Вызовы Болонского процесса: за и против Подготовил: магистрант 1 курса специальности «мировая экономика» Баспаков М.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Омирбаев С.М. Ректор Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова Алматы, 2012.
Advertisements

Казахстанская и европейская модели кредита. Наполняемость кредитов и их трансфер. Планирование учебного процесса Майер Ф.Ф. – проректор по учебной работе.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
LOGO Проблемы и перспективы интеграции высшего образования РК в мировое образовательное пространство.
Семей, 28 декабря 2010 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЗАХСТАНА Д.К.Сулеев, Б.М.Искаков Казахский национальный технический университет имени К.И.Сатпаева.
Никитаева А.Ю. Проектное обучение в университете : задачи, особенности, модели управления.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Гривцов Владимир Владиславович начальник учебного управления.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
LOGO Сарсенбаева С.С., Центр МАКО и НСРМО КазНМУ имени С.Д.Асфендиярова.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ – КОНТЕКСТ И ПРЕДПОСЫЛКИ Шьюр Берган Начальник Департамента Высшего Образования и Преподавания Истории Совет Европы.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
2 Этапы развития БП: Май 1998 – Лисабонская Конвенция 4 страны Июнь 1999 – Болонская Декларанция 29 стран Май Пражское Коммюнике 33 страны Сент.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
«…Хоть не в Болонии…» Болонская декларация и реалии российской системы образования – возможности и препятствия С.Г.Боярский Факультет управления здравоохранением.
Москва, 27 марта 2012 г. Организационное и учебно- методическое обеспечение учебного процесса при кредитной системе обучения Омирбаев С.М. –ректор Павлодарского.
Министерство образования и науки Республики Казахстан Концептуальные подходы к модернизация педагогического образования Республики Казахстан ПРОЕКТ Астана.
Транксрипт:

Вызовы Болонского процесса: за и против Подготовил: магистрант 1 курса специальности «мировая экономика» Баспаков М.Е.

2 Присоединение к Болонскому процессу 12 марта 2010 г. на Будапештском форуме министров образования европейских стран – участниц Болонского процесса, Казахстан подписал Болонскую декларацию, что означало официальное признание соответствия национальной системы высшего образования европейским стандартам. Между тем, Болонский процесс, как и любая реформа в области образования, вызывает неоднозначную реакцию специалистов и общественности

Параметры Болонского процесса Обязательные Трёхуровневая система высшего образования Академические кредиты ECTS Академическая мобильность студентов, ППС и административного персонала Европейское приложение к диплому Контроль качества высшего образования Создание единого европейского исследовательского пространства Рекомендательные факультативные Единые европейские оценки Активная вовлеченность студентов Социальная поддержка малообеспеченных студентов Образование в течение всей жизни Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору Модульная система Дистанционное обучение, электронные курсы Академические рейтинги студентов и преподавателей

Болонские тенденции Берлинское коммюнике, 2003 г. эффективная система обеспечения качества эффективная система обеспечения качества расширение использования системы академических степеней, основанной на двух циклах расширение использования системы академических степеней, основанной на двух циклах совершенствование систем признания периода образования и полученных квалификаций совершенствование систем признания периода образования и полученных квалификаций мобильность студентов, преподавателей и административных работников образования является основой создания Европейского пространства высшего образования ECTS все в большей мере становится общей базой для систем национальных систем переводных кредитовECTS все в большей мере становится общей базой для систем национальных систем переводных кредитов Переход ECTS из трансфертной системы в систему накопления кредитов Переход ECTS из трансфертной системы в систему накопления кредитов расширение вовлеченности студентов в управление высшим образованием расширение вовлеченности студентов в управление высшим образованием идеи обучения на протяжении всей жизни идеи обучения на протяжении всей жизни

Болонские тенденции Лювенское коммюнике, 2009 г. Возможность получения промежуточной квалификации Возможность получения промежуточной квалификации Европейские стандарты и Руководство по обеспечению качества Европейские стандарты и Руководство по обеспечению качества Создание европейского регистра агентств по обеспечению качества Создание европейского регистра агентств по обеспечению качества Создание рамки национальных квалификаций, связанных с общей рамкой Европейского пространства высшего образования, основанной на результатах обучения Создание рамки национальных квалификаций, связанных с общей рамкой Европейского пространства высшего образования, основанной на результатах обучения Возможность устроиться на работу Возможность устроиться на работу Трудоустройство сопровождает обучение, а также обучение на рабочем месте Трудоустройство сопровождает обучение, а также обучение на рабочем месте Реформы учебного плана на основе результатов обучения и обучения, ориентированного на студента Реформы учебного плана на основе результатов обучения и обучения, ориентированного на студента Образование, научные исследования и инновации Образование, научные исследования и инновации Высшее образование на всех уровнях должно быть основано на современных научных исследованиях и развитии, поощряя, таким образом новаторство и творчество в обществе Высшее образование на всех уровнях должно быть основано на современных научных исследованиях и развитии, поощряя, таким образом новаторство и творчество в обществе Интернационализация образования Интернационализация образования Привлекательность и открытость европейского высшего образования Привлекательность и открытость европейского высшего образования

