Иванов А.А. 1. Информация о дисциплине Информатика и о составляющих ее курсах. Прежде всего, уточним, что такое информационная технология? Под информационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
--это процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных и первичной информации для получения информации нового качества.
Advertisements

Электронная база данных,как объект информационног о права.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Представление об информационном обществе Роль информатизации в развитии общества Об информационной культуре © 2007 Богданова В.А.
Представление об информационном обществе. Роль и значение информационных революций Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к.
От индустриального общества к информационному МОУ СОШ 2 городского округа город Буй Костромской области.
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ. ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА К ИНФОРМАЦИОННОМУ О роли и значении информационных революций Первая революция связана с изобретением.
Информационные ресурсы 1. Виды ресурсов 2 Материальные ресурсы 3 Материальные ресурсы совокупность предметов труда, предназначенных для использования.
Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Разработала учитель математики и информатики МБОУСОШ 57 Козлова Татьяна Юрьевна.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕВОЛЮЦИИ Галанская Ольга Ивановна Учитель информатики МБОУ «СОШ 4 ЗМР РТ» г.Зеленодольск Республика Татарстан.
Тема 3. Информационные ресурсы и информатизация общества Информатика Для всех специальностей Институт ИИИБС, кафедра ИИКГ Колмыкова Оксана Владимировна.
Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции.
Информационные технологии и информационное общество.
Подготовил: Батунов Алексей Эу-203. На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества.
Информационные ресурсы общества Информационные услуги и продукты.
От индустриального общества к информационному
Этот термин происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
Информационные ресурсы общества Информационные услуги и продукты.
Информационные ресурсы общества Информационные услуги и продукты.
Роль информационной культуры. Изменения в сфере образования.
Транксрипт:

Иванов А.А. 1

Информация о дисциплине Информатика и о составляющих ее курсах. Прежде всего, уточним, что такое информационная технология? Под информационной технологией понимают совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. В настоящее время термин информационная технология употребляется в связи с использованием ЭВМ для обработки информации. При этом изучаются следующие курсы: 1. Основы технологии программирования 2. Технология решения задач на компьютере 3. Технологии обработки данных на компьютере 4. Информационные технологии в общеинженерных задачах 5. Технологии использования современных вычислительных комплексов. 6. Системы автоматизированного проектирования.. 7. Вычислительные сети и системы. 2

Что такое информатика? Информатика - это наука о методах представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ. Информатика включает исследование таких основных аспектов, как: теория информации; программирование; информационные структуры; разработка программного обеспечения; языки программирования, трансляторы и операционные системы; разработка аппаратуры и тестирование; архитектура вычислительных систем; сети ЭВМ; системный анализ; прикладная математика и электроника; вычислительные методы (например методы машинной графики, имитационного моделирования и искусственного интеллекта); разнообразные приложения. 3

Кроме того, в рамках этой дисциплины изучаются социальные, экономические, организационные, политические, юридические и исторические аспекты компьютеризации - массового внедрения ЭВМ во все области жизни человека. В информатике обычно выделяют две части; технические средства; программные средства. Технические средства, т.е. аппаратура ЭВМ, в английском языке обозначаются словом Hardware, которое буквально переводится как твердые изделия. А для программного обеспечения выбрано ( а точнее создано) очень удачное слово Software (буквально - мягкие изделия), которое подчеркивает с одной стороны равнозначность программного обеспечения и самой машины и вместе с тем способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться и развиваться. Software - это совокупность всех программ - системных и прикладных, которые используются ЭВМ. Помимо этих двух общепринятых ветвей есть еще одна существенная ветвь информатики - алгоритмические средства, без которых не может начаться программирование. Для нее российский академик А.А.Дородницын предложил название Brainware (от слова brain - интеллект). 4

Что означает термин информатика ? Что такое информация? Информатика - это франкоязычный синоним более распространенного в мире англоязычного названия Computer science, что означает буквально компьютерная наука - т.е. наука о преобразовании информации, в самом своем существе базирующаяся на вычислительной технике. Что такое информация? Информация - это сведения об объекте или процессе ( от латинского слова informatio - разъяснения, осведомление, изложение). Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В технике, науке и в житейских ситуациях в это слово вкладывается различный смысл. В бытовом смысле под информацией понимают любые данные или знания, которые кого-либо интересуют. При таком понимании одно и тоже информационное сообщение ( статья в газете, передача по радио, письмо и т.п.) может содержать различное количество информации для разных людей - в зависимости от уровня понимания и интереса к нему. Таким образом, с житейской точки зрения количество информации мало зависит от объема сообщения. Однако такой подход, зависящий от субъективного человеческого восприятия, не годится, если речь идет об обработке данных на ЭВМ. В этом случае под информацией понимается произвольная последовательность символов, несущих смысловую нагрузку. Каждый новый символ увеличивает количество информации. 5

