Выполнил: студент 3077 группы Егизбаев С.С. Проверил: преподаватель кафедры Жанайдарова Г. У. Караганда 2016.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция на тему: Кафедра гистологии Карагандинского государственного медицинского университета Общая морфофункциональная характеристика органов дыхательной.
Advertisements

Карагандинский Государственный Медицинский университет Кафедра гистологии СРС На тему: «Особенности исследования ДС у детей. Гистология респираторного.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «УФИМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Особенности исследования дыхательной системы.
СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. План лекции 1. Слагаемые части и органы дыхательной системы, ее функциональное значение. 2. Развитие дыхательной системы. 3.
Это система альвеол, локализующихся в стенках респираторных бронхиол, альвеолярных ходов и мешочков. В устье альвеол имеются гладкомышечные клетки
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СРС НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ» Выполнила: Аманжолова А.Г О.М. Проверила:
СРС на тему: Особенности строения органов дыхания у новорожденных детей Выполнила: студентка гр.Кабдeш Г.Ж. Караганда 2017 г.
Анатомо-физиологические особенности ССС у детей Выполнила: студентка 416 группы педиатрического факультета Кузнецова Е. В. Нижний Новгород 2016.
Кафедра:Гистологии Дисциплина:Общая медицина Тема : Гистофункциональная характеристика желчного пузыря и желчевыводящих путей.
Значение дыхания. Органы дыхания Значение дыхания. Органы дыхания.
Бронхиальное дерево Бронхиальное дерево. Содержание 1 Органы дыхания 2 Верхние дыхательные пути 3 Нижние дыхательные пути 4 Легкие 5 Бронхиальное дерево.
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Основные термины и определения: Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление.
Дыхание. Органы дыхания.
АОУ СПО ТО «Тюменский медицинский колледж» подготовила: преподаватель общей и клинической патологии Анкушева Л.П.
Подготовила учащаяся 9«Б» класс Пишнеха Кристина.
1 Система органов дыхания человека Урок биологии в 9 классе.
Л е г к и е. Лёгкие (лат. pulmo, греч. pneumon) органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных,
ДЫХАНИЕ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ: без пищи – несколько месяцев, без воды – до 10 дней, без воздуха –несколько минут. ПОЧЕМУ?
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Выполнила ученица 8 класса «А» школы 10 Рыбас Валерия. Выполнила ученица 8 класса «А» школы 10 Рыбас Валерия.
Воздух – это пастбище жизни. Гиппократ. Тема урока : «Органы дыхания: строение и функции.»
Транксрипт:

Выполнил: студент 3077 группы Егизбаев С.С. Проверил: преподаватель кафедры Жанайдарова Г. У. Караганда 2016

1. Введение 2. Гистологическое строение респираторного отдела лёгких 3. Возрастные изменения респираторного отдела лёгких 4. Анатомо-физиологические особенности 5. Особенности исследования ДС у детей 6. Заключение 7. Список используемой литературы

Дыхательная система объединяет группу органов выполняющих функцию дыхания - насыщение крови кислородом и удаление из нее углекислого газа и ряд не дыхательных функций. Состоит из полости носа, носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Цель срс рассказать о строении органов данной системы и некоторых возрастных особенностях связанных с её изучением. Актуальность этой темы не может быть оспорена и не может иметь ограниченного срока, т.к. не зная нормы нельзя говорить о патологии…

Как упоминалось ранее на других дисциплинах, терминальные бронхиолы последовательно делятся на респираторные бронхиолы 1, 2-го и 3-го порядка. Последние образуют расширения преддверия, от которых отходят альвеолярные ходы числом от 3 до 17 (чаще 7 8). Они ветвятся от 1 до 4 раз и заканчиваются слепо альвеолярными мешками. На уровне бронхиол заканчивается кровоснабжение по системе бронхиальных артерий. В более дистальных отделах циркуляция осуществляется только по системе легочной артерии.

