Наблюдение в экспериментальном исследовании. Выполнил студент III курса о/з отделения Бобров Дмитрий Вадимович Проверил к.пс.н., доцент Грищенко Павел.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экспериментальная психология: эмпирические методы исследования Панченко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ, СФГА 2012.
Advertisements

Методы исследования возрастной психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому.
Наблюдение – это метод познания психолого-педагогических явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании исследователем явлений или.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Метод педагогического наблюдения -это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях.
Санкт-Петербургский Университет МВД кафедра социальной психологии Защита курсовой работы На тему : « Метод социальной психологии. Наблюдение». Выполнил.
Методы и техника проведения конкретно-социологических исследований. Методика обработки информации и анализ ее результатов. Старший преподаватель кафедры.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Организация педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент Эксперимент – исследование явлений посредством активного воздействия на них при помощи.
Методы исследования - наблюдение Наблюдение это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятцельностьи.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Методы изучения затрат рабочего времени. Введение Изучение затрат рабочего времени имеет большое значение, т.к. исходя из информации, получаемой в его.
Компьютерное математическое моделирование в среде Excel.
Количественные и качественные методы Выполнила студентка 41-со группы.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской,
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:
Транксрипт:

Наблюдение в экспериментальном исследовании. Выполнил студент III курса о/з отделения Бобров Дмитрий Вадимович Проверил к.пс.н., доцент Грищенко Павел Анатольевич САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Факультет прикладная психология САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: Экспериментальная психология. Санкт-Петербург 2016 г.

Наблюдение в психологии -это описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Где применяется. Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, - в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения. Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Осознанным, Не осознанным, Внешним, Внутренним, Сплошным, Выборочным, Систематическим, Не системным.

Классификация видов наблюдения. В зависимости от целей: свободное наблюдение (нерегулярное): минимальны ограничения, целенаправленное наблюдение: в схеме четко определены цели, организации наблюдения и способы отчета, сплошное наблюдение, выборочное наблюдение. По уровню единиц: наблюдение в единицах или в категориях. По уровню систематичности (соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта; язык описания данных; способ фиксации и порядок наблюдения): систематическое (осуществляется по определенным правилам структурирования понятий), несистематическое. По позиции наблюдателя: внешнее или включенное. В зависимости от организации: полевое, лабораторное или спровоцированное в естественных условиях (приближается к естественному эксперименту).

По хронологической организации: лонгитюдное (проводится несколько лет; постоянный контакт исследователя с объектом), периодическое(наиболее распространенный вид, проводится в течение определенных промежутков времени) единичное \ однократное. По видам отчета наблюдателя: стандартизованное (предписаны выделяемые категории и единицы, кот. нужно фиксировать, порядок наблюдения и т.п.) нестандартизированное. Протокол наблюдения (сплошной, выборочный) – ведется чаще всего непосредственно. Дневник - используется при лонгитюде, записи обычно делаются раз в день по памяти в свободной форме.

При наблюдении может быть качественное и количественное описание событий. Качественная оценка: 1) описание объекта в словаре естественного языка; 2) разработка систем условных названий, знаков, кодов. Система категорий (в узком смысле) – совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса.

Количественная оценка (квантификация): 1) event-sampling – полное речевое описание поведенческих событий, последних их прочтение и реконструкция. Узкое значение термина: точное временное или частотное отражение наблюдателем «единиц» описания. 2) time-sampling – наблюдатель фиксирует определенные временные интервалы, т.е. определяет продолжительность событий.Методика временных выборок. Также для количественной оценки специально разрабатываются субъективные шкалы (Пример: Шелдон, темпераменты- соматотипы).

Наблюдение бывает: 1. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным, 2. Явным и скрытым, 3. Непосредственным и опосредованным, 4. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 5. Прямым и косвенным, 6. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. Несистематическое наблюдение - такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Если же наблюдение проводится по определённому плану и исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды, говорится о систематическом наблюдении. Результат систематического наблюдения - регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Объектами исследования могут быть: Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи, Невербальное поведение - экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др., Перемещения людей - дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

Особенности метода. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой невозможность) повторного наблюдения. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение

Предметом наблюдения. Исследователь может наблюдать: 1) речевые акты (содер­жание, последовательность, частоту, продолжительность, интенсивность и т.д.); 2) выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.; 3) движения (пере­мещения и неподвижные состояния людей, дистанцию между ними, скорость и на­ правление движений и пр.); 4) физические воздействия (касания, толчки, удары, усилия, передачи и т. д.).

Как проводить наблюдение. 1. Этап подготовки: составление исходных представлений об объекте, выбор методики; 2. Этап разработки схемы наблюдения (конкретного плана) – выбор техник наблюдения и последовательность их применения; часто здесь проводится предварит.сеанс наблюдения; 3. Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала; 4. Этап обработки и интерпретации результатов.

Этапы исследования методом наблюдения. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. Выбор способа наблюдения и регистрации данных. Создание плана наблюдения. Выбор метода обработки результатов. Собственно наблюдение. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения. Наблюдение может осуществляться исследователем. Посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов, аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях: Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность. Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения. Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них: Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежание - снизить предполагаемый ущерб. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Плюсы и минусы метода наблюдения. Преимущества метода наблюдения: 1. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. 2. Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д. 3. Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов. 4. Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения. Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя, социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому, предубеждение наблюдателя, комплексность наблюдаемых ситуаций, эффект первого впечатления, усталость наблюдателя и наблюдаемого, ошибки в оценках, «гало-эффект», «эффект снисходительности», ошибка усреднения (боязнь крайних суждений), ошибки моделирования, ошибка контрастности. Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. Необходимость классифицировать результаты наблюдения. Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей. Сложность соблюдения операциональной валидности.

Использованный список литературы. 1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н. Дружинин М.: Питер, с. 2. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Теория и методы: учебник / Т. В. Корнилова. - М.: Аспект Пресс, с. 3. Куликов Л.В. Психологическое исследование: Учебное пособие / Л.В. Куликов - СПб.: Речь, с. 4. Никандров В.В. Наблюдение и эксперимент в психологии: Учебное пособие/ В.В. Никандров - СПб.: Речь, – 103c. 5. Никандров В. В. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.В. Никандров - СПб.: Речь, – 512 с.