1 Крановые канаты и грузозахватные приспособления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Грузозахватные приспособления. Однорогий крюк Крюк с вертлюгом.
Advertisements

Курс Подъемно- транспортные машины Лекция 5 ВЫБОР ОСНОВНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ И РАСЧЕТ МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА Доцент Кухарь В.Ю. кафедра горных машин.
Презентацию выполнила: преподаватель спецтехнологии Пиневич Е.Г.
СВАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.
БОЛТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.
Сварочные деформации Ю.А.Дементьев Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище.
РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ Подготовил: Байтулыков Адиль. Ременная передача относится к передачам трением с гибкой связью и служит для преобразования вращательного.
Тема 4 Нанесение размеров (ГОСТ ). Цель: познакомиться с основными требованиями и правилами нанесения размеров на чертежах. Вопросы: - Базы в.
Мероприятия по уменьшению напряжении и деформаций при сварке Ю.А.Дементьев Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального.
Дефекты сварных соединений Ю.А.Дементьев Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное.
Сварка строительных конструкций Балки и фермы Ю.А.Дементьев Краевое государственное образовательное учреждение начального профессионального образования.
Домкраты Лекция доцента кафедры ГЗТиЛ Гутаревича В.О.
Контроль качества сварных соединений. Задачи контроля. выявление возможных причин появления брака и его предупреждение.
Соединения металлических конструкций План. 1. Сварные соединения. Общие сведения. 2. Расчет стыковых швов. 3. Расчет угловых швов 4. Конструктивные требования,
Лекция 4 3. Расчет элементов ДК цельного сечения 3.5. Элементы подверженные действию осевой силы с изгибом.
Методы оценки прочности Самым распространенным методом оценки прочности деталей машин является расчет по допускаемым напряжениям по условиям прочности.
Способы выполнения сварных швов Автор : мастер производственного обучения высшей категории Муреев Владимир Константинович.
Разъединители.. Разъединители это аппараты, предназначенные для включения, отключения участков электрической цепи под напряжением при отсутствии нагрузочного.
Кафедра: «Промышленный транспорт» Слайд-лекция Тема: «Скребковые конвейеры» Дисциплина: «Специальные виды транспорта» Для студентов специальности 5 В
Подшипники. Техническая механика.
Транксрипт:

1 Крановые канаты и грузозахватные приспособления

Конструкции стальных проволочных канатов и их расчет Стальной проволочный канат преобразовывает вращательное движение барабана ГПМ в поступательное движение перемещаемого груза. Стальные канаты являются основным типом гибких органов, применяемых в грузоподъемных машинах.

СТАЛЬНЫЕ ПРОВОЛОЧНЫЕ КАНАТЫ К гибким грузовым органам относятся канаты и цепи. Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых и стропов, должны отвечать действующим государственным стандартам и иметь сертификат или копию сертификата предприятия изготовителя канатов об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241 и ГОСТ Допускается применение канатов, изготовленных по ИСО При получении канатов, не снабженных сертификатом, они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанными стандартами. Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.

Канат состоит из определенного числа проволок, как правило, круглого сечения диаметром 0,2 - 3,0 мм. Проволоку получают многократным холодным волочением из специальной высокоуглеродистой катаной стали в сочетании с термической и химической обработкой. Несколько перевитых между собой проволок образуют элемент каната – прядь Несколько прядей перевитых между собой и расположенных на центральном сердечнике, образуют - канат

Конструктивные формы канатов зависят от: Количества проволок в прядях Прядей в канате Формы Сочетания направлений свивки элементов каната Наличия и типа сердечника Специальная обработка канатной проволоки обеспечивает ее высокие механические свойства - временное сопротивление проволок разрыву составляет МПа

Длина выпускаемых заводами канатов составляет 250, 500, 1000 м (до 1500 м по специальным заказам). Проволоки на машинах свиваются в пряди, а пряди вокруг сердечника в канат. Канаты более долговечны, если наружные слои прядей имеют больший диаметр проволоки, однако при этом повышается их жесткость.

Классификация стальных канатов: По конструкции: одинарной свивки - состоящие из проволок, свитых по спирали в один или несколько концентрических слоев, двойной свивки - состоящие из прядей, свитых в один или несколько концентрических слоев, тройной свивки - состоящие из канатов двойной свивки (стренг), свитых в концентрический слой.

9 В качестве грузовых и тяговых элементов в ГПМ применяют преимущественно канаты двойной свивки: проволоки свивают в пряди вокруг центральной проволоки, а затем пряди свивают в канат вокруг сердечника. Число проволок в пряди может быть различным. В ГПМ в основном применяют шестипрядные канаты вследствие наиболее рационального соотношения диаметра прядей и диаметра центрального сердечника, благодаря чему обеспечивается высокий коэффициент использования поперечного сечения каната и достаточная гибкость. Восьмипрядные канаты используют в кранах при наличии канатоведущих шкивов и барабанов малого диаметра (при многослойной навивке их не применяют).

По форме поперечного сечения прядей: круглопрядные, фасоннопрядные, закрытой конструкции.

По типу свивки прядей и канатов одинарной свивки: с точечным касанием проволок между слоями - ТК, с линейным касанием проволок между слоями - ЛК, с линейным касанием проволок между слоями при одинаковом диаметре проволок по слоям пряди - ЛК-О, с линейным касанием проволок между слоями при разных диаметрах проволок в наружном слое пряди - ЛК-Р, с линейным касанием проволок между слоями и проволоками заполнения - ЛК-З, с линейным касанием проволок между слоями и имеющих в пряди слои с проволоками разных диаметров и слои с проволоками одинакового диаметра - ЛК-РО, с комбинированным точечно-линейным касанием проволок - ТЛК. а) с точечным касанием проволок между слоями - ТК, б) с линейным касанием проволок между слоями - ЛК,

Стальные проволочные канаты: а - типа ЛК-Р конструкции 6 х 9+1 о.с. ГОСТ б – типа ЛК-РО конструкции 6 х 36+1 о.с. ГОСТ в – типа ЛК-РО конструкции 6 х 36+7 х 7 о.с. ГОСТ г - типа ЛК-З конструкции 6 х 25+7 х 7 ГОСТ д – спиральный закрытый с одним слоем клиновидной и одним слоем Z – образной проволоки ГОСТ

По материалу сердечника: Органический сердечник (о.с.) из натуральных или химических волокон. Металлический сердечник (м.с.) с витым сердечником из канатных проволок. В качестве органических сердечников должны применяться: пеньковые, сизалевые, полипропиленовые сердечники по ГОСТ 5269; джутовые и сердечники из химических волокон (нейлон, капрон); пряжа хлопчатобумажная и корд хлопчатобумажный, а при работе в условиях повышенных температур или химически агрессивной среды – из волокон асбеста. Сердечники из натурального волокна, хлопчатобумажной пряжи и корда должны быть пропитаны смазкой. Допускается по согласованию изготовителя с потребителем применение сердечника из других материалов.

