Системно-деятельностный подход в проектировании и проведении урока.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход: Структура современного урока Ведущие: Порошинская Л.Г. Битянова М.Р., Московской центр качества образования.
Advertisements

Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
Формирование УУД на уроках математики. Это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком.
Реализация системно- деятельностного подхода в обучении на уроках химии Исраилова Наталья Александровна, учитель химии и биологии МБОУ-СОШ 1.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Особенности современного урока. Рефлексия на уроках английского языка. Выполнила Голодникова Нина Сергеевна, учитель английского языка.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Транксрипт:

Системно-деятельностный подход в проектировании и проведении урока

ФГОС: Развитие личности на основе усвоения УУД. Суть системно-деятельностного подхода: 1)Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату; 2)Движение от цели к результату осуществляет сам ученик; 3)Учитель обеспечивает движение обучающихся к результату с помощью технологий организации деятельности

Структура деятельностного урока Начало Основная часть Итог Актуализация знаний и умений Действия по реализации плана Фиксация результата Постановка проблемы (познавательной или практической) Оценивание результата по критериям Постановка цели и определение образа результата Рефлексия Определение критериев оценки результата Определение перспективы Разработка плана достижения цели

Характеристики деятельностного урока 1)Деятельностная структура урока прозрачна и открыта 2)Самостоятельность учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает 3)Между элементами урока существуют четкие логические связи

Структура учебной деятельности 1 Постановка цели 2 Планирование 3 Выполнение действий 4 Контроль и коррекция 5 Оценивание результата 6 Рефлексия

Проектирование деятельностного урока Проблемная ситуация учебная цель

Познавательная или практическая проблема-предъявление учебной ситуации (попробуйте объяснить…, решить….) Формулировка учебной проблемы Постановка учебной цели

Важно! Тема Цель

Теории происхождения жизни на Земле Сформулировать свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни на Земле

Приемы организации этапа целеполагания: практическая проблема 1.«Выполните …» - «- Не знаем как….»- «Почему? Чего не знаем?» 2. Задание с несколькими вариантами решения- «какое правильное?» 3.«Какой большой темой занимаемся? Что уже знаем? Какой следующий шаг?» 4.«Что ты считаешь по этому поводу? Чем аргументируешь свою точку зрения?»

Познавательная проблема Известный факт-нет объяснения-как доказать Факт-гипотезы-аргументы Как это возможно? Чего мы не знаем, чтобы ответить на вопросы

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКАХ биологии 1. Использование литературных текстов, содержащих биологические ошибки или неточности. 2. Визуализация образа объекта по диктуемому тексту. 3. Рисование картины, ситуации, рассказанной педагогом. 4. Театрализация или проигрывание ситуации учащимися. 5. Демонстрация живых объектов, опыта, фрагмента фильма 6. Короткое сообщение из истории научных открытий 7. Рассказ о достижении науки

Требования к проблеме Проблема должна раскрывать основное понятие темы или конкретного урока Должна быть интересной для учащихся Не должна быть слишком легкой или слишком трудной Учащиеся должны владеть определенным запасом знаний по этому вопросу Учащиеся должны суметь путем анализа, синтеза и сравнения сделать собственное умозаключение

Этапы организации проблемной ситуации при использовании художественного текста 1. Чтение текста (вслух учителем или индивидуально) 2. Выслушивание мнений учащихся 3. Квалификация мнений 4. Выявление противоречия

Использование литературных текстов, содержащих биологические ошибки или неточности. 1. Подборка литературного текста (осуществляется с условием содержания в нем биологических объектов или явлений, содержащих ошибку или неточность их описания, которая вступает в конфликт со знаниями учащихся). 2. Прочтение текста с акцентом на неточность. 3. Выявление неточностей (выслушиваем мнения учащихся). В зависимости от содержания текста, мнений может быть одно или несколько. 4. Классификация мнений (объединяя сходные или поляризуя противоположные). 5. Формулировка конфликта

Этапы организации проблемной ситуации при визуализации образа 1. Информация педагога 2. Представление образа 3. Описание образа 4. Формулировка конфликта

Тема «Насекомые» 1. Предлагается представить мысленно некоторые объекты: стрекозу, муравья, бабочку, жука и т.д. 2. Предлагается дать описание некоторых объектов 3. Представление учителем на слайдах изображения описываемых объектов и экзотических насекомых 4. Формулировка ключевой фразы- все объекты относятся к классу насекомых. В чем противоречие?

