Уважаемые коллеги! Если Вы желаете узнать, что такое интерактивные методы обучения, почему о них так много говорят, как они могут помочь в формировании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В современном понимании.
Advertisements

Интерактивный урок Урок, построенный на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии для повышения качества изучения предмета Выступление учителя химии МБОУ СОШ 26 г.Зима Крикун.
Интерактивные и творческие методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя географии Шпиллер Л.Б.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
Интерактивные методы обучения Ферулёва Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Тюкалинский лицей»
Интерактивный урок… Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?
Современные образовательные технологии « Интерактивные методы обучения» учитель истории МООУ Санаторно-лесная школа Новосельцева Н.Л. Представление педагогического.
Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ Иоффе А.Н.. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Китайская притча «Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму»
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Интерактивное обучение иностранным языкам и русскому языку как иностранному Автор презентации: Шибко Наталья Леонидовна, доцент кафедры теории и методики.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Интерактивные методы обучения в начальной школе Из опыта работы учителей начальной школы МОУ СОШ 15 им. Г. Е Николаевой г. Томска.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Транксрипт:

Уважаемые коллеги! Если Вы желаете узнать, что такое интерактивные методы обучения, почему о них так много говорят, как они могут помочь в формировании активной личности, то Вашему вниманию предлагается …

Интерактивные методы в обучении школьников как средство формирования активной позиции учащихся Подготовила: учитель начальных классов Дрозд Татьяна Николаевна МБОУ Новониколаевская ООШ Январь 2014 года

Обоснования использования интерактивных методов Развитие человека как активного, творческого субъекта деятельности стало целью современного образования. Важной задачей ОУ является усиление воспитательного потенциала, обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Особое внимание в достижении упомянутой цели и решении указанной задачи принадлежит интерактивным методам обучения и воспитания, которые обеспечивают успешную социализацию молодёжи. Обоснование использования интерактивных методов

«Inter» - взаимный, «act» - действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение.Характеристика интерактивного обучения

Характеристика интерактивного обучения Диалог строится на линиях: «учитель-ученик», «учитель-группа учащихся», «ученик-ученик», «ученик-группа учащихся», «ученик-аудитория», «группа учащихся – аудитория», «ученик – компьютер» и т.д.

Применение интерактивного обучения даёт конкретному обучающемуся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением, развитие личностной рефлексии, освоение нового опыта взаимодействия, развитие толерантности и творческого мышления, возможность самосовершенствования, духовного развития;

Применение интерактивного обучения даёт учебной группе развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе, формирование ценностно-ориентационного единства в группе, поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности.

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач: развивает общие учебные умения и навыки, т.е обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.

Интерактивное обучение решает отчасти ещё одну существенную задачу Речь идёт о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д.

Виды активности, присущие интерактивному обучению: физическая (учащиеся меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д. ), социальная (дети задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.), познавательная (они вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.).

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта (навыка) к его теоретическому осмыслению.

Интерактивные задания – основа содержания интерактивного обучения Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. При выполнении интерактивных заданий исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Интерактивные задания – основа содержания интерактивного обучения Интерактивное задание всегда предполагает такую организацию процесса обучения, при которой невозможно неучастие обучающихся в коллективном, взаимодополняющем процессе познания.

Виды интерактивных заданий - задания для работы в малых группах; - обучающие игры; - социальные проекты; - обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем; - разрешение учебных проблем; - творческие задания.

Творческое задание - основа любого интерактивного метода Признаки творческого задания: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения.

Формы интерактивного обучения Название формы СущностьПреимущества Недостатки Групповая форма обучения Самостоятельное выполнение задания и его проверка в группе, самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос. Работают все ученики и при затруднениях получают своевременную помощь от старшего или педагога. Возможны конфликты, шум во время работы. Коллективный способ обучения Форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого. Каждый выступает в роли ученика и в роли учителя, идет постоянный контроль за выполнением задания, исключается возможность ошибки, ученики получают индивидуальную помощь от своих товарищей, идет взаимообучение. Движение в классе, шум, подготовка большого числа раздаточного материала для работы.

Структура интерактивного урока Этап урока% времени Дидактическая задача Возможные приёмы, рекомендации 1 этап Мотивация 5 %Сфокусировать внимание обучающихся на проблеме и вызвать интерес к обсуждаемой теме. Вопрос, цитата, короткая история, проблемная ситуация, небольшое задание, разминка, демонстрация наглядного материала, несложная интерактивная технология ("мозговой штурм", " микрофон", "ледокол" и т.д.)

