Наименования детей в говорах русского языка. учитель русского языка и зарубежной литературы Лозовского лицея 4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Еремейчук Алла Николаевна проследить, как отражается важный фрагмент картины мира, связанный с последним периодом жизни человека в русских диалектных.
Advertisements

Почему так названы животные?. Цель: узнать происхождение названий некоторых животных, установить принципы правил, которыми пользовались наши предки при.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА: «Формирование гендерной позиции у детей дошкольного возраста посредством фольклора и произведений художественной.
ПРОЕКТ Дошколёнок- счастливый ребенок на основе проекта ФГОС дошкольного образования (основные качественные показатели будущего стандарта)
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего.
Словарный запас дошкольника В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми,
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Интеграция образовательной области «Социализации» в непосредственно- образовательной деятельности (опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста).
« Развитие действий самоконтроля и самооценки как средство повышения эффективности обучения»
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. Физическое развитие Познавательно -речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное.
Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования. 1.
« КАК МЫ ТРУДИЛИСЬ » Цель:Формирование позитивных установок к труду в природе. Выполнила Скоробогатько Е.А. МБДОУ ЦРР Детский сад 129.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ: 1.ГАРМОНИИ 2.ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ 3.СВЯЗЬ С ДЕТСКИМ САДОМ,СЕМЬЁЙ 4.ИДЕЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5.НАПРАВЛЕННОСТЬ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ,СВЯЗЬ.
Теории и технологии художественного развития с точки зрения гносеологии.
Отчет по теме самообразования: «Воспитание культуры поведения учащихся как один из способов успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Исторические изменения в лексике. Словарь языка изменяется путем обновления лексики, накопления новых выразительных средств. Находит в нем отражение история.
Определение и обоснование путей и средств нравственного воспитания школьников Выполнили студентки 1 курса ЮФУ АПиП кафедры Дошкольного образования Барышникова.
Транксрипт:

Наименования детей в говорах русского языка

учитель русского языка и зарубежной литературы Лозовского лицея 4

проследить, как отражается важный фрагмент картины мира, связанный с ранним периодом жизни человека в русских диалектных наименованиях, выяснить место ребёнка в социуме.

- выявить лексемы, обозначающие половозрастные категории детей ; - установить признаки, лежащие в основе значений данных лексем ; - определить мотивационные признаки, послужившие основой для образования анализируемых лексем.

метода компонентного анализа, описательного метода, метода этимологического анализа.

диалектная лексика, так как она, в отличие от литературного языка, намного ярче ; непосредственно, метко даёт оценку предметов, явлений.

лексемы данной тематической группы, в основном, собраны методом сплошной выборки из « Толкового словаря живого великорусского языка » В. И. Даля.

О. Н. Трубачёв « История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя »; труды этнографического характера Т. А. Бернштам, Н. Н. Велецкой, Б. Д. Грекова, Н. П. Гринковой, А. Я. Ефименко.

Общие названия дитя ребёнок от плод чадо

ВОЗРАСТ ПОЛ ( С 7 ЛЕТ ) младенец молодежь больший мальчик парнишка отрок девонька комочка отрочица

ПОЛНОТА, РОСТ СИЛА облупанчик пухляш пехтерь пижонок долужко крепок счирёнок

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ оползень бородушка шлёпень топтунчик по скакун со плюша за мурза соплёночек набродыш ямочка

ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ НАД ДЕТЬМИ тошнушка изой резвый неукладь шалушка деряба разгайла баловень целовушка мильча раздевоня

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ бороноволок пахолок навощик казачьих пестунья безотецкий семибатькович за уголок

1. Детский возраст не имеет чётких границ, считается безвременным. 2. Пол ребёнка начинают различать с 7 лет. 3. Задача семьи – воспитание физически здоровых наследников. 4. Высокая степень расчленённости значений – терпимое, внимательное отношение к детям. 5. Мало лексем с негативной оценкой – снисходительное отношение к детям. 6. Лексемы социально - хозяйственного характера – активное приобщение подростков к труду. 7. Народ строго следил за соблюдением морально - этических норм.

НЕМОТИВИРОВАННЫЕ ЛЕКСЕМЫ дитя ребёнок чадо дева парень молодой

Мотивированные лексемы Акциональные : недоросль – не доросший, крепок – окрепший, латышка – латышать. Акторные : баловень – баловать, озёвок – озёвывать. Качественные : маленький – малютка, малец, масетка. Реляционные : жуклёнок – ребёнок и жучок, жевжик – дитя и прыщ, клоп.

Предметно - характерные : рученец – рука, люлечник – люлька. Звукоподражательные : ляля, кувяка. Функциональные : пестунья – пустить, пахолок – пашет. Темпоральные : недолеток, аслеток.

1. Акциональные и факторные признаки – деятельностный подход к ребёнку. 2. Мотивировочный признак входит в содержание – воспитание – процесс деятельный, живой. 3. Тонкие особенности поведения детей, внешнего вида – за детьми велось постоянное наблюдение, их контролировали, о них заботились. 4. Большое количество слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами – доброжелательное, снисходительное отношение к детям. 5. Мало заимствований – исконность принципов народной педагогики.

трудовое воспитание ; учёт возрастных особенностей детей ; двусторонний характер процесса воспитания ; терпимое, заботливое, внимательное отношение к детям ; основа воспитания – семья.