Герои и Злодеи. Гейррод или Гейррёд, в скандинавской мифологии инеистый великан, один из самых грозных противников Тора, бога грома. Однажды Локи, бог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Скандинавские боги Материал к уроку литературы в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захарова Л.Н.
Advertisements

Коннов Сергей 17 группа. Беовульф Beowulf- «пчелиный волк», то есть «медведь») англосаксонская эпическая поэма, действие которой происходит в Скандинавии.
«Яблоки Гесперид». Цели: - выявление значения образа Геракла для мировой художественной культуры, осмысление значений имён героев, упомянутых в мифе;
Подготовил Илья Лбов. В древнегреческой мифологии Посейдон был богом- властителем моря и вод, которые окружают и оплодотворяют всю землю. Сын Крона и.
Карело – финский народный эпос «Калевала». Карело – финские руны были собраны и литературно обработаны в 30 – х годах 19 века Элиасом Лённротом (1802.
Созвездие стрелец. История Зодиакальное созвездие Стрельца - одно из самых древних. Считается, что его название предложено древнегреческим астрономом.
Скандинавская мифология. Содержание: Понятие скандинавской мифологии Поэтические особенности Эдды Представления об устройстве мира Боги и богини Мифические.
ЗЕВС Зевс – в древнегреческой мифологии бог неба, грома и молний, ведающий всем миром. Главный из богов- олимпийцев. Атрибутами Зевса были: щит и двойной.
Тристан и Изольда - легендарные персонажи средневекового рыцарского романа XII века. Сказание это пришло в кельтском оформлении, с кельтскими именами,
Арес - бог войны. Его атрибуты : копьё, горящий факел, собаки, коршун.
Мифы древней Скандинавии. Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна огромная черная бездна. К северу от нее.
Самой почитаемой в древности была Гея-Земля, богиня плодородия, источник всего живого. Младшим из детей Гея и Урана был Крон. Он помог матери освободиться.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». В древние времена жилив Греции сказители, знавшие множество преданий о богах и героях. Греки верили в достоверность.
Карело - финский эпос. Ка́левала карело - финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун ( песен ). В основу легли карельские народные эпические песни. Обработка.
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Русалочка Художник Сергий Елена Г.Х. Андерсен На дне моря обитает много морских жителей. Когда-то давным-давно ими правил морской царь. Был у него коралловый.
Тема проектной работы: Главные боги греческой мифологии. Автор проекта Ученик 5 А класса Голубев Дмитрий.
Геракл – герой древнегреческих мифов (Презентация – ответ на одну из ролей в тексте)
Мифы древней Скандинавии
эрот или купидон
Транксрипт:

Герои и Злодеи

Гейррод или Гейррёд, в скандинавской мифологии инеистый великан, один из самых грозных противников Тора, бога грома. Однажды Локи, бог огня, постоянный спутник Тора, пребывая в облике сокола, был пойман Гейрродом. Чтобы спасти свою жизнь, Локи обещал заманить к великану бога- громовника. Тору нравилось общество Локи, и, доверившись приятелю, задумавшему коварный план, он отправился с ним в чертоги Гейррода без волшебного молота, пояса силы и рукавиц, защищавших его от нечистых исполинов. По пути в Ётунхейм, землю великанов, они остановились переночевать у доброй великанши Грид, возлюбленной Одина. Она-то и поведала Тору о ненависти Гейррода к богам. По ее мнению, тот задумал отомстить за смерть Хрунгнира, могучего и неистово исполина, убитого Тором на поединке. Грид одолжила громовнику свои чудесные железные рукавицы, пояс силы и волшебный посох. Вскоре Тор и Локи добрались до чертогов Гейррода, где были встречены недовольными слугами.

Хозяина не было дома, и Тор, усевшись на скамью в ожидании его возвращения, прикорнул. Лишь только Тор задремал, две дочери великана, Гьялп и Грейп, попытались разбить ему голову о потолок, подбросив его вместе со скамьей. С помощью посоха Г рид Тор сумел опустить скамью на место и сокрушил великанш. Тут вернулся Гейррод и, выхватив щипцами из огня раскаленный железный шар, запустил им в Тора, который руками, защищенными рукавицами Г рид, поймал его и швырнул обратно все еще горячий дымящийся шар, который угодил великану в живот. Уходя, Тор прикончил всех слуг Гейррода. Сам великан погиб, упав по воле Одина на собственный меч.