при однослойной навивке на барабан при нормальной температуре окружающей среды; они более гибкие, чем канаты со стальным сердечником и хорошо пропитываются смазочным материалом, который к проволокам поступает не только с наружной стороны (в процессе работы канаты регулярно смазывают), но с внутренней стороны из сердечника, пропитанного смазочным материалом. Канаты с органическим сердечником применяют:

Канаты с металлическим сердечником применяют: при многослойной навивке на барабан (при этом канат не изменяет форму под воздействием нагрузки от вышележащих витков, вследствие чего его износостойкость увеличивается); при резко изменяющейся нагрузке; в условиях высоких температур (при которых исключается применение канатов с органическим сердечником).

По способу свивки каната: Раскручивающийся – проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат(на концы каната накладывают перевязку из 8…10 витков мягкой проволоки. Такую перевязку называют маркой. Нераскручивающийся (Н) – внутренние напряжения сняты рихтовкой и предварительной деформацией каната

Нераскручивающиеся канаты свиты из заранее деформированных проволок и прядей, получающих перед свивкой форму, соответствующую их положению в канате. В этих канатах растягивающее усилие более равномерно распределяется между прядями каната и между проволоками в прядях. Они обладают большей сопротивляемостью переменным изгибам. Оборванные проволоки сохраняют свое первоначальное положение и не выходят из каната, что облегчает обслуживание и уменьшает износ поверхности барабана и блока. Проволоки этих канатов не испытывают в ненагруженном состоянии внутренних напряжений, вследствие чего канаты менее склонны к скручиванию, образованию петель, а их обрубленные концы не раскручиваются. Эти канаты имеют значительно больший срок службы, чем канаты, свитые из недеформированных проволок. Особенности нераскручивающихся канатов:

По направлению свивки каната: Правое направление свивки – пряди в канат скручены слева направо (рис. а) – пряди направлены слева – вверх - направо. Левое направление свивки (Л) - пряди в канат скручены справа налево (рис. б) – пряди направлены справа – вверх – налево. Направление свивки каната определяется: - для канатов одинарной свивки - направлением свивки проволок наружного слоя, - для канатов двойной свивки - направлением свивки прядей наружного слоя, - для канатов тройной свивки - направлением свивки стренг в канат.

Выбор каната по направлению свивки Выбор каната по направлению свивки имеет большое значение для правильной эксплуатации при навивке на гладкий барабан. При навивке каната за каждый оборот барабана происходит его смещение, равное его диаметру, в результате чего к деформации изгиба каната добавляется деформация кручения В зависимости от принятого направления вращения барабана, а также в зависимости от направления свивки прядей каната эта деформация кручения может уменьшить или увеличить его скручивание. Для создания благоприятных условий работы каната следует подбирать направление свивки каната, чтобы он в процессе работы дополнительно подкручивался. Это приводит к увеличению плотности каната и его срока службы. При закреплении обоих концов каната на барабане направление свивки каната можно принять любым.

По сочетанию направлений свивки каната и его элементов в канатах двойной и тройной свивки: крестовой свивки (направление свивки каната и направление свивки стренг и прядей противоположны), односторонней свивки (направление свивки пряди и направление свивки проволоки в пряди одинаковы) - О.

Особенности канатов односторонней свивки: Канаты односторонней свивки по сравнению с канатами крестовой свивки: Более ровную наружную поверхность; Наиболее заполненную площадь сечения; Они более гибкие и долговечные; Меньше изнашиваются при работе на блоках и барабанах вследствие увеличенной поверхности соприкосновения проволок с поверхностью блока иил барабана и уменьшения давления на проволоки; Срок службы их на 25…50% больше срока службы канатов крестовой свивки. Однако канаты крестовой свивки менее склонны к скручиванию и вследствие большой структурной прочности могут быть применены не только при однослойной, но и при многослойной навивке на барабан.

По степени крутимости: крутящиеся (с одинаковым направлением свивки проволок в канатах одинарной свивки, прядей или стренг), мало крутящиеся (многослойные многопрядные и одинарной свивки с противоположным направлением свивки элементов по слоям) - МК.

По виду покрытия проволоки: Без покрытия для легких условий эксплуатации (Л) С цинковым покрытием: –для средних агрессивных условий работы (С); –для жестких агрессивных условий работы (Ж); –для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ)

По степени уравновешенности каната: Рихтованные (Р) Нерихтованные

По механическим свойствам проволоки: Высокого качества (марки ВК) Повышенного качества (марки В) Обыкновенного качества (марки I, II)

По точности изготовления: Нормальной точности Повышенной точности (Т)

По назначению каната: Грузолюдские (ГЛ) Грузовые (Г) Бензельные (Б) Канаты типа Б применяют для наложения бензельных обвязок вместо мягкой оттоженной проволоки при обработке концов каната перед закреплением или запасовкой в полиспасты

Достоинства стальных канатов: высокая удельная несущая способность (прочность) и гибкость, небольшая погонная масса, большая гибкость во всех направлениях, возможность работы на высоких скоростях, высокая долговечность (по сравнению с канатами из органических растительных волокон и грузовых круглозвенных стальных цепей), работает практически бесшумно, значительная упругость сглаживает динамические нагрузки в механизмах и металлоконструкциях крана, благодаря демпфированию толчков, высокая надежность, т.к. разрушение нарастает постепенно, с увеличением обрывов проволок, по которым можно установить степень изношенности каната.

Недостатки стальных канатов: Необходимость использования блоков и барабанов больших диаметров для уменьшения напряжений изгиба проволок каната. Увеличение диаметра барабана приводит к необходимости увеличения передаточного числа механизма. Небольшой срок службы. Удлинение канатов в процессе эксплуатации.

Для уменьшения изнашивания и предупреждения повреждений канатов при хранении и эксплуатации их покрывают защитной смазкой. В качестве смазок используют: Торсиол-55 (ГОСТ , Торсиол-35, 39У, К-40. Предельно допускаемый износ стальных канатов и необходимость их замены определяют согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, по числу оборванных проволок в наружных слоях прядей на длине одного шага свивки в наиболее изношенном месте каната.

Условное обозначение каната: Условное обозначение каната включает в себя параметры: 1. Диаметр каната. 2. Назначение. 3. Марку. 4. Вид покрытия. 5. Направление свивки элементов. 6. Тип свивки. 7. Степень крутимости под нагрузкой. 8. Маркировочную группу проволок. 9. Номер стандарта на сортамент.

Условное обозначение каната: Канат 12-ГЛ-В-Л-О-Н-Т-1770 ГОСТ – диаметр каната 12 мм ГЛ – грузолюдской В – марки В Л – О – левой односторонней свивки Н – нераскручивающийся Т – повышенной точности 1770 – маркировочная группа 1700 Н/мм 2 (180 кгс/мм 2 )

Условное обозначение каната: 12 – диаметр каната 12 мм Г – грузового назначения I – марки I (обыкновенного качества) ОЖ – из оцинкованной проволоки по группе особо жестких агрессивных условий работы Н – нераскручивающийся 1770 – маркировочная группа 1700 Н/мм 2 (180 кгс/мм 2 ) Канат 12-Г-1-ОЖ-Н-1770 ГОСТ

Условное обозначение каната: 22 – диаметр каната 22 мм Г – грузового назначения В – марки В (повышенное качество) Л – левой крестовой свивки Н – нераскручивающийся, нерихтованный, проволока без покрытия 1770 – маркировочная группа 1700 Н/мм 2 (180 кгс/мм 2 ) Канат 22-Г-В-Л-Н 1770 (180) ГОСТ

Условное обозначение каната: Канаты двойной свивки с органическим сердечником: ЛК-РО 6 х о.с. ГОСТ ЛК-З 6 х о.с. ГОСТ ТЛК-О 6 х о.с. ГОСТ ЛК-Р 6 х о.с. ГОСТ Канаты стальные с металлическим сердечником: ЛК-РО 6 х х 7 ГОСТ ЛК-З 6 х х 7 ГОСТ ЛК-Р 6 х х 7 ГОСТ

Документ подтверждающий свойства каната: паспорт - сертификат предприятия - изготовителя Содержит результаты испытаний образцов канатов на заводе Хранится вместе с паспортом крана в службе главного механика

Маркировка каната: Каждый канат должен быть снабжен ярлыком из материала, обеспечивающего сохранность маркировки, на котором следует указать: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; номер каната в системе нумерации предприятия-изготовителя; условное обозначение каната; длину каната или каждого отрезка, считая от шейки барабана, м; массу брутто, кг; дату изготовления каната. При обязательной сертификации на ярлык или барабан с канатами наносится изображение знака соответствия. Ярлык прибивается гвоздями на видном месте щеки барабана, а к бухте крепится мягкой проволокой. При намотке каната на металлический барабан ярлык может крепиться к концу каната.

Расчет канатов ГПМ и стропов ведут методом допускаемых нагрузок: Р – разрывное усилие каната в целом, кН (принимается по данным ГОСТа) F – наибольшее натяжение ветви каната с учетом кпд полиспаста и без учета динамических нагрузок, кН R – статический коэффициент запаса прочности, зависит от назначения каната

На практике расчет сводится к подбору каната, агрегатная прочность которого удовлетворяет неравенству: Р – разрывное усилие каната в целом, кН (принимается по данным ГОСТа) F – наибольшее натяжение ветви каната с учетом кпд полиспаста и без учета динамических нагрузок, кН R – статический коэффициент запаса прочности, зависит от назначения каната

Наибольшее допускаемое натяжение одной ветви стропа: G – рабочая нагрузка от массы поднимаемого груза, кН n – число ветвей в стропе – угол наклона ветви канатак оси, град m – коэффициент, зависящий от угла m 1,0351,15471,41422,0

При выборе стропов необходимо учитывать расстояние между петлями на грузе, угол между ветвями стропов и длину стропов. - если длина стропа L равна расстоянию между петлями А, то угол будет 60, т.е. строп подобран верно; - если L=3/4А, то угол будет 90, т.е. строп подобран верно; - если L=2/3А, то угол будет 120, т.е. строп подобран неверно. L – длина стропа, м; А – расстояние между петлями груза, м (у плит перекрытий принимается по диагонали); 60, 90, 120 – угол между ветвями стропа;

Срок службы гибких несущих элементов зависят от диаметров блоков (барабанов), которые они огибают под нагрузкой Наименьший допускаемый диаметр блока (барабана): D – диаметр блока, измеряемый по средней линии оси навитого на него каната, мм d K – диаметр каната, мм e – коэффициент, зависящий от типа подъемной машины и режима ее эксплуатации

Канат один из ответственных и в то же время быстроизнашивающихся элементов грузоподъемной машины. Так, средний срок службы канатов механизмов подъема груза мостовых кранов составляет месяцев при сроке службы кранов лет. Факторы, определяющие срок службы стальных канатов

В основе преждевременного разрушения стальных канатов, их ускоренного износа и возникновения структурных дефектов лежат: неправильный выбор конструкции каната, его типа и параметров свивки, несоответствующих условиям эксплуатации неправильный выбор величины соотношения D/d K, геометрии профиля и размеров желоба блока (канавок на поверхности нарезного барабана лебедки) неправильная запасовка каната в полиспаст или навивка его на барабан лебедки статические перегрузки или чрезмерное динамическое нагружение каната наличие абразивного износа и неблагоприятных условий в отношении коррозии

Технология разматывания каната а – с барабана, б - из бухты методом перекатывания, в - из бухты с помощью вьюшки; стрелками показаны направления каната (бухты)

Хранить стальные канаты следует в закрытых проветриваемых помещениях (желательно в сухих, отапливаемых) с асфальтобетонным полом или деревянным настилом. Барабаны с канатами необходимо устанавливать только на диски в один ряд; хранение барабанов лежа на дисках (плашмя) запрещено. Разматывать канат сбрасыванием витков через борт барабана, лежащего на диске, или вытягиванием из лежащей бухты категорически запрещено. Резку канатов выполняют дисковыми пилами, отрезными кругами, газовой горелкой или оплавлением током сварочного аппарата

Бензельная обвязка на конце каната Перед резкой канатов всех типов любым методом для предохранения концов канатов от раскручивания и возникновения в них структурных дефектов по обе стороны от места реза необходимо наложить бензельные обвязки, т.е. намотать мягкую отожженную проволоку

Приспособление для наложения бензельной обвязки а - устройство приспособления, б - работа приспособления; 1- крючок, 2 – паз, 3 - рукоятка

Выбраковка канатов Измерение параметров стального каната: а – диаметра с помощью штангенциркуля, б – определение длины шага свивки прядей в шестипрядном канате; 0 – 6 – номера прядей

Браковка канатов грузоподъёмных машин, находящихся в эксплуатации, должна проводиться согласно инструкции по эксплуатации ГПМ, составленной с учётом требований ИСО При отсутствии в инструкции по эксплуатации соответствующего раздела, браковку канатов производят по следующим признакам: по числу обрывов проволок согласно данным таблицы 1, при наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными таблицы 2; при разрыве одной или нескольких прядей; в результате поверхностного износа и коррозии каната (уменьшение диаметра каната на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром даже при отсутствии видимых обрывов проволок); в результате внутреннего износа и коррозии (уменьшение диаметра каната, обрыв, смятие сердечника и т.п. – 3% от номинального диаметра у некрутящихся и 10% у остальных канатов, даже без видимых обрывов); в результате местного уменьшения диаметра каната, включая разрыв сердечника; уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения); деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.; повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда (действие кислот, щелочей, сварки и т.п.); при уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более; при деформации каната.

Повреждения стальных канатов Рис.1 - Обрывы и смещения проволок каната крестовой свивки Рис. 2 - Сочетание обрывов проволок с их износом: а в канате крестовой свивки; б в канате односторонней свивки Рис. 3 - Обрывы проволок в зоне уравнительного блока: а в нескольких прядях каната; б в двух прядях в сочетании с местным износом

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, отбраковываются Число несущих проволок в наружных прядях n Типовые примеры конструкций канатов Группа классификации (режима) механизма М1, М2, М3 и М4М5, М6, М7 и М8 крестовая свивка односто- ронняя свивка крестовая свивка односто- ронняя свивка на участке длиной 6d6d30d6d6d 6d6d 6d6d n (1+6)+1 7(1+6) о.с. 8 6(0+6)+9 о.с n n о.с. 18 7(1+6)+1 о.с n (1+9+9)+1 о.с. 6 19(1+9+9)+7 7(1+6) 6 25(1+6; 1+12)+1 о.с. 6 25(1+6; 1+12)+ 7 7(1+6) 6 19(1+6+6/6)+7 7(1+6) n (1+6+6/6)+1 о.с. 8 16(0+5+11)+9 о.с. 18 7(1+6)+1 о.с n (1+6+6/6)+1 о.с Таблица 1 – Нормы выбраковки стальных канатов (фрагмент)

Примечания к табл n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d диаметр каната, мм. 2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежит учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается. 3. Расчет числа видимых обрывов для канатов прядевой конструкции определяется по приведенным формулам. При этом полученное значение округляется до целого в большую сторону. 4. Для канатов с неодинаковыми диаметрами внешних проволок в наружных прядях класс конструкции в таблице понижен и отмечен звездочкой. 5. При работе каната полностью или частично с блоками из синтетического материала или из металла с синтетической футеровкой характерно появление значительного числа обрывов проволок внутри каната до появления видимых признаков обрывов проволок или интенсивного износа на наружной поверхности каната. Такие канаты отбраковываются с учетом потери внутреннего сечения.

Износ и поверхностная коррозия проволок стального каната Рис. 5. -Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки: а начальное окисление поверхности отдельных проволок (уменьшение диаметра каната на 2%); б заметное окисление поверхности всех проволок (уменьшение диаметра каната на 4%); в интенсивная коррозия проволок (уменьшение диаметра каната на 7%) Рис. 4 - Износ наружных проволок каната крестовой свивки: а небольшие лыски на отдельных проволоках (уменьшение диаметра каната на 2%); б удлинение лысок в проволоках (уменьшение диаметра каната на 4%); в интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра каната на 7%)

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % Число обрывов проволок, % от норм, указанных в таблице и более Таблица 2 – Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа и коррозии Канаты грузоподъёмных машин, предназначенных для подъёма людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

На приведенных рисунках показаны примеры дефектов канатов при наличии которых канаты не должны допускаться к дальнейшей работе

Цепи На грузоподъемных машинах применяются пластинчатые, якорные и круглозвенные цепи как нормальной, так и повышенной прочности. Используемые грузовые пластинчатые цепи изготавливаются 19 типоразмеров с шагом от 6 до 120 мм. Собранная цепь должна иметь легкую без заеданий подвижность в шарнирных соединениях. После сборки цепь должна подвергаться статическому растяжению технологической нагрузкой, составляющей 50% от разрушающей нагрузки для данного типоразмера цепи.

Цепи грузовые пластинчатые предназначены для передачи высоких усилий и должны применяться в качестве грузовых и противовесных элементов в подъемно- транспортных машинах, в волочильных станках, в шлюзовых и плотинных установках. Такие цепи могут работать как на звездочках, так и на гладких блоках. Цепь G

Цепи якорные 1) Смычка якорной цепи; 2) промежуточная смычка; 3) коренная смычка; а) вертлюг; б) длинное звено; в) большое звено; г) обыкновенное звено; д) звено с распоркой; е) концевая работа

В зависимости от конструкции общих звеньев различают якорные цепи с распорками и без них. Якорные цепи изготавливаются трех типов (категорий): 1 - нормальной прочности: сварные и кованые цепи из стали категории 1 а калибра 11…73 мм; 2 повышенной прочности: сварные и кованые цепи из стали категории 2 а калибра 12,5…162 мм, литые цепи из стали категории 26 калибра 40…152 мм; 3 особо высокой прочности: сварные и кованые цепи из стали категории 3 б калибра 40…152 мм.

Круглозвенные цепи Круглозвенные цепи, предназначены для применения в грузоподъемных машинах и оборудовании горной промышленности, в том числе: - в цепных изгибающихся и жестких конвейерах, ленточно-цепных конвейерах, штрековых и проходческих перегружателях; - в стругах, комбайнах и врубовых машинах; - в ковшовых элеваторах; - в других машинах подобного типа.

Широкое применение в грузоподъемных машинах находят круглозвенные цепи, изготовляемые по ТУ Калиброванные круглозвенные цепи, изготовленные в соответствии с ТУ могут применяться и для работы на звездочках. В РФ выпускается 11 типоразмеров таких цепей калибра 5…18 мм для рабочих нагрузок от 2,5 до 31.5 кН. В качестве стропов могут применяться и цепи круглозвенные сварные общего назначения, изготовленные по ТУ , однако для работы на звездочках они непригодны.

Минимальные коэффициенты запаса прочности сварных цепей Назначение цепи Группы классификации (режима) механизма M1, M2МЗ…М8 Грузовая, работающая на гладком барабане 36 Грузовая, работающая на звездочке (калиброванная) 38 Для стропов 55 Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в механизмах кранов, по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее 3 для групп классификации (режима) M1 и М2 и не менее 5 для остальных групп классификации механизмов.

Сращивание цепей допускается электросваркой новых вставленных звеньев или при помощи специальных соединительных звеньев. Способы сварки: электродуговая, кузнечная, горновая. После изготовления для снятия внутренних напряжений цепи отжигают. После сращивания цепь должна быть испытана нагрузкой, в 1,25 раза превышающей ее расчетное тяговое усилие, в течение 10 мин. Грузовые цепи в подъемных механизмах применяются реже, чем канаты, по следующим причинам: - большая масса, - меньшая надежность, - невозможность контролировать качество цепи при работе, - не допускают высоких скоростей и толчков нагрузок из-за опасности внезапного разрыва, - более высокая стоимость и др. Пластинчатые цепи имеют те же недостатки, что и сварные, но более надежны в работе, так как нет сварного стыка и элементы цепи выполнены из прочной стали; они обеспечивают более плавную работу привода, чем сварные цепи.

НОРМЫ БРАКОВКИ ЦЕПЕЙ Цепь подлежит браковке: при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1); при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2); имеются трещины по сварке, волосовины; имеется деформация звена цепи. Рис. 1 - Увеличение звена цепи: L0 первоначальная длина звена, мм; L1 увеличенная длина звена, мм Рис. 2 - Уменьшение диаметра сечения звена цепи: d 0 первоначальный диаметр, мм; d 1, d 2 фактические диаметры сечения звена, измеренные во взаимно перпендикуляр- ных направлениях, мм

Грузозахватные приспособления Современные грузозахватные приспособления удовлетворяют следующим основным требованиям: простота конструкции и высокая технологичность изготовления и практического применения, высокая несущая способность при малых габаритах и собственной массе, надежность в работе, исключающая самопроизвольную расстроповку груза, обеспечивающая его сохранность и безопасное ведение работ, строгое соответствие перемещаемому грузу, низкая стоимость.

Грузозахватные приспособления можно разделить на сменные грузозахватные органы и съёмные грузозахватные приспособления. К сменным грузозахватным органам (в дальнейшем СГО) относятся: грузовые крюки, грейферы, электромагниты, спредеры.

ГРУЗОВЫЕ КРЮКИ Крюки являются наиболее распространенными, но и самыми несовершенными грузозахватными органами, так как краны не могут работать автоматически и требуется постоянное присутствие рабочих для их обслуживания (навеса и съёма груза). Крюки являются универсальными грузозахватными органами крана, а также концевыми элементами стропов.

По форме крюки разделяют на: однорогие (рис.1,а) двурогие (рис.1,б). По способу изготовления – на кованые, штампован- ные, пластинчатые. Кованые и штампованные крюки изготавливают из стали 20 или стали 20Г. Крюки, эксплуатируемые при температуре ниже – 40 о С, изготавливают из морозоустойчивой стали 09Г2С. После ковки крюки подвергают отжигу для снятия внутренних напряжений.

Пластинчатые крюки изготавливают из отдельных стальных пластин, вырезанных по шаблону и соединённых между собой заклепками. Их изготавливают из листовой стали ВСт 3 сп, стали 20 или стали 16МС. Грузовые кованые и штампованные крюки должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 2105 и другой нормативной документации. Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны приниматься в зависимости от типа крюка и рода привода грузоподъемной машины по ГОСТ 6627 ГОСТ 6628.

Крюки грузоподъёмностью свыше 3 т должны быть установлены на подшипниках качения, за исключением крюков кранов специального назначения. Крепление кованого и штампованного крюка грузоподъемностью 5 т и выше, а также вилки пластинчатого крюка в траверсе должно исключать самопроизвольное свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Стопорение гайки посредством штифтов, шплинтов и стопорного болта не допускается.

Грузовые крюки кранов и электрических талей должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадание съёмного грузозахватного приспособления. Такими устройствами могут не снабжаться крюки кранов, транспортирующих расплавленный металл. Крюки после изготовления подвергаются испытанию нагрузкой, превышающей грузоподъёмность крюка на 25% в течение 10 мин.

После испытания на установленном для маркировки месте должны быть нанесены обозначения в соответствии с ГОСТ 2105 или ГОСТ 12840: наименование или товарный знак предприятия-изготовителя заготовки; заводской номер крюка; номер плавки; порядковый номер крюка по стандарту (характеризует грузоподъёмность); год изготовления (две последние цифры). Ревизия крюков производится не реже одного раза в 12 месяцев.

Предельные нормы браковки крюков: если на любой его части обнаружены трещины, волосовины; если износ в зеве крюка превышает 10% первоначальной высоты сечения; повреждение резьбы на хвостовой его части; разрушился или отсутствует предохранительный замок; остаточная деформация.

Грейферы Для работы с однородными сыпучими и кусковыми материалами, а также для перегрузки круглого леса и длинномерных лесоматериалов применяют специальные автоматические грузозахватные устройства - грейферы. Захватными элементами грейферов являются челюсти (две или несколько), шарнирно закрепленные на раме и зачерпывающие перемещаемый материал.

По типу привода механизма замыкания челюстей грейферные механизмы делятся на две группы: канатные, у которых челюсти замыкаются с помощью канатных систем приводные, снабженные для замыкания челюстей специальным механизмом с независимым приводом

Канатные грейферы приводятся в действие механизмом подъема крана. В зависимости от его конструкции применяют одно-, двух-, трех- и четырехканатные грейферы.

Одноканатный грейфер Одноканатный грейфер подвешивают на канате 1, закрепленном на средней траверсе 3. Траверса 3 с рычагом 4 и крюком 5 может перемещаться вверх до упоров на траверсе 2 и вниз до зацепления крюком нижней траверсы 9. На нижней траверсе шарнирно закреплены челюсти 7, связанные тягами 6 с верхней траверсой 2. При подъеме закрытого грейфера до упора рычаг 4 освобождает крюк 5 и траверсу 3. Под действием силы тяжести груза и нижней траверсы грейфер раскрывается и груз высыпается.

При опускании раскрытого грейфера на груз 8 канат 1 ослабляется, траверса 3 опускается и автоматически сцепляется с траверсой 9. При натяжении каната 1 обе траверсы поднимаются вверх, закрывая челюсти с зачерпнутым грузом. После замыкания челюстей закрытый грейфер поднимается до упора. Рычаг может приводиться в действие не упором, а привязанным канатом, натяжением которого грейфер открывается на любой высоте. Одноканатные грейферы можно подвешивать к крюку любого крана. Их недостатки – малая производительность и самопроизвольное вращение при подъёме и опускании.

Грейфер должен быть снабжен: - табличкой с указанием предприятия-изготовителя, - номера, объема, собственной массы, - вида материала, для перевалки которого он предназначен, - наибольшей допустимой массы зачерпнутого груза. При повреждении заводской таблички она должна быть восстановлена владельцем грейфера. Грузоподъемность грейфера определяется взвешиванием материала после пробного зачерпывания, проводимого владельцем грейфера перед его применением для перевалки груза данного вида (марки, сорта).

Схема работы двухканатного грейфера а - опускание, б - зачерпывание материала, в - подъем, г - опорожнение ковша грейфера; F 1 - замыкающий канат, F 2 - подъемный канат, а 1 - барабан замыкающей лебедки, a 2 - барабан подъемной лебедки; стрелками показаны направления, движения канатов

Конструктивно грейферы подразделяются: на двухчелюстные, перерабатывающие преимущественно сыпучие грузы, многочелюстные, перерабатывающие крупнокусковые грузы, трех-, четырехлапые для длинномерных грузов.

Грейфер многочелюстной моторный для перегрузки металлолома (ДГМ6-5-Т1 то-В-0,8) Грузоподъемность крана, т 5,0 Расчетный объем, м. куб.0,8 Кратность полиспаста 6 Насыпная плотность груза, т/м 3 куб.2,0-2,5 Допустимая масса зачерпываемого груза, т 2 Масса грейфера, кг 2700 Число челюстей 6 Группа груза по ГОСТ Т1 то Высота, мм: открытого 2640 закрытого 2380 Длина, мм: открытого 2070 закрытого 1370 Ширина, мм открытого 2370 закрытого 1520

Грейфер 5-ти челюстной GP 5-600

Грузоподъемные электромагниты Грузоподъемные электромагниты применяются для транспортировки: - сортового проката черных металлов; - чугунных чушек - стального скрапа - стружки - металлолома

Промышленность выпускает два вида грузоподъемных магнитов: - круглые типа М-22Б М-42Б М-62Б - прямоугольные типа ПМ-15 ПМ-25А в нормальном и тропическом исполнении (Т).

Круглые электромагниты предназначены для перемещения плит, болванок, чушек, рулонов, скрапа, стружки. С помощью прямоугольных магнитов транспортируют длинномерные грузы: сортовой прокат, балки, трубы и др.

Грузоподъемный электромагнит круглый 1 – наружный полюс магнита, 2 – катушка, 3 – стальной корпус, 4 – стальная шайба, 5 – пробка, 6 – коробка контактных зажимов, 7 – зажимы, 8 – цепи, 9 – внутренний полюс магнита, 10 – секции катушки, 11 – латунный лист

Основные характеристики электромагнитов Тип электромагнит а Мощность, к Вт Масса, кг Грузоподъемность, кг, для грузов болванки, плиты, слябы, рельсы чугунные чушки, стальной скрап стружка М-22Б, М- 22БТ 2, М-42Б, М-42 БТ 7, М-62Б, М- 62БТ 12, ПМ-15, ПМ- 15Т 2, ПМ-25А, ПМ- 25АТ 4,

Подъемная сила электромагнита во многом зависит от массы и конфигурации грузов. Если подъемную силу электромагнита при перегрузке плит и гладких болванок принять за 100%, то при перегрузке чушек она уменьшается до 7%. Электромагниты применяют только для перемещения грузов, обладающих свойствами магнитопроводности (прокат черных металлов, чугунные чушки, стружка и т. п.). Подъемные электромагниты питаются постоянным током через шланговый электрокабель, который наматывается на специальный барабан. Так как большинство электрических грузоподъемных кранов работает на переменном токе, то для получения постоянного тока на кране монтируют преобразовательную установку, как правило, на полупроводниковых выпрямителях, преобразующих переменный ток в постоянный, и специальную магнитную станцию. Это позволяет крановщику самостоятельно управлять работой электромагнита.

Спредеры Для перегрузки контейнеров применяют специальные грузозахватные устройства – спредеры. Спредер (англ. Spreader) специальное устройство для автоматического захвата транспортных контейнеров, основное оборудование специальных контейнерных кранов и пратцен- кранов (кран с лопатой).англ.контейнеровконтейнерных крановпратцен- кранов По углам контейнеров размещены – фитинги. Они используются как опоры контейнеров при штабелировании и как элементы для захвата контейнеров при перегрузке. В каждом фитинге имеется три отверстия – боковые и торцовые предназначены для строповки контейнеров вручную, верхнее отверстие верхних фитингов – для захвата контейнера спредером с помощью поворотных штырей.

Спредер конструкции ВНИИПТМАШ

Спредер может быть рассчитан на захват 20 или 40 футовых контейнеров, телескопические раздвижные спредеры могут захватывать оба вида контейнеров. Спредер обеспечивает постоянную ориентацию контейнера в пространстве и предотвращает нежелательное раскачивание, может быть оборудован механизмами для поворота грузовой рамы в горизонтальной плоскости и ее наклона, для противодействия смещению центра масс контейнера.

Автоматический спредер (траверса), телескопический (20' - 40 '- 45') спредер «ELME» с системой микродвижения

Автоматический, телескопический (20' - 40 '- 45') спредер «ELME» с системой вращения и грузовыравниванием

Автоматический, телескопический (20' - 40 '- 45') спредер «ELME» под различные хэд-блоки

Съемные грузозахватные приспособления Съемные грузозахватное приспособление - оборудование, соединяющее груз с краном и не является частью ни крана, ни груза. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза. В работе к ним предъявляются следующие требования: должны быть легкими и прочными; соответствовать характеру поднимаемого груза; исключать самопроизвольную его отцепку.

СТРОПЫ ИЗ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ И ЦЕПЕЙ Стропами называют отрезки канатов или цепей, соединенных в кольца или снабженные навесными грузозахватными элементами, которые служат для обвязки, зацепки и навешивания груза на крюк крана. Стропы из пеньковых и синтетических материалов (канатов) применяют при строповке деталей с гладкой поверхностью массой не более 1,5 тонн. Стропы из стального каната высокопрочны и долговечны, разрушаются постепенно, легко определить степень разрушения, но плохо работают на острых углах и перегибах. В горячих цехах машиностроительных заводов и в литейных цехах стропы из стальных канатов имеют ограниченное применение, т. к. органический сердечник каната относительно быстро выгорает и проволоки, не смазываясь изнутри, интенсивно изнашиваются. Канатные ветви стропов следует изготавливать из целого каната, сращивание или связывание канатов не допускается.

В настоящее время изготавливают несколько разновидностей грузовых строп : УСК2 (универсальный) - строп канатный кольцевой – строп, имеющий форму замкнутой петли (бесконечный). Кольцевой строп из каната сращивается на длине, равной не менее 20 диаметров каната. Изготавливается только заплеткой.

УСК1 (облегченный) – строп канатный петлевой, этот строп изготавливают с двумя петлями по концам. Размеры петли делают в зависимости от размера крюка крана.

СК – (одноветвевой) канатный строп, состоящий из канатной ветви, по концам которой с одной стороны – соединительный элемент, называемый звеном, а с другой – захват. Звено служит для подвески стропа на грузовой крюк крана. Захват – для зацепки груза за монтажную петлю, рым и т. д. В качестве звена используются обычно овальные или треугольные звенья разных размеров в зависимости от нагрузок. В некоторых случаях применяют овальные разъемные звенья, которые позволяют заменить вышеуказанную вышедшую из строя канатную ветвь без нарушения прочности звена. После гибки или штамповки концы звеньев из круглой стали сваривают контактной стыковой сваркой или оплавлением. Допускается также применять ручную дуговую сварку сварного соединения по конструкторской документации. Сварной шов треугольного звена располагают в центре нижней стороны звена, а овальных звеньев – на прямолинейном участке. При сварке звеньев из круглой стали увеличение диаметра в месте сварки не должно превышать 10%. В местах сварки не должно быть непроваров и подрезов. Сварку должны производить аттестованные (паспортные) сварщики.

СК, 3СК, 4СК (многоветвевые) – стропа состоящие из собранных на кольце нескольких ветвей, имеющих на концах крючья или захваты.

Канатные стропы а - одноветвевой типа УСК1 с заплеткой, б типа УСК1 с обжимными втулками, в - типа УСК2, г - полотенчатый, д, е применение стропов типа УСК2; 1 - заплетка, 2 - канат, 3 - петля, 4 - обжимная втулка, 5 – захват

НОРМЫ БРАКОВКИ СТРОПОВ Стропы из стальных канатов бракуются по признакам браковки канатов и крюков, а также если: разрушился коуш; имеется люфт обжимной алюминиевой втулки; расплелась заплётка петли стропа; разрушился предохранительный замок концевого элемента (крюка); нет бирки стропа. если износ соединительного звена более 10% от первоначального диаметра Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице. Стропы из канатов двойной свивки Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной 3dk3dk 6dk6dk 30d k 4616

Бирки маркировочные: а - для стропов грузоподъемностью до 3,2 т, б - свыше 3,2 т

В качестве захватов применяют чалочные крюки с замком или карабины, в зависимости от нагрузки. Карабины применяются при нагрузке не более 2 тонн, чалочные крюки до 12,5 тонн. На поверхностях захватов и их деталей, звеньев не допускаются трещины, плены, расслоения, волосовины и надрывы. Заваривать и заделывать указанные дефекты не допускается. Коэффициент запаса прочности соединительных элементов и захватов стропов (кроме канатов) по отношению к разрушающей нагрузке не менее 5. Для правильного формирования петли концевого крепления каната, уменьшения внутренних напряжений в проволочных канатах от предохранения их от истирания о захватные устройства применяют специальное устройство - коуши, представляющее собой стальные изогнутые пластинки с желобчатым сечением. Коуши подбирают по диаметру каната.

Концевые крепления стальных канатов Неразъемные концевые крепления (стропы, натяжение каната, несущего кабельный токопровод). Петли выполняют: - петли заплеткой – счаливание - постановка обжимной втулки - разъемным зажимом - заливкой легкоплавкими сплавами в конусной втулке Разъемные концевые крепления

Концевые крепления канатов а – заплеткой б – постановкой обжимной втулки в – разъемным зажимом г – в клиновой втулке

Заплетка свободного конца каната (счаливание) При заплетке конец стропа (каната) расплетается на пряди, эти пряди вплетают в тело каната с последующей обкаткой обжимными роликами, протягиванием через обжимную втулку или оплеткой мест соединения проволокой диаметром 1 мм. При этом необходимо обеспечивать перекрытие участка соединения на 10…30 мм. Витки проволоки должны плотно прилегать к канату и друг к другу, а концы заделаны способом, исключающим его разматывание. Число проколов каждой прядью каната при заплетке должно быть не менее - 4 проколов при диаметре каната до 15 мм, - не менее 5 при диаметре каната от 15 до 28 мм - не менее 6 при диаметре каната от 28 до 60 мм.

Установка зажимов При закреплении крючьев, колец и петель на конце каната путем постановки зажимов количество их определяется расчетом, но должно быть не менее 3. Шаг (расстояние) расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должна быть не менее 6 диаметров каната. Ставить зажимы кузнечным или другим горячим способом не разрешается. Скобы зажима должны устанавливаться на свободный конец каната.

С помощью клина в стальной кованой, штампованной или литой конусной втулке Применение сварных втулок не допускается. Клиновые втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Чем больше растягивающее усилие в канате, тем выше заклинивающая способность соединения.

Заделка концов каната опрессовкой алюминиевой втулкой Заделка концов каната втулочным соединением представляет собой опрессованную конструкцию алюминиевой втулки с прядями соединяемых канатов, которые прочно сцеплены между собой металлом втулки, образуя однородное тело в сечении. Овальную алюминиевую втулку надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша, таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм. Собранную заготовку соединения помещают в матрицу и сдавливают пуансоном до получения круглого поперечного сечения втулки. Существует два способа опрессовки алюминиевой втулки: в открытой и закрытой матрицах. Данный способ допускается использовать при изготовлении петлевых стропов.

Заливкой легкоплавкими сплавами в конусной втулке

СГП после изготовления подлежат испытанию на предприятии- изготовителе нагрузкой на 25%, превышающей их грузоподъемность. При испытании ветвевых стропов угол между ветвями должен быть 90 градусов. После испытания стропа клеймятся или навешивается металлическая бирка, с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. При расчете стропов, коэффициент запаса прочности стальных канатов должен быть не менее 6 по отношению к расчетному разрывному усилию.

При выполнении стропальных работ, кроме стальных канатов, применяются сварные и штампованные цепи, реже пластинчатые цепи. Цепные стропы, как и стропы из стального каната, могут использоваться для подъема и перемещения любых грузов на всех производствах.

Цепные стропы и приспособления к ним а - одноветвевые типа 1СЦ, б - двухветвевые типа 2СЦ, в - применение стропа, г - подкладка под строп; 1 - цепь, 2 - навесное звено, 3 - грузозахватное звено, 4 - подкладка под строп

Преимущество стропов из цепей, по сравнению стропов из каната в том, что они более гибки, и способны огибать острые грани без подкладок. Недостатки - большая масса, возможность внезапного разрыва, вследствие быстрого раскрытия трещин и необходимость контроля за состоянием звеньев цепи. Цепные стропа используются в основном в условиях высоких температур и наличия грузов с острыми гранями.

