Нарушение слуха. Расстройство слуховой функции – нередко встречающееся в детском возрасте отклонение от возрастной нормы. Различают два вида недостаточности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритм проведения психологического обследования.
Advertisements

Индивидуальное сопровождение ребенка после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы ДОУ Воронина Л.П. Учитель-логопед.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Содержание специального (коррекционного) образования детей с нарушенным слухом детей с нарушенным слухом в современных условиях в современных условиях.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной имплантацией Особенности образования и профессиональной ориентации детей с кохлеарной.
ГУО «Специальная общеобразовательная школа 14 для детей с нарушением слуха г. Минска»
Роль генетических факторов в происхождении нарушений слуха у детей..
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ 1.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Игровое занятие в средней логопедической группе «Путешествие в мир природы» Успех коррекционной работы в логопедической группе во многом зависит от взаимодействия.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить.
Транксрипт:

Нарушение слуха

Расстройство слуховой функции – нередко встречающееся в детском возрасте отклонение от возрастной нормы. Различают два вида недостаточности слуха: временные и стойкие. Стойкие нарушения сенсоневралъная тугоухость и глухота связаны с поражением внутреннего уха. Такие нарушения корригируются с помощью звукоусиливающей аппаратуры, слухопротезирования и специальных психолого- педагогических занятий. Временные (кондуктивные) нарушения наблюдаются при отитах, воспалении ушного канала, простудах, образовании серных пробок, перфорации барабанной перепонки и др. В результате лечения слух восстанавливается.

Глухота наиболее глубокая степень двустороннего стойкого снижения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. При этом возможно восприятие очень громких неречевых звуков (звонок, свисток). Реже наблюдается абсолютная невозможность восприятия любых звуков.

Тугоухость стойкое понижение слуха разной степени выраженности, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может проявляться как небольшим нарушением восприятия шепотной речи, так и резким ограничением восприятия речи разговорной громкости. Восприятие речи становится возможным при определенных условиях (например, при применении звукоусиливающей аппаратуры). Детей с тугоухостью называют слабослышащими. Такие дети нуждаются в особом психолого-педагогическом подходе. В отличие от глухих, эти дети самостоятельно усваивают устную речь. Однако при нераспознанной тугоухости к концу первого года жизни у ребенка снижается интенсивность предречевых действий. Дети не усваивают речевые навыки и переходят на язык жестов. Формируется вторичное речевое недоразвитие, требующее специального обучения.

Этиологические факторы, приводящие к нарушениям слуха, разделяют на три группы: Наследственные факторы; Эндо- и экзогенные факторы, влияющие на слуховую функцию плода в антенатальном и перинатальном периодах; Факторы, воздействующие на сохранный слуховой орган, в течение жизни ребенка (в первый год жизни ребенка 60%).

Характерные признаки нарушения слуха у детей: Недостаточное или запоздалое развитие речи; Расстройства коммуникативной и познавательной функции речи; Уровень развития слуха не соответствует возрастной норме; Отсутствие адекватной реакции на звуки (отсутствие реакции, удивленный или испуганный взгляд, переспрашивание при обращении к ребенку, внимательное слежение за мимикой говорящего, использование повышенной громкости теле- и радиоприемников); Влияние дефекта на психическое развитие в целом.

По времени наступления снижения слуха дети делятся на две группы: Ранооглохшие дети, которые потеряли слух на первом втором году жизни или родились неслышащими; Позднооглохшие дети, которые потеряли слух в 3 4 года и позже и сохранили речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.

Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. Американский ученый Д. Льютеман, много лет работавший с родителями глухих детей, выделил несколько стадий в развитии чувств родителей. Первая стадия шок. Ничего не понимают, не слышат, не чувствую. Напрасно врач что-то сообщает. Вторая стадия понимание. После того как шок прошел, доходит «ужас» диагноза: ребенок никогда не будет слышать, не будет чувствовать тысячи звуков. Он будет отделен от других людей глухотой и немотой.

Третья стадия (наиболее опасная) «защитное отрицание». Отрицание факта глухоты. Это отрицание может проявляться по-разному. Например, вы вдруг начинаете думать, что весь ужас: «Наш ребенок глухой!» это дурной сон, и каждое утро спешите к постели малыша с надеждой, что сон развеялся и малыш слышит. Или по совету родственников и друзей вы беспрерывно ищете врачей, которые скажут, что глухота вашего ребенка медицинская ошибка, или дадут вам какое-то необыкновенное лекарство, способное ее вылечить. Четвертая стадия принятие глухоты. Каждый родитель прилагает немало сил.