Герда, в скандинавской мифологии красавица- великанша, дочь великана Хюмира. Инеистая великанша Герда, хозяйка ручьев, горных рек и водопадов Ётунхейма, долго не соглашалась стать женой бога плодородия Фрейра. Фрейр, ласковый бог лета, издали увидев лучезарную инеистую великаншу Герду полюбил ее с первого взгляда и, не зная, как добиться расположения девушки, заболел. Ньёрд, узнав о сердечных страданиях юноши, отправил верного слугу Скирнира ("сияющего") в Етунхейм, страну великанов, пообещав ему волшебного коня и меч. В дар невесте Скирнир вез молодильные яблоки, умножающее богатство кольцо Драупнир и сверкающий портрет Фрейра на роге, наполненном медом. Ему было велено без Герды в Асгард не возвращаться. Добравшись до чертогов Хюмира, Скирнир пытался уговорить Герду ответить на любовь Фрейра в обмен на одиннадцать яблок вечной молодости. Когда девушка отвергла подарок и не прельстилась волшебным кольцом Одина, Скирнир пообещал отрубить ей голову, но угроза не подействовала на Герду. Тогда посланец посулил наложить на нее заклятие уродства и вечного изгнания, и это решило дело. Герда согласилась встретиться с Фрейром через девять дней. Оказавшись рядом с пылавшим страстью богом, ледяное сердце неприступной красавицы Герды оттаяло.

Грид, в скандинавской мифологии добрая нечистая великанша, которая помогла богу грома Тору одолеть в бою и неистово великана Гейррода. Когда зловредный бог огня Локи заманил Тора в ловушку без его пояса силы и волшебного молота, Грид одолжила Тору собственный пояс, железные рукавицы и чудесный посох. Некоторые традиции говорят, что нечистая великанша Грид была матерью бога Видара по прозвищу "Молчаливый ас", сына Одина, и сшила для него такой прочный башмак, что его не смог прокусить волк Фенрир. Когда в день Рагнарёк исполинский хищник проглотил верховного бога Одина, его сын Видар ногой придавил нижнюю челюсть Фенрира и разорвал тварь пополам. Согласно пророчества, Видар должен был не только убить волка Фенрира, но и остаться в живых после гибели мира.

Тьяцци или Тьязи, в скандинавской мифологии великан, маг, отец богини охоты Скади. Тьяцци постоянно докучал Одину, Хениру и Локи, странствовавшим по Мидгарду. Однажды в обличье орла, Тьяцци похитил котелок с их обедом. Взбешенный Локи ударил Тьяцци волшебным посохом и неожиданно намертво приклеился к нему. Великан-орел унес Локи в свои владения, и в качестве своего выкупа тот отдал Тьяцци богиню Идунн и ее чудесные молодильные яблоки, без которых боги быстро старели. Однако верховный бог Один нашел выход из положения. По его совету боги заставили Локи в соколином оперении полететь во владения Тьяцци и вернуть Идунн вместе с яблоками. Но великан снова обернулся орлом и чуть не догнал возвращающихся домой Локи и богиню. К счастью, перелетая через высокие стены Асгарда, он опалил крылья в пламени разложенных богами костров. Рухнув на землю, Тьяцци превратился в горсть пепла. Вскоре в Асгард явилась мстительная Скади, дочь Тьяцци. Она потребовала компенсацию. Когда все ее требования были выполнены, Один забросил на небо глаза Тьяцци. "Глаза Тьяцци будут смотреть на нас, пока существует мир", - сказал он, глядя на две новые звезды.

Хюмир, в скандинавской мифологии великан, обладатель чудесного котла невероятных размеров, в котором варилось пиво для всех богов. Без этой вместительной посудины морской великан Эгир не мог организовать пир для Одина и возглавляемой им общины богов. Добывать котел послали бога битвы Тюра и Тора. Мать Тюра, жена Хюмира, посоветовала им спрятаться, но Хюмир обнаружил гостей и предложил им поесть. Тор съел двух быков. На следующий день хозяин пригласил богов на рыбалку. На гигантский крючок Тор насадил голову Химинрьёта, побежденного им черного быка. Наживка привлекла внимание мирового змея Ёрмунганда, и бог вступил с ним в яростную схватку. Испугавшись, что лодка перевернется, Хюмир обрезал снасть, и Ёрмунганд сорвался с крючка. Уходя с гигантским котлом, рассвирепевший Тор разбил о лоб исполина кубок. Хюмир с друзьями-великанами пытался вернуть котел, но Тор, ловко орудуя молотом, одолел всех.

Беовульф ("пчелиный волк", "медведь"), герой северного и англосаксонского эпоса, одолевший двух ужасных чудовищ. Юный воин из народа гаутов, Беовульф отправился за море, в Данию, чтобы избавить короля данов Хродгара от постигшей его напасти: много лет в королевский замок Хеорот пробирается по ночам свирепое чудище Грендель и пожирает дружинников.

