Лекции по бухгалтерскому учету. Содержание Основы бухгалтерского учета. 1.1 Бухгалтерский учет, его сущность, уели и задачи. 1.2 Система нормативного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации «Понятие о бухгалтерских документах, их роль и значение».
Advertisements

Учетные объекты, не имеющие физической сущности, используемые в производстве продукции либо для управленческих нужд в течение длительного времени, переносящие.
Бухгалтерский учет, его сущность и задачи Преподаватель: Спесивцева Анна Леонидовна.
ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Хозяйственная деятельность организации (по ФЗ «О бухгалтерском учете») Совокупность материальных и денежных ценностей,
Выполнили студентки группы Болдырева Ю.В., Белаусова С.Н.
Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Нижегородский.
Метод бухгалтерского учета и содержание его основных элементов.
Тема 1. Понятие бухгалтерского учета, его виды и место в системе хозяйственного учета. 1. Понятие хозяйственного учета, его виды. Измерители, применяемые.
Тема СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА. В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налогооблагаемой.
Предназначен для отражения и контроля конкретного объекта учета ПОНЯТИЕ О СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ИХ СТРОЕНИЕ Счет - способ группировки и текущего.
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Предмет бухгалтерского учета - в обобщенном виде хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов.
Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Используемые виды дидактического материала на уроках бухгалтерского учета Дидактическийматериал.
Подготовила : Попова С. 14 БУ. Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим.
Хозяйственный учёт представляет собой систему количественного отражения и качественной характеристики экономических явлений и процессов с целью контроля.
Тема 1. Основы организации финансового учета на предприятии.
Анализ источников формирования капитала. Основными источниками информации для анализа формирования и размещения капитала предприятия служат отчетный бухгалтерский.
В СООТВЕТСТВИИ С ПБУ 5/01 «УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ» ПРИНИМАЮТСЯ АКТИВЫ: используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве.
Тема 21 Аудит учета продаж готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг)
1 Лекция 4. Бухгалтерский баланс Ст. преподаватель кафедры «О, У и А» Абдуллин Рустем Жомартович Вопросы: 1.Структура и содержание бухгалтерского баланса.
Анализ финансовой отчетности предприятия. Платежеспособность предприятия определяется его возможностью и способностью своевременно погашать свои внешние.
Транксрипт:

Лекции по бухгалтерскому учету

Содержание Основы бухгалтерского учета. 1.1 Бухгалтерский учет, его сущность, уели и задачи. 1.2 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета. 1.3 Принципы и правила ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Счета бухгалтерского учета и двойная запись. Документирование и документооборот организации. Инвентаризация имущества и обязательств организации. Оценка.Калькулирование. 1.4 Организация бухгалтерского учета в организациях. Общие вопросы организации бухгалтерского учета. Учетная политика организации. Формы бухгалтерского учета Основные нормативные документы по основам бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет, его сущность, цели и задачи Тема 1.1

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязывает всех юридических лиц, находящихся на территории РФ, ввести бухгалтерский учет. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведение или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанность, быть истцом и ответчиком в суде. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета (кроме которых ведутся в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете). Организация и индивидуальные предприниматели, принимающие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Организации могут быть коммерческими (схема 1) и некоммерческими (схема 2).

Коммерческие организации Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества Производственные кооперативы Государственные и муниципальные унитарные предприятия Полное товарищество Товарищество на вере (коммандитное) Акционерное общество Общество с Ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью открытое закрытое Схема 1 Организационные формы коммерческих организаций

Некоммерческие организации Потребительские кооперативы Общественные и религиозные Организации (объединения) Благотворительные и иные фонды Учреждения Схема 2 Организационные формы некоммерческих организаций Бухгалтерский учет организации ведут с момента их создания. Моментом создания организации считается дата его государственной регистрации. Сущность бухгалтерского учета определяется Законом «О бухгалтерском учете». Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

