Могучая кучка и русская музыка второй половины XIX века. Министерство образования и науки РФ ФГБОУВПО "Марийский государственный университет" Аграрно-технологический институт. Выполнила студентка АТИ, гр. ТС-12 : Уманцева Екатерина Проверил: Соловьев А.А. Йошкар - Ола, 2013 г.
Цель : изучить русскую музыку второй полвины 19 века и творчество объединения русских композиторов под названием Могучая кучка. Задачи : - выяснить когда сложился " Балакиревский кружок и почему в последствии его начали называть Могучей кучкой. - выяснить кто состоял в этом творческом объединении и какой вклад в русскую культуру они сделали. - выяснить, что представляла собой русская музыка второй половины 19 века.
« Могучая кучка » (" Новая рус. муз. школа ", " Балакиревский кружок ", " Пятерка ") творч. объединение рус. композиторов, сформировавшееся в 60- е гг. 19 в. Постоянными в течение длит. времени были пятеро музыкантов : М. А. Балакирев ( ), А. П. Бородин (183387), Ц. А. Кюи ( ), М. П. Мусоргский (183981), Н. А. Римский - Корсаков ( ), в разное время к ней присоединялись А. С. Гуссаковский (184175), Н. Н. Лодыженский ( ) и др.
Случайно употребленное Стасовым в 1867 году выражение « могучая кучка » прочно вошло в жизнь и стало служить общепринятым наименованием группы композиторов : « Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов ».
В 1855 году в Петербург из Казани приехал М. А. Балакирев. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. В 1856 году на одном из университетских концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно - инженерной академии и специализировался в области сооружения военных укреплений. Кюи очень любил музыку. Следующим композитором, присоединившимся к группе « Балакирев – Стасов – Кюи », был Модест Петрович Мусоргский. К моменту своего вступления в балакиревский кружок он был гвардейским офицером. Сочинять стал очень рано и очень скоро осознал, что должен посвятить свою жизнь музыке. В 1862 году к балакиревскому кружку присоединяются Н. А. Римский - Корсаков и А. П. Бородин.
сначала формирование, объединение музыкантов под руководством Балакирева, выработка общей эстетич. платформы (185562); затем расцвет содружества, отмеченный близостью творч. позиций, общностью худож. принципов ( до 1871 года начала работы Римского - Корсакова в конс.); наконец, сохранение верности общим идеалам с одновр. усилением индивид. позиций творчества, ослаблением непосредств. личных связей (70- е гг. до 1881, года смерти Мусоргского ).
Основной творч. задачей содружества было утверждение в иск - ве нац. принципов, продолжающих традиции М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Идея национального предполагала воссоздание рус. тематики в произв. разных жанров ; использование богатейшего муз.- литературного фольклорного наследия ; опору на рус. песенность как основной источник музыкального тематизма ; собирание, обработку и пропаганду нар. песен ; создание новых типов произведений, соединяющих традиционные музыкальные формы с приемами выразительности, идущими от рус. искусства, и т. д.
Балакиревский кружок обычно собирался в нескольких знакомых и близких между собою домах : у Л. И. Шестаковой ( сестры М. И. Глинки ), у Ц. А. Кюи, у Ф. П. Мусоргского ( брата композитора ), у В. В. Стасова. Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены балакиревского кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. А. Антокольским. Тесные связи были и с Петром Ильичём Чайковским.
Композиторы " Могучей кучки " вели большую общественно - просветительскую работу. Первым общественным проявлением деятельности балакиревского кружка явилось открытие в 1862 году Бесплатной музыкальной школы. Главным организатором были М. И. Балакирев и хормейстер Г. Я. Ломакин. Бесплатная музыкальная школа основной своей задачей ставила распространение музыкальных знаний среди широких масс населения.
Уже к концу 70- х и началу 80- х годов творчество композиторов " Могучей кучки " завоёвывает широкую известность и признание не только у себя на родине, но и за рубежом. Горячим поклонником и другом " новой русской школы " был Ференц Лист. Лист энергично способствовал распространению в Западной Европе произведений Бородина, Балакирева, Римского - Корсакова. Горячими почитателями Мусоргского были французские композиторы Морис Равель и Клод Дебюсси, чешский композитор Яначек.
« Могучая кучка » как единый творческий коллектив просуществовала до середины 70- х годов. К этому времени в письмах и воспоминаниях её участников и близких друзей всё чаще можно встретить рассуждения и высказывания о причинах её постепенного распада. Наиболее близок к истине Бородин. В письме к певице Л. И. Кармалиной в 1876 году он писал : «... По мере развития деятельности индивидуальность начинает брать перевес над школой, над тем, что человек унаследовал от других.... Наконец, у одного и того же, в различные эпохи развития, в различные времена, взгляды и вкусы в частности меняются. Всё это донельзя естественно ».
Милий Алексеевич Балакирев ( ) – русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной " Пятерки " - " Могучей кучки "
Модест Петрович Мусоргский ( ) родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в селе Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии. Русский композитор. Систематического музыкального образования не получил, хотя в детские годы обучался игре на фортепьяно и пробовал сочинять.
Александр Порфирьевич Бородин ( ) родился 12 ноября 1833 г. и был записан, как сын крепостного слуги князя Л. С. Гедианова Порфирия Бородина. В действительности же будущий композитор был внебрачным сыном самого князя и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой, в доме которой ребенок и воспитывался.