Пятая стадия конструктивные действия. На этой стадии изменяется образ жизни, меняются жизненные ценности. В вашей жизни появляется новая важная цель воспитать глухого малыша так, чтобы он вырос счастливым человеком, личностью. Вы даже чувствуете (так говорят и многие другие родители глухих детей), что жизнь приобрела новый смысл, стала более насыщенной и интересной. Вы узнаете много до того неведомого и при этом изменяетесь сами.

Как развивается глухой ребенок Считается, что речь как средство общения ребенка начинается с того момента, когда он произносит слова и предложения. Однако еще до того, как ребенок начинает говорить словами, у него развивается система до словесных средств общения, которую мы назовем первым языком протоязыком. В протоязык входят звуки (вокализации), мимика и движения тела, жесты и взгляды. Многое в развитии глухих и слышащих детей совпадает. Общение это не просто разговор нескольких людей, это взаимодействие, обмен мыслями, чувствами и настроениями.

У глухих родителей неслышащие дети развиваются успешно и к двум годам по объему словаря (жестового языка) не отстают от своих слышащих сверстников. Порядок усвоения грамматики, сочетаний значений слов, правила беседы развиваются у них в том же порядке, что и у слышащих детей. Развитие протоязыка. На его основе у глухого ребенка легче развить и словесную, и жестовую речь. Пример: Ребенок протягивает руку к няне, хлопает рукой по пустому блюдцу, смотрит на няню, потом на блюдце, кричит «а» (хочет, чтобы няня положила печенье на блюдце, ей случайно забыли его дать). Жесты это социально принятые знаки, которые может использовать и глухой, и слышащий ребенок, а не специальный язык глухих детей.

Особенности развития познавательной сферы слабослышащих детей. Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не может самостоятельно научиться говорить из-за нечеткости восприятия звуковой собственной речи и речи окружающих, неумения контролировать свое произношение. У такого ребенка ограничены возможности обучения и познания действительности, что отрицательно влияет на психическое развитие, в целом.

Ощущения и восприятие: нарушение слухового восприятия; нарушения фонематического восприятия; пространственные нарушения; бедное или сниженное восприятие окружающего; бедное или низкое зрительное восприятие; снижена кинестетическая чувствительность, особенно речевых органов

Внимание: более низкий уровень произвольного внимания; трудности сосредоточения в условиях словесной инструкции; трудности переключения; трудности в распределении внимания между практическим действием и речью.

Память: снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания; низкое отсроченное воспроизведение; лучше запоминают отдельные слова, чем связные тексты; лучше запоминают жесты, чем слова; объем зрительной и двигательной памяти в большинстве случаев не отличается от нормы; относительно сохранно смысловое, логическое запоминание.

Мышление: наглядно-образное мышление развивается более успешно, чем словесно- логическое; трудности обобщения; несформированность словесно-логического, понятийного мышления; недостаточная сформированность внутренней речи; недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов; трудности с установлением причинно-следственных и пространственно- временных связей.

Речь: затрудненность словесного общения; бедный словарный запас; недостатки произношения; неточное понимание слов; неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи; ограниченное понимание прочитанного текста; ошибочное написание слов.

Воображение: сниженный уровень продуктивного воображения; словесное творчество снижено. Моторика: нарушения равновесия; жестовое обозначение предметов и действий; нарушения координации движений.

Особенности деятельности Игровая деятельность: большая вариабельность в зависимости от выраженности патологии; поздние сроки формирования действий с предметами; сроки сюжетно-ролевой игры запаздывают; бедное содержание игр; стереотипность; трудности взаимодействия со сверстниками; речевое общение затруднено.

Изобразительная деятельность: нарушения мелкой моторики, влияющие на способность к рисованию, лепке, конструированию и т.д.; бедность сюжетов, узость тематики зависит от степени нарушения. Учебная деятельность: низкая общая организованность; низкая работоспособность; рассеянность внимания; слабость переключения внимания; уход от трудностей; низкий самоконтроль.

Особенности развития эмоционально-волевой сферы и личности Многим детям с нарушениями слуха свойственны: низкая точность опознания эмоциональных состояний; недоразвитие эмоциональных форм общения; инфантилизм; повышенная внушаемость; зависимость от окружающих; пассивность; сниженный уровень притязаний; неадекватная самооценка; расстройства настроения.

Факторы, способствующие оптимальному развитию: систематическое специальное обучение; индивидуальные особенности и возможности ребенка; активное участие семьи в обучении и воспитании ребенка

Специализированная помощь детям с нарушениями слуха осуществляется в учреждениях системы здравоохранения и образования. К системе образования относятся специальные (коррекционные) учреждения I (для неслышащих) и II (для слабослышащих и позднооглохших) вида.

