Пои Калян в Бухаре: Мечеть и минарет Калян. Медресе Мир-и Араб.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УНИКАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА АРХИТЕКТУРЫ ЗДАНИЙ. Одной из самых современных достопримечательностей Астаны, молодой столицы Казахстана, является соборная мечеть.
Advertisements

С 1996 года включен в список наследия ЮНЕСКО.. Монастырь Санаин, расположен в одноименном селе, на небольшом горном плато, у каньона реки Дебед, на высоте.
Презентация по М.Х.К. Выполнила ученица 8 класса Плеханова Вика Архитектурный облик в Корнаке (храм Амона)
ПОДГОТОВИЛА: СТУДЕНТКА ГРУППЫ АР-17 Кечикова Елизавета.
Бухара Пои-Калян Пои Калян – историческая архитектура, расположенная на против минарета Калян. Здание состоит из трех сооружений, построенных в XII-XVI.
ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ. Мечеть Султанахмед (Мечеть Султана Ахмета, «Голубая мечеть», тур. Sultanahmet Camii) самая большая и одна из самых красивых мечетей Стамбула.
Священные сооружения. Мечеть 3 группа 2 подгруппа Основы религиозной культуры и светской этики Священные сооружения. Мечеть.
МУСУЛЬМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА. Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем.
Архитектурные термины, характерные для храмового зодчества.
Ядро храма составляло кубическое по форме святилище – вимана с небольшим внутренним пространством – гарбха- гриха («чрево храма»), где помещалась главная.
ДРЕВНИЙ КИТАЙ 1. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх.
Культура Азербайджана в XIV-XV вв.. В XV веке основными обучающими учреждениями были школы и медресе. Великим философом этого времени был Имамеддин Насими.
Особенности мусульманской архитектуры. Мечеть воспроизводит место в Медине, где Мухаммед прочитал первую проповедь: прямоугольный двор, огороженный по.
Семинар для педагогов Департамент образования и науки Костромской области Государственное дошкольное образовательное учреждение Костромской области Центр.
Ансамбль Дворца Ширваншахов - жемчужина азербайджанского зодчества. Комплекс зданий и сооружений дворцового ансамбля построен на самом высоком холме Бакинской.
Регистан в Самарканде.. Площадь Регистан Всякий попадающий на площадь Регистан в Самарканде, теряет ощущение привычных для него пропорций. Такие же ощущения.
Тема « Шедевры Исламской архитектуры». «Шедевр искусства рождается на веки. Данте не перечёркивает Гомера.» Виктор Гюго ( г). то что создано.
Искусство древней Передней Азии Искусство Шумера и Аккада.
Архитектура Руси формировалась в IX – XIII веках на основании деревянного зодчества местного образца и византийских каменных храмов. Существовали величественные.
Раннемосковское зодчество. Собор спаса Нерукотворного Спасо- Андронникова монастыря Составила учитель ГБОУ СОШ 1138 Халилова О.В.
Транксрипт:

Пои Калян в Бухаре: Мечеть и минарет Калян. Медресе Мир-и Араб

Пои Калян в Бухаре Наиболее значительные памятники зодчества эпохи правления династии Шейбанидов и становления государственности узбеков (XVIXVII вв.) сохранились в Бухаре, ставшей с середины XVI в. столицей государства. Город был окружен новой стеной, построены торговые ряды, купола на перекрестках, медресе и мечети. В архитектуре XVI в. продолжали развиваться традиции предшествовавшего времени, но бухарские зодчие внесли оригинальные черты в традиционные по своему облику монументальные здания. Для Бухары этого времени характерны ансамбли из двух противолежащих, разделенных улицей или площадью монументальных построек. Особенно многочисленны кош-медресе сдвоенные медресе, обращенные пештаками одно к другому. По этому принципу создан и центральный ансамбль Бухары Пои Калян («подножие Великого»), состоящий из большой соборной мечети Калян (нач. XVI в.), и медресе Мир-и Араб ( гг.), между которыми высится минарет Калян (Великий), возведённый в 1127 г. На подходе торговой улицы к главному перекрестку шахристана сложился центральный ансамбль Бухары, формирующий ее неповторимый силуэт Пои Калян. Это историческое место. К югу от Арка традиционно, с 713 г., строились, рушились, восстанавливались после пожаров и войн, перемещаясь с места на место, здания главной соборной мечети города. Последнее такое здание, предшествующее существующей мечети Калян, на этом месте было возведено в 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом; она сгорела во время захвата Бухары Чингиз-ханом (по другим сведениям мечеть была одним из немногих сооружений в городе, которые не сгорели, поскольку были сооружены из кирпича). От ансамбля XII в. сохранился величественный минарет, возведенный в 1127 г. перед главным фасадом несохранившейся мечети Арслан-хана.

Минарет Калян Минарет Калян воздвигнут Караханидом Арсланханом. Новый минарет строили целиком из жженого кирпича. Высота его 46.5 м, а вся его фундаментальная часть уходит на глубину до 10 м. Диаметр у цоколя достигает 9 м. Мощный конический утончающийся кверху массивный столб завершается цилиндрическим фонарём-ротондой на сталактитовом венце. Фонарь имеет 16 сквозных арочных проёмов, над которыми выведен венчающий сталактитовый карниз. На карнизе имеется надпись о его сооружении в 1127 г. и упомянуто имя зодчего Бако.

Минарет Калян Минарет Калян соединен мостиком- переходом с крышей соборной мечети Калян, откуда можно попасть внутрь минарета и подняться наверх в ротонду по узкой и крутой кирпичной винтовой лестнице, насчитывающей 105 ступенек.

