный под именем Калиостро.

Барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм Во второй половине XVIII в. в большинстве европейских стран - Италии, Испании, германских государствах, Польши и др. - Доминирующим художественным стилем еще оставалось барокко. А вот во Франции утверждался новый стиль - классицизм. Искусство классицизма ориентировалось на античные образцы. Драматурги писали пьесы на сюжеты из греческой и римской мифологии и истории. Художники изображали на своих полотнах древних богов и героев. Архитекторы последовали треугольные фронтоны и колоннады античных храмов. В отличие от мастеров барокко писатели и художники классицизма в своем творчестве сознательно стремились подражать установленные нормы прекрасного. Классицисты разработали целую теорию, каким должен быть произведение искусства, как надо писать стихи, пьесы, рисовать картины. Классицисты считали, что произведение искусства должно быть величественным, ясным, строгим, понятным, соответствовать установленным правилам. Никаких крайностей, непродуманного, ложного, несуществующего. Появившись в Франции, классицизм распространился и на другие страны Европы. Пьесы, написанные в этом стиле, имели логичный и понятный сюжет и язык. В основе пьесы всегда была некая идея, которая на протяжении пьесы раскрывалась и освичувалася всех сторон. События, изображены в пьесе, всегда происходили в одном месте, в один день. Никаких второстепенных сюжетных линий не допускалось. В литературе и искусстве классицизма существовала иерархия жанров. Трагедия стояла выше комедии. Герои трагедий могли разговаривать только поднятой языке. Учредителем французской классической трагедии был Пьер Корнель ( ). Он писал пьесы и труды по истории искусств. Судьба героев его пьес была тесно связана с политической борьбой. Сюжет разворачивался на фоне исторических событий. Своими пьесами Корнель пытался доказать необходимость укрепления абсолютной монархии. А вот Жан Расин ( ) свои пьесы посвящал миру человеческих чувств. Хотя комедия в классицизме, как мы только отметили, считалась низшим жанром, выдающийся комедиограф Жан-Батист Поклен (Мольер; ) своими произведениями сумел доказать обратное. Его комедии остаются популярными и сейчас.

Художник Никола Пуссен ( ) считал, что сюжет художественного произведения должен быть благородным, величественным и возвышенным, а композиция - логичной и простой. Всемирно прославленным образцом искусства классицизма стала резиденция французских королей в Версале. Над ее созданием работали лучшие архитекторы, художники, садоводы. В первой половине XVIII в. распространился новый стиль - рококо(Декоративные мотивы в виде раковины). Этот стиль особенно проявился в декоративно-прикладном искусстве. Ему свойственны интим и комфорт. Мастера рококо создавали изящные вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить. Для этого стиля характерны богатство украшений, необычность и изысканность форм. Особенно популярным стало все необычное, особенно китайская роспись, китайские павильоны в парках. Во второй половине XVIII в. вновь вернулось увлечение античными классическими формами. Этот стиль назвали неоклассицизмом, То есть новым классицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими раскопками римских городов Помпеи и Геркуланума, погибших от извержения Везувия. Строгость застройки римских городов натолкнула архитекторов XVIII в. на мысль, что города следует строить по простым и разумным планом. Примером такой архитектуры является ансамбль площади Людовика XV (теперь это площадь Согласия) в Париже. Художники-неоклассики считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека. Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания. Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья предыдущего столетия заступили легкие, похожие на древнегреческие хитоны.

Идеи просвещения в литературе Все крупные просветители умело владели пером. Их произведения читали, ими восхищались, их обсуждали. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо), свои мысли стремились донести до людей через литературное произведение. Даниэль Дефо ( ), Джонатан Свифт ( ), Пьер-Огюстен Бомарше ( ),Фридрих Шиллер ( ), Иоганн-Вольфганг Гете ( )... Через их творчество можно проследить всю эволюцию идей Просвещения в литературе - От появления нового положительного героя, который действует согласно своим умом (Робинзон Крузо из романа Дефо), до Фауста Гете. Дефо утверждал в литературе нового положительного героя, трудолюбием и умом достиг всего. Другой английский писатель Дж. Свифт в романе "Путешествие Гулливера" пытался показать недостатки идей Просвещения. Герои Бомарше и Шиллера - простые люди, своим трудолюбием, умом, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека. Гете своими литературными произведениями пытался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливом строя.

