Основные этапы истории отечественного школьного математического образования Лекция 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международная классическая система школьного математического образования, её российская модель.
Advertisements

Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Государственный стандарт общего образования – это нормы и требования, определяющие: обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
Муниципальное общеобразовательное учреждение Клюевская СОШ 19 Проектная деятельность учащихся как механизм формирования ключевых компетенций Учитель математики.
Цыбулько Ирина Петровна Руководитель ФПК по русскому языку Основные направления развития единого государственного экзамена по русскому языку.
Автор проекта: Раднаева С.Б., учитель математики МОУ «Хилганайская СОШ»
Информатика как наука и учебный предмет в средней школе Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации.
Развитие методологических концепций зарубежного образования в конце 19 - начале 20 вв.
Характеристика учебно- методических комплектов, по которым осуществляется обучение в начальной школе.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Системные инновации в многоуровневой подготовке магистров педагогики в области образовательного менеджмента.
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа 1 с углублённым изучением.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Проблемы изучения теории вероятностей и статистики в школе.
Школа полного дня как форма подготовки к выбору индивидуального образовательного маршрута Булах Елена Викторовна Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
Транксрипт:

Основные этапы истории отечественного школьного математического образования Лекция 1

План 1. Общая характеристика курса ИОШМО 2. Периодизация истории отечественного школьного математического образования 3. Характеристика основных этапов истории отечественного школьного математического образования 4. Современное состояние школьного математического образования и перспективы его развития

Общая характеристика курса 1. Автор курса – д-р. пед. наук, проф. Т.С. Полякова. 2. Содержательная основа курса – учебники по ИОШМО 3. Основная цель – формирование адекватных аксиологических ориентаций (противостояние плану А.Даллеса) 4. Уникальность ИОШМО – поразительный динамизм!

Литература к курсу 1. Андронов И.К. Полвека развития школьного математического образования в СССР. М., Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. М., Депман И.Я. История арифметики. М., История математического образования в СССР. Киев, Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. М., Ланков А.В. К истории развития передовых идей в русской методике математики. М., Метельский Н.В. Очерки истории методики математики. Минск, Прудников В.Е. Русские педагоги-математики веков. М., Черкасов Р.С. Отечественные традиции и современные тенденции в развитии школьного математического образования // МШ, 1992, Юшкевич А.П. История математики в России до 1917 г. М., 1968.

Периодизация ИОШМО Название этапа ИОШМО Начало этапа () Окончание этапа () Этап зарожденияХ-ХI вв.ХVII в. Этап становления 1701 г.1804 г. Этап создания российской модели классической системы школьного математического образования 1804 г.90-е гг. XIX в. Этап движения за реформацию российской модели классической системы школьного мат. образования 90-е гг. XIX в г. Этап поиска новых моделей математического образования 1918 г.1931 г. Этап реставрации отечественных традиций, создания советской модели классической системы школьного математического образования 1931 г.1964 г. Этап реформирования советской модели классической системы школьного математического образования 1964 г.1981 г. Этап контрреформации 1982 г.1991 г. Этап поиска новых моделей математического образования 1992 г.2000 г. Современный этап развития школьного математического образования 2000 г.2006 г. I II III VII VIII VI IV V IX Х

I. Этап зарождения Основная особенность – латентный характер, проявление лишь в редких сохранившихся продуктах человеческой деятельности, связанных с математическим образованием. В основном это письменные источники, лишь косвенно подтверждающие его наличие, но оставляющие скрытыми институты, формы и методы математического образования. К XVII в. происходит выход из стадии латентности: сохранились многочисленные рукописные учебники математики ( в основном арифметики). Основная роль – подготовка условий для следующего этапа, который можно считать базисным.

II. Этап становления Основные характеристики: - встроенность во все локальные образовательные системы, в большинстве из которых математическое образование имело доминантный характер; - нерасчлененность на возрастные и содержательные ступени; - закладка патерналистских традиций отечественного математического образования как со стороны государства (Петр I), так и со стороны математики как науки (методическая школа Эйлера). Основная роль – «хороший старт», предопределивший дальнейшее развитие математического образования в России.

