Информационные системы. Основные понятия Система - это совокупность взаимодействующих друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационная система – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах.
Advertisements

Выполнила студентка ТУ-501 Полозова Юлия. Структура и классификация информационных систем Информационная система (ИС) – это система, предназначенная для.
Информационная система управления – это «совокупность информации, экономико- математических методов и моделей, технических, программных, других технологических.
Этап (годы) Концепция использования информации Вид ИС Цель использования Бумажный поток расчетных документов ИС обработки расчетных документов.
Выполнил: Григорьев Никита группа 2П. План: 1.ПодсистемыПодсистемы 2.Виды системыВиды системы 2.1 Информационной обеспечение 2.2 Техническое обеспечение.
Информационные системы. СистемаЭлементы системыГлавная цель системы ФирмаЛюди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров КомпьютерЭлектронные.
Информационные системы Тема: «Классификация информационных систем» Е.Г. Лаврушина.
Тема урока: « Информационные системы. Классификация информационных систем »
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
Лекция 3. Программное обеспечение информационных технологий По дисциплине: «Информационные технологии в коммерческой деятельности»
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
База данных – это: а) специальным образом организованная и хранящаяся на внешнем носителе совокупность взаимосвязанных данных о некоторых объектах; б)
Структура, организация и функции информационных систем Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ ТЕМА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Подготовил Иванов А.Н.
Урок 1 Введение. Понятие информационной технологии.
Преподаватель: Купченко Е лена Владимировна. Технология это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных,
Урок 2 Виды информационных и коммуникационных технологий.
Презентация на тему "Программное обеспечение информационных технологий"
Классификация информационных систем. Типы архитектур информационных систем.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
Транксрипт:

Информационные системы

Основные понятия Система - это совокупность взаимодействующих друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство. Информационная система (ИС) - совокупность средств сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персонал, выполняющий подобные действия; организационно- упорядоченную совокупность документов (ИР) и информационных технологий, реализующих информационные процессы (ИП); организационно-функциональную структуру, реализующую обработку информации. Информационный фонд системы - база или совокупность БД, создаваемых в виде табличных, иерархических и сетевых структур Информационные ресурсы - это совокупность данных, получаемых и накапливаемых в процессе развития науки и практической деятельности людей для многоцелевого использования в общественном производстве и управлении

Способы взаимодействия сетевых ИС с конечными пользователями 1. Распределение времени - каждый участник сети как бы пользуется собственной ЭВМ. Основная задача разработчиков и администраторов сети - защита данных от несанкционированного доступов и обеспечение взаимной изоляции участников; 2. Обеспечение групповых решений - организация взаимодействия пользователей в процессе принятия решений. Данный метод сочетает коммуникационную, вычислительную технологию и технологию принятия решений для реализации группой лиц сложных неструктурированных задач.

Свойства ИС 1) функциональность - любой объект ИС должен содержать функционально законченную и максимально независимую совокупность операций по обработке данных; 2) связанность, когда в объекте реализуется совокупность взаимосвязанных функций - методов, работающих с одними и теми же данными, некоторые из которых скрыты для системы в целом; 3) маскировка - доступность для системы лишь параметров объекта, составляющих наборы входного и выходного интерфейсов объекта. Важным свойством ИС является минимизация числа её информационных связей, от которых зависят затраты на модификацию системы при её функционировании в изменившихся условиях и решении изменившихся функциональных задач.

Классификация ИС По назначению функционирующей информации ИС делятся на: государственные, юридические (законодательные), деловые, финансовые, научно-технические, учебные, социальные, развлекательные и другие. При этом, например, финансовая информация подразделяется на: бухгалтерскую, банковскую, налоговую и иную, а медицинская (как и другие) может содержать все вышеперечисленные функции. По отраслям применения выделяют деловую, профессиональную, потребительскую информацию и электронную коммерцию. По уровню управления выделяют стратегические, тактические и оперативные информационные системы. По уровню применения технических средств ИС делят на автоматические, автоматизированные и неавтоматизированные.

Классификация ИС Выделяют и такие ИС, как: бухгалтерские, банковские, ИС рынка ценных бумаг, ИС управления (ИСУ), системы поддержки принятия решений (СППР), экспертные системы (ЭС), гибридные экспертные системы (ГЭС), ИС мониторинга (ИСМ) и др. По видам обрабатываемой информации: Текстовые процессоры и редакторы (текст); Графические процессоры и редакторы (графика); Системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, алгоритмические языки программирования (данные); Экспертные системы (знания), Мультимедийные системы (объекты реального мира, включающие любые виды информации) и др.

Автоматизированная информационная система Автоматизированная ИС - система, реализующая информационную технологию в сфере управления для совместной работы комплекса технических средств с управленческим персоналом. Её предназначение - автоматизированный сбор, регистрация, хранение, поиск, обработка и выдача информации по запросам пользователей (управленческого персонала). АИС должна обеспечивать постоянное наблюдение за текущим состоянием объекта управления и его характеристиками; адаптацию, то есть приспособление к принятой практике бизнеса, и модификацию, если такая практика меняется; общую поддержку профессиональной деятельности управленческих работников; взаимодействие с руководством; осуществление сбора и анализа данных для управления и автоматического выполнения программными средствами при наступлении заданного времени с формированием необходимой отчётности; реализацию удобной системы подсказок и рекомендаций для пользователей; эффективное сохранение данных в базе данных и возможность доступа к ним любого пользователя со своего рабочего места; взаимодействие пользователей между собой на основе непрерывной технологии.

Классификация автоматизированных ИС Автоматизированные ИС можно классифицировать по типу поддержки, которую они обеспечивают организации. Существуют системы первого класса или системы обеспечения операций, которые обрабатывают генерируемую информацию и применяется в деловых операциях Системы 1-го класса делятся на 3 группы: системы обработки операций, которые регистрируют и обрабатывают данные, полученные в результате деловых операций, таких, как продажи, закупки или изменения в материально-производственных запасах автоматизированные системы управления технологическими процессами, принимающие решения по типовым вопросам, таким, как управление производственным процессом; системы сотрудничества на предприятии, использующие компьютерные сети для обеспечения связи, координации и сотрудничества отделов и рабочих групп, которые участвуют в данном процессе.

Классификация автоматизированных ИС системы второго класса или системы обеспечения менеджмента, которые оказывают помощь менеджерам в принятии решений. Системы 2-го класса делятся на такие виды: информационные менеджерские системы - системы обеспечения менеджмента, производящие заранее определенные отчёты, которые предоставляют данные и результаты принятых мер на периодической основе или по запросу; системы поддержки принятия решений - ИС, которые используют модели принятия решений, БД и личные соображения лица в каждом конкретном случае для осуществления диалогового аналитического процесса моделирования с тем, чтобы это лицо приняло какое-либо решение; управленческие ИС - это ИС с дополнительными возможностями для управления такими механизмами, как анализ данных, использование средств поддержки принятия решений и инструментария повышения личной производительности.

Классификация информационных систем по уровням управления Выделяют: информационные системы оперативного (операционного) уровня - бухгалтерская, банковских депозитов, обработки заказов, регистрации билетов, выплаты зарплаты; информационная система специалистов - офисная автоматизация, обработка знаний (включая экспертные системы); информационные системы тактического уровня (среднее звено) - мониторинг, администрирование, контроль, принятие решений; стратегические информационные системы - формулирование целей, стратегическое планирование.

Классификация по степени автоматизации В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные. Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру Автоматизированные информационные системы, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения.

Классификация по характеру использования информации Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных). Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчётного характера и обработка больших объёмов данных. Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных.

Структура информационной системы Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных её частей, называемых подсистемами. Подсистема - это часть системы, выделенная по какому- либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем Различают: Программно-техническое обеспечение (платформа). Информационное обеспечение. Математическое обеспечение (иногда - алгоритмическое). Организационно-методическое обеспечение

Информационное обеспечение Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Техническое обеспечение Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Комплекс технических средств составляют: компьютеры любых моделей; устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; устройства передачи данных и линий связи; оргтехника и устройства автоматического съема информации; эксплуатационные материалы и др. К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения - централизованная и частично или полностью децентрализованная. Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших компьютеров и вычислительных центров. Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Математическое и программное обеспечение Математическое и программное обеспечение - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: средства моделирования процессов управления; типовые алгоритмы управления; методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация

Организационное обеспечение Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации; подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование эффективности; разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Функциональные подсистемы Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также её основные цели, задачи и функции.

База данных. Основные понятия База данных (БД) - совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти компьютера и отражающих состояние объектов и их отношений Централизованная БД - это размещенная в виде единого информационного массива (совокупность однородных записей, наборов сведений, рассматриваемых как единое целое, хранящихся, как правило, во внешней памяти ЭВМ) на одном или нескольких носителях в одной ЭВМ. Распределенная БД - это совокупность баз данных, физически распределенная по взаимосвязанным ресурсам вычислительной системы и доступная для совместного использования в различных приложениях.

Классификация БД по модели данных: Иерархическая модель базы данных состоит из объектов с указателями от родительских объектов к потомкам, соединяя вместе связанную информацию. Иерархические БД могут быть представлены как дерево, состоящее из объектов различных уровней. Верхний уровень занимает один объект, второй - объекты второго уровня и т.д.; Сетевая модель базы данных подобна иерархической, за исключением того, что в ней имеются указатели в обоих направлениях, которые соединяют родственную информацию; Реляционная модель - «реляционный» от англ. Relation (отношение), ориентирована на организацию данных в виде двумерных таблиц, называемых еще реляционными таблицами. Информация, введенная в одну таблицу, может быть связана с одной или несколькими записями другой таблицы.

Свойства БД 1. Восстанавливаемость - возможность восстановления базы данных после сбоя системы (проверка наличия файлов, дублирование базы данных). 2. Безопасность - предполагает защиту данных от преднамеренного и непреднамеренного доступа, защита от копирования, запрещение несанкционированного доступа. 3. Целостность. В каждый момент времени существования базы данных сведения, содержащиеся в ней, должны быть полными, непротиворечивыми и адекватно отражающими предметную область. В этом и заключается её целостность. 4. Эффективность - минимальное время реакции на запрос пользователя.

Система управление базами данных (СУБД) Системы управления базами данных (СУБД) - комплекс программных средств, предназначенных для создания структуры новой базы, наполнения её содержанием, редактирования содержимого и визуализации информации. Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных в соответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующая выдача на устройство вывода или передача по каналам связи Основные функции СУБД: управление данными во внешней памяти (на дисках); управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша; журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных СУБД после сбоев; поддержка языков баз данных.

Преимущества использования БД Компактность. Информация хранится в БД, нет необходимости хранить многотомные бумажные картотеки Скорость. Скорость обработки информации (поиск, внесение изменений) компьютером намного выше ручной обработки Низкие трудозатраты. Нет необходимости в утомительной ручной работе над данными Применимость. Всегда доступна свежая информация