На современном этапе существует два подхода в обучении глухих. Билингвистический подход Большинство глухих людей одновременно владеют жестовым и словесным языком той страны, в которой живут. В зависимости от ситуации общения они могут пользоваться обоими. Такой подход в обучении предусматривает использование равноправных и равноценных средств общения – национального (в устной и письменной форме) и национального жестового, что обеспечивает более широкий общий кругозор, более глубокие знания и лучшую социальную адаптацию таких лиц.

Коммуникационный подход основан на практическом усвоении словесных форм общения и предполагает развитие всех видов речи (говорения, слушания, письма, чтения, дактилирования, зрительного восприятия с лица или дактилирующей руки говорящего) и освоение структуры речевой деятельности (цели, мотивов, способов, средств). Глухие дети на основе словесной речи и опоры на остаточный слух должны усваивать язык как средство общения, пользоваться им при обучении и социальном взаимодействии. При этом ребенок должен постоянно находиться в «речевой среде», в условиях, в которых речь словесная и освоение языка становятся потребностью. Благодаря использованию звукоусиливающей аппаратуры и слухопротезированию создаются широкие возможности включения детей в общеобразовательную среду.

Дактилологию начали использовать в общении с глухими в XVI XVII вв. Позже были созданы и дактильные азбуки, которые широко применяются во многих странах мира. Первый русский дактильный алфавит был опубликован в 1835 г. Дактильная речь функционирует как один из компонентов межличностной коммуникативной деятельности глухих, а также в общении глухих и слышащих. Дактильная речь строится по правилам орфографии русского языка и сопровождается устной речью, которая соответствует орфоэпическим нормам

Калькирующая жестовая речь и русский жестовый язык имеют разную лингвистическую структуру. КЖР калькирует словесное предложение и обычно сопровождается устной речью; КЖР не имеет собственной грамматики, но располагает разнообразными лексическими средствами для передачи значений слов русского языка. Русский жестовый язык отнюдь не примитивная, а достаточно сложная и весьма своеобразная система общения. Специфика структуры РЖЯ обусловлена двигательной субстанцией жеста и особенностями функционирования русской жестовой речи в сфере непринужденного, неофициального межличностного общения глухих.

Глухие дети овладевают РЖР в процессе общения с членами коллективов глухих: в семье (где родители глухие) или в специальном учебном заведении, куда они поступают учиться. РЖР основное средство межличностного общения глухих. Однако в настоящее время к РЖР начинают переходить функции (выступления, перевод на конференциях и др.), традиционно принадлежавшие КЖР. КЖР формируется на основе изучения глухими учащимися словесного языка и используется преимущественно в официальной обстановке. Уровни владения глухими РЖР и КЖР, как правило, различны. Большинство учащихся (по крайней мере старших классов школ-интернатов) свободно владеют РЖР. Уровень владения КЖР зависит от успехов глухих в усвоении словесного языка, а также от знания лексики КЖР. КЖР успешно осуществляет свои коммуникативные функции только в общении глухих с хорошо развитой словесной речью.

Коррекционно-педагогическая помощь детям при кохлеарной имплантации Прогресс техники, медицины, постижения науки и применение новейших технологий за последние десятилетия позволили разработать новый способ оказания помощи глухим детям – метод многоканальной кохлеарной имплантации (И.В. Королева, Э.И. Миронова, В.И. Пудов, Г.А. Таварткиладзе, и др.).. Кохлеарная имплантация – система мероприятий, направленных на улучшение слуха глухих людей. Аппарат КИ, как устройство для слушания, впервые внедрен в использование в 1980-ых годах для глухих людей, которым не помогают самые мощные слуховые аппараты

Прохождение ребенком всех этапов системы кохлеарного имплантирования требует согласованной работы различных специалистов, группу которых обычно составляют: хирург, сурдолог, логопед, сурдопедагог, техник-акустик. Другие специалисты (медиатор, радиолог, психолог и др.) при необходимости также могут входить в состав группы. Длительность и содержание послеоперационноых коррекционно-педагогических мероприятий зависят от: возраста ребенка возраста потери слуха интервала времени между потерей слуха и КИ от индивидуальных особенностей ребенка.

Основным подходом в оказании коррекционно- педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации в России и за рубежом является слухоречевой подход к ее проведению. Цель слухоречевого подхода – свободное восприятие глухим ребенком окружающих звуков и речи.

Медицинский аспект комплексного диагностического обследования. Во-первых, изучить наличие (или отсутствие) в анамнезе сложных нарушений. При изучении сочетанных нарушений в анамнезе ребенка учесть наличие других первичных нарушений: зрения, движений, интеллекта. Для установления или исключения сочетанной симтоматики нарушенного развития использовать данные из медицинских карт детей. Во-вторых, при проведении комплексного диагностического обследования медицинского аспекта изучить причины нарушения слуха (наследственная или приобретенная глухота, этиология глухоты). В-третьих, при проведении комплексного диагностического обследования медицинского аспекта изучить особенности слухопротезирования: использование слухового аппарата, бинауральность протезирования, длительность использования аппарата, эффективность слухопротезирования.