Рис: Модель легочной дольки при 32- кратном увеличении. 1 ветвь легочной артерии; 2 слизистая оболочка бронха; 3 мелкий бронх; 4 нерв; 5 ветвь бронхиальной артерии; 6 фиброзная оболочка бронха; 7 гладкие мышцы бронха; 8 хрящевые пластинки; 9 бронхиальные железы; 10 эластическая сеть слизистой оболочки бронха; 11 бронхиальные вены; 12 бронхиолы; 13 сеть эластических волокон; 14 сеть гладкомышечных пучков; 15 респираторный бронхиол; 16 эластическая сеть альвеолы; 17 альвеолярные мешки; 18 альвеолярный ход; 19 меж альвеолярные перегородки; 20 альвеолы; 21 сообщение альвеолярного мешка с альвеолярным ходом; 22 3 слоя плевры (с эластической сетью); 23 капиллярная сеть в альвеолярных стенках; 24 разрез соседней дольки; 25 ветвь легочной вены.

В качестве структурной единицы респираторных отделов выделяют ацинус. Наиболее распространено понятие об ацинусе как о совокупности разветвлений терминальной бронхиолы. Однако существуют и другие мнения. Так, А. Г. Эйнгорн (1951, 1956) полагает, что началом ацинуса следует считать преддверие. По данным Andre-Bougaran, и соавторов, в эпителиальной выстилке терминальных бронхиол часть реснитчатых клеток утрачивает реснички и появляются островки клеток альвеолярного эпителия (мембранозных пневмоцитов).

В эпителии респираторных бронхиол 1- 3-го порядка количество реснитчатых клеток прогрессивно убывает. Увеличивается число клеток Клара и кубических клеток, которые авторы рассматривают как промежуточную форму между реснитчатыми клетками и клетками Клара. В респираторных бронхиолах первого порядка альвеолы составляют около 1/3 площади стенки, второго порядка 1/2 и третьего 1/3.

Рис.: Схема отношения диаметров бронха и бронхиол к диаметру сопровождающих ветвей легочной артерии (обозначено дробью) и соотношения между двумя типами эпителия в респираторных бронхиолах. 1 бронх; II бронхиолы; а терминальная; б респираторные первого, второго и третьего порядка.

Строение и морфометрия респираторного отдела детально описаны А. Г. Эйнгорном (1951, 1956). По его данным, бронхиолы всех порядков имеют почти одинаковый диаметр, в среднем около мкм, но сопровождающие их артерии сужаются (рис. 7). Длина терминальных бронхиол у взрослых в среднем около 1200 мкм (от 600 до 2000 мкм), респираторных бронхиол первого порядка 950 мкм, второго 800 мкм, третьего 500 мкм. Преддверия вдвое шире бронхиол от 360 до 1400 мкм, в среднем 735 мкм. Длина альвеолярных ходов в среднем 1300 мкм (от 450 до 2400 мкм), ширина 350 мкм (от 180 до 360 мкм).

Стенки альвеолярных ходов состоят из альвеол числом от 21 до 170, в среднем около 80. Диаметр альвеол 185 мкм, глубина 135 мкм, отношение глубины к диаметру у взрослых составляет около 2/33/4, у детей и стариков меньше. Альвеолы, которые открываются непосредственно в респираторные бронхиолы, отличаются меньшей глубиной (менее 1/2 диаметра). Всего в легких взрослого человека, по А. Г. Эйнгорну, содержится около 500 млн. альвеол общей площадью около 40 м 2. По данным Weibel (1970), общее число альвеол составляет около 300 млн., а площадь альвеолярной поверхности 7080 м 2. Стенка альвеолы, по современным представлениям, состоит из непрерывной эпителиальной выстилки, септального пространства и кровеносных капилляров.