имущество организации s нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства; права требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность); обязанность по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность); собственные источники формирования имущества организации – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды, прибыль; хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и обязательствах организации. Объекты бухгалтерского учета отражены на схеме 3. Хозяйственные операции могут совершаться; между объектами учета внутри организации; между организацией и сторонними организациями и физическими лицами. Объектами бухгалтерского учета являются:

Схема 3 Объекты бухгалтерского учета ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Имущество Собственный капитал Обязательства Основные средства Нематериальные активы Материальные запасы Готовая продукция Незавершенное производства Дебиторская задолженность Финансовые вложения Целевое финансирование Прибыль (убытки) Резервный капитал Добавочный капитал Уставный капитал Кредиторская задолженность

Основными задачами бухгалтерского учета являются: Формирование полной и достоверной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, о деятельности организации и её имуществом положении; Обеспечение информации пользователей для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами 4 Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета Тема 1.2

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации состоит из нескольких уровней Законодательный уровень представлен федеральным законом, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях. Документами этого уровня являются: Федеральные законы «Об бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и другие. Нормативный уровень составляют положения (стандарты) о бухгалтерскому учету, в которых излагается принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ, Положения по бухгалтерскому учету: «Учетная политика предприятия (ПБУ 1/98), «Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99) и другие. Методический уровень образуют инструкции, рекомендации и т.п. методические указания по введению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, рекомендации по заполнению форм бухгалтерской отчетности, метод. указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации и другие.

Принципы и правила введения бухгалтерского учета Тема 1.3

Элементами данной системы являются: В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» в РФ применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах Документирование и инвентаризация (способы первичного наблюдения); Оценка и калькуляция (способы стоимостного измерения); Счета бухгалтерского учета и двойная запись (способы текущей группировки); Баланс и отчетность (способы итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности); Совокупность указанных элементов составляют метод бухгалтерского учета. При выборе способов ведения бухгалтерского учета в организации руководствуется следующие основными допущениями и требованиями (принципами). К допущенным относятся: 1) имущественная обособленность организации; 2) непрерывность деятельности организации; 3) Последовательность применения учетной политики; 4) Временная определенность фактов хозяйственной деятельности;

К формирования учетной политики предъявляются следующие требования 1) Полноты; 2) Своевременность; 3) Осмотрительность; 4) Приоритета содержания перед формой; 5) Непротиворечивости; 6) Рациональности Порядок формирования учетной политики организации приведен в теме 1.4.

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках Бухгалтерский баланс – это способ обобщения отражения и группировки в денежной оценке имущества и обязательств организации на определенную дату. Баланс является отчетным документом и составляется на последний календарный день отчетного периода. Бухгалтерский баланс включает в себя две части, одна из которых называется активом, а другая – пассивом. Активы – это то, чем организация владеет. В активе баланса отражается имущество и обязательства организации. Имущество и обязательства организации включают в себя основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, финансовые вложения, материально производственные запасы, денежные средства, дебиторскую задолженность. Пассив – это то, что организация должна. В пассиве баланса показывается источники имущества и обязательств организации. Источники имущества и обязательств включают в себя собственное имущество и обязательства организации (уставный капитал, добавочный капитал, и др.) и заемные имущество и обязательства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банка, другие заемные средства, кредиторскую задолженность).

Т.О. пассивы показывают, сколько средств было получено организацией, активы – как организация использовала полученные средства, во что она их вложила. Статьей баланса называется каждая позиция (строка) актива и пассива. Итоги актива и пассива баланса равны между собой. Итог баланса носит название «валюта баланса» Содержание баланса организации установлено Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (4/99). Конкретная форма баланса организации рекомендована приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. 67 н. Образец баланса смотри таблицу 1.

