Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Работу выполнила ученица РПГ 1 Чеховская Мария Павловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
XIV век Расцвет новгородской архитектуры послемонгольского периода приходится на вторую половину XIV начало XV века. К высшим достижениям новгородских.
Advertisements

Иконы Феофана Грека ( )* Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.*
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Собор
Благовещенский собор Московского кремля.
Феофан Грек Приготовила: Ученица 10 класса Каленюк Оксана Преподаватель: Магомедова Т.В год.
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества.
Жизнь и творчество Феофана Грека. Подготовила: Подготовила: ученица 7 «А» класса ученица 7 «А» класса Белякова Анна. Белякова Анна.
Древний Новгород Презентация Алмаевой Анастасии История города Новгород-один из самых древних городских племенных центров славян. Впервые упомянут в.
1.Архитектура. -Отличия архитектуры XII – начала XIII в. от архитектуры Киевской Руси. -Храмы Юга Руси. -Храмы Новгорода. -Зодчество Владимиро-Суздальской.
Работа в Новгороде Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Зодчество Зодчество это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.
Новгородская икона Богородицы «Знамение». Софийский собор – символ Великого Новгорода Собор Святой Софии ( гг.) Собор Святой Софии ( гг.)
Русские иконописцы: Феофан Грек, прп. Андрей Рублёв, Дионисий Симон Ушаков..
Культура Руси в вв.. План урока 1.Живопись Руси вв. 2.Литература Руси вв.
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
Церковь Святой Живоначальной Троицы. Подготовила ученица 7в класса Ермачкова Анна Преподаватель: Кузнецова Валентина Фёдоровна. При поддержке настоятеля.
Храмы нашего города I. Putilina. Древне- Успенская церковь. Фото 2003 г.
Церковь Вознесения Возведена в Коломенском в годах предположительно итальянским архитектором Петром Франциском Ганнибалом, по русским летописям.
Творчество Феофана Грека. Работа в Новгороде. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения.
Транксрипт:

Церковь Спаса Пппреображения на Ильине улице Работу выполнила ученица РПГ1 Чеховская Мария Павловна

Содержание. 1. История храма.История храма.История храма. 2.Архитектура.Архитектура Архитектура 3. Фрески Феофана Грека Фрески Феофана Грека Фрески Феофана Грека 4. Наружные росписи Спасо-Преображенской церкви Наружные росписи Спасо-Преображенской церкви Наружные росписи Спасо-Преображенской церкви 5. История реставрации фресок Феофана Грека История реставрации фресок Феофана Грека История реставрации фресок Феофана Грека 6. Литература Литература.Литература. 7. Ссылки Ссылки.Ссылки.

История храма. Храм был построен жителями Ильинской улицы главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в гг. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе [2].Содержание.Детинца ВолховаНикитой Божией Матери «Знамение»суздальцев придел Знаменский собор Софийском соборе [2]Содержание.

Архитектура Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления бровки. Содержание.лопатками прясла Содержание.

Архитектура В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов.бегунецпоребрикбарабан Содержание.

Архитектура Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.Торжкатверским Михаилом Александровичем Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания крестово-купольные храмы хоры Содержание.

Архитектура Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго- восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.приделами ТроицыКосмы и Дамианапрестолагорнее место Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году [3].притворзвонницей [3] Содержание.

Фрески Феофана Грека О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Пппреображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличены Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском» [4]. [4] Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольскимживописцем.Феофан Грекконстантинопольским Содержание.

Фрески Феофана Грека О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна» [5]. Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо- Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.Епифанием Премудрым [5]Москве Нижнем Новгороде Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью». Содержание.

Наружные росписи Спасо- Преображенской церкви В 1831 году на западном фасаде церкви над главным входом из-под опавшей штукатурки раскрылась фреска с образом Богоматери Одигитрии. Возникшее её почитание, отмеченное строительством придела в честь Смоленской иконы Богоматери (Смоленская икона относится к иконографическому типу Одигитрии и исторически носит такое название), было вызвано прекращением эпидемии холеры, вскоре прекратившейся после открытия изображения. Фреска сохраняется на фасаде и в настоящее время.Смоленской иконы Богоматери Одигитрии На южном фасаде, в его восточном прясле, находится изображение Богоматери «Знамение». Оно могло быть создано около 1700 года, когда расписывался соседний Знаменский собор [13]. Возможно, роспись сделана на месте древнейшей фрески [14].Знаменский собор [13] [14] Содержание.

История реставрации фресок Феофана Грека После постигавших город пожаров пострадавшие фрески обыкновенно промывали щёлочью. На протяжении XVIIXVIII веков фрески были частично утрачены, а потом забелены (как и во многих других древних храмах). Пробные расчистки фресок, произведённые неизвестными любителями старины, были выполнены в гг. Систематическое раскрытие и реставрация росписи начались с 1918 года. Начал раскрытие П. И. Юкин, наиболее значительная работа проделана Ю. А. Олсуфьевым. щёлочью Содержание.

История реставрации фресок Феофана Грека Здание храма, а также фрески сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны. Был повреждён снарядом свод троицкого придела и разрушен западный свод подкупольного креста. В барабане купола был устроен немецкий наблюдательный пункт. Это привело к повреждению живописи вокруг окон, потемнению в некоторых местах грунта (из-за устройства печи). Великой Отечественной войны Содержание.

История реставрации фресок Феофана Грека В послевоенные годы роспись была укреплена и промыта от копоти под руководством Н. П. Сычева. Была проведена архитектурная реставрация храма (автор проекта Л. М. Шуляк), храму вернули древние формы с сохранением щипцовой восьмискатной кровли XVIXVII вв. Раскопки в алтаре проводил М. К. Каргер. В 1960-е гг. московские реставраторы во главе с Г. С. Батхелем установили, что из-под шпатлевки и побелки XIX века раскрыты ещё не все сохранившиеся фрагменты росписи. Возможны новые открытия живописи великого византийского мастера Содержание. Содержание.

Литература. Википедия свободной энциклопедии Учебник истории России «С древнейших времён до конца XVI века». Содержание.

Ссылки. ппреображения_на_Ильине_улице#.D0.9F.D1.80. D0.B8.D0.BC.D0.B5.D1.87.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F ппреображения_на_Ильине_улице#.D0.9F.D1.80. D0.B8.D0.BC.D0.B5.D1.87.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F храм спаса пппреображения на ильине улице фрески феофана грека Наружные росписи Спасо-Преображенской церкви Наружные росписи Спасо-Преображенской церкви История реставрации фресок Феофана Грека Содержание.