LOGO Школьная служба медиации. Нормативно-правовая основа формирования школьной службы медиации Конвенция ООН по правам ребёнка. Указ президента РФ от.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Медиация Технология урегулирования конфликта. Понятия «медиация» - посредничество, посредничество третьего нейтрального лица при разрешении конфликта.
Advertisements

Медиация. Школьная служба примирения. По материалам семинара по проблеме: «Организация школьной службы примирения. Медиация в профилактике правонарушений.
«Обзор правовых документов, помогающих создать службы примирения и применять медиацию в системе образования» Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель.
Структура и задачи служб школьной медиации в образовательных организациях.
Школьные службы примирения: цели, задачи, организация, деятельность.
Развитие службы школьной медиации в школах г.Комсомольска-на-Амуре Семинар педагогов-психологов 11 ноября 2014 г.
Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри.
Организация службы медиации в образовательной среде.
ТЕМА: « Служба школьной медиации » Выполнила: социальный педагог МБОУ СОЩ 3 р.п. Солнечный, Хабаровского края Чумаченко Марина Анатольевна.
« ТЕХНОЛОГИИ ПРИМИРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ » Информация для родителей и педагогов.
Ш кольная медиация как действенный инструмент в защите прав детей.
О развитии служб медиации и её роль в вопросах защиты прав и интересов несовершеннолетних И.Г. Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии ГОАУ.
Медиация как альтернативный метод разрешения споров Кузичкина Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры педагогических инноваций КОИРОФ.И.О.
Школьные службы медиации. Нормативно-правовые документы, регламентирующие создание и деятельность школьных служб медиации Конвенция о правах ребенка ФЗ.
«Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» Председатель РМО Тюрина Вера Викторовна Методическое объединение социальных.
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ». Конфликт – разногласия в основе которых лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия; серьезное.
ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ ШСП КУРГИНА М.Н. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Транксрипт:

LOGO Школьная служба медиации

Нормативно-правовая основа формирования школьной службы медиации Конвенция ООН по правам ребёнка. Указ президента РФ от 01 июня 2012 г. 761 «О национальной стратегии в интересах детей на годы» Федеральный закон от ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»273 от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24. июля 1998 г. ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом 1897 от г. Приказ министерства образования Саратовской области от г. 654 «Об организации работы службы школьной медиации для профилактики и решения конфликтов в среде несовершеннолетних»

Конвенция о правах ребенка Статья 12 - право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка. Статья 13 - Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. Статья 28 - право ребенка на образование… школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Статья 29 - образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, воспитание уважения к правам человека и основным свободам

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273 Ст.2 п.2 нормативное определение воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Ст. 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, п.3: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, …; Ст. 12. Образовательные программы. п.1. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Федеральный закон от ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" Медиация - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиатор (медиаторы) – независимое физическое лицо (лица), привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Указ Президента Российской Федерации от об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на год Гл.VI п. 4. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается: 1. законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления; 2. принятие мер по обеспечению доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов; 3. проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;

Указ Президента Российской Федерации от об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на год 4. создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением; 5. развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; 6. организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении. Гл.VII п. 3. Первоочередные меры Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273 Ст. 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. п.1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: 1)направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 2)обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 3)использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Школьная служба медиации в решении задач ФГОС ООО «Портрет выпускника основной школы»:…как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов. Личностные результаты освоения основной образовательной программы ООО должны отражать: Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции…; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; Формирование коммуникативной компетентности в общении и со сверстниками, с детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности. Осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (нравственное поведение, моральный выбор) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций.

Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки РФ от ВК-844/07) (являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, стратегий и планов) Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ 1. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ 1.1. Организация ознакомительного семинара по ШМ для руководителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей ОУ 1.2. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников ОУ 1.3. Организация информационного просветительского мероприятия по ШМ для родителей и обучающихся Итог: создание инициативной группы из числа всех участников образовательного процесса

Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки РФ от ВК-844/07) (являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, стратегий и планов) Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ 2. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ 2.1. Обучение руководителя СШМ и школьных медиаторов по программе «Школьная медиация» 2.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к СШМ

Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ 3. Разработка согласований по формированию СШМ 3.1. Рассмотрение вопроса о создании СШМ органами общественного управления ОУ 3.2. Утверждение положения о СШМ, одобренного органом общественного управления 3.3. Решение общих организационных вопросов Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях (письмо Министерства образования и науки РФ от ВК-844/07) (являются основой для разработки региональных и муниципальных программ, стратегий и планов)

Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ 4. Организация взаимодействия СШМ с КДН, органами и организациями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования 5. Апробация практической работы СШМ и первичная оценка деятельности службы 6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных» 6.1. Формирование «групп равных» из обучающихся 5-8 и 9-11 классов (2 возрастные группы) 6.2. реализация программ обучения «групп равных»

Проблема В Рекомендациях: -не указано, кто конкретно этим будет заниматься – учителя, педагоги-психологи или социальные работники. -не отмечено также, зачем педагогам и родителям проходить дополнительное обучение и брать на себя специальные функции и ответственность как медиаторов. - не указано, как выбирать учащихся-медиаторов. Школьники могут уклоняться от подобной ответственности, т. к. это отразится на их отношениях со сверстниками.

Медиация как профессия Федеральный Закон 193 от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулировании споров с участием посредника (процедуре медиации) 2 вида медиаторов: - осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе; -и на непрофессиональной основе Приказ Министерства образования и науки РФ 187 от 14 февраля 2011 г. «Об утверждении программы подготовки медиаторов» Прохождения обучения по данной программе является обязательным условием получения статуса «профессионального медиатора»

Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от р)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Концепция определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации и организации их работы Развитие сети служб медиации направлено на: создание системы профилактики правонарушений среди детей и подростков, оказание помощи семье; формирование безопасной социальной среды для защиты и обеспечения прав и интересов детей; гуманизацию и гармонизацию общественных отношений, в первую очередь с участием детей и подростков; создание основы дружественного к ребенку правосудия; улучшение межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками

ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 1) создание благоприятных, гуманных и безопасных условий (среды) для полноценного развития и социализации: детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в социально опасном положении или в неблагополучных семьях; детей с девиантным поведением; детей, совершивших общественно опасные деяния, освободившихся из мест лишения свободы; и других трудных детей

ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 2) формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность 3) развитие системы скоординированной, построенной на единообразных принципах межведомственной работы с привлечением общественности и институтов гражданского общества

Что такое спор? Что такое конфликт?

– это столкновение противоположно направленных, не совместимых целей, интересов, позиций, ценностей, типов поведения, существенно значимых для личностей и групп, вступивших во взаимодействие. Конфликт

Причины конфликта 1) Различные интересы, потребности 2) Нарушенные отношения (противоборство между официальными и неформальными лидерами; детско-родительские отношения, отношения конкретного учителя и конкретного ученика) 3) Внутриличностные проблемы (закомплексованность, «помешанность на порядке», страхи) 4) Разные ценности. 5) Недоразумения, недостаток информации. 6) Большая пространственная близость или наоборот удаленность, экономическая несправедливость.

Разбор случая учителями и администраторами и вынесение обязательного к исполнению решения (совет профилактики); Постановка на учет ВШУ и КДН (с последующей угрозой наказания или реальным наказанием); Направление к психологу или социальному педагогу для реабилитационной работы; Обесценивание конфликта, снижение его значимости, в результате чего конфликт переходит в скрытое состояние; Попытки школьников самостоятельно решить конфликты, но с использованием силовых методов. Перечисленные способы реагирования исходят из одного принципа: есть внешняя сила, которая (в некоторых случаях мягко, в некоторых – жестко) воздействует на провинившихся. И эта опора на силу привычна и понятна и ученикам, и администрации. Традиционные способы реагирования школы на конфликты и противоправное поведение учеников:

Сравнение процедур решения конфликта Длительность Добровольность Финансовая составляющая Исполнимость Выигрыш/Проигрыш Конфиденциальность Формализм Процедуру проводит

Понятие "медиация" происходит от латинского "mediare" - посредничать. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации – это посредник, между конфликтующими сторонами.