Бухгалтерский баланс Таблица 1. АКТИВ Код показателя На начало отчетного года На конец отчетного период а 1234 I. Внеоборотные активы Нематериальные активы 110 Основные средства 120 Незавершенное строительство 130 Доходные вложения в материальные ценности 135 Долгосрочные финансовые вложения 140 Отложенные налоговые активы 145 Прочие внеоборотные активы 150 Итого по разделу I190

II. Оборотные активы Запасы 210 в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 животные на выращивании и откорме 212 затраты в незавершенном производстве 213 готовая продукция и товары для перепродажи 214 товары отгруженные 215 расходы будущих периодов 216 прочие запасы и затраты 217 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 в том числе: покупатели и заказчики 231

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 в том числе: покупатели и заказчики 241 Краткосрочные финансовые вложения 250 Денежные средства 260 Прочие оборотные активы 270 Итого по разделу II290 БАЛАНС 300

ПАССИВ Код строки На начало отчетного года На конец отчетного периода 1234 III. Капитал и резервы Уставный капитал 410 Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 Добавочный капитал 420 Резервный капитал 430 в том числе: резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством 431 резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)470 Итого по разделу III490

IV. Долгосрочные обязательства Займы и кредиты 510 Отложенные налоговые обязательства 515 Прочие долгосрочные обязательства 520 Итого по разделу IV590 V. Краткосрочные обязательства Займы и кредиты 610 Кредиторская задолженность 620 в том числе: поставщики и подрядчики 621 задолженность перед персоналом организации 622 задолженность перед государственными внебюджетными фондами 623 задолженность по налогам и сборам 624 прочие кредиторы 625 Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов 630 Доходы будущих периодов 640 Резервы предстоящих расходов 650 Прочие краткосрочные обязательства 660 Итого по разделу V690 БАЛАНС 700

СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ Арендованные основные средства 910 в том числе по лизингу 911 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение 920 Товары, принятые на комиссию 930 Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов 940 Обеспечения обязательств и платежей полученные 950 Обеспечения обязательств и платежей выданные 960 Износ жилищного фонда 970 Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов 980 Нематериальные активы, полученные в пользование 990

Отчет о прибылях и убытках. Отчет о прибылях и убытках характеризует финансовые результаты деятельности организации (счет «Прибыли и убытки») за отчетный период. Отчет о прибылях и убытках содержит следующие показатели. I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности: - выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей); - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; - коммерческие расходы; - управленческие расходы; II. Операционные доходы и расходы: - проценты к получению; - проценты к уплате; - доходы от участия в других организациях; - прочие операционные доходы; - прочие операционные расходы;

III. Внереализационные доходы и расходы: - внереализационные доходы; - внереализационные расходы; - налог на прибыль и иные аналогичные обязательства платежи; IV. Чрезвычайные доходы и расходы: - чрезвычайные доходы; - чрезвычайные расходы;

Счета бухгалтерского учета и двойная запись – это способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах организации. Счета бухгалтерского учета – это способ группировки и текущего отражения изменений, происходящих в имуществе и обязательствах организации. Счета позволяют получать сведения о движении имущества и обязательств для управления хозяйственными процессами и осуществления контроля. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерители, а в необходимых случаях – в натуральном – и трудовом измерители. Все изменения, происходящие с имуществом и обязательствами, предоставляют собой либо их увеличение, либо уменьшение. С целью раздельного учета увеличения и уменьшения объекта учета делится на две части: левая – дебет (Дт); правая – кредит (Кт). Физический счет представляет собой двустороннюю таблицу (карточка, книга, свободный лист). Д-т Номер и наименование счета К-т

Счет бухгалтерского учета отличаются по разным признакам По связи с балансом По назначению структуре Балансовые счета Забалансовые счета Счета имущества и обязательств Счета хозяйственных процессов и их результатов Основные Регулирующие Операционные Финансово- результативные

Балансовые счета – учитывают наличие и движение имущества и обязательств организации. Забалансовые счета – учитывают имущество, не принадлежащие организации, но поводящееся у неё временно (счет «Арендованные основные средства»), условные права и обязанности (счет «Обеспечения обязательств и платежей выданные»), а также контролируют отдельные хозяйственные операции (счет «»Товары, принятые на комиссию»). Балансовые счета бывают : активные, активно-пассивные, бессальдовые (схема 4). Основными счетами называются потому, что в них отражается основное содержание операций по движению имущества и обязательств организации. Основные счета включают следующие их виды: - инвентарные (материальные); - денежные; - фондовые; - счета расчетов; Операционные счета предназначены для отражения отдельных хозяйственных процессов, образующих в совокупности хозяйственную деятельность организации.

