Могучая кучка и русская музыка второй половины XIX века. Министерство образования и науки РФ ФГБОУВПО "Марийский государственный университет" Аграрно-технологический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческое содружество «Могучая кучка». «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов,
Advertisements

«Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге.
9-й класс тема: «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГОИСКУССТВА.
Могучая кучка к х – сер х гг. Становление русской национальной классической музыки.
«Могучая кучка» или Балакиревский кружок. Балакирев М.А.
Тема Русская музыкальная культура XIX – начала XX веков.
Развитие Музыки и театра. Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть.
Выдающийся пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне Выхватинец.
Выполнили: Адонин Влад и Фролова Ульяна. «Могучая кучка»-это общепринятое наименование группы композиторов. Часто «Могучая кучка» именуется «Новой русской.
Бородин Александр Порфирьевич, русский композитор и ученый- химик. В 1856 окончил Медико- хирургическую академию, доктор медицины, в Петербурге занимался.
Выполнила ученица 8 Ф класса МАОУ « Лицей 4» г. Чебоксары Салмина Мария Музыка первой половины XIX века.
Урок музыки Чайковский П.И. 6 класс Манучарова Любовь Олеговна учитель музыки Парабельский район МОУ Шпалозаводская сош.
Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность.
ВЕЛИКОЕ СОДРУЖЕСТВО РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ. МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА МУЗЫКА ПОЛОЖИЛА НАЧАЛО БОГАТОЙ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
«ЧЕЛОВЕК НАУКИ И ИСКУССТВА» (Композитор, ученый-химик Бородин Александр Порфирьевич) Годы жизни:
Н.А. Римский - Корсаков. 5 класс Иван Николаевич Крамской Василий Григорьевич Перов Исаак Ильич Левитан Виктор Михайлович Васнецов Илья Ефимович Репин.
Петр Ильич Чайковский ( ). Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен.
Цезарь Антонович Кюи русский композитор и музыкальный критик, профессор фортификации, инженер-генерал. русский композитор и музыкальный критик,
«Слово о полку Игореве» в музыке
Конкурс презентаций «Великие люди России» Сайт: «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su» Нет другой дороги, как музыка… Биография и творчество Петра.
Транксрипт:

Могучая кучка и русская музыка второй половины XIX века. Министерство образования и науки РФ ФГБОУВПО "Марийский государственный университет" Аграрно-технологический институт. Выполнила студентка АТИ, гр. ТС-12 : Уманцева Екатерина Проверил: Соловьев А.А. Йошкар - Ола, 2013 г.

Цель : изучить русскую музыку второй полвины 19 века и творчество объединения русских композиторов под названием Могучая кучка. Задачи : - выяснить когда сложился " Балакиревский кружок и почему в последствии его начали называть Могучей кучкой. - выяснить кто состоял в этом творческом объединении и какой вклад в русскую культуру они сделали. - выяснить, что представляла собой русская музыка второй половины 19 века.

« Могучая кучка » (" Новая рус. муз. школа ", " Балакиревский кружок ", " Пятерка ") творч. объединение рус. композиторов, сформировавшееся в 60- е гг. 19 в. Постоянными в течение длит. времени были пятеро музыкантов : М. А. Балакирев ( ), А. П. Бородин (183387), Ц. А. Кюи ( ), М. П. Мусоргский (183981), Н. А. Римский - Корсаков ( ), в разное время к ней присоединялись А. С. Гуссаковский (184175), Н. Н. Лодыженский ( ) и др.

Случайно употребленное Стасовым в 1867 году выражение « могучая кучка » прочно вошло в жизнь и стало служить общепринятым наименованием группы композиторов : « Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов ».

В 1855 году в Петербург из Казани приехал М. А. Балакирев. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. В 1856 году на одном из университетских концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно - инженерной академии и специализировался в области сооружения военных укреплений. Кюи очень любил музыку. Следующим композитором, присоединившимся к группе « Балакирев – Стасов – Кюи », был Модест Петрович Мусоргский. К моменту своего вступления в балакиревский кружок он был гвардейским офицером. Сочинять стал очень рано и очень скоро осознал, что должен посвятить свою жизнь музыке. В 1862 году к балакиревскому кружку присоединяются Н. А. Римский - Корсаков и А. П. Бородин.

