МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД. Цитата: «Хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов.» Требования к выпускнику школы: профессионал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Advertisements

Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
П РЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОО КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО -
Требования к освоению новых стандартов: Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты.
ФГОС второго поколения МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ. Что такое метапредметный подход? Наследство XVII века : обособленность разных научных дисциплин и учебных.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Метапредметность как… Машуков А.В., помощник ректора.
С ИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Система развивающего обучения (РО) нацелена на формирование и развитие теоретического мышления (способность к.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТА: ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Смирнова М.В., заместитель директора по УВР МОУ ООШ 5 г. Амурска
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения. Формирование умения планировать, контролировать,
Мониторинг метапредметных результатов начального образования Декабрь 2011.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 6» г. Югорска ХМАО-Югры 2013 г. Горобец Ольга Александровна,
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Горохова Е. А. МБОУ СОШ Развивать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества.
Транксрипт:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД

Цитата: «Хочешь быть конкурентоспособным и востребованным, лучше иметь несколько дипломов.» Требования к выпускнику школы: профессионал XXI века профессионал XXI века специалист самого широкого профиля специалист самого широкого профиля владеет в совокупности гуманитарным и естественно-научным знанием владеет в совокупности гуманитарным и естественно-научным знанием легко понимает разные профессиональные языки легко понимает разные профессиональные языки легко включается в поли профессиональное взаимодействие легко включается в поли профессиональное взаимодействие умеет решать очень сложные комплексные проблемы умеет решать очень сложные комплексные проблемы профессионально двигается в разных полях практики профессионально двигается в разных полях практики

Что такое метапредметный подход? Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии разработаны для решения проблемы разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Что такое метапредметный подход? Одно из направлений интегративной работы - метапредметный тип интеграции: работа с деятельностью учащегося, а именно передача деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания работа с деятельностью учащегося, а именно передача деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания отказ от предметной формы организации мышления отказ от предметной формы организации мышления развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая. развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая.

Что такое метапредметный подход? Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения

МЕТАПРЕДМЕТЫ «… Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки детей…» (психолог В.В. Давыдов) (психолог В.В. Давыдов)

МЕТАПРЕДМЕТЫ Ученик не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «приоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания.

МЕТАПРЕДМЕТЫ - это новая образовательная форма, - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления «знание», «знак», «проблема», «задача».

МЕТАПРЕДМЕТЫ «Знание» «Знание» «Знак» «Знак» «Проблема» «Проблема» «Задача» «Задача» «Смысл» «Смысл» «Ситуация» «Ситуация»

Формирование способностей на мета предметах: «Знак» - выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать или промыслить, то, что хотят сделать. «Знание» - работать с понятиями, систематизировать и строить идеализации, т.е. выделять зону незнаемого в том, что уже знаешь. Сформулировать, что именно не знаешь, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска; развитие таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.

Формирование способностей на мета предметах: «Проблема» - обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем; развитие проблематизации, целеполагания, самоопределения «Задача» - понимание, схематизация условий, моделирование объекта задачи, конструирование способов решения, постановка задач, поиск и рефлексия средств их решения, освоение техник перевода проблем в задачи

Метапредметный подход Основная мировоззренческая идея – школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей, без всякого исключения Основная мировоззренческая идея – школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей, без всякого исключения С точки зрения содержания метапредметность – это идея рефлексивности по отношению к предметности С точки зрения содержания метапредметность – это идея рефлексивности по отношению к предметности Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный характер Метапредметность – это новая образовательная форма, которая накладывается на традиционные учебные предметы и позволяет работать с фундаментальными образовательными объектами, носящими универсальный характер Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем знакомство со знаниями человечества о нем. Условием реализации метапредметного подхода является предоставление учащимся прежде всего возможности познания реального образовательного объекта, и лишь затем знакомство со знаниями человечества о нем.

Метапредметность как инструмент формирования комплекса базовых способностей Способность схематизации – выражение своих мыслей с помощью схем Способность схематизации – выражение своих мыслей с помощью схем Способность работать с системами знаний Способность работать с системами знаний Способность строить идеализации Способность строить идеализации Способность определять границу собственного знания – незнания Способность определять границу собственного знания – незнания Способность проблематизации, целеполагания Способность проблематизации, целеполагания Способность постановки задач, перевода проблем в задачи Способность постановки задач, перевода проблем в задачи Способность к поиску и рефлексии средств решения задачи Способность к поиску и рефлексии средств решения задачи

Требования к метапредметным результатам должны отражать: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;

Метапредметные результаты освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Метапредметные результаты использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Метапредметные результаты овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Метапредметные результаты готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Метапредметные результаты готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. умение работать в материальной и информационной среде (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Принципы составления метапредметных заданий Наличие в содержании задания метапредметного первосмысла, то есть ключевого понятия, явления, объекта, концентрирующего в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Примеры первосмыслов - понятия числа, времени года, буквы, имени, растения и др Наличие в содержании задания метапредметного первосмысла, то есть ключевого понятия, явления, объекта, концентрирующего в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Примеры первосмыслов - понятия числа, времени года, буквы, имени, растения и др Выполнение задания предусматривает применение учеником некоего метаспособа, то есть универсального метода познания объекта или решения проблемы, например: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма Выполнение задания предусматривает применение учеником некоего метаспособа, то есть универсального метода познания объекта или решения проблемы, например: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма

Принципы составления метапредметных заданий Задание предполагает один из ведущих видов деятельности ученика: логический, образный, конструкторский и т.д. Задание предполагает один из ведущих видов деятельности ученика: логический, образный, конструкторский и т.д. Для максимального проявления индивидуальных способностей учащихся задание должно охватывать основной набор видов деятельности, который установлен в учебных программах по изучаемому предмету Для максимального проявления индивидуальных способностей учащихся задание должно охватывать основной набор видов деятельности, который установлен в учебных программах по изучаемому предмету Задание предполагает создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или отыскание известного решения Задание предполагает создание учеником личного образовательного продукта, а не получение требуемого ответа или отыскание известного решения

Способы найти метапредметное содержание: 1) Анализ науки или исходной области деятельности - реальные предметы и явления из соответствующей учебному предмету науки или области деятельности: например, в русском языке - это устная речь как реальный процесс с его элементами; тексты произведений как материализованные объекты; в физике - физические явления, вещества в различных состояниях, элементарные частицы; в химии – вещества и процессы их превращения; в живописи - красота и гармония как объективная реальность; в истории - предметы и события исторического значения

Способы найти метапредметное содержание: 2) Анализ учебного предмета - соответствующие ключевым методологическим элементам учебных курсов объекты реальной действительности Например, в курсе физики 9-го класса ключевой темой традиционно считается закон всемирного тяготения идеальная конструкция; реальным образовательным объектом здесь выступает явление тяготения (гравитации).

Способы найти метапредметное содержание: 3) Рефлексивный анализ учебной деятельности – проблемы, вопросы, идеи, возникающие непосредственно в учебной деятельности школьников проблемы, вопросы, идеи, возникающие непосредственно в учебной деятельности школьников