Операционные счета включают следующие их виды: - собирательно – распорядительные; - калькуляционные; - отчетно–распределительные; - операционно-результатные; Финансово-результатные счета предназначены для отражения конечного результата хозяйственной деятельности организации (прибыли и убытки). Сальдо могут иметь дебетовое или кредитовое. Примеров является счет «Прибыли и убытки». В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. 94 н на территории России используется единый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации. Учетный процесс ведения счетов включает ряд процедур: открытие счетов, записи в них хозяйственных операций, закрытие счетов. При открытии счета в него записывается начальное сальдо: на активных счетах – в дебет, на пассивных – в кредит. Записи хозяйственных операций на счетах производится взаимосвязано. При регистрации хозяйственных операций на счетах каждая операция записывается в одной и той же сумме дважды: по дебету одного и кредиту другого счета. Такой принцип носит название двойной записи.

Д-т Активный счет К-т 1. Остаток на начало периода (дебетовое сальдо) 2. Операции, вызывающие увеличение (+) объекта учета 4. Остаток на конец периода (1+2-3) 3. Операции, вызывающие уменьшение (-) объекта учета Д-т Пассивный счет К-т 3. Операции, вызывающие уменьшение (-) объекта учета 1. Остаток на начало периода (кредитовое сальдо) 2. Операции, вызывающие увеличение (+) объекта учета 4. Остаток на конец периода (1+2-3) Схема 4 Структура счетов

Счета, между которыми устанавливается взаимосвязь, называется корреспондирующими. Бухгалтерская проводка – это запись наименования дебетуемого, кредитуемого счетов и суммы хозяйственных операций. Установленные в плане счетов счета бухгалтерского учета первого и второго порядка предназначены для обобщенного учета объектов и носят название синтетические счета. Они ведутся только в денежном выражении. Для оперативного управления производством и его функционирования необходимы детальные сведения о каждом объекте учета. Для этих целей в системе бухгалтерского учета параллельно с синтетическими счетами ведутся счета детального учета объектов, которые называются аналитическими счетами. На счетах бухгалтерского учета регистрируется изменения в объектах учета, которые произошли в результате хозяйственных операций. Для обобщения всех изменений в целом по организации и проверки правильности ведения учета составляется оборотные ведомости. Оборотная ведомость – это свод сальдо и оборотов по всем счетам. (смотри таблицу 2). Оборотные ведомости составляются как по синтетическим и аналитическим счетам.

Наименование счета Сальдо на ______Обороты за ______Сальдо на _______ Дебет КредитДебет КредитДебет Кредит Итого: Таблица 2 Оборотная ведомость по синтетическим счетам Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляется по данным аналитических счетов, открытых к конкретному синтетическому счету. По каждому конкретному синтетическому счету, который имеет аналитические счета, составляется отдельная оборотная ведомость по аналитическим счетам. Принципиальная схема обработки информации в системе бухгалтерского учета имеет следующий вид (схема 5)

Первичные документы Запись информации с первичных документов на синтетические счета бухгалтерского учета первого или второго порядка Запись информации с первичных документов на счета аналитического учета Составление оборотной ведомости по счетам синтетического учета Составление оборотной ведомости по счетам аналитического учета Составление баланса и отчетности

Документирование и документооборот организации Документирование – это способ оформления хозяйственных операций. Документирование хозяйственных операций определено Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете. По назначению первичные документы подразделяются на: Организационно - распорядительные Оправдательные Комбинированные Документы бухгалтерского оформления