6 Определение 1. Определение 1. Информация есть отражение реального мира, это сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Определение 2. Информация есть форма движения материи. Определение 3. Информация - одна из трех составляющих основ мироздания наряду с материей и энергией. Определение 4. Информация – отражение окружающего мира в сознании человека – Бордовский П.Г.

7 Аспекты представления информации Синтаксический аспект связан со способом представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских качеств и рассматривает формы представления информации для ее передачи и хранения (в виде знаков и символов). Данный аспект необходим для измерения информации. Информацию, рассмотренную только в синтаксическом аспекте, называют данными. Измеряется символами, байтами, страницами и т.д. Семантический аспект передает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией. Этот аспект информации может быть выражен (измерен) через тезаурус. Прагматический аспект передает возможность достижения цели с учетом полученной информации. Оценивается статистическими методами: вероятность достижения цели до получения информации и вероятность достижения цели после получения информации.

Что такое обработка информации и информационная система ? Под обработкой информации в информатике понимают любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам. Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов. Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объема и разнообразия информации. система для передачи и преобразования информации называется информационной система (ИС) 8 Источник информации Канал связи Преобразователь Канал связи Приемник информации Среда передачи Рис. Простейшая информационная система

9 Источниками и носителями информации могут быть сигналы любой природы: речь, музыка, текст, показания приборов и т. д. Однако хранение, передача и переработка информации в ее естественном физическом виде большей частью неудобна, а иногда и просто невозможна. В таких случаях применяется кодирование. Кодирование - это процесс установления взаимно однозначного соответствия элементов и слов одного алфавита элементам и словам другого алфавита. Кодом называется открытое правило, по которому сопоставляются различные алфавиты и слова. Так же информацию, участвующую в электронном вычислительном процессе, можно условно разделить на обрабатываемую (данные) и управляющую (программы)

На ранних этапах развития общества профессиональные навыки передавались в основном личным примером по принципу "делай как я". В качестве форм передачи информации использовались ритуальные танцы, обрядовые песни, устные предания и т.д. Первый этап развития информационной технологии связан с открытием способов длительного хранения информации на материальном носителе. Это пещерная живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) - выполнена тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) - выполнена 20 – 25 тыс. лет назад. Период между появлением инструментов для обработки материальных объектов и регистрации информационных образов составляет около миллиона лет. 10

Другими словами, период работы людей с информационными образами составляет всего 1% времени существования цивилизации. Становится понятным почему при решении абстрактных информационных задач эффективность человека резко возрастает в случае представления информации в виде изображений материальных объектов (графические интерфейсы).В этом случае включаются в работу те области человеческой интуиции, которые развивались в первые 99% времени. Второй этап развития информационной технологии начал свой отсчет около 6 тыс. лет назад и связан с появлением письменности. Эра письменности характеризуется появлением технологии регистрации на материальном носителе символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. В качестве носителей информации выступали и до сих пор выступают: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага. Сейчас этот ряд можно продолжить: магнитные покрытия (лента, диски, цилиндры и т.д.), жидкие кристаллы, оптические носители, полупроводники и т.д. В этот период накопление знаний происходит достаточно медленно и обусловлено трудностями, связанными с доступом к информации. Знания представленные в виде рукописных изданий хранятся в единичных экземплярах. Причем доступ к ним существенно затруднен, так как они охраняются специальной кастой- жрецами, которые наделялись исключительным правом монопольного доступа к фонду человеческого опыта и являлись посредниками между накопленными знаниями и заинтересованными людьми. Этот барьер был разрушен на следующем этапе. 11

Начало третьего этапа датируется 1445 годом, когда Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. За три столетия после изобретения печатного станка оказалось возможным накопить ту "критическую массу" социально-доступных знаний, при которой начался лавинообразный процесс развития промышленной революции. Печатный станок сыграл роль информационного ключа, резко повысив пропускную способность социального канала обмена знаниями. С этого момента началось необратимое поступательное движение технологической цивилизации" [18]. Книгопечатание - это первая информационная революция Четвертый этап развития информационной технологии начинается в 1946 году с появлением машины для обработки информации. Этой машиной является первая ЭВМ (типа ENIAC), запущенная в эксплуатацию в Пенсильванском университете. 12

