Интеграция учебных дисциплин Виды межпредметных связей Уровни интеграции Разработчик: Кузнецова Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Андрощук Наталья Ариевна, аспирант кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена 2013.
Advertisements

Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас. Так все сходится в совершенном единстве. Дж. Бруно.
1 Интегрированное обучение в школе Выполнила: Панькова Екатерина Петровна Учитель Частинской средней общеобразовательной школы Частые, 2010.
«Интеграция в школе». В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция.
1 Межпредметная интеграция в начальной школе. 2 Интеграция (в обучении) – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в.
Лысова Галина Георгиевна, Заслуженный учитель РФ, учитель химии АНО «Частная школа «Премьер», Предметная интеграция как ресурс формирования.
Интеграция (в обучении) процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования.
Тема: «Интеграция содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГТ» Шакирова Т.В.
Подготовила учитель английского языка I квалификационной категории Чаплыгина И.И. Балашов, учебный год «Что такое интегративный курс» Муниципальное.
Практико-ориентированный проект на тему: «Интегрированный урок как способ развития положительной мотивации к учебной деятельности в процессе обучения физике»
Интеграция как методическое явление. Интеграция филологических дисциплин. КУРСОВАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЬ: КРУПКО А. И. (ГИМНАЗИЯ 6 г. МУРМАНСКА) МОИПКРОК КАФЕДРА.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА «ИНФОРМАТИКА+» УНСКАЯ ТАМАРА ЮЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ МБОУ СОШ 8 Г.ХИМКИ.
Тема 2. Принципы и методы научного познания в социально- экономической географии.
формирование у учащихся умения ставить перед собой образовательные задачи и самостоятельно или с помощью одноклассников решать их; развитие теоретического.
Интеграция учебных предметов как основа формирования и развития универсальных учебных действий Древаль Евгений Александрович, учитель немецкого, русского.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Межпредметные связи в обучении и воспитании Единый методический день г. МОУ «СОШ 7» г. Острова.
Актуальность В настоящее время одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, включающий в себя достаточную базу для продолжения.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Транксрипт:

Интеграция учебных дисциплин Виды межпредметных связей Уровни интеграции Разработчик: Кузнецова Н.А.

Актуальность «Монологическая» система образования утратила свою эффективность «Конкурирующий» характер учебных дисциплин Каждая учебная дисциплина – набор сведений из определенной области знаний, не дающая системного описания действительности

Проблемы Овладение учащимися обрывочными сведениями Неумение учащихся связывать материал одного предмета, разных предметов Затруднения у учителей в грамотном применении знаний из других предметов учителя

Основные понятия Интеграция -1.создание у обучаемых целостного представления об окружающем мире (интеграция как цель обучения). 2. нахождение общей платформы сближения предметных знаний (интеграция как средство обучения) Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Интеграция содержания – процесс установления связей между структурными компонентами содержания разных учебных дисциплинс целью формирования целостного представления о мире

Уровни интеграции содержания учебного материала Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельного учебного предмета Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования

Внутрипредметная интеграция Степень интеграции СредняяВысокая Вертикальное интегрирование: содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями; «пресование» материала в крупные блоки Ученики расширяют и углубляют круг знаний по исходной проблеме Горизонтальное интегрирование: содержание построено путем укрупнения темы, объединяющей группу родственных понятий Информация постигается путем перехода от одного элемента к другому, которая доступна в пределах крупной единицы усвоения

Межпредметные связи по составу научных знаний Фактические - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах разных предметов, их рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и.т.п. (использование математики для вычисления химического состава вещества) Понятийные - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов. (пропорция, движение, масса; мораль, нравственность) Теоретические – это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. (единство и борьба противоположностей)

Межпредметная интеграция Горизонтальное интегрирование последовательная интеграция (степень интеграции слабая) За содержательную единицу берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин Материал других предметов включается эпизодически; сохраняется самостоятельность каждого предмета, его цели, задачи, программа; тема может быть рассмотрена и только на программном учебном материале, и с введением материала другого предмета тема урока

Межпредметная интеграция Вертикальное интегрирование (степень интеграции слабая) Объединение нескольких школьных предметов с целью организации диалога на заданную тему, конкретное содержание, образ и т.п., которые как ключевая фраза проходит через несколько уроков в течение, например, недели. Выделяется различное количество времени (от 5 минут и более); осуществляется иной подход к теме: новые взаимосвязи, ассоциации и.т.п. У1 У2 У3 У4

Межпредметная интеграция Горизонтальное интегрирование (степень интеграции средняя) параллельная интеграция Предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах; сохраняется самостоятельность каждого предмета; в процесс познания включаются все анализаторы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильно – двигательные), что обеспечивает прочность образования (мелодия, рисунок, объект, слово, изделие)

Межпредметная интеграция Смешанный тип интеграционных связей (степень интеграции средняя) На уроке может использоваться и последовательная, и параллельная интеграционные связи

Межпредметная интеграция Опоясывающий тип интеграционных связей музыка история ИЗО Литер атура

Межпредметная интеграция Горизонтальное интегрирование (степень интеграции высокая) Объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий Самостоятельность каждого предмета разрушается, создается одна программа интегрированного курса

Транспредметная интеграция Горизонтальное интегрирование (степень интеграции высокая) Объединение в единое целое содержания образовательных областей, организованных по межпредметному уровню интеграции, с содержанием дополнительного образования

Развивающие возможности интегрированного урока Реализация важнейшего принципа дидактики – принцип системности обучения Повышение уровня знаний учащихся по предмету, проявляющееся в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся (способности к абстрагированию, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение) Развитие системного мировоззрения

Рекомендации учителю Подготовка интегрированного урока требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма, поэтому создание урока в этой технологии достаточно трудоемкий, и сложный процесс. К использованию интегрированного урока можно прибегнуть при: -обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах; - желании сэкономить время на изучение темы, взяв готовое содержание из параллельной дисциплины; -изучении межнаучных и обобщенных категорий, законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни; -выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках; -Демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета; -Создании проблемной, развивающей методики обучения предмету