Структура интерактивного урока Этап урока% времени Дидактическая задача Возможные приёмы, рекомендации 2 этап Объявление прогнозируем ых результатов (учебных задач) 5 %Обеспечить понимание обучающимися смысла их деятельности, т.е. того, что они должны достичь в результате занятия и что от них ожидает преподаватель. Через эпиграф, слово, название. Назвать тему урока или попросить кого - то из учеников прочитать ее; если название темы включает новые слова или проблемные вопросы, обратить внимание на это учащихся; попросить учащихся озвучить ожидаемые результаты после текста учебника или по вопросам учителя, предварительно записанным на доске; объяснить необходимые понятия, способы действий; напомнить учащимся, что в конце урока будет проверка уровня достижения запланированных результатов; объяснить, как будут оцениваться их достижения.

Структура интерактивного урока Этап урока% времени Дидактическая задача Возможные приёмы, рекомендации 3 этап Предоставлен ие необходимой информации 10 %Дать обучающимся достаточно информации для того, чтобы на ее основе выполнить практические задачи. Мини-лекция, чтение текста учебника, ознакомление с раздаточным материалом, изучение материала с помощью технических способов обучения или другой наглядности, использование ИКТ.

Структура интерактивного урока Этап урока% времени Дидактическая задача Возможные приёмы, рекомендации 4 этап Интерактивн ое задание 60 %Практическое освоение материала, достижение поставленных целей занятия (решение учебных задач). Последовательность проведения этого элемента следующая: 1)инструктирование; 2)разделение на группы и/или распределение ролей и заданий; 3)выполнение задания, при котором учитель выступает как организатор, помощник, ведущий дискуссии, старается дать больше возможностей для самостоятельной работы и взаимного обучения; 4)презентация результатов выполнения упражнения.

Структура интерактивного урока Этап урока% времени Дидактическая задача Возможные приёмы, рекомендации 5 этап Подведение итогов 20 %Рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии. Подведение итогов желательно проводить в форме вопросов обучающимся: что нового узнали, каким навыкам научились, как это может пригодиться в жизни, что было наиболее удачным, что еще понравилось, что нужно изменить в будущем.

Интерактивные средства обучения печатные учебники и учебные пособия по типу интеллектуального самоучителя; книги, словари, энциклопедии, сборники; мультимедийные учебники; мультимедийные образовательные программы; компьютер; интерактивные доски (панели, планшеты).

К психолого-педагогическим условиям организации интерактивного обучения относят: доверительные, позитивные отношения между преподавателем и учащимися; демократический стиль преподавания; сотрудничество в педагогическом процессе педагогов и учащихся, учащихся между собой;

К психолого-педагогическим условиям организации интерактивного обучения относят: опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов; многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности, их регулярная и целеобусловленная смена; включение внешней и внутренней мотивации деятельности, взаимомотивация учащихся.

Функции и роль преподавателя в интерактивном обучении Воздействие преподавателя на учащихся не прямое, а опосредованное. Учащиеся чаще вступают в контакт друг с другом, а педагог должен заботиться о направлении их усилий на достижение положительного результата, консультировать и помогать в организации рефлексии.

Основные принципы использования интерактивных методов Сотрудничество обучаемых и обучающихся Эффективность стратегии преподавания Целесообразность стратегии преподавания Вариативность Творческий подход Наличие алгоритма Демократичность

Риски и трудности педагога в использовании интерактивных методов эмоциональное утомление, проектирование коммуникативных отношений, умение ставить определённые проблемы, связь теоретического материала с практическим его использованием в профессиональной деятельности, подбор коммуникативных задач, подбор доказательств или опровержений истинности каких-то высказываний, быстрое принятие решений, взаимное согласование позиций участников

Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии Положительные стороны Отрицательные стороны Расширение ресурсной базы Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности учащихся Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и её поддержания Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся Акцент на деятельность, практику Объём изучаемого материала небольшой Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания

Банк интерактивных методов, приёмов, заданий, использование которых целесообразно на уроках в начальной школе (собранный автором данного материала)

1. Ролевая игра 2. Пары и группы 3.«Мозговая атака» 4.«Общая дискуссия» 5. Проекты 6.«Общий галдёж» 7. Словесные ассоциации 8. Рисование 9. Воспроизведение информации 10.«Аквариум»

11.«Дерево решений» 12.«Займи позицию» 13.«Большой круг» 14. Метод активного чтения 15.«Карусель» 16.«Броуновское движение» 17.«Свеча» 18.«Сборщики» 19.«С миру по нитке» 20.«Ледокол»

21. Методика 6 х 6 х 6 («Шесть на шесть») 22.«Пазл» 23. Мозаика (ажурная пила) 24.«Мозговой штурм» 25. Метод конкретных ситуаций или метод «кейс-стадии» 26.«Четыре угла» 27.«Ожидания» 28.«Поиск информации» 29.«Микрофон» 30.«Незаконченное предложение»

31.«Исследователи» 32.«Творческая мастерская» 33.«Ромашка» 34.«Пустое кресло» 35.«Ковёр идей» 36.Кластеры

Желаю успехов в овладении интерактивными методами для достижения поставленной цели!