В ночном единоборстве Беовульф сжал Гренделя с такой силой, что тот, вырываясь, лишился руки и уполз в свое логово, где истек кровью и испустил дух. Мать Гренделя, еще более мерзкая тварь, пыталась отомстить за убийство сына, и Беовульф, преследуя чудовище, опустился в ее хрустальную подводную пещеру. Через час схватки Беовульф потерял свой верный меч. Как в свое время король Артур, он нашел другой волшебный клинок и разделался с ужасной матерью Гренделя. В королевстве Хродгара восстановился мир и покой, а Беовульф, щедро награжденный королем Хродгаром, вернулся на родину, в Южную Швецию, и стал королем гаутов. В конце его долгого и мудрого правления в королевстве объявился дракон. Выступив против него с двенадцатью товарищами, Беовульф вскоре оказался в одиночестве - соратники в страхе покинули поле боя, но герой сразил дракона, хотя это стоило ему жизни.

Брунхильд или Брунгильда ("поединок"), героиня скандинавов-германской мифологии, самая воинственная и самая прекрасная валькирия, бросившая вызов Одину: она даровала победу в битве не тому, кому предназначал верховный бог. В наказание бог погрузил ее в сон и сослал на землю, где Брунхильд должна была лежать на вершине холма Хиндарфьялль, окруженная огненной стеной. Прорваться сквозь бушующее пламя мог лишь Сигурд (в германском эпосе Зигфрид), знаменитый герой, сразивший дракона Фафнира. Он пробудил воинственную красавицу Брунхильд и, обещав жениться, оставил в залог кольцо карлика Андвари, не ведая о нависшем над кольцом проклятии. Ведьма Гримхильд дала Сигурду напиток забвения, и Сигурд, позабыв о своей невесте, женился на дочери колдуньи красавице Гудрун (в германских легендах, Кримхильда). Когда память вернулась к нему, сердце героя наполнилось страданием, стыдом и печалью.

Тем временем к Брунхильд посватался брат Гудрун, король бургундов Гуннар (в германских преданиях, Гюнтер). Но валькирия дала клятву выйти замуж лишь за того, кто преодолеет окружающий ее огонь, а подобное было под силу только Сигурду. Сигурд согласился помочь Гуннару, на время брачного испытания герой поменялся с Гуннаром обличьем и прошел сквозь огонь вместо него. Брунхильд была вынуждена выйти замуж за Гуннара, но впоследствии когда обман раскрылся, разгневанная Брунхильд потребовала от мужа убить Сигурда. Наущенный женой, желавшей восстановить свою честь, а также, желая завладеть магическим кольцом силы, Гуннар и его брат Хёгни смертельно ранили Сигурда на охоте. На смертном ложе, умирая, Сигурд призывал к себе любимую Брунхильд. Не в силах вынести угрызений совести, Брунхильд покончила с собой, чтобы хоть в могиле быть рядом с любимым. Только после смерти Брунхильд и Сигурд наконец обрели покой в любви, ранее разрушенной гнусными интригами

Кримхильда, героиня германского эпоса "Песнь о Нибелунгах", жена Зигфрида, после смерти героя ставшая женой гуннского короля Аттилы. Известна необыкновенной красотой, которая побуждала на подвиги и обрекала на смерть многих доблестных воинов. Кримхильда, по рождению бургундская принцесса, являлась сестрой бургундского короля Гюнтера. В скандинавской мифологии ей соответствует Гудрун, сестра бургундского короля Гуннара и жена Сигурда.

Ведьма Гримхильд, по преданию мать Кримхильды, дала Зигфриду напиток забвения, и Зигфрид, позабыв о своей невесте Брунгильде, женился на дочери колдуньи красавице Кримхильде. От Зигфрида Кримхильда родила сына, которого назвали в честь дяди Гюнтером. После смерти Зигфрида Кримхильда вышла замуж за короля гуннов Аттилу с целью использовать свое положение королевы для мести убийцам Зигфрида - Хагену и Гюнтеру. Кримхильда отомстила убийцам Зигфрида Хагену и своему брату Гюнтеру спустя десять лет после смерти героя. Кримхильда отрубила им головы мечом Зигфрида, заманив Гюнтера и Хагена в замок Аттилы на устроенный ею грандиозный рыцарский турнир.