Цезарь Антонович Кюи ( ) – русский композитор и критик, член прославленной " Пятерки " - " Могучей кучки ", один из основоположников национального движения в русской музыке. Родился 18 января 1835 в Вильно ( ныне Вильнюс, Литва ); мать его была литовкой, отец - французом.
Николай Андреевич Римский - Корсаков ( ) происходил из старинного дворянского рода. Родился он 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. Некоторые черты натуры Н. А. Римского - Корсакова высокая принципиальность, неспособность к компромиссам сложились, вероятно, не без влияния отца, который в свое время был отстранен от должности губернатора личным указом Николая I за гуманное отношение к полякам.
Русская музыка второй половины XIX века Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60- годов к большому общественному подъёму. Поражение России в Крымской войне ( ) показало её отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы.
Во второй половине XIX века музыкальная жизнь страны заметно демократизировалась. Благодаря усилиям ряда музыкантов - просветителей стали регулярно проводиться открытые, публичные концерты - симфонические и камерные. В оперные театры пришла новая, разночинная публика : мелкие чиновники, интеллигенция, студенты.
Рост общественного интереса к вопросам музыки привел к расцвету музыкальной критики. На страницах газет и журналов чаще стали появляться статьи и рецензии В. Ф. Одоевского, друга Глинки, который еще в 30- х годах пропагандировал и защищал от нападок его творчество. Заблистали и новые имена - Александра Николаевича Серова ( ), который был не только выдающимся критиком, но и талантливым композитором, автором нескольких опер ( в том числе " Вражья сила "), а также В. В. Стасова, Ц. А. Кию, Г. А. Лароша.
Для развития и пропаганды музыкальной культуры в эти годы немало сделало Русское музыкальное общество, основанное в 1859 г. Антоном Григорьевичем Рубинштейном ( ).
Великий русский пианист и выдающийся композитор ( широко известны его опера " Демон " (1871) по М. Лермонтову и многие романсы, в том числе " Персидские песни ", " Ночь ", " Воевода ") А. Г. Рубинштейн был также крупным музыкально - общественным деятелем. Он раньше других понял, что для широкого распространения музыкальной культуры в России понадобятся собственные многочисленные и хорошо подготовленные композиторы, исполнители, педагоги.
В 1862 г. он добился открытия первого в стране высшего музыкального учебного заведения - Петербургской консерватории и встал во главе ее. В первом же выпуске консерватории были гениальный П. И. Чайковский, крупный музыкальный критик Г. А. Ларош и другие музыканты. С 1871 г. в течение 37 лет профессором этого учебного заведения был Н. А. Римский - Корсаков. Многие замечательные деятели отечественной музыки были его учениками. Теперь Санкт - Петербургская консерватория носит его имя.
В 1866 г. открылась консерватория и в Москве. Ее основателем был выдающийся музыкант - просветитель, замечательный пианист Николай Григорьевич Рубинштейн ( ), брат Антона Григорьевича. Одним из первых профессоров Московской консерватории стал П. И. Чайковский, чье имя впоследствии было ей присвоено.
В 1855 г. в Петербург из Нижнего Новгорода приехал молодой композитор и пианист Милий Алексеевич Балакирев ( ). Несмотря на свои 18 лет, он, по словам В. В. Стасова, был в музыке уже " целым молодым профессором ". К Балакиреву, словно к магниту, тянулись молодые музыканты - любители.
Балакиревцев связывала тесная дружба. Вместе обсуждали они свои новые сочинения, вместе разбирали лучшие произведения русской и европейской музыки. Особенно они ценили Глинку, Даргомыжского, Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа.
Деятельность композиторов " Могучей кучки " - одна из самых славных страниц истории музыкального искусства. Их творчество и передовые идеи оказали сильное влияние на развитие не только отечественной, но и зарубежной ( в частности, французской ) музыки.
Творчество композиторов « Могучей кучки » принадлежит к лучшим достижениям мирового музыкального искусства. Опираясь на наследие первого классика русской музыки Глинки, Мусоргский, Бородин и Римский - Корсаков воплотили в своих произведениях идеи патриотизма, воспели великие силы народа, создали замечательные образы русских женщин. Развивая достижения Глинки в области симфонического творчества в программных и непрограммных сочинениях для оркестра, Балакирев, Римский - Корсаков и Бородин внесли огромный вклад в мировую сокровищницу симфонической музыки. Композиторы « Могучей кучки » создавали свою музыку на основе чудесных народных песенных мелодий, бесконечно обогащая ее этим. Они проявляли огромный интерес и уважение не только к русскому музыкальному творчеству, в их произведениях представлены темы украинские и польские, английские и индийские, чешские и сербские, татарские, персидские, испанские и многие другие. Творчество композиторов « Могучей кучки » является высочайшим образцом музыкального искусства ; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность. Музыка, созданная этим маленьким, но могучим по своим силам коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда.
В культуре России Х I Х века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно - исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это.
Стасов В. В., М. П. Мусоргский, « Вестник Европы ». 1881, кн. 5- 6; А. П. Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи, СПБ, 1889; Римский - Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; Игорь Глебов ( Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М.- Л., 1930, 1968; его же, Избр. труды, т. 3, М., 1954; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.- Л., 1940; Келдыш Ю., История русской музыки, ч. 2, М.- Л., 1947; Кюи Ц. A., Избр. статьи, Л., 1952; Композиторы « Могучей кучки » об опере, М., 1955; Композиторы « Могучей кучки » о народной музыке, М., 1957; Кремлев Ю., Русская мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Гордеева Е. М., Могучая кучка, М., 1960, 1966.
Спасибо за внимание !