Этапы организации проблемной ситуации при использовании живых объектов 1. Представление задания 2. Попытка выполнения 3. Затруднение 4. Формулировка конфликта

Практическая работа «Строение кольчатых червей (на примере дождевого червя» 1. Раздача оборудования и объектов 2. Раздача карточек с заданиями: -найти передний и задний конец тела; -измерить длину червя: -сосчитать количество колец; -определить спинную и брюшную сторону и т.д. 3. При попытке выполнения возникает затруднение 4. Формулировка проблемы: «Выполните …» - «- Не получается ….»- «Почему? Чего не знаем?»

Биология Проблематизация. Сегодня на уроке мы будем с вами играть в игру «Правда или Ложь». Послушайте историю: «Эта история произошла в Казани. В отделение полиции позвонил местный житель и сказал, что видел на берегу реки Казанки … крокодила. По его словам, хищник в полном одиночестве направлялся к воде. Полицейские поехали на набережную реки и действительно заметили крокодила, но не смогли его поймать - рептилия нырнула в воду и скрылась. Об этом писали в газетах, передавали в новостях по радио. Вопрос о том, откуда взялось животное на улицах города, остался без ответа. Скорее всего, кто-то из жителей завел себе экзотического «домашнего питомца», а когда тот вырос и стал прожорлив или опасен, просто выбросил его на улицу. Или крокодил убежал… Жители города, узнав о таком чуде, часто приходили на берег реки, вглядывались в воду, плавали по реке на лодках. В течение двух месяцев жители города сообщали, что им довелось видеть крокодила то на берегу, то в воде». Могло ли такое случиться, что крокодил жил в реке Казанка 2 месяца? Кто из вас верит? Поднимите,пожалуйста,руку. Кто не верит? Итак,есть разные мнения. Давайте будем разбираться. Какова же наша цель на уроке? "Выяснить, возможно ли, чтобы крокодил прожил в реке Казанка 2 месяца?"). В конце урока вы обсудите все, что узнали, и примете решение, верите вы в эту историю или нет.

Что ты уже знаешь по теме урока, а что нужно будет узнать? Для каждого вопроса обведи «знаю» или «нужно узнать»: 1 Как называется река? Знаю Нужно узнать 2Кто такие «крокодилы»Знаю Нужно узнать 3 Какие условия нужны крокодилам для выживания? Знаю Нужно узнать 4 Живут ли крокодилы в России в дикой природе? Знаю Нужно узнать 5Есть ли условия для жизни крокодила в реке Казанка? Знаю Нужно узнать

От проблемы к цели Проблемацель Не знаю, как решить Вывести новый способ решения Не могу объяснить, как это произошло Установить закономерность, определить причину/следствие Не знаю, как называется Освоить новое понятие, научиться определять Не знаю, какая версия верна Проверить гипотезу Не знаю, как аргументировать Найти факты, подтверждающие точку зрения Нет того продукта, который мне нужен Создать новый продукт

ЦЕЛЬ БЕЗ ПЛАНА - ЭТО ПРОСТО МЕЧТА

Модели плана деятельности учащихся: Поиск новой закономерности (способа) урок получения нового знания 1. Вывести новое правило (способ) 2. Освоить новый способ действия 3. Установить границы способа 4. Применить для решения проблемной задачи

Модели плана деятельности учащихся: применение известной закономерности (способа)-урок закрепления 1. Определить затруднения в применении способа 2. Тренировка в применении для решения нестандартных задач. Перенос способа в другую сферу 3. Проверить свой уровень владения способом

Модели плана деятельности учащихся: освоение нового понятия- урок нового знания 1. Изучение новых понятий 2. Установление связей между понятиями 3. Применение нового знания для ответа на проблемный вопрос

Урок нового знания«Выведение закономерности (закона)» 1. Выдвинуть предположения (гипотезы) 2. Подобрать методы проверки гипотез 3. Проверить гипотезы, выбрать обоснованную 4. Применить новое знание для ответа на проблемный вопрос

Цель: Научиться решать разные типы задач по моногибридному скрещиванию 1. Вспомнить алгоритм решения типовых задач. 2. Закрепить его на тренировочных упражнениях. 3. Проверить, что получилось после тренировки. 4. Подвести итоги. 5. Определить, над чем работать дальше.