Мечеть Калян Мечеть Калян (Маджид-и калан) равна по масштабу мечети Биби Ханум в Самарканде, под её сводами собиралось до 12 тысяч человек, здание занимает площадь 1 га. При едином типе здания это совершенно различные произведения зодческого искусства. Строительство её было завершено в 1514 г. Мечеть по своей архитектуре относится к типу четырехайванных, с большим двором и окружающей его арочно- купольной галереей. Опорой многокупольного перекрытия галереи, обходящей двор мечети Калян, служат монументальные пилоны.

Мечеть Калян Прямоугольный двор обрамлен галереями, состоящими из 288 куполов. Основанием им служат 208 колонн. Продольная ось двора завершается максурой портально-купольным объемом здания с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане. Здание хранит много любопытных архитектурных находок. Например, круглое отверстие в одном из куполов. Внизу, через него можно видеть основание минарета Калян. А отступая шаг за шагом, можно сосчитать все пояса узорной кладки минарета и упереться взором в его ротонду.

Мечеть Калян Главный вход Восточный украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети. По бокам её возвышаются два голубых купола.

Мечеть Калян Главный вход Восточный украшен большим порталом, оформленным мозаикой. Портал находится на возвышении, и во двор мечети ведут несколько ступенек. С каждой ступенькой вниз раздвигаются своды парусов и открывается вид на главное здание мечети. По бокам её возвышаются два голубых купола.

Медресе Мир-и Араб Строительство медресе Мир-и Араб ( ) приписывается шейху Абдаллаху Йамани (из Йемена), духовному наставнику ранних шейбанидов, более известному под именем Мир-и Араба. Шейх Абдаллах имел большое влияние на Убайдулла-хана (Муизз уд-Дин Абу-л-Гази Убайд Улла-хан, сын Махмуд- султана, султан Бухары , хан Мавераннахра ), оставившего значительный след в истории Бухары. Современники рисовали его суровым воином. Он шесть раз водил свои войска в опустошительные набеги на Хорасан. Воспитан был правитель в духе софистского миросозерцания и само имя «Убайдулла» было ему дано отцом в честь знаменитого шейха XV века Убайдуллы-ходжи Ахрора, родившегося под Ташкентом. Медресе Мири-Араб построено на деньги, которые Убайдулла-хан выручил от продажи в рабство более трех тысяч персидских пленников. Вырученные деньги он передал Мир-и Арабу на постройку медресе.

Медресе Мир-и Араб К тридцатым годам XVI века прошли те времена, когда правители воздвигали для себя и своих сородичей парадные усыпальницы. Значение религии было столь велико, что даже государь должен был довольствоваться погребением под боком у шейха в одном из помещений его медресе. В трех углах здания медресе расположены учебные классы, в четвертом – некрополь. В центре гурханы (усыпальницы) высится деревянное надгробие хана Убайдуллы. В его изголовье - гробница Мири-Араба. Рядом с ним погребен Мухаммад Касым - мударрис (старший преподаватель), умерший в 1047 году хиджры. В свое время Мир-Араб было единственным духовным мусульманским учебным заведением на территории СССР. В числе знаменитых выпускников, называют муфтия Азербайджана Ааяло-шкура Падшах-заде, бывшего муфтия Казахстана Ратбека Нысанбайулы, главу российских мусульман Равиля Гайнуддина и погибшего недавно президента Чечни Ахмада Кадырова, бывшего до этого муфтием. Медресе Мири-Араб является вторым самым крупным по размеру (после Медресе Кукельдаш) медресе в Бухаре. В нем имеется 114 келий по числу сур в Коране.

Медресе Мир-и Араб Медресе Мир-и Араб, тоже четырехайванное, имеет ставшее типичным для Бухары членение фасада глубокими стрельчатыми нишами, расположенными симметрично по обе стороны от портала. Архитектура медресе исполнена большого мастерства. Порталы во дворе здания обладают стройными пропорциями и прекрасной мозаикой. В медресе Мир-и Араб, так же как и во многих других бухарских постройках XVI в. (медресе Кукельташ, загородный ансамбль Чар-Бакр и др.), очень оригинальны нарядные сводчатые и купольные перекрытия. Оформленные в виде сетчатых парусов, снабженные световыми проемами, эти своды придают интерьеру особую художественную выразительность. Четырехайванный двор полу квадратной формы обведен двумя этажами хиджр(келий). Аркады раскрываются четырьмя пештаками. Когда-то рештаки были очень высокими; они как бы ввысь уносили площадь двора. В первоначальном виде сохранился южный пештак, интересный по своей конструкции, с богатой художественной разделкой. В рисунках орнамента усматриваются астральные мотивы. Такой сюжет рисунка роднит медресе Мири-араба с медресе Улугбека, которые отделены между собой временем немного больше одним столетием.

Медресе Мир-и Араб Главный фасад в центре подчеркнут порталом- пештаком с полувосьмигранным сводом, к которому примыкают двухъярусные лоджии. За двухъярусными лоджиями фасада размещаются мечеть и гурмана с куполами на высоких цилиндрических барабанах. Фасад фланкирован с двух сторон башенками гульдаста. Портал- пештак Медресе Мири-Араб, располагается строго на одной оси с порталом мечети Калян, однако приподнят из-за некоторого понижения площади на восток на возвышенную платформу. Во внешнем декоре медресе использованы резные кашинные мозаики с преобладанием растительных орнаментов и сложной вязи почерка пульс. План и система расположения помещений в медресе те же, что и в медресе Улугбека. Только на месте дасханы находится усыпальница (гур- хана). Вместе с минаретом и мечетью Калян медресе составляет цельный архитектурный ансамбль, наиболее величественный и художественный уголок всего города («Бухарский форум»)