сначала формирование, объединение музыкантов под руководством Балакирева, выработка общей эстетич. платформы (185562); затем расцвет содружества, отмеченный близостью творч. позиций, общностью худож. принципов ( до 1871 года начала работы Римского - Корсакова в конс.); наконец, сохранение верности общим идеалам с одновр. усилением индивид. позиций творчества, ослаблением непосредств. личных связей (70- е гг. до 1881, года смерти Мусоргского ).

Основной творч. задачей содружества было утверждение в иск - ве нац. принципов, продолжающих традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Идея национального предполагала воссоздание рус. тематики в произв. разных жанров ; использование богатейшего муз.- литературного фольклорного наследия ; опору на рус. песенность как основной источник музыкального тематизма ; собирание, обработку и пропаганду нар. песен ; создание новых типов произведений, соединяющих традиционные музыкальные формы с приемами выразительности, идущими от рус. искусства, и т. д.

Балакиревский кружок обычно собирался в нескольких знакомых и близких между собою домах : у Л. И. Шестаковой ( сестры М. И. Глинки ), у Ц. А. Кюи, у Ф. П. Мусоргского ( брата композитора ), у В. В. Стасова. Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены балакиревского кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. А. Антокольским. Тесные связи были и с Петром Ильичём Чайковским.

Композиторы " Могучей кучки " вели большую общественно - просветительскую работу. Первым общественным проявлением деятельности балакиревского кружка явилось открытие в 1862 году Бесплатной музыкальной школы. Главным организатором были М. И. Балакирев и хормейстер Г. Я. Ломакин. Бесплатная музыкальная школа основной своей задачей ставила распространение музыкальных знаний среди широких масс населения.

Уже к концу 70- х и началу 80- х годов творчество композиторов " Могучей кучки " завоёвывает широкую известность и признание не только у себя на родине, но и за рубежом. Горячим поклонником и другом " новой русской школы " был Ференц Лист. Лист энергично способствовал распространению в Западной Европе произведений Бородина, Балакирева, Римского - Корсакова. Горячими почитателями Мусоргского были французские композиторы Морис Равель и Клод Дебюсси, чешский композитор Яначек.

« Могучая кучка » как единый творческий коллектив просуществовала до середины 70- х годов. К этому времени в письмах и воспоминаниях её участников и близких друзей всё чаще можно встретить рассуждения и высказывания о причинах её постепенного распада. Наиболее близок к истине Бородин. В письме к певице Л. И. Кармалиной в 1876 году он писал : «... По мере развития деятельности индивидуальность начинает брать перевес над школой, над тем, что человек унаследовал от других.... Наконец, у одного и того же, в различные эпохи развития, в различные времена, взгляды и вкусы в частности меняются. Всё это донельзя естественно ».

Милий Алексеевич Балакирев ( ) – русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной " Пятерки " - " Могучей кучки "

Модест Петрович Мусоргский ( ) родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в селе Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии. Русский композитор. Систематического музыкального образования не получил, хотя в детские годы обучался игре на фортепьяно и пробовал сочинять.

Александр Порфирьевич Бородин ( ) родился 12 ноября 1833 г. и был записан, как сын крепостного слуги князя Л. С. Гедианова Порфирия Бородина. В действительности же будущий композитор был внебрачным сыном самого князя и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой, в доме которой ребенок и воспитывался.

Цезарь Антонович Кюи ( ) – русский композитор и критик, член прославленной " Пятерки " - " Могучей кучки ", один из основоположников национального движения в русской музыке. Родился 18 января 1835 в Вильно ( ныне Вильнюс, Литва ); мать его была литовкой, отец - французом.

Николай Андреевич Римский - Корсаков ( ) происходил из старинного дворянского рода. Родился он 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. Некоторые черты натуры Н. А. Римского - Корсакова высокая принципиальность, неспособность к компромиссам сложились, вероятно, не без влияния отца, который в свое время был отстранен от должности губернатора личным указом Николая I за гуманное отношение к полякам.

Русская музыка второй половины XIX века Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60- годов к большому общественному подъёму. Поражение России в Крымской войне ( ) показало её отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы.

Во второй половине XIX века музыкальная жизнь страны заметно демократизировалась. Благодаря усилиям ряда музыкантов - просветителей стали регулярно проводиться открытые, публичные концерты - симфонические и камерные. В оперные театры пришла новая, разночинная публика : мелкие чиновники, интеллигенция, студенты.