Театры, концерты, выставки Ранее театры основном были придворными; театры, открытые для широкой публики, действовали только в Лондоне и Париже. В XVIII в. они открывались даже в небольших городах Европы. Комедии Жана-Батиста Поклена (Мольера) были наиболее известными и относились везде. Изменилась и роль музыки. Ранее она предназначалась для сопровождения богослужения, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. И.-С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Бетховен зажили мировой славы как композиторы и исполнители. Доступным для широкой публики стал живопись. Проводились выставки картин, затем обсуждались в салонах и прессе. Картины Никола Пуссена, Жака-Луи Давида пользовались наибольшей популярностью.

Классицизм Живопись классического стиля века Просвещения Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве семнадцатого начала девятнадцатого века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Классицизм, развивавшийся в полемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (зодчие: Мансар Франсуа, Перро Клод, Лево Луи, Блондель Франсуа); со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (Ардуэн-Мансар Жюль и Ленотр Андре, работы архитекторов в Версале).Мансар Франсуа Перро Клод Лево Луи Блондель Франсуа Ардуэн-Мансар Жюль Ленотр Андре

Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl) ( ), русский художник. Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl) ( ), русский художник. Родился Брюллов в обрусевшей немецкой семье скульптора-резчика и живописца миниатюр в Петербурге 12 (23) декабря В 1809–1821 годах учился в Академии художеств, в частности у живописца исторического жанра Андрея Ивановича Иванова. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" и права продолжения обучения живописи в Италии за казенный счет. В 1823–1835 годах Брюллов работал в Италии, испытав глубокое воздействие античного, равно как и итальянского ренессансно-барочного искусства. Итальянские картины Брюллова проникнуты чувственной эротичностью ("Итальянский полдень", 1827, Русский музей, Санкт-Петербург; "Вирсавия", 1832, Третьяковская галерея); в этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Брюллов выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, «райской» красоты ("Всадница" или конный портрет Дж. и А.Паччини, 1832, Третьяковская галерея).Брюллов

Стремясь к большим историческим темам, в 1830 году, побывав на месте раскопок древнеримского города, разрушенного извержением Везувия, Брюллов начинает работу над картиной "Последний день Помпеи". Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф». Картина "Последний день Помпеи" Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет "Осаду Пскова Стефаном Баторием" (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839– 1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.

Последний день Помпеи Последний день Помпеи 1833, Русский музей

Нарцисс, смотрящий в воду Нарцисс, смотрящий в воду 1819, Русский музей

Вечерня Вечерня 1825

Грёз Жан Батист Творчество и биография Грёз Жан Батист (Greuze Jean-Baptiste) (1725–1805), французский живописец. Родился 21 августа 1725 года в Турню, Бургундия. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755–1756 побывал в Италии. Глава сентиментально-морализирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века, Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. В своих жанровых картинах (Паралитик, или Плоды хорошего воспитания, 1763, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) Грёз прославлял добродетели третьего сословия, что поначалу вызвало энергичную поддержку философа Дени Дидро. Работам художника Жана Батиста Грёза свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой довольно известная слащавость (особенно в многочисленных изображениях детских и женских головок).