Организационно – распорядительные документы содержат здания или разрешение на проведение операции. К ним относятся приказы, распоряжения, указания, доверенности ит.п. Состав и требования к оформлению организационно-распорядительных документов определяется Госстандартом России. Информация, содержащаяся в этих документах, не отражается в учетных регистрах. Оправдательные документы подтверждают факт совершения операции. К ним относят накладные, требования-накладные, приходные ордера, акты приемки, и т.п. Информация содержащиеся в них заносится в учетные регистры. Комбинированные документы сочетают в себе признаки разрешительных и оправдательных документов, например расходный кассовый ордер, платежная ведомость и т.п. Документы бухгалтерского оформления заполняются бухгалтером. Это различные расчеты, справки. Информация данных документов также заносится в учетные регистры. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вносится лишь по согласованию с лицами, составившими и подписанными эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием даты внесения исправлений (ошибка зачеркивается тонкой чертой, над ней надписывается правильная запись и оговаривается исправление).

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме (полнота и правильность оформления документа, заполнение реквизитов). по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей). арифметически (подсчет сумм).

Для сдачи в архив документы подбираются в хронологическом порядке, комплектуются, переплетаются и подшиваются в папки. Сдача документов в архив сопровождается справкой. Изъятие первичных документов, учетных регистров, отчетных документов у организации может производится органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании постановлений этих органов в соответствии с действующим законодательством. Изыматься могут все документы, за исключением содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Изъятие документов производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица организации, которая производит изъятие. Изъятие производится в присутствии должностных лиц организации. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу организации. В случае пропажи или гибели документов приказом руководителя организации назначается комиссия по расследованию причин пропажи или гибели, в которую при необходимости приглашаются представители следственных органов, охраны, пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, утвержденным руководителем.

Инвентаризация имущества и обязательств организации Инвентаризация – это проверка фактического наличия имущества и обязательств организации с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Инвентаризация имущества и обязательств определена Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Порядок проведения инвентаризации регламентируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Количество инвентаризации в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается руководителем организации, роме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно: при передаче имущества в аренду, выкупе, продажи, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия при смене материально ответственных лиц: перед составление годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризации которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества при реорганизации или ликвидации организации в случае стихийного бедствия или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экспериментальными условиями в других случаях предусмотренных законодательством РФ

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в которую включается представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. В состав комиссии можно включать представителей внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Инвентаризация ценностей производится по их местонахождению и по материально ответственным лицам, на хранении у которых эти ценности находятся и с которыми заключены договоры о материальной ответственности. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных по данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Полученные данные инвентаризации затем сравнивают с данными бухгалтерского учета. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. Результаты инвентаризации оформляются актами инвентаризации по формам, утвержденным приказом Госкомстата России от 18 августа 1998 г. 88, и отражается в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а при годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

Перечень форм первичной документации по учету результатов инвентаризации. ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств»; ИНВ-1 а «Инвентаризационная опись нематериальных акти­вов»; ИНВ-2 «Инвентаризационный ярлык»; ИНВ-3 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей»; ИНВ-4 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных»; ИНВ-5 «Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение»; ИНВ-6 «Акт инвентаризации товарно-материальных ценно­стей, находящихся в пути»; ИНВ-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изде­лий из них»; ИНВ-8 а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях»; ИНВ-9 «Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них»; ИНВ-10 «Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основ­ных средств»; ИНВ-11 «Акт инвентаризации расходов будущих периодов»;

ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств»; ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»; ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»; Приложение к форме ИНВ-17 «Справка к акту инвентариза­ции расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»; ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентариза­ции основных средств»; ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентариза­ции товарно- материальных ценностей»; ИНВ-22 «Приказ (постановление, распоряжение) о проведе­нии инвентаризации»; ИНВ-23 «Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации»; ИНВ-24 «Акт о контрольной проверке правильности проведе­ния инвентаризации ценностей»; ИНВ-25 «Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации»; ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвента­ризацией».

Оценка Стоимостная оценка имущественного комплекса требует приме­нения денежного измерителя для обобщения информации о разнород­ных объектах бухгалтерского учета. Реализуются эти возможности бухгалтерского учета при помощи оценки и калькуляции. Оценка это способ денежного (стоимостного) выражения акти­вов, обязательств, капитала, доходов и расходов. В зависимости от целей оценки имущественный комплекс оцени­вается по рыночной и нерыночной стоимости, т.е. стоимости, отлича­ющейся от рыночной. Рыночная стоимость есть расчетная величина, равная сумме, опре­деленной при предполагаемом переходе имущества на дату оценки в результате коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом после адекватного маркетинга; при этом предполагается, что каждая из сторон действовала компетентно, рас­четливо и без принуждения. Каждый элемент понятия рыночной стоимости имеет определенное толкование. Таким образом, рыночная стоимость это та денежная величина, которую можно получить за объект продажи, оцененный на опреде­ленную дату, если он будет продаваться на открытом рынке, при усло­вии требований, указанных в определении рыночной стоимости. Рыночная стоимость имущественного комплекса согласно стан­дартам оценочной деятельности основывается на использовании затратного метода, метода сравнения продаж и метода капитализиро­ванного дохода (дисконтированного наличного потока).

Затратный метод совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа. Метод сравнения продаж совокупность методов оценки стоимо­сти объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с анало­гичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними опирается на рыночные наблюдения, исходит из анализа рыночных оценок затрат и износа. Метод капитализации дохода, или метод дисконтированного наличного потока, совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки. Выбор метода оценки зависит от доступности информации, осо­бенностей рынка и специфики самого оцениваемого объекта. Нерыночная стоимость оценка активов, базой стоимости которых является нерыночный аспект полезности объекта продажи, с использо­ванием различных подходов, основанных на стоимости действующей организации, специальной стоимости, стоимости при вынужденной про­даже, утилизационной стоимости, чистой стоимости реализации акти­вов, амортизируемой стоимости, переоцениваемой стоимости, восста­навливаемой стоимости, справедливой (объективной) стоимости, инвестиционной стоимости, страховой стоимости, облагаемой стоимо­сти, ликвидационной стоимости, восстановительной стоимости.

Таблица 3 Оценка активов организации Вид оценки Содержание метода Стоимость действующей организации Оценка, основанная на чистой стоимости всех материальных и нематериальных активов организации за вычетом ее обязательств. При этом отдельные активы не обладают стоимостью действующей организации, т.е. стоимость действующей организации как единого целого не делится на части и не отражается в финансовой отчетно­сти. Стоимость организации при ее продаже может быть выше рыночной, если она обладает особыми правами на производство, экстраординарными контрактами, уникальными патентами и лицен­зиями, специальной рецептурой, особым «гудвиллом» и прочими нематериальными активами Специальная стоимость Оценка имущественного комплекса, дополнительно приписываемая ему в связи с его уникальным местонахождением, временно возник­шей исключительной рыночной ситуацией или в виде надбавки, которую готов заплатить покупатель, имеющий особый интерес Стоимость при вынужденной продаже Оценка, основанная на стоимости, связанной с вынужденной про­дажей из-за недостаточного периода маркетинга, отсутствия откры­тости и рекламы, вынуждающих обстоятельств

Утилизационна я стоимость Текущая оценка, основанная на стоимости, которую реально можно получить за объект собственности, полезный срок службы которого истек, за исключением земельного участка. В этом случае имущест­во оценивается не с позиции его первоначального использования, а как для распродажи «на запчасти». Утилизационная стоимость не зависит от того, что объект в современном состоянии не может быть больше полезен для использования по прежнему назначению. Он может быть перестроен, преобразован для нового такого же или совсем иного использования, разобран на запчасти для других объектов, у которых не вышел срок службы, или представлен сто­имостью лома, другого сырья для вторичной переработки Чистая сто­ имость реализа­ции активов Оценка, основанная на расчетной стоимости продажи активов при нормальном функционировании организации за вычетом издержек на продажу и оформление Амортизацион­ ная стоимость Ретроспективная, изначальная или переоцененная стоимость основ­ных активов за вычетом расчетной величины амортизации Переоцененная стоимость Оценка недвижимости, определенная оценщиком или по норматив­но установленным коэффициентам