В составе альвеолярного эпителия различают 3 типа клеток. Пневмоциты 1-го типа (малые альвеолярные клетки) участвуют в образовании аэрогематического барьера и характеризуются длинными цитоплазматическими отростками (вуалями) толщиной около 0,1 мкм и менее. Пневмоциты 2-го типа (большие альвеолярные клетки) крупнее первых. Их особенностью является содержание в цитоплазме ламеллярных осмиофильных телец, которые, по наблюдениям одних авторов, происходят из митохондрий, по мнению других из мультивезикулярных телец аппарата Гольджи. Ламеллярные тельца содержат фосфолипиды и участвуют в выработке сурфактанта комплекса липопротеидов, понижающих поверхностное натяжение. Сурфактант образует пленку толщиной около 0,05 мкм на поверхности эпителиальной выстилки альвеол. Пневмоциты 3-г о типа, описанные Meyrick и Reid (1968) под названием щеточных клеток (brush cells), отличаются наличием коротких ворсинок на свободной поверхности. Авторы полагают, что эти клетки осуществляют функцию всасывания жидкости, концентрации сурфактанта либо хеморецепции.

Под эпителием расположена гомогенная базальная мембрана толщиной от 75 до 250 нм. Кровеносные капилляры находятся и толще альвеолярных стенок и состоят из эндотелия, под которым также обнаруживается базальная мембрана. Пространство неравномерной ширины, ограниченное субэпителиальной и субэндотелиальной мембранами, называютсептальным пространством, а находящиеся в нем клетки (в норме немногочисленные гистиоциты и фибробласты) септальным и клетками. Септальное пространство содержит основное вещество, тонкие ретикулиновые, коллагеновые и эластические волокна, иногда также единичные гладкомышечные волокна.

Вокруг устьев альвеол в так называемых замыкательных пластинках отмечается сгущение эластических и коллагеновых волокон и регулярно встречаются гладкие мышцы. Однако И.К. Есипова и соавторы (1974) смогли обнаружить мышцы лишь в замыкательных структурах респираторных бронхиол 1-го и 2-го порядка, но далее к периферии их не находили. Между альвеолами одного, реже разных, расположенных но соседству альвеолярных ходов встречаются поры Кона отверстия диаметром около 510 мкм, способствующие коллатеральному дыханию; у маленьких детей они не обнаружены. Возможность превращения клеток альвеолярного эпителия в свободные макрофаги представляется сомнительной, хотя и остается дискутабельной. Исследования Bowden и соавторы (1969) свидетельствуют против такого превращения.

В постнатальном периоде дыхательная система претерпевает большие изменения, связанные с началом выполнения газообменной и других функций после перевязки пуповины новорожденного. В детском и юношеском возрасте прогрессивно увеличиваются дыхательная поверхность легких, эластические волокна в строме органа, особенно при физической нагрузке (спорт, физический труд). Общее количество легочных альвеол у человека в юношеском и молодом возрасте увеличивается примерно в 10 раз. Соответственно изменяется и площадь дыхательной поверхности. Однако относительная величина респираторной поверхности с возрастом уменьшается. После 5060 лет происходят разрастание соединительнотканной стромы легкого, отложение солей в стенке бронхов, особенно прикорневых. Все это приводит к ограничению экскурсии легких и уменьшению основной газообменной функции.

Все дыхательные пути у ребенка имеют значительно меньшие размеры и более узкие просветы, чем у взрослого. Особенностями их морфологического строения у детей первых лет жизни являются: 1) тонкая, нежная, легкоранимая сухая слизистая оболочка с недостаточным развитием желез, со сниженной продукцией секреторного иммуноглобулина A (SIgA) и недостаточностью сурфактанта; 2) богатая васкуляризация подслизистого слоя, представленного преимущественно рыхлой клетчаткой и содержащего мало эластических и соединительнотканных элементов; 3) мягкость и податливость хрящевого каркаса нижних отделов дыхательных путей, отсутствие в них и в легких эластической ткани. Это снижает барьерную функцию слизистой оболочки, способствует более легкому проникновению инфекционного агента.в кровеносное русло, а также создает предпосылки к сужению дыхательных путей вследствие быстро возникающего отека или сдавления податливых дыхательных трубок извне (вилочковой железой, аномально расположенными сосудами, увеличенными трахеобронхиальными лимфатическими узлами).