Обет верности Эроту Обет верности Эроту 1767, Собрание Уоллес, Лондон

Гитарист Гитарист, 1757 Национальный музей, Варшава

Избалованное дитя Избалованное дитя 1760-е, Эрмитаж, Санкт- Петербург

Гро Антуан Жан (Gros Antoine-Jean) (1771–1835) Французский художник-академист, мастер исторической живописи и портретист. Антуан Жан Гро родился 16 марта 1771 года в Париже. Обучался живописи Гро первоначально у своего отца, художника-миниатюриста, затем с 1785 у Жака Луи Давида, а с 1787 года в парижской Королевской академии живописи и скульптуры. С 1793 по 1801 год Гро работал в Италии, затем в Париже. В 1800-е годы Гро становится официальным живописцем батальных сцен при Наполеоне I. Он создает овеянных духом патетической героики картины, посвященные походам и битвам французской армии (Бонапарт на Аркольском мосту, 1796, Наполеон в госпитале чумных в Яффе, 1803– 1804, Битва при Эйлау, 1808, – все в Лувре), пишет представительные парадные портреты (князь Юсупов в татарском костюме, 1809, музей изобразительных искусств, Москва; полковник Фурнье-Сарловез, 1812, Лувр).

Мадам Пастер Мадам Пастер, Музей Лувр, Париж

Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту, 1796, Эрмитаж, Россия

Герцогиня Ангулемская отплывает из Пойяка Герцогиня Ангулемская отплывает из Пойяка, 1819, Музей Бордо

Давид Жак Луи французский живописец. Давид Жак Луи Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры у исторического живописца Жозефа-Мари Вьена, в 1775–1780 изучал античное искусство в Риме. В 1780–1790-е годы Жак Луи Давид стал основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма – направления во французском искусстве конца XVIII века, воспринявшего у рационалистической просветительской философии XVIII столетия культ разума и естественного чувства, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить свободолюбивые героические идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей; Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв художника к революционной борьбе. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж). Автопортрет 1794 года

Антиох и Стратоника Антиох и Стратоника, 1774 Академия изящных искусств, Париж

Андромаха у тела Гектора Андромаха у тела Гектора, 1783 Музей Лувр, Париж

Велизарий Велизарий, 1781 Музей изящных искусств, Лилль

Жером Жан-Леон Творчество и биография Жером Жан-Леон (Gerome Jean-Leon) ( ) Французский живописец и скульптор, прославившийся колоритными картинами весьма разнообразного содержания, преимущественно изображающими быт античного мира и Востока. Жан-Леон Жером родился 11 мая 1824 года в семье ювелира в городе Везул департамента Верхней Соны. Начальное художественное образование Жером получил в родном городе. В 1841 году приехав в Париж, поступил в ученики к Полю Деларошу, вместе с которым посетил Италию в 1844 году, где усердно занимался рисованием и живописью с натуры. Первое произведение Жан-Леона Жерома, обратившее на художника общее внимание, была выставленная в салоне 1847 года картина: "Молодые греки во время петушиного боя" (Люксембургский музей). За этим полотном последовали картины: "Анакреон, заставляющий плясать Бахуса и Амура" (1848) и "Греческий лупанар" (1851) сцена, в которой уже ясно выражалась одна из главных черт многостороннего таланта живописца. Автопортрет художника Автопортрет художника, 1886 Художественный музей, Абердин

Невольничий рынок Невольничий рынок, 1870-е Институт искусств, Уильямстаун

Продажа рабынь в Риме Продажа рабынь в Риме, 1884 Государственный Эрмитаж

Бассейн в гареме Бассейн в гареме, 1876 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Каналетто Антонио Картины и биография Каналетто Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) ( ). Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме ( и около 1740) и Лондоне ( ). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (Двор каменотеса, около 1730, Национальная галерея, Лондон; Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; Портик дворца, 1765, Галерея Академии, Венеция; Старый Уолтонский мост, 1754).Каналетто

Пьяццетта Пьяццетта, 1735, Национальная галерея античного искусства, Рим

Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей Вестминстерское аббатство и процессия рыцарей 1749, Вестминстер

Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте Большой канал и Собор Санта Мария делла Салюте, 1730, Музей изящных искусств, Хьюстон

Пуссен Никола Картины и биография Никола Пуссена Пуссен Никола (Poussin Nicolas) ( ), французский живописец и рисовальщик. Учился у К.Варена и других французских художников; с 1624 Пуссен жил в Риме (в в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина Смерть Германика, годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью мягко сгармонизированного, интенсивного колорита (Ринальдо и Армида, , Государственный музей изобразительных искусств, Москва; Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; Парнас, , Прадо, Мадрид).Пуссен Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (Аркадские пастухи, около , собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; Нахождение Моисея, 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико- философский пафос.