Работа над ошибками Игнорирование – из рассказа упускаются важные моменты. «Я не люблю……» - что именно? «Хуже он не мог поступить» - как именно? «Я не терплю ложь» - (перевод существительного в глагол: «Кто вас обманывает? Каким образом вас обманывают?»)

Работа над ошибками Обобщение – маркеры общества, шаблоны, стереотипы. «Я не могу так поступить» - почему? «Я должен» - что случится если вы этого не сделаете? «Мне надо» - для чего?

Работа над ошибками Искажение – не верные выводы. «Я знаю о чем он думает» «Он никогда не думает о последствиях» «Он обо мне никогда не думает» - как вы понимаете, что он о вас не думает? «Он мне даже чаю не предложил…» - а как он должен был это понять?

Работа над ошибками ВЫВОД: С помощью вопросов мы структурируем факты, чувства, желания (что вы хотели?), действия (что именно вы сделали? Что вам мешало достичь желаемого?)

Для того, чтобы процесс медиации был открытым и искренним, медиатор должен внушать доверие и соблюдать принципы медиации. Нейтральность Добровольность Конфиденциальность Равноправие

Права медиатора Прервать беседу при нарушении правил сторонами Напоминать о правилах Напоминать о принципах Напоминать об альтернативе Побеседовать с одним из участников наедине

Основной результат медиации: Восстановительные действия (извинения, прощения, стремление искренне загладить вред), действия которые могут исправить последствия конфликтной ситуации. Соглашение или примирительный договор. Налаживание взаимопонимания, обретение способности к диалогу и способности разрешить ситуацию (т.е. процесс коммуникации)

Три основные фазы медиации: 1. Предварительная фаза (знакомство с конфликтом, встречи с каждой из сторон изучение, подготовка совместных переговоров) 2. Фаза медиационной беседы (работа с конфликтными сторонами, ведение переговоров) 3. Фаза осуществления (составления соглашения)

1 фаза «Подготовительная» Здесь медиатор: - Анализирует, поддается ли медиации этот случай. - Анализирует, соблюдаются ли принципы медиации в данном случае. - Встречается со сторонами индивидуально для выяснения позиций. (Слушает, задает вопросы. Дает высказаться (выпустить пар). Помнит о цели – выяснить причину, увидеть состояние ребенка. Наблюдает, как ребенок рассказывает, анализирует невербальные сигналы, «сигналы тела»). - Мотивирует стороны на очную встречу. (Показывает преимущества открытого диалога и участия в медиации. Рассказывает о правилах проведения медиации, принципах, берет обязательства соблюдать свои обязательства). - Определяет, нужна ли ему дополнительная информация. Собирает её. - Определяет проблему. - Определяет порядок проведения открытого диалога. -Планирует фразы для открытого диалога. -Готовит место, думает, как усадить (расположить) участников. - Определяет себе время. - Продумывает, что может понадобиться при совместной беседе (чай, бумага, карандаши).

2 фаза «Медиационной беседы» (открытого диалога) Здесь медиатор: - Заранее готовит помещение, определяет время - Создает благоприятную атмосферу. Встречает, рассаживает участников. - Говорит вступительное слово. (Объясняет, зачем собрались, излагает проблему кратко, что будет в итоге). - Рассказывает ещё раз о преимуществах медиации для сторон, своих обязательствах, правилах, письменный вариант правил дает, бумагу, ручки, альтернативе отказа от медиации. Отвечает на вопросы по процедуре. - Рассказывает, что будет (ход встречи проговаривает пошагово), на каких условиях, сколько по длительности, - Выслушивает точки зрения сторон. (Предлагает сторонам рассказать ей о случившемся по очереди, начиная с самого несдержанного участника).

2 фаза «Медиационной беседы» (открытого диалога) - Обобщает услышанное - Проясняет сложные моменты, не позволяющие сторонам понять друг друга. (Задает вопросы по ходу рассказов, пытается показать сторонам реальные интересы друг друга, чувства из-за случившегося, устранить неясности (не для себя, для сторон)), тем самым формирует возможность увидеть выход из ситуации. - Обобщает услышанное - Дает возможность сторонам задать вопросы друг другу. - Соблюдает правила проведения медиации, принципы медиатора (беспристрастность, …). - Предлагает обсудить варианты примирения. Найти решение, приемлемое для обеих сторон. - Предлагает заключить соглашение (письменное). Помогает его составить (сформулировать). Следит, чтобы стороны взяли на себя равные обязательства. При повторных недоразумениях можно встретиться вновь.