Первоначальная стоимость Оценка по фактическим затратам на приобретение или затратам на производство актива, т.е. фактическая себестоимость Эксплуатацион­ ная стоимость Оценка актива на период эксплуатации при условии планирования досрочного выбытия, продажи объекта Дисконтирован­ ная стоимость Оценка, основанная на расчете, исходя из предполагаемых к полу­ чению от актива в будущем экономических выгод «Pro memorie» (для памяти) Условная стоимость объектов учета в связи с невозможностью объективного подхода к их оценке Восстанавливае мая стоимость Стоимость перспективной отдачи активов, которую ожидается получить от будущего их использования, включая остаточную сто­ имость продажи Справедливая (объективная) стоимость Денежная сумма, за которую может быть продано имущество или списана задолженность в результате коммерческой, компромиссной сделки между компетентными добровольными сторонами Инвестиционная стоимость Оценка собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестирования

Страховая стоимость Оценка, основанная на условиях страхового контракта или полиса Облагаемая стоимость Стоимость имущественного комплекса, используемого в качестве базы для налогообложения, рассчитанная на основе соответству­ ющих нормативных документов Ликвидационна я стоимость или стоимость при вынужденной продаже Расчетная величина стоимости имущества, которая может быть реально получена от его продажи в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга с целью определения рыночной стоимости. Продажа может быть обусловлена отсутствием доброй воли продавца и покупателя или информированностью покупателя о затруднениях продавца Эффективная стоимость Стоимость активов с точки зрения их владельца, равная большей из двух величин: потребительной стоимости активов для данного владельца и стоимости их реализации Амортизируема я стоимость Величина, которую планируется распределить за предполагаемый срок эксплуатации актива в организации Восстановитель­ ная стоимость Оценка активов, определяемая путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам или посредством пересчета

Порядок определения первоначальной стоимости (фактической себестоимости) активов, установленный перечисленными Положениями по бухгалтерскому учету, соответствует норме ПБУ 10/99. Вместе с тем следует заметить, что в п. 6.3 ПБУ 10/99 говорится об определении величины расхода, т.е. стоимости выбывающих неденежных активов. Порядок определения величины поступлений по договорам, предусмат­ривающим исполнение обязательств неденежными средствами, установ­лен п. 6.3 ПБУ 9/99, в соответствии с которым она должна определяться по стоимости полученных неденежных активов. Как видно, оценка, про­веденная по правилам, установленным ПБУ 10/99, ПБУ 6/01, ПБУ 5/01 и ПБУ 14/2000, с одной стороны, а также ПБУ 9/99 с другой, может быть разной.

Калькулирование Калькулирование – это способ исчисления в денежной форме себестоимости отдельных хозяйственных процессов и их единиц. Форму, в которой производится расчет, называют калькуляцией. При помощи калькуляции определяется себестоимость приобретенных ресурсов, производственной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Калькуляции себестоимости продукции используется в управлении производством. В планировании, учете и анализе себестоимости продукции применяется различные калькуляции. Виды калькуляции отчетные

Предварительные калькуляции составляются до момента выпуска продукции, и бывают плановыми, нормативными и др. Плановая калькуляция представляет собой расчет себестоимости единицы продукции исходя из средних норм на отчетный (год, квартал). Составление плановых калькуляций позволяет реально оценить все возможные затраты на различные виды продукции и сделать выбор наиболее рентабельных из них. Нормативная калькуляция определяет себестоимость единицы продукции по действующим технологическим нормам на определенную дату.