Этапы коррекционно-педагогической помощи Первый этап – формирования слуховых представлений на базе новых слуховых возможностей с помощью кохлеарного импланта. Задачи: 1. Первая группа задач - формирование слухового восприятия в новых условиях: развитие зрительной и слуховой активности и на их основе зрительно-слухового сосредоточения; обучение различению звуков окружающего мира и их характеристик. 2. Вторая группа задач - подготовка к овладению устной речью, которая предполагает развитие подражательной способности детей и обучение на их основе пониманию обращенной речи.

Особое внимание на этом этапе важно уделять поддержанию условной двигательной реакции неречевых и речевых звуков. Для этого на индивидуальных занятиях можно использовать неречевые и речевые сигналы. Из неречевых – звуки музыкальных инструментов (барабан, дудка, пианино). В качестве речевых – звуки голоса различной интенсивности (повышенной и разговорной), а также звуки различной частоты (низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные).

Уделять внимание развитию зрительной и слуховой активности и на их основе зрительно-слухового сосредоточения, которое в дальнейшем является предпосылкой развития слуховых представлений, а также является важным для развития подражательных способностей детей, в том числе и при формировании у них устной речи. В целях развития зрительной ориентировочной активности детям рекомендуется выполнять практические упражнения, отрабатывающие фиксацию внимания на предмете, способность детей выделять их, узнавать среди других; следить за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина), соизмерять величину предметов и т.п.

Обучение различению различных характеристик неречевых и речевых звуков окружающего мира. Для различения звуковысотных характеристик звуков для восприятия на слух ребенку предлагаются речевые звуки различной частоты и их схематичное изображение; ребенок, услышав звук, должен показать на соответствующее ему схематичное изображение. Например, взрослый показывает ребенку две куклы: папа и мама. Папа говорит низким голосом: «Я папа», мама говорит высоким голосом: «Я мама». При этом взрослый говорит высоким и низким голосом за родителей, а ребенок должен показать, кто говорил, папа или мама.

Второй этап – возникновения дифференцированных слуховых представлений и становления спонтанной устной речи детей. Задачи: 1. Направления по развитию слухового восприятия: различение знакомых слов; развитие слуховой памяти; опознавание названий окружающих предметов. 2. Второе направление включает коррекционно-педагогическую помощь по: развитию взаимосвязи развития слуховых представлений и поддержание спонтанной речевой активности детей; обучение дошкольников после кохлеарной имплантации использованию простых слов и фраз.

Внимание уделяется формированию и развитию речевого слуха детей. От звукоподражаний рекомендуется переходить к обучению различению односложных слов. Способность различать речевые звуки и развивающаяся слуховая память позволяет детям научиться опознавать названия окружающих предметов и явлений, имена близких людей и собственное имя. Детей учат различать, опознавать и распознавать на слух слова, словосочетания, фразы (повествовательные, вопросы, поручения), тексты.

Третий этап – развития адекватных слуховых представлений и активного развития речевого общения. Данный этап направлен на совершенствование использования устной речи, как средства общения с окружающими. Задачи: 1. Развитие адекватных слуховых представлений: распознавание многосоставных фраз, распознавание речи в различных условиях помех (шум, вербальная интерференция) и опосредованных ситуациях (телефон, телевизор); развитие фонематического слуха. 2. Работа по развитию речевого общения - развитие компонентов языковой способности ребенка (совершенствование звуковой структуры устной речи, обогащение словаря, совершенствование грамматики).

Развитие понимания устной речи в различных акустических условиях: помехи (шум, вербальная интерференция), опосредованные ситуации (телефон, телевизор). Педагог постепенно увеличивает расстояние, на котором ребенок слушает. Когда ребенок начнет справляться с опознаванием на слух речевого материала, его учат распознавать на слух незнакомые по звучанию слова, словосочетания, фразы. Развитие фонематического слуха. Для развития фонематического слуха мы рекомендовали использовать следующие упражнения: выделить слово с заданным звуком; определить, какой звук есть в словах; подобрать слово на заданный звук; определить последний звук в слове и др.

Цель оказания коррекционно-педагогической помощи глухим детям младшего дошкольного возраста после КИ - формирование и развитие их слухового восприятия и устной речи. Структуру коррекционно- педагогической помощи по слухоречевому развитию детей после кохлеарной имплантации составляют направления развития слуха и речи детей и их поэтапное содержание.

Библиография: 1.Е.А. Бочарова СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2.Г.Л. Зайцева ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ. ДАКТИЛОЛОГИЯ. 3. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. 4.О.В. Зонтова Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации