Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
Advertisements

Кодовый диктант Отметьте знаком «+» утверждения, с которыми вы согласны, Знаком «-» – с которыми не согласны.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Задание: Запишите предложения, подчеркните их члены. : Лук царевич опустил. Город украшает сад.
Простое и сложное предложение. Презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (5 класс) по теме: Урок. Синтаксис 5 класс
Открытый урок русского языка в 5 классе на тему : « Синтаксис. Словосочетание ».
Девятое декабря. Классная работа. 1. Обсуждение в парах 1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом, называются–
ГБОУ лицей 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга Учитель: Савченкова Елена Александровна 10 октября 2013 г. Пушкин.
По теме «Синтаксис. Пунктуация». Цели урока: Обобщить и закрепить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» Развивать умение рассуждать, анализировать, делать.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА Тема 1. Морфология.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС (урок 53)
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Синтаксис и пунктуация Повторение теории 5 класс Урок разработан и проведен Постоваловой Г.М. МОУ СОШ 12 г.Ноябрьска ЯНАО Урок разработан и проведен Постоваловой.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
Синтаксис
Транксрипт:

Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса

Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи. Уровни В, С. Какая связь между морфологией и синтаксисом? Определять синтаксические значения и средства выражения этого значения. Понимать и объяснять, что значит «Синтаксические средства – знаки. Знаки в языке».

Синий май. Заревая теплынь. Не прозвякнет кольцо у калитки. Липким запахом веет полынь, Спит черёмуха в белой накидке. ( С.Есенин)

Синий май заревой теплынь не прозвякнуть кольцо у калитка липкий запах веять полынь спать черемуха белый накидка

« V » – знаю « + » – новое «–» – вызывает сомнения

Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения. Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения. Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения. Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения. Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом. Морфология предлагает синтаксису средства связи возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов. Морфология и синтаксис – два раздела грамматики, два этажа в здании грамматики. Морфология – это грамматика слова; синтаксис – грамматика словосочетания и предложения. Морфология изучает строение слова и формы изменения слов. Она отвечает на вопрос: как изменяются слова, в какие грамматические классы (части речи) объединяются слова по формам изменения. Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений. В синтаксисе находим ответ, зачем слова изменяются: чтобы они могли войти в общение друг с другом. Морфология предлагает синтаксису средства связи возможность словам соединиться. Синтаксис использует предлагаемые морфологией средства связи и дает законы сочетания слов.

Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого. Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого.

Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов) Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль. Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов) Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль.

Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом. Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы «сцеплены» попарно. Это один из главных законов синтаксиса. Итак, белеет парус – это, несомненно, связанные друг с другом слова – подлежащее и сказуемое. Парус какой? Одинокий. Слова парус одинокий также связаны друг с другом. Белеет где? В тумане. Белеет в тумане – еще одна пара связанных слов. В тумане чего? В тумане моря. В тумане каком? В тумане голубом. Мы видим, что не каждая словоформа в предложении связана с каждой. Словоформы «сцеплены» попарно. Это один из главных законов синтаксиса.

Беседа по вопросам: 1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны? 4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить. 1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо? 2. Какую новую информацию вы получили? 3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны? 4. Давайте зададим «тонкие» и «толстые» вопросы и постараемся на них ответить.

Выполнение практического задания Упр. 45 (диктант с продолжением). Упр. 45 (диктант с продолжением). Какие мысли и чувства вызвал у вас этот текст? Почему? Какие мысли и чувства вызвал у вас этот текст? Почему? Самопроверка. Самопроверка.

Самоподготовка. Самоподготовка. По упр. 45 придумать и записать продолжение (5-6 предложений).