Дошкольник как субъект и объект образовательного процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дошкольник как субъект и объект образовательного процесса Романычева Н.В., Ст.преподаватель кафедры РРМВ.
Advertisements

Ребенок- дошкольник объект и субъект воспитания и обучения.
«Дошкольник как субъект деятельности. Установление субъект субъектных отношений» Подготовила: старший воспитатель Клюкович Е.С. МБДОУ «ДСОВ 75» г. Братск,
ФГОС Что это такое? 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования должен обеспечивать: -единство образовательного пространства.
ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕРЕЗКА» Выполнила студентка группы Д 2351 У Сафиуллина Зухра.
Ребенок - субъект и объект отношений Автор – Пестерникова И.М.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Особенности восприятия социальной действительности мальчиками и девочками Выполнила Саенко М.А.
«Культурная практика как форма работы с дошкольниками в условиях ФГОС ДО»
ПРОЕКТ Дошколёнок- счастливый ребенок на основе проекта ФГОС дошкольного образования (основные качественные показатели будущего стандарта)
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО». Какие требования включает в себя ФГОС ДО? Требования к результатам освоения ООП ДО Требования к содержанию ООП ДО Требования.
По материалам вебинара Автор: Родина Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Старший воспитатель: Смирнова Лилиан Петровна Департамент образования города Москвы Юго-Западное окружное управление образования Государственное бюджетное.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.»
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
Презентация Основной образовательной программы (ООП) в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Транксрипт:

Дошкольник как субъект и объект образовательного процесса

Основные определения Субъект (философ) - носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта). Субъект (психол) - активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект.

СУБЪЕКТ Латинское – subjectus (лежащий снизу, находящийся в основе). Слово «субъект» начинает употребляться в русском литературном языке с конца XVIII в. Слово заимствовано из французского, где subject восходит к латинскому subjectus от subjecere (бросать на себя, обращать в себя). В современном русском языке субъект: 1. Носитель предметно-практической деятельности; индивид или социальная группа, источник активности, направленной на объект; 2. Физическое или юридическое лицо или лица.

Обьектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школую

Фундаментальным положением в современной отечественной педагогике является то, то ребенок, как личность, это не только объект педагогического воздействия, но и субъект – активно действующее лицо воспитательно- образовательного процесса.

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ отношения субъекта к окружающему его миру людей и вещей, основанные на восприятии реальных или воображаемых объектов и возможных способов взаимодействия с ними

Субъект учебной деятельности Критериями того, что ребенок выступают именно как субъекты учебной деятельности, а не какой-либо иной (например, общения с педагогом), являются: 1. умение (или способность) отделять известное от неизвестного, определять наличие или отсутствие средств и способов действия в новой ситуации (действие оценки); 2. поиск способа решения новой задачи.

Личность ребенка формируют по следующему алгоритму: включая его в разнообразные значимые для него виды детской деятельности стимулируя активную самостоятельную работу ребенка активизируя потребность в самоизменении.

Процессуальная сторона субъектности (откуда берется?) Сначала – это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя с правилами культуры и социальной жизни. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно приобретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учиться планировать свои действия.

Основные качества, обеспечивающие проявление субъектного начала Самостоятельность Ответственность Инициативность Активность Коммуникабельность Эмпатийность (способность к сопереживанию)

Условно ступенчатое восхождение ребенка к осознанию себя (по Н.Е. Щурковой) : свободно выражаю своё «Я»; вступаю в диалог с другим «Я»; предвижу последствия своих действий; произвожу свободный выбор; оцениваю результат, планирую новый.

Современная типология видов детской деятельности Игровая Двигательная Коммуникативная Элементарная трудовая Познавательно-исследовательская Изобразительная Музыкальная Конструирование из различных материалов Восприятие художественной литературы

Учеными отмечается целый ряд психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся уже в дошкольном возрасте (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, Д.В. Колесов, И.С. Кон, B.C. Мухина, Т.А. Репина, Т.П.Хризман и др.).

В книге психотерапевта А.И.Захарова «Как предупредить отклонения в поведении ребенка», М., 1993 дается описание двух разных миров: мальчиков и девочек. смотрим таблицу Еремеева В.Д., Хризман Т.П.Мальчики и девочки - два разных мира.

девочка мальчик 1. Чаще проявляют эмпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку 2. Большая гибкость при адаптации к новым условиям 3. Вышесопротивляемость стрессовым ситуациям 1. Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы 2. Быстро снимают эмоциональную напряженность 3. Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную деятельность Быстрее реагируют на мимику, жесты, позу и т.д. Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого. II. Различия, интересы и предпочтения в играх, рисунках, музыке Бытовая тематика игр («семья»,Игры военно-героической тематики. «больница», «магазин», «д /сад» Игры на приключенческую тематику. Игры подвижные с малой и Игры подвижные с высокой средней степенью подвижности.степенью двигательной активности

девочка мальчик Изображает людей, природу. Рисуют технику, машины. Рисунки с элементами декоративности Рисунки наполнены действиями движениями. Тщательно прорисовывают детали костюма, прически. Рисунки схематичны Любят лирические, спокойные мелодии Любят маршевую, бодрую музыку III. Познавательно –поисковая деятельность 1.. Лучше выполняют задачи типовые, шаблонно 1. Любят решать нестандартные задания, выдвигают новые идеи 2. Тщательно, качественно, аккуратно выполняют задания 2. Неинтересно делать одно и то же. исполнительская часть оформления задания невелика

Вывод: Субъектно - объектные отношения человека – это прежде всего его внутренние отношения, формирование которых осуществляется под воздействием соответствующих способов восприятия мира, возникающих в раннем детстве и дающих знать о себе в жизни взрослых людей.

Спасибо за внимание!