Поклонение золотому тельцу Поклонение золотому тельцу 1634, Национальная галерея, Лондон

Похищение сабинянок Похищение сабинянок (фрагмент) Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Триумф Нептуна Триумф Нептуна 1634, Музей искусств, Филадельфия

Тьеполо Джованни Картины и биография Джованни Тьеполо Тьеполо Джованни Баттиста ( ) (Tiepolo Giovanni Battista), итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Учился в Венеции у Ладзарини, испытал влияние Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяццетты; работал главным образом в Венеции и ее окрестностях (в президент венецианской Академии художеств), а также в Милане, Вюрцбурге, Мадриде. Для ранних работ Тьеполо характерны беспокойные формы и контрастная светотень, но в них уже сказываются присущие художнику богатство фантазии и декоративный размах (цикл картин для дворца Дольфино в Венеции, после 1725, ныне в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург и других собраниях). В дальнейшем стиль Тьеполо приобретает свободу и экспрессивность, его колорит светлеет, обогащаясь тонкими нюансами (плафоны церквей Джезуати, , и Скальци, , в Венеции). К середине XVIII века Тьеполо, ставший к этому времени признанным главой венецианской школы живописи, пользовался широкой известностью, много работал для иностранных дворов. Созданные Тьеполо в этот период фресковые циклы отличаются праздничной пышностью, сияющим колоритом, построенным на сочетании нежных серебристых, красноватых, золотисто-желтых, жемчужно-серых и синих тонов (росписи епископской резиденции в Вюрцбурге, ; палаццо Лабиа в Венеции, около 1750, виллы Вальмарана близ Виченцы, 1757; плафоны Королевского дворца в Мадриде, ). Яркой колоритностью, эмоциональностью образов и виртуозностью живописной техники поражают станковые произведения Тьеполо (Триумф Амфитриты, около 1740, Картинная галерея, Дрезден; Поклонение волхвов, 1753, Старая пинакотека, Мюнхен).Тьеполо

Пир Клеопатры Пир Клеопатры, , Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия

Аполлон и Диана Аполлон и Диана (фреска) 1757, Вилла Вальмарана

Непорочное зачатие Непорочное зачатие , Прадо, Мадрид

Шарден Жан Батист Творчество и биография Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский живописец ( ). Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже. Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля. Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург); образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Автопортрет с козырьком Автопортрет с козырьком, 1775 Музей Лувр, Париж

Мадам Шарден Мадам Шарден, 1775 Музей Лувр, Париж

Юный рисовальщик Юный рисовальщик, 1737 Музей Лувр, Париж

Девочка с ракеткой и воланчиком Девочка с ракеткой и воланчиком 1740, Галерея Уффици, Флоренция

Энгр Жан Огюст Доминик Картины и биография Жана Энгра Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) ( ), французский живописец и рисовальщик. С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. в работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в был директором Французской академии в Риме. Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; Обет Людовика XIII, 1824, собор в Монтобане; Апофеоз Гомера, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет Л. Ф. Бертена, 1832, Лувр, Париж), идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню (Купальщица Вольпенсон, 1808, Большая одалиска, 1814, – оба в Лувре, Париж). Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане). Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр).Энгр Фото 1858 года

Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801, Лувр, Париж

Жанна д'Арк на коронации Карла VII Жанна д'Арк на коронации Карла VII 1854

Антиох и Стратоника Антиох и Стратоника 1840, Музей Конде, Шантильи

Вольтер Вольте́р (фр. Voltaire; 21 ноября 1694, Париж, Франция 30 мая 1778, Париж, Франция; имя при рождении Франсуа́-Мари́ Аруэ́, фр. François Marie Arouet; Voltaire анаграмма «Arouet le j(eune)» «Аруэ младший» (латинское написание AROVETLI)) один из крупнейших французских философов- просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, п ублицист.фр.21 ноября 1694Париж Франция 30 мая 1778Париж Францияфр.анаграммафилософов просветителейпоэтпрозаиксатириктрагикисторикп ублицист По социальным воззрениям Вольтер сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», «обязан на них работать» или их «забавлять». Трудящимся поэтому незачем давать образование: «если народ начнёт рассуждать, всё погибло» (из писем Вольтера). Печатая «Завещание» Мелье, Вольтер выкинул всю его острую критику частной собственности, считая её «возмутительной». Этим объясняется и отрицательное отношение Вольтера к Руссо, хотя в их взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.Мелье Руссо

Дидро, Дени Дени Дидро французский писатель, философ- просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773) [1].французскийписательфилософ просветительдраматург«Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»1751Петербургской академии наук 1773 [1] Вместе с Вольтером, Руссо, Монтескьё, ДАламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.Вольтером РуссоМонтескьёДАламберомэнциклопедистами Просветительного века Великой французской революции Дидро отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца. Также он являлся сторонником деизма.дуалистическоесолнцадеизма По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории просвещённого абсолютизма.политическимпросвещённого абсолютизма

Руссо, Жан-Жак Жан-Жак Руссо́ (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед,композитор и ботаник [4]. Виднейший представитель сентиментализма. Его называют предтечей Великой французской революции.фр.28 июня 1712Женева 2 июля 1778Эрменонвиль Парижафранцузскийэпохи Просвещениямузыковедкомпозиторботаник [4]сентиментализма Великой французской революции

Бомарше, Пьер Огюстен Карон де Пьер-Огюсте́н Каро́н де Бомарше́ (фр. Pierre- Augustin Caron de Beaumarchais; 24 января 1732, Париж 18 мая 1799, там же) французский драматург и публицист.фр.24 января 1732Париж 18 мая 1799 французскийдраматургпублицист

Гёте, Иоганн Вольфганг фон Иога́нн Во́льфганг Гёте, с 1782 года фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe немецкое произношение имени (инф.); 28 августа 1749, Франкфурт- на-Майне 22 марта 1832, Веймар) немецкийпоэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.нем.немецкое произношение имениинф.28 августа 1749Франкфурт- на-Майне 22 марта 1832Веймарнемецкийпоэтестествоиспытатель Гёте о религии[править | править вики- текст]правитьправить вики- текст «Каков кто сам, таков и бог его, / Вот почему смешным бывает божество». «Вся история церкви смесь заблуждения и насилия».

Шиллер, Фридрих Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер (нем. Johann Christoph Friedrich von Schiller; 10 ноября 1759, Марбах-на- Неккаре 9 мая 1805, Веймар) немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе, автор «Оды к радости», изменённая версия которой стала текстом гимна Европейского союза [4]. Вошёл в историю мировой литературы как пламенный защитник человеческой личности. В течение последних семнадцати лет своей жизни ( ) дружил с Иоганном Гёте, которого он вдохновлял на завершение его произведений, оставшихся в черновом варианте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошла в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».нем.10 ноября 1759Марбах-на- Неккаре 9 мая 1805Веймар Буря и натискромантизма Оды к радости Европейского союза [4]Иоганном Гётевеймарский классицизм

Гоцци, Гаспаро Граф Гаспаро Гоцци (итал. Gasparo Gozzi; 4 декабря 1713, Венеция 26 декабря 1786, Падуя) итальянский поэт и литературный критик. Графитал.4 декабря 1713Венеция 26 декабря 1786Падуяитальянскийпоэтлитературный критик Как критик Гоцци отличался глубиной суждения, беспристрастием и скромностью. Известен тем, что активно защищал предложенную Гольдони театральную реформу, выступая этим против взглядов своего брата.Гольдони