Фаза 3 Составления и подписания соглашения Здесь медиатор: - Четко сформулировать сроки выполнения, подробно прописать неясные для сторон условия. - Если решение сформировалось очень быстро, задать контрольные (закрытые) вопросы: - действительно ли будут решены все проблемы? - достаточно ли учтены последствия выполнения пунктов соглашения? - будут ли функционировать пункты соглашения в реальности - Должны быть не только общие договоренности, но и конкретно, что когда делает каждая сторона. - Определяется срок контрольной встречи. Возможно, некоторые пункты нужно скорректировать или узнать, что контрольные встречи больше не нужны.

Инструментарий медиатора (Техники) Я-сообщения (о своих чувствах, мыслях, опасениях) Конкретизация обобщений (что именно, кто именно) Изменение высказываний (враждебно сформулированные в нейтральные) Отражение «парафраз» (краткий без оценочный перессказ своими словами того, что услышал) Призыв к высказыванию (если молчит, плачет) Вздорное предположение (если призыв к высказыванию не помогает) Конкретизация высказываний (например) Понимание посланий тела Удвоение Смена ролей Худшая из возможностей Закрытые вопросы Мозговая атака «+» и «-» Метод единого текста (если много участников, мнений, предложений) Снижение эмоционального накала (подходящие вышеназванные техники) Препятствие провокациям (подходящие вышеназванные техники)

Проблемы Определить, кого нужно посадить за стол переговоров Определить истинные (скрытые) причины Убедить сесть за стол переговоров Подготовить вступительное слово Сформулировать и составить соглашение

Медиация ровесников – это программа, в которой одни подростки, прошедшие специальную подготовку – тренинг – и получившие необходимые навыки, выступают в качестве медиаторов в конфликтах между другими ребятами. Медиатор-ровесник (Peer mediator) – ученик, прошедший специальную подготовку и способный руководить процессом разрешения конфликта между другими учениками посредством процесса медиации.

Причины и основания развития медиации в среде ровесников Ровесники склонны друг другу доверять; Коммуникации между ними оказываются более эффективными; Общие представления ровесников о предметах и проблемах их окружения; Ровесники понимают жизненные позиции, принципиальные установки, нормы и ценности друг друга; Ровесники понимают границы, за которые не следует выходить в процессе взаимодействия; Чаще школьники гораздо более откровенны с ровесниками, чем с профессиональными психологами старшего возраста; Медиаторы не воспринимаются как непререкаемый авторитет; Неожиданные (непрогнозируемые) повороты беседы могут одинаково воодушевить и медиаторов, и участников конфликта; Доступно: позитивное ролевое моделирование; Полезно: стороны конфликта с большей вероятностью прислушаются к ровесникам

Опасения взрослых Дети не могут разрешать конфликты. Действительно, без подготовки не могут. Но, обученные подростки гораздо лучше понимают своих сверстников и справляются со многими сложными ситуациями Программа примирения приучает нарушителей к безответственности. Но, главный вопрос программы – личная ответственность. И, если стороны сами пришли к соглашению, то, скорее всего, они его выполнят. В случае отказа выполнять соглашение дело передается в традиционные структуры (педсовет, совет по профилактике правонарушений и пр.). То есть, программа примирения является альтернативой существующим способам реагирования.

Опасения взрослых Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих целях. Каждый подросток стремится к самоутверждению, и это естественное желание. Но, чтобы это стремление не вышло за этические границы, службу курирует взрослый, который помогает в сложных случаях, а также обсуждает результаты проведенных программ. Кроме того, на этические моменты нужно обратить внимание в процессе подготовки юных медиаторов. Участники встречи могут отомстить ведущему. Если ведущий не будет сохранять нейтральность и учитывать интересы сторон, то такая опасность существует. Поэтому юные медиаторы работают только при добровольном согласии сторон и не выносят каких- либо решений. В сложных случаях предполагается участие взрослого.