Составь план действий: зачеркни лишнее и укажи цифрами правильный порядок: Узнать, в каких условиях живут крокодилы Изучить, какие условия в реке Казанка Сделать вывод Сравнить условия, нужные крокодилу и те, которые есть в реке Казанка

Итоговый план: 1)Узнать, что в каких условиях обитают крокодилы 2)Изучить природные условия реки Казанка 3)Сравнить условия, нужные крокодилу, с теми, которые есть в реке Казанка 4)Сделать вывод.

Способы «удержания» плана в процессе урока: План-список на доске. Отмечаем выполненные пункты Постепенное заполнение таблицы Постепенное создание кластера

Факты «против» Факты «за» Конкретные гипотезы Основные подходы Проблема Теории происхождения жизни на Земле БиогенезАбиогенез

Оценивание: базовые принципы 1) Оценивание-постоянный процесс, интегрированный в образовательную практику; 2) Оценивание может быть только критериальным 3) Критерии оценивания известны не только учителю, но и ученикам 4) Ученики должны включаться в контрольно- оценочную деятельность, приобретая привычку и навыки самооценивания

За что можно получить баллы? Сколько баллов можно получить? Знание алгоритма Помню алгоритм решения задачи на моногибридное скрещивание- 1 балл Не помню – 0 баллов Умение применить алгоритм на практике Баллы за каждое правильное решение в трех видах заданий. есть ошибка – нет ошибки Задание 1 типовая задача– -2 задачи - 2 балла Задание 2- на анализирующее скрещивание – 3 задачи - 6 баллов Задание 3 обратная задача с процентами - 1 задача -3 балла Макс кол-во баллов 12 баллов 1. Критерий и его содержание(Что я оцениваю?) 2. Уровни (Какой шкалой пользуюсь?) В конце урока (перевод баллов в отметку): баллов - отметка «отлично», 9-10 баллов –«хорошо», 8- 7 баллов – «удовлетворительно», менее 7 - «неудовлетворительно» Характеристика каждого уровня ( базовый, средний, повышенный)

Рефлексия …самооценка важна для человека, особенно критическая самооценка, и, особенно тогда, когда человек ставит перед собой задачу самосовершенствования

Области рефлексии: анализ собственного мышления; выявление умственных затруднений и их причин. Мышление осмысление способа действия; прогноз собственных действий и их последствий; осмысление стратегии, по которой человек действовал, соотнесение задачи с результатом. Практическая деятельность осмысление способов и стратегий общения, выявление путей достижения взаимопонимания, выработка эффективного стиля взаимодействия. Коммуникация Осознание ценностей, лежащих в основании поступков и выборов, осмысление веры, осознание и анализ эмоций и чувств Отношение

Приемы рефлексии Таблицы ЗХУ Аналитические таблицы Тексты Самоанализ Эссе Дневниковые записи Незаконченные предложения Визуальные приемы Пиктограммы Карты пути Схемы Образы Творческие формы: Синквейн, хокку Задание самому себе Драматизации Метафоры

Результат или рефлексия? 1. Что мы теперь знаем про… ? 2. Мы упустили главное 3. Возвращаемся к примеру, который не могли решить вначале урока 4. Ай да я, ай да молодец! 5. В следующий раз я все сделаю иначе 1. В процессе нам удалось понять, как… 2. Все из-за того,что мы по ходу не договорились… 3. Все оказалось не так, как мы думали 4. Вы довольны тем, что получилось?

Рефлексия 1 тип. Продолжить предложение: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…

Светофор Красный-у меня не получилось Желтый- я сомневаюсь в правильности Зеленый-я отлично справился

Синквейн Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. 1. первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Учитель Умный, интересный Учит, воспитывает, помогает. Учитель – друг своим ученикам, Творец.