ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ТОЧКА ПСИ»
УРОК КАК СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГА: ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ М ЕРКУЛОВА Т АТЬЯНА В ИКТОРОВНА ПСИХОЛОГ - МЕТОДИСТ, ЦПСО «ТОЧКА ПСИ»
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Задача: Ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.
Р ЕШИТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ МОЖНО, ОБЪЕДИНИВ УСИЛИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЗДАНИЮ … общего развивающего непротиворечивого пространства для ребенка; общего профессионального языка; банка (копилки) методических приемов по решению той или иной задачи развития.
!!! Внедрение ТРАДИЦИИ профессиональной РЕФЛЕКСИИ относительно своей деятельности, коммуникации, знаний.
ПСИХОЛОГ НА ПОЛЯНЕ УРОКА НЕ ВМЕСТО УЧИТЕЛЯ, А ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ несколько примеров из опыта работы с педагогическими коллективами и творческими группами.
Методическое ядро Творческие группы
Методическое ядро- ПРОГРАММА «РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ» Авторы: БИТЯНОВА МАРИНА РОСТИСЛАВОВНА – кпн, профессор МГППУ, директор ЦПСО «ТОЧКА ПСИ» МЕРКУЛОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА- Психолог-методист ЦПСО «ТОЧКА ПСИ»
Опорная схема содержания программы – «ДЕРЕВО» РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Педагогический стиль Методы и технологии Предметное содержание Линии развития Философия образования
СТИЛЬ Педагогическая философия
М ОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Зачем я рядом с ребенком? Что для меня является основной целью, что средством? ПСИХОЛОГ – фасилитатор (помощник) в организации рефлексии. ( Тяготение к той или иной парадигме – проявление в речи, особенно в драматичных, нестандартных ситуациях )
СТИЛИ ( ПО В.И.С ЛОБОДЧИКОВУ ) УМЕЛЕЦ (специальные способности) умелец УЧАЩИЙСЯ (всеобщие способности) учитель ЖИЗНЕСПОСОБНЫЙ ЧЕЛОВЕК (способность переживать самоценность жизни) родитель ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в человеке (способность искать и находить смыслы, основу для понимания ценности каждого и самого себя) мудрец
ТРЕНИРОВКА - СИТУАЦИЯ «ОПЯТЬ ДВОЙКА!» УМЕЛЕЦ умелец УЧАЩИЙСЯ учитель ЖИЗНЕСПОСОБНЫЙ ЧЕЛОВЕК родитель ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в человеке мудрец
СТВОЛ – ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ( по ФГОС)
СОВМЕСТНАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЬ обозначает задачное поле по каждому направлению. ПСИХОЛОГ уточняет задачи в соответствии с особенностями возраста и индивидуальными особенностями детей. ВМЕСТЕ -формулируют задачи развития для каждой конкретной группы детей.
Р АЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА : УРОКСОДЕРЖАНИЕТЕКСТЫЗАДАНИЯТЕХНОЛОГИИ РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕННОСТНО- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ОБЩАЯ ЗАДАЧА – СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ ПО РАЗВИВАЮЩЕЙ ДОМИНАНТЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДОМИНИРУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ.
УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ ¡,¡,
Аксиоматические Проблематизирующие Личностно - окрашенные Ценностно - окрашенные
П РОГНОЗ ПОГОДЫ Личностно- окрашенный… Проблематизиру ющий … Ценностно- окрашенный…
М АЛЕНЬКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА В течение тысячелетий человечество волнует библейская история о том, как за непослушание пророк Иона был проглочен китом. Возможно, конечно, это всего лишь легенда, однако интересен вопрос: могло ли все это случиться на самом деле? Известный немецкий зоолог Альфред Брем решил изучить всех- всех китов, обитающих на Земле, и доказать, что история о ките и пророке Ионе – не сказка… ( ФГОС, интегрированная проверочная работа для 4 класса)
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. ЗАПОМИНАНИЕ2. ДОБЫВАНИЕ И НАБЛЮДЕНИЕ3. СТРУКТУРИРОВАНИЕ4. ЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА5. ТВОРЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
В ОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 1. ПСИХОЛОГ – диагностика когнитивных процессов. ПЕДАГОГ – педагогический мониторинг. РЕЗУЛЬТАТ - выявление проблемных зон. 2. Определение зон ответственности за решение коррекционных и развивающих задач. Согласование методов решения задач.
ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
1 КЛАСС Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой ______ _____ ______ ______ ___ ОТВЕТ: СОВАМЫШЬ–ШМЕЛЬ-- КЛЕВЕР-- КОРОВА ¡ 26
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 3 НЕОБХОДИМО ВЛАДЕТЬ НАДПРЕДМЕТНЫМИ УМЕНИЯМИ: АНАЛИЗ СИНТЕЗ НАХОЖДЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ОПЕРИРОВАНИЕ МОДЕЛЯМИ, ЗНАКАМИ И СХЕМАМИ ¡ 27
ВАРИАНТ РЕШЕНИЯ ОБЩЕЙ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГ – ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ТРЕНИРОВКЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, т.е. осмысление значения того или иного логического умения, алгоритмов их проведения, отработка на бытовом материале. ПЕДАГОГ – ЛОГИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ, тренировка умения на предметном материале.
В жизни АЛГОРИТМ Примеры учебных заданий из Ваших предметов… АНАЛИЗ В предмете… Для чего?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: 1 Репродуктивная 2 Исследовательская 3 Творческая 4 Ценностно-эмоциональная
РЕПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЕПОНИМАНИЕЗАПОМИНАНИЕ
ВЕДУЩИЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ВИЗУАЛЫ – ЗРИТЕЛИ 1 класс – 10%* АУДИАЛЫ – СЛУШАТЕЛИ 1 класс – 20 %* КИНЕСТЕТИКИ - ДЕЯТЕЛИ 1 класс – 40%* *( по А.Плигину, 2003г.)
П РЕДИКАТЫ - ЭТО СЛОВА, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК ВЫБИРАЕТ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЯВЛЕНИЯ. ВИЗУАЛЫ видеть показывать рассмотренны й яркий образ вид… АУДИАЛЫ говорить спрашивать громкий услышанный замечание акцент… КИНЕСТЕТИКИ ощущать касаться тяжелый легкий напряжени е давление…
? ВХОД- устная текстовая информация ВЫХОД- пересказ с самого начала
? ВХОД - образ, схема, картина, рисунок ВЫХОД - образ, схема, картина, рисунок в любой последовательности
? ВХОД информация в ходе выполнения практических действий ВЫХОД - небольшие блоки целостной последовательной информации
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Психолог Определение ведущего канала восприятия информации. Педагог Создание методической копилки: приемов предъявления содержания предметного материала аудиалам, визуалам, кинестетикам. активизирующих фраз на основе тех предикатов, которые характерны каждой группе.
ЗАПОМИНАНИЕ ЗАКОНЫ ПАМЯТИ 7+2 ФАКТОР КРАЯ НЕЗАКОНЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ КРИВАЯ ЗАБЫВАНИЯ РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ ЧИТАЛ…. 10%... ОБСУДИЛ …70% СДЕЛАЛ САМ И РАССКАЗАЛ…80- 90% УЧИЛ ДРУГИХ…95% «ПОМОЩНИКИ» ГРАФИЧЕСКИЕ ОПОРЫ МЕТАФОРЫ КАРТЫ ПАМЯТИ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ МНЕМОТЕХНИКА
Г РАФИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ОПОРЫ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ
¡ Развивающие возможности урока О СНОВНОЙ ПРИНЦИП ПРИЕМА « ГРАФИЧЕСКИЕ ОПОРЫ »: слово смысл Образ - знак
С ЕМАНТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ
С АМАЯ БОЛЬШАЯ ИНТЕЛЛЕКТ - КАРТА
М НЕМОТЕХНИКА (МНЕМОНИКА) искусство запоминания; совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
В ЧЕМ РЕЗЕРВЫ МНЕМОТЕХНИКИ ? СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭМОЦИИ, ОБРАЗНОСТЬ, АССОЦИАТИВНОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ, ПРОСТОТА.
М НЕМОТЕХНИКА rus.1september.ru Надежда ШАПИРО «Полезные мелочи» ( г.)
С МЕШНЫЕ ФРАЗЫ Мошенник у труженика одно н украл.
С МЕШНЫЕ ФРАЗЫ «ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент?».
СХЕМА Н АПРИМЕР, ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ С КОРНЕМ ПОЛ- ПОЛ-Юли
СХЕМА Ударение с слове КРАСИВЕЕ запоминаем по ноте си. Кра си вее – ноту си выделяй, произноси.
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ПСИХОЛОГ – Знакомство РЕБЕНКА с ПРИЕМАМИ запоминания. Тренировка. Помощь в создании собственного «МНЕМОстиля». ПЕДАГОГ – Включение в урок графических опор и приемов МНЕМОТЕХНИКИ. Поддержка ребенка в процессе создания «МНЕМОстиля».
П СИХОЛОГ « НА ПОЛЕ УРОКА » МОЖЕТ БЫТЬ – Членом команды по решению общей задачи. Соавтором развивающих и коррекционых программ. Экспертом. Диагностом. Фасилитатором рефлексии. Информационным ресурсом.
С ПАСИБО ! А ЭТО ВАМ!