III. Этап создания классической системы ШМО Основная особенность – классическая система ШМО приобретает международный характер. Основные характеристики: - четкая возрастная дифференциация (начальное, среднее и высшее математическое образование); - выделение содержательных уровней (элементарная математика и высшая математика); - четырех предметный цикл среднего математического образования (арифметика, алгебра, геометрия и тригонометрия).

IV. Этап реформации Основная особенность – процесс реформации классической системы ШМО является неотъемлемой частью международного реформаторского движения (Ф. Клейн). Основные характеристики: - выявление и осознание основных дефектов классической системы ШМО; - внедрение в школьное обучение математике новых идей: АРИФМЕТИКА – методическая модернизация, АЛГЕБРА – введение функциональных идей, элементов математического анализа и основ теории вероятностей, ГЕОМЕТРИЯ – идея движения, основы аналитической геометрии, фузионизм. - бурная деятельность методико-математического сообщества (I и II Всероссийские съезды преподавателей математики, гг.)

V. Поиск новых моделей Хронология: Начался в 1918 г. изданием ВЦИК «Положения о единой трудовой школе РСФСР», которое утверждало единую систему образования, общее обязательное бесплатное обучение. Окончился постановлением ЦК ВКП (б) 1931 г.: «О начальной и средней школе» - решительное изменение содержания и методов обучения математике Основная особенность – поиск новых, преимущественно неудачных моделей математического образования. Основные характеристики: - насаждение лабораторно-бригадного метода и метода проектов; - введение комплексного преподавания, предполагавшего отказ от систематического изучения основ наук, в т.ч. математики; - механическая «разгрузка» программ, предельное упрощение учебников; - существенное снижение уровня математической подготовки выпускников школы.

VI. Создание советской модели ШМО Хронология: Начался с постановления восстанавливающего предметное преподавание основ наук и стабильные программы. К 60-м годам ХХ в. ресурс исчерпан: все большее отдаление от развития современной математики, информатики и ВТ, новейших достижений педагогики и психологии. Основная особенность – реставрация отечественных традиций школьного математического образования, создание и совершенствование советской модели математического образования (наиболее оптимальное функционирование гг). Основные характеристики: - введение стабильных учебников; - возрождение активности публичных методико-математических съездов; - ведущие позиции математической составляющей советской модели образования.

VII. Реформация советской модели ШМО Хронология: 1964 г. – совещание по проблемам ШМО под эгидой Министерства просвещения РСФСР, основной докладчик – академик А.Н. Колмогоров г. – резкая критика проведенной реформы. Срочный пересмотр школьных программ, изъятие из обращения «колмогоровских» учебников геометрии, внесение существенных коррективов в другие учебники математики. Основные характеристики: - введение новых программ по математике (теоретико- множественные представления и идея отображений) и подготовка новых учебников (кратчайшие сроки); - введение элементов математического анализа; - появление факультативных курсов по математике и информатике; Основная особенность – чрезмерная поспешность подготовки и введения в обучение новых программ и учебников, отсутствие их экспериментальной проверки.

VIII. Период контрреформации Основные характеристики: - введение новых учебников по математике (с 1982 г.); - приостановление прогрессивных тенденций развития ШМО, обозначившихся еще в начале века, во многом даже движение вспять. Основная особенность – контрреформация не носила тотального характера: в школьном курсе математики сохранились начала математического анализа, векторы, идеи функции, движения, однако трактовка фундаментальных математических понятий приняла зачастую недопустимо архаичную форму, частично сохранившуюся и поныне.

IХ. Поиск новых моделей Основная особенность – распад образовательной моносистемы советского периода. Основные характеристики: - отказ от концепции единообразия отечественной школы (1991 г.); - многовариантность систем, сосуществующих в образовательном пространстве России; - разработка стандартов математического образования, определяющих общее ядро массового обучения и обеспечивающих минимально необходимый уровень его качества; - разнообразие технологий обучения математике, доминирующих в различных образовательных системах.