6 Цель кредитной системы обучения Обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса Гармонизация отечественной системы образования в международное образовательное пространство

7 Унификация объема знаний Максимальная индивидуализация обучения Усиление роли самостоятельной работы Задачи кредитной системы обучения

8 Понятие кредитной системы обучения Кредитная система обучения является нелинейной системой организации учебного процесса Нелинейная система обучения – способ организации учебного процесса, устанавливающий, что обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории

9 Что такое кредит? Кредит (Credit, Credit-hour) Кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Один кредит равен 1 академическому часу контактной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода продолжительностью 15 недель. Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС) в бакалавриате, 3 часами (150 минут) и 4 часами (200 минут) самостоятельной работы магистранта (СРМ) соответственно в профильной и научно-педагогической в магистратуре и 6 часами (300 минут) самостоятельной работы докторанта в докторантуре.

10 Понятие академический час Академический час равен: 1 контактному часу (50 минутам) лекционных, практических (семинарских) занятий или 1 контактному часу (50 минутам) лекционных, практических (семинарских) занятий или 1,5 контактных часов (75 минутам) студийных занятий или 1,5 контактных часов (75 минутам) студийных занятий или 2 контактным часам (100 минутам) лабораторных занятий и занятий физического воспитания, а также 2 контактным часам (100 минутам) лабораторных занятий и занятий физического воспитания, а также 1 контактному часу (50 минутам) всех видов учебных практик,1 контактному часу (50 минутам) всех видов учебных практик, 2 контактным часам (100 минутам) всех видов педагогических практик,2 контактным часам (100 минутам) всех видов педагогических практик, 5 контактным часам (250 минут) всех видов производственных практик,5 контактным часам (250 минут) всех видов производственных практик, 8 контактным часам (400 минут) исследовательской практики.8 контактным часам (400 минут) исследовательской практики.

11 Суть кредитной системы обучения 1 кредит равен: 3 часам работы в неделю в бакалавриате,3 часам работы в неделю в бакалавриате, 4 и 5 часам работы в неделю в магистратуре,4 и 5 часам работы в неделю в магистратуре, 7 часам работы в неделю в докторантуре 7 часам работы в неделю в докторантуре При этом 1 академический контактный час сопровождается соответствующим количеством часов самостоятельной работы обучающегося в бакалавриате, магистратуре, докторантуре (работа с учебными пособиями, выполнение домашних заданий, проведение исследовательской работы и работа с преподавателем)

12 Кредитная система обучения «Кредит-система» регулирует многостороннюю деятельность высшего учебного заведения: программу обучения учебный план расписание учебных занятий учебную нагрузку студента оценку знаний студентов присуждение степеней педагогическую нагрузку преподавателей стоимость учебной дисциплины определение оплаты за обучение заработную плату преподавателей

Кредитная система обучения Нелинейная система организации учебного процесса Объем преподаваемого учебного материала измеряется в кредитах Студенты самостоятельно формируют ИУП Количество учебных дисциплин у каждого студента различное Различный контингент обучающихся, изучающих каждую конкретную дисциплину Разделение процесса обучения и контроля учебных достижений студентов Переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning) Увеличение доли СРС Студентоцентрированное обучение Индивидуализация образовательной траектории обучения студентов Свобода выбора студентами учебных дисциплин компонента по выбору и преподавателей Специальные академические службы: офис регистратора, эдвайзеры, тьюторы Особенности: Специфика организации учебного процесса Образовательная программа имеет два компонента: ОК и КВ Введение балльно-рейтинговой системы оценки знаний

14 Трудоемкость кредита 1 казахстанский кредит (аудиторные занятия + СРО) равен: 45 часов в бакалавриате,45 часов в бакалавриате, 60 часов в профильной магистратуре,60 часов в профильной магистратуре, 75 часов в научной и педагогической магистратуре,75 часов в научной и педагогической магистратуре, 105 часов в докторантуре 105 часов в докторантуре 1 кредит ECTS часов 1 кредит ECTS часов

15 Переводной коэффициент Бакалавриат 1,5 – 1,8Бакалавриат 1,5 – 1,8 Магистратура:Магистратура: - профильная 2,0 -2,4 - научно-педагогическая 2,5 – 3 Докторантура 3,5 – 4,2Докторантура 3,5 – 4,2 Кредиты ECTS / переводной коэффициент = казахстанские кредиты

16 Преимущества кредитной системы обучения 1. Простота: - Применимость - Применимость - Оценивание затрат и времени - Оценивание затрат и времени - Единица измерения для регистратора - Единица измерения для регистратора 2. Гибкость: - Возможность применения в различных ситуациях и в различных типах учебных заведений - Возможность применения в различных ситуациях и в различных типах учебных заведений 3. Универсальность: - Подходит для разных программ - Подходит для разных программ 4. Внутреннее оценивание образования

17 Преимущества кредитной системы обучения 5. Демократическая форма управления учебным процессом; 6. Максимальный учет интересов и потребностей обучающихся; 7. Большая академическая свобода вузов и обучающихся; 8. Академическая мобильность обучающихся;

18 Преимущества кредитной системы обучения 9. Возможность привлечения работодателей к формированию образовательных программ; 10. Удовлетворение потребностей работодателей; 11. Обеспечение равномерности и порционности передачи и получения знаний; 12. Переход обучения от формата «учить» (teaching) к формату «учиться» (learning).

19 Слабые стороны кредитной системы обучения Непоследовательность: 1. Непоследовательность: - вариативность - вариативность - зависимость от многих факторов - зависимость от многих факторов - сложности в планировании - сложности в планировании 2. Отсутствие единых сроков обучения 3. Неопределенность - принцип выборности дисциплины и ППС может привести к выбытию из учебного процесса - принцип выборности дисциплины и ППС может привести к выбытию из учебного процесса 4. Несоответствие целям обучения - отождествление обучения и стоимости - отождествление обучения и стоимости - единая мерка в различным моделям - единая мерка в различным моделям

20 Плюсы присоединения к Болонскому процессу Предполагается, что из бакалавров будет формироваться основная масса работников, а из магистров – интеллектуальная элита. Обучение бакалавров нацелено на широкую область профессиональной деятельности, магистров – на овладение узкопрофильными знаниями и особенностями конкретных профессий. Бакалавриат в нашей стране удовлетворит возросший в последнее время спрос на получение высшего образования.

21 Плюсы присоединения к Болонскому процессу Кроме того, Болонская система даст возможность комбинировать знания: можно стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Бесспорным плюсом будет появление математиков-экономистов, химиков-биологов, юристов-экономистов. Отпадет неудобная и расточительная по деньгам и времени практикующаяся в настоящее время система получения платного второго высшего образования.

22 Плюсы присоединения к Болонскому процессу Трехступенчатая система образования как нельзя лучше подходит в наше время, когда знания имеют свойство быстро устаревать. Новая система образования предусматривает «пожизненное» образование, заключающееся в программах дополнительного образования для выпускников.

23 Минусы присоединения к Болонскому процессу Не вызывает доверия новая система оценивания знаний. Во многом она действует некорректно, двусмысленно и необъективно. Да и сами преподаватели пока не могут к ней привыкнуть и понять ее.

24 Минусы присоединения к Болонскому процессу Резкое изменение системы высшей школы в Казахстане привело к ухудшению уровня образования, уменьшению оплаты преподавателей (за счет уменьшения «часов» при возросших трудозатратах на подготовку новых программ и адаптацию к новой системе).

25 Минусы присоединения к Болонскому процессу Были адаптированы только внешние составляющие – кредиты, многоуровневая система обучения, 1 предмет = 1 семестр. Внутренние составляющие Болонского процесса – академическая мобильность студентов и преподавателей – не работает.

26 Заключение Присоединение РК к Болонскому процессу, как отмечают международные эксперты, дает реальные преимущества для казахстанских вузов и студентов. Это: приведение отечественных образовательных программ и учебных планов в соответствие с европейскими стандартами; признание отечественных квалификации и академических степеней; обеспечение академической мобильности студентов и преподавателей; принятие образовательных кредитов студентов казахстанских вузов в зарубежных университетах; реализация программ двудипломного образования; конвертируемость казахстанских дипломов о высшем образовании в еврозоне, право выпускников на трудоустройство в любой из стран- участниц Болонского процесса.

27 Заключение Я считаю, что на самом деле система Болонского процесса не работает в РК. Даже после вступления в эту систему казахстанские дипломы все еще не ценятся за рубежом. У студентов на самом деле нет возможности выбирать время, дисциплины, преподавателей. Трехступенчатая система не эффекта в нашей стране, так как в нашей стране статус человека с высшем образованием ценится не так, как в развитых странах. Этому виной также дешевизна и качество образования. Наша система образования, которая постоянно меняется, все еще не готова к этому. Гоняясь за чем-то новые, модным, мы теряем старую и одну из лучших систем образования в мире – советскую систему образования.

28 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!