Сигурд или Зигфрид ("победа"), в скандинавов¬германской мифологии герой, сын Сигмунда и Сиглинд, воспитанник колдуна-кузнеца Регина, брата дракона Фафнира, стерегущего проклятый золотой клад карлика Андвари. Именно Регин выковал герою меч Грам, которым Сигурд рассек его наковальню. Кузнец подстрекал юношу убить дракона, поскольку сам стремился завладеть сокровищами, роковым богатством, приносящим несчастье его обладателю.

Сигурд одолел дракона, но когда кровь Фафнира попала Сигурду на язык, он стал понимать язык птиц и узнал о замысле кузнеца умертвить его. Убив своего приемного отца и похитив клад Фафнира, герой попал на вершину холма Хиндарфьялль, где покоилась окруженная огненными щитами валькирия Брунхильд, усыпленная Одином за то, что даровала победу в битве не тому, кому предназначал бог.

Хегни или Хёгни, Хаген, герой германо-скандинавской мифологии. Согласно саге о вельсунгах и эддическим песням, Хегни был родным братом бургундского короля Гуннара. Эддические песни изображают Хегни безупречным героем, пытавшимся отговорить Гуннара от убийства Сигурда. Когда герой был захвачен гуннским королем Атли (Аттилой) по наущению жены Кримхильды, то мужественно встретил смерть, смеясь в тот момент, когда ему вырезали сердце. В "Песни о нибелунгах" Хегни приобретает отрицательные черты. Он предательски убил великого Зигфрида (Сигурда), а затем спрятал золотой клад Зигфрида на дне реки. Хегни возглавлял борьбу бургундов с гуннами, закончившуюся гибелью и бургундов, и его самого. Когда Хегни и Гуннар оказались в плену у Атли, и король гуннов потребовал выдачи клада нибелунгов, Гуннар, согласился при условии, что Хегни будет убит, и когда Кримхильда (Гудрун) принесла ему отрубленную голову Гуннера, он посмеялся над ней, после чего был убит.

Нибелунгами, в германо-скандинавской мифологии и эпосе, называли владельцев золотого клада (сокровищ и магического кольца силы) карлика-цверга Андвари, который ранее украл золото у Рейнских дев. Первоначальные обладатели клада Андвари - колдун Хрейдмар, великаны Фасольт и Фафнир, обернувшийся драконом, чтобы стеречь сокровище. Кладом в конце концов завладел герой Зигфрид (Сигурд) - король "страны нибелунгов". В эпосе "Песнь о Нибелунгах" нибелунгами названы могучие воины, братья Шильбунг и Нибелунг и их поданные, которых победил Зигфрид, новый хозяин клада. Во второй части эпоса имя "нибелунги" переносится на бургундских королей, завладевших кладом после смерти Зигфрида.

После злодейского убийства Зигфрида обладателями сокровищ стали бургундские короли Гибихунги - братья Гуннар и Хегни, названные нибелунгами после перехода клада в их руки. Таким образом, слово "нибелунги" напрочь связано с владельцами золотого клада, проклятого карликом Андвари, известного по другим мифологическим источникам как Альбрих. Интересно, что в германских и скандинавских традициях сокровища нибелунгов являются материальным воплощением власти, могущества, счастья и удачи их обладателя. Этот проклятый клад включал и магическое золотое кольцо, которое было способно не только умножать богатство, но также всегда несло гибель его обладателю. Оно побывало у Хрейдмара, Фафнира, Регина и, наконец, у Сигурда, всем им обладание кольцом стоило жизни. Погибли и братья-нибелунги Гуннар и Хегни, убившие Сигурда во время охоты на дикого вепря. Его вдова Кримхильда заманила их к себе и приказала казнить: Нибелунги достойно встретили смерть и так не выдали тайну спрятанного ими золотого клада, приносящего всем несчастье и гибель.

Вяйнямёйнен в преклонном возрасте влюбился в юную Айно, которая предпочла утопиться, но не выходить за него замуж. В облике лосося дева попалась ему на крючок и на земле, обернувшись русалкой, вновь бросилась в реку. Вяйнямёйнен или Вейнямейнен, сын богини- демиурга Луоннотар, главный герой карело- финского эпоса. Этот мудрый старец, маг и чародей, который провел во чреве матери по меньшей мере тридцать лет, был одарен сверхъестественными способностями. В любви ему везло меньше. Он попробовал выбрать невесту среди женщин страны Севера, Похьёлы, и в обмен на чудесную мельницу сампо, источник изобилия, ему обещали одну из дочерей хозяйки Севера Лоухи. По его просьбе мельницу "из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки" выковал кузнец Ильмаринен.