Рост общественного интереса к вопросам музыки привел к расцвету музыкальной критики. На страницах газет и журналов чаще стали появляться статьи и рецензии В. Ф. Одоевского, друга Глинки, который еще в 30- х годах пропагандировал и защищал от нападок его творчество. Заблистали и новые имена - Александра Николаевича Серова ( ), который был не только выдающимся критиком, но и талантливым композитором, автором нескольких опер ( в том числе " Вражья сила "), а также В. В. Стасова, Ц. А. Кию, Г. А. Лароша.

Для развития и пропаганды музыкальной культуры в эти годы немало сделало Русское музыкальное общество, основанное в 1859 г. Антоном Григорьевичем Рубинштейном ( ).

Великий русский пианист и выдающийся композитор ( широко известны его опера " Демон " (1871) по М. Лермонтову и многие романсы, в том числе " Персидские песни ", " Ночь ", " Воевода ") А. Г. Рубинштейн был также крупным музыкально - общественным деятелем. Он раньше других понял, что для широкого распространения музыкальной культуры в России понадобятся собственные многочисленные и хорошо подготовленные композиторы, исполнители, педагоги.

В 1862 г. он добился открытия первого в стране высшего музыкального учебного заведения - Петербургской консерватории и встал во главе ее. В первом же выпуске консерватории были гениальный П. И. Чайковский, крупный музыкальный критик Г. А. Ларош и другие музыканты. С 1871 г. в течение 37 лет профессором этого учебного заведения был Н. А. Римский - Корсаков. Многие замечательные деятели отечественной музыки были его учениками. Теперь Санкт - Петербургская консерватория носит его имя.

В 1866 г. открылась консерватория и в Москве. Ее основателем был выдающийся музыкант - просветитель, замечательный пианист Николай Григорьевич Рубинштейн ( ), брат Антона Григорьевича. Одним из первых профессоров Московской консерватории стал П. И. Чайковский, чье имя впоследствии было ей присвоено.

В 1855 г. в Петербург из Нижнего Новгорода приехал молодой композитор и пианист Милий Алексеевич Балакирев ( ). Несмотря на свои 18 лет, он, по словам В. В. Стасова, был в музыке уже " целым молодым профессором ". К Балакиреву, словно к магниту, тянулись молодые музыканты - любители.

Балакиревцев связывала тесная дружба. Вместе обсуждали они свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки. Особенно они ценили Глинку, Даргомыжского, Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа.

Деятельность композиторов " Могучей кучки " - одна из самых славных страниц истории музыкального искусства. Их творчество и передовые идеи оказали сильное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной ( в частности, французской ) музыки.

Творчество композиторов « Могучей кучки » принадлежит к лучшим достижениям мирового музыкального искусства. Опираясь на наследие первого классика русской музыки Глинки, Мусоргский, Бородин и Римский - Корсаков воплотили в своих произведениях идеи патриотизма, воспели великие силы народа, создали замечательные образы русских женщин. Развивая достижения Глинки в области симфонического творчества в программных и непрограммных сочинениях для оркестра, Балакирев, Римский - Корсаков и Бородин внесли огромный вклад в мировую сокровищницу симфонической музыки. Композиторы « Могучей кучки » создавали свою музыку на основе чудесных народных песенных мелодий, бесконечно обогащая ее этим. Они проявляли огромный интерес и уважение не только к русскому музыкальному творчеству, в их произведениях представлены темы украинские и польские, английские и индийские, чешские и сербские, татарские, персидские, испанские и многие другие. Творчество композиторов « Могучей кучки » является высочайшим образцом музыкального искусства ; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность. Музыка, созданная этим маленьким, но могучим по своим силам коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда.

В культуре России Х I Х века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно - исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.

Стасов В. В., М. П. Мусоргский, « Вестник Европы ». 1881, кн. 5- 6; А. П. Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи, СПБ, 1889; Римский - Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; Игорь Глебов ( Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М.- Л., 1930, 1968; его же, Избр. труды, т. 3, М., 1954; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.- Л., 1940; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 2, М.- Л., 1947; Кюи Ц. A., Избр. статьи, Л., 1952; Композиторы « Могучей кучки » об опере, М., 1955; Композиторы « Могучей кучки » о народной музыке, М., 1957; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Гордеева Е. М., Могучая кучка, М., 1960, 1966.

Спасибо за внимание !