Звенья цепи имеют овальную форму. Марка цепи СН 6 х 16, где С – сварная, Н – некалиброванная, 6 – диаметр прутка, 16 - шаг звена. Цепи для изготовления стропов должны иметь свидетельство (сертификат) завода-изготовителя об испытании каната или цепи. При отсутствии свидетельства (сертификата) канат или цепь испытывают и проверяют соответствие стандарта с выдачей сертификата. При расчете стропов, коэффициент запаса прочности цепей по отношению к разрушающей нагрузке должен быть не менее 5. Цепи сращивают электро- или кузнечно-горновой сваркой новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев. После ремонта и изготовления строп испытывают нагрузкой в 1,25 раза превышающей грузоподъемность цепи в течении 10 минут.

Стропа из цепей бракуются если: Имеются трещины по сварки, волосовины; Деформация звеньев; Удлинение звена цепи более 3% от первоначального размера; Износ звена цепи более 10% от первоначального диаметра; Нет бирки стропа.

Концевые крепления каната на барабане лебедки: а - клином, поджимаемым болтом, б, в - прижимными планками; 1 - болт, 2 - прижимная планка, 3 - канат, 4 – барабан

Крепление сварных круглозвенных цепей на барабане лебедки 1 – цепь, 2 – крючкообразный зажим, 3 – болты, 4 – барабан лебедки

Захватные и навесные звенья крюки типа: а - К1, б - К2, в - КЗ, г - треугольное звено неразъемное, д - треугольное звено разъемное, е - овальное звено неразъемное, ж - карабин; 1 - крюк, 2 - предохранительное устройство

ТРАВЕРСЫ Применение стропов для подъема металлических и железобетонных конструкций длиной 10…12 м не всегда возможно из-за потери полезной высоты подъема крюка крана и изгиба поднимаемых конструкций вследствие сжимающих напряжений. Поэтому для строповки длинномерных и крупногабаритных грузов применяют траверсы, в которых канатные ветви можно располагать вертикально или под углом не более Траверсы бывают балочного и рамного типов. Как правило, длина балочных траверс не более 4 м, из-за большой массы траверсы. Траверсы решетчатой конструкции изготавливают в виде ферм треугольной формы грузоподъёмностью 10, 16, 25 тонн. Они рассчитаны на подъем тяжелых грузов длиной не менее 12 м.

Траверса состоит из несущей балки или рамы, к основанию которых крепятся стропа или специальные грузозахватные устройства. Количество стропов зависит от числа точек захвата элемента. Траверсы изготавливают по чертежам и нормалям. Материал изготовления – сталь 20. Применяются траверсы с уравнительными блоками, что способствует снижению деформации при подъеме и перемещении груза и придания канату нужного направления. Сварку траверс должны осуществлять сварщики, прошедшие аттестацию сварщика. Траверсы после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе нагрузкой на 25%, превышающей их грузоподъемность. После положительных результатов испытания их снабжают биркой или трафаретом с указанием номера, грузоподъемности, собственного веса и даты испытания.

ЗАХВАТЫ Зажимные устройства в зависимости от конструкции могут удерживать грузы различной геометрической формы. Наибольшее распространение получили клещевые, эксцентриковые, рычажные, фрикционные самозажимные и клиновые зажимные устройства. Привод зажимного устройства выполняют: самозажимным, механическим, гидравлическим или пневматическим. Клещевые захваты представляют собой рычажные системы в виде ножниц, т.е. два рычага связаны общей осью, соединяющей рычаги с навесным кольцом, которое навешивается на крюк крана.

Специальные захваты а, б, в - для сортового проката (тавры, уголки, швеллеры), д, е, ж, з, л – для стальных листов, г, и, к – для грузов, имеющих сквозные отверстия

Для захвата и транспортирования длинномерных грузов несколько захватов монтируют на траверсе. Прижимы грузозахватных устройств выполняются в виде прижимных лап, башмаков, пластин. Для лучшего сцепления (удержания) на пластинах наносится рихтовка или наклеивается мягкий материал для того, чтобы на грузе не оставались места деформаций от захватов.

КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ Пользоваться какими-либо прокладками или подкладками под губки рычагов захвата, а в случае необходимости применения подкладок, их нужно прочно закрепить на захватах и испытать. Перемещение грузов захватами на высоте более 0,6 м от уровня пола не разрешается.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ транспортировать грузы клещевыми захватами над людьми и оборудованием. Клещевые захваты осматриваются не реже одного раза в месяц. При осмотре клещей проверяется состояние соединительных пальцев, исправность резьбовых соединений, отсутствие трещин по сварке, а также деформация захвата.

ТАРА Тара - это инвентарная емкость для приема, временного хранения и подачи мелкоштучных строительных материалов и изделий кранами на рабочие места, а также для сбора мусора в цехах и площадках. По назначению тара подразделяется: - для сыпучих материалов; - для пластичных материалов; - мелкоштучных изделий и материалов; - жидких материалов. Для пластичных и сыпучих материалов (бетон, раствор, шлак) применяются бункеры емкостью от 0,5 до 2,0 м 3.

Тара изготавливается по чертежам, нормалям, технологическим картам, на предприятии, имеющем лицензию органов Госгортехнадзора, из листовой стали с обрамлением угловой сталью и проушинами для строповки. После изготовления тара подвергается техническому освидетельствованию путем осмотра, так как испытание тары грузом не обязательно. После этого на таре указывается: номер тары, собственный вес тары (Р), грузоподъемность (Q) и ее назначение. Тара должна загружаться не менее, чем на 100 мм до края бортов, если тара без крышек. При заполнении ковшей расплавленным металлом не доливать до края бортов мм. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и неисправное тары.

Освидетельствование и браковка грузозахватных приспособлений Периодический осмотр съёмных грузозахватных приспособлений и тары с отметкой в журнале «Учета и периодического осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары» производится лицом, ответственным за содержание СГП в исправном состоянии на основании приказа или распоряжения по предприятию, организации, цеху в следующие сроки: тары, траверс, клещей и других захватов – каждый месяц; стропов (за исключением редко используемых) – каждые 10 дней. редко используемые СГП – перед выдачей их в работу. Кроме того ежедневно (ежесменно) перед началом работы СГП и тару должен осматривать стропальщик, крановщик и ответственный за безопасное производство работ кранами. Выявленные в процессе осмотра поврежденные СГП должны изыматься из работы. Неисправные СГП, не имеющие бирок (клейм) не должны находиться в местах производства работ. По окончании работ СГП должны быть убраны в специально отведенные места для их хранения и предотвращения от повреждений. При этом следует осмотреть металлоконструкции приспособлений: отсутствие погнутости, искривлений осей, местных деформаций, трещин, следов коррозии и других видимых дефектов.

Спасибо за внимание