Правда, затем он обманул Вяйнямёйнена и сам женился на дочери Лоухи.Но невеста была убита, а сампо украдена. Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен отправились на поиски сампо и после множества приключений нашли ее. Лоухи бросилась за ними в погоню, подняла на море бурю и, обернувшись грифоном, напала на корабль героев. Только быстрая реакция Вяйнямёйнена позволила всем спастись, однако во время сильнейшего шторма сампо разбилась. Вяйнямёйнену удалось собрать обломки мельницы и частично восстановить ее чудесные свойства. Согласно мифам, он добыл огонь из чрева огненной рыбы, изготовив первую рыболовную сеть; построил первую лодку; побывал в Туонелле, царстве мертвых, и вернулся оттуда живым. Когда его миссия на земле была завершена, Вяйнямёйнен построил новый корабль и отправился в путешествие без конца.

Старкад, в скандинавской мифологии, герой, берсерк, безжалостный и жестокий воин-викинг, с именем которого связано огромное количество подвигов. Герой был подданным датского короля Фрото. Он представлял собой уродливого человека огромного роста, с клыками, выступающими изо рта, и с шестью руками. Однажды между Старкадом и Тором произошла схватка, в которой великан лишился четырех рук и стал двуруким. Своим учителем и покровителем Старкад считал Одина. В одну из темных ночей они вместе отправились на остров. Там на лесной поляне герой увидел двенадцать престолов. На одиннадцати из них восседали люди, а двенадцатый занял Один. Учитель наградил Старкада за верность тремя жизнями, даровал ему владение поэтическим слогом и богатство, обещал уважение знати. В благодарность за это викинг Старкад намеревался провести символическое жертвоприношение.

Берсерк надел норвежскому королю Викару на шею петлю, а к телу его прислонив стебель камыша. Но мгновенно петля стянула шею, а камыш стал острым копьем и пронзил тело жертвы. Тор предсказал Старкаду злодеяния в каждой из трех жизней и ненависть простонародья и предрек, что не найдется для героя удовлетворения ни в одной из жизней. Для того чтобы попасть в Вальхаллу к Одину, Старкад должен был погибнуть от меча. Будучи уже глубоким старцем, ослабшим и почти слепым, он решил найти смерть от меча. Взяв мешочек с золотом, он искал того, кто соблазнится на деньги и умертвит его. Свою смерть герой принял от руки Хатера и попал в ад

Хаддинг, герой скандинавской мифологии, викинг, воин и колдун. Хаддинг был сыном датского короля Грама. Герой воспитывался в Швеции среди великанов, где его обучили искусству магии. Хаддингу покровительствовал бог Один, являвшийся герою в облике одноглазого великана. Герой совершил многие подвиги, в том числе отмщение за убийство отца; посетил потусторонний мир. Однажды он убил некое существо, оказавшееся богом изобилия, в результате ему пришлось испытать не мало невзгод. Но Хаддинг смог загладить свою вину, принеся жертвы Фрейру и положив тем самым начало традиции ежегодных жертвоприношений этому богу. Хаддинг убил Черного великана, домогавшегося дочери норвежского короля, и взял девушку в жены. Один предсказал Хаддингу смерть от собственной руки. Король Швеции Хундинг, друг героя, услышав ложную весть о его гибели, устроил поминальный пир и утонул в бочке с пивом. Хаддинг, узнав об этом, повесился

Хельги, герой скандинавской мифологии. Имя Хельги можно перевести с древнеисландского как "посвященный" или "священный". Согласно преданиям, от брака Хельги с собственной дочерью был рожден легендарный конунг из династии Скьёльдунгов Хрольва Краки. Это сближает образ данного персонажа с мифическим типом родоначальника. В мифах можно найти описание военных подвигов Хельги. Его действия чаще всего вызваны либо кровной местью, либо имеют любовные мотивы, например добывание невесты. Хельги покровительствовали девы- воительницы, которых называли валькириями. К одной из дев герой испытывал сильное влечение. Между валькирией Свавой (по другим источникам Сигрун) и героем вспыхнула любовь. Хельги погиб в бою сраженный копьем Дага, сына Хогна, а вскоре погибла и Свава.

В поисках ритуальных истоков сказаний о Хельги некоторые ученые предполагали, что имя героя культовое. Оно символизировало имя жертвы, а Свава - жрица, которая руководит церемонией жертвоприношения. Убийство героя символизирует собой смену королевской власти, образно отображаемой в ритуале жертвоприношения. В двух песнях о Хельги и его возлюбленной Сваве в конце есть упоминание о возрождении влюбленных к жизни, что, возможно, имеет своими корнями представления о воинах, павших в битвах, которых валькирии оживляют для участия в новых сражениях.