БРОНХИАЛЬНОЕ ДЕРЕВО К моменту рождения бронхиальное дерево сформировано. С ростом ребенка число ветвей и их распределение в легочной ткани не меняются. Размеры бронхов интенсивно увеличиваются на первом году жизни и в пубертатном периоде. Их основу также составляют хрящевые полукольца в раннем детстве, не имеющие замыкающей эластической пластинки и соединенные фиброзной перепонкой, содержащей мышечные волокна. Хрящи бронхов очень эластичные, мягкие, пружинят и легко смещаются. Правый главный бронх является обычно почти прямым продолжением трахеи, поэтому именно в нем чаще обнаруживаются инородные тела. Бронхи, как и трахея, выстланы многорядным цилиндрическим эпителием, мерцательный аппарат которого формируется уже после рождения ребенка. Гиперемия и отечность слизистой оболочки бронхов, воспалительное ее набухание значительно сужают просвет бронхов, вплоть до полной их обтурации. Из-за увеличения толщины подслизистого слоя и слизистой оболочки на 1 мм суммарная площадь просвета бронхов новорожденного уменьшается на 75 % (у взрослого - на 19%). Активная моторика бронхов недостаточна из-за слабого развития мышц и мерцательного эпителия. Незаконченная миелинизация блуждающего нерва и недоразвитие дыхательной мускулатуры способствуют слабости кашлевого толчка у маленького ребенка; скапливающаяся в бронхиальном дереве инфицированная слизь закупоривает просветы мелких бронхов, способствует ателектазированию и инфицированию легочной ткани. Как следует из изложенного, основной функциональной особенностью бронхиального дерева маленького ребенка является недостаточное выполнение дренажной, очистительной функции.

ЛЕГКИЕ У ребенка, как и у взрослых, легкие имеют сегментарное строение. Сегменты отделены друг от друга узкими бороздками и прослойками соединительной ткани (дольчатое легкое). Основной структурной единицей является ацинус, но терминальные его бронхиолы заканчиваются не гроздью альвеол, как у взрослого, а мешочком (sacculus). Из краев последнего постепенно формируются новые альвеолы, число которых у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого. Увеличивается диаметр каждой альвеолы (0,05 мм у новорожденного, 0,12 мм в лет, 0,17 мм к 15 годам). Параллельно нарастает жизненная емкость легких. Межуточная ткань в легком ребенка рыхлая,_богата сосудами, клетчаткой,_содержит очень мало соединительнотканных и эластических волокон. В_связи с этим легкие ребенка первых лёт жизни более полнокровны и менее воздушны, чем у взрослого. Недоразвитие эластического каркаса легких способствует как возникновению эмфиземы, так и ателектазированию легочной ткани. Ателектазы особенно часто возникают в задненижних отделах легких, где постоянно наблюдаются гиповентиляция и застой крови из-за вынужденного горизонтального положения маленького ребенка (преимущественно на спине). Склонность к ателектазу усиливается из-за дефицита сурфактанта, пленки, регулирующей поверхностное альвеолярное натяжение и вырабатываемой альвеолярными макрофагами. Именно этот дефицит является причиной недостаточного расправления легких у недоношенных после рождения (физиологический ателектаз).

1. Самусев Р.П. Атлас по цитологии, гистологии и эмбриологии. : учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведенгий / Р.П. Самусев, Г.И. Пупышева, А.В. Смирнов. Под ред. Р.П. Самусева. – М. : Изд. Дом «ОНИКС21 век» : Изд. «Мир и образование», Гистология. Под ред. Э.Г. Улумбекова. 2-е изд. – М. : ГЭОТАР-Медиа, Кузнецов С.Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии. – М. : МИА, Гистология. Учебник для студентов мед. Вузов. Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. 5-е изд. – М. : Медицина, html html 5. html