Пятый этап развития информационной технологии наступил в 1982 году после публикации эталонной модели взаимодействия открытых систем ISO - ЭМ ВОС. 13 К этому времени уже значительная часть населения занята в информационной сфере. Так, например, в США (рис.1.1) доля трудоспособного населения, занятого в информационной сфере, в 1946 году составляла 30%, в 1980 году - 45%, а в 2000 году ожидается (по разным источникам) увеличение этой доли до

Человечество в процессе своего существования прежде всего уделяло внимание созданию орудий труда с целью повышения его эффективности. Только в современном обществе ведущую роль стали играть информационные технологии. При исследовании производственных процессов фиксируется, что до 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями ( передача опыта, согласование технологий, совещания, справки, подписи и т.д.). Поэтому целью создания ИС в организации является замена подобных «транспортных перемещений» движением информации по каналам связи. Век 20 –й называли по разному. Одно из его названий было «век научно-технической революции». В результате этой научно –технической революции в х годах на человека хлынул лавинообразный поток информации. И это относилось не только к научно-техническим работникам, но и к рядовым гражданам в связи с бурным развитием средств массовой информации (радио, телевидение, телефонная связь, кино, газеты, журналы и т.д.). Интенсивно развивающееся международное сотрудничество в результате развития средств коммуникации также способствовало интенсификации потока информации. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Как результат наступает информационный кризис (взрыв), который имеет следующие проявления [18]: – появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации; – существует большое количество избыточной информации (информационный шум), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; – возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств. 14

15 Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Информационный кризис - это сложный социально-экономический процесс и поэтому подобрать количественные характеристики для его описания достаточно сложно. Известны несколько подходов поиска такого описания, остановимся на трех. Первый подход предложил Джемс Мартин, известный эксперт фирмы IBM и автор книг по вычислительной техники. Суть его сводится к определению интервала времени в течение, которого общая сумма человеческих знаний удваивается. Например, к 1800 г. она удваивалась через каждые 50 лет, к 1950 г. - удваивалась через каждые 10 лет, к 1970 г. - через каждые 5 лет, с 1990 г – ежегодно.

Второй подход предложил известный советский астрофизик И. Шкловский. Он показал, что Земля излучает в космос в метровом диапазоне мощность в миллион раз большую, чем лет назад. Это излучение обусловлено работой передатчиков радио- и телевизионных станций. Таким образом, развитие цивилизации на Земле привело за последние десятилетия к увеличению на шесть(!) порядков такого важного глобального свойства нашей планеты, как мощность ее радиоизлучения. Благодаря деятельности разумных существ, Земля по мощности своего радиоизлучения на метровом диапазоне стала на первом месте среди планет, обогнав планеты-гиганты Юпитер и Сатурн и уступая (пока!) только Солнцу! И это при условии,что уровень производства энергии на Земле составляет 10^20 эрг/с (мощность падающего на Землю потока солнечного излучения -10^24 эрг/с) или 0,01% от солнечного фона. Третий подход предложен отцом кибернетики Р. Винером. Он предложил провести границу во времени по равенству расходов стран на энергетику (технику сильных токов) и технику связи (слабых токов).Таким образом, можно указать, по крайней мере, три различных признака перехода на качественно новый этап технологического развития - век информации: первый-планетарный признак: человеческая цивилизация становится наблюдаемой в космическом пространстве (уровень радиоизлучения Земли по яркости приближается к солнечному); второй-глобальный: быстрое увеличение темпов удвоения информации; третий-государственный: расходы на информатику и технику связи превышают расходы на энергетику. 16

2. ПЕРЕХОД К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ 2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА 2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА Информационное общество Чтобы понимать место и роль информатики в обществе начала 21 века, в котором вам предстоит трудиться, необходимо внимательно отслеживать развитие её теории и её технического арсенала. На данном историческом этапе развития общества информатика – это научное и техническое направление развивающееся наиболее быстро. Развитие информатики носит взрывной характер. Своими практическими приложениями она проникает во все сферы жизнедеятельности отдельного человека и всего общества. Поэтому ученые говорят об информатизации общества. Информатизация общества, это такой же глобальный процесс в конце 20-го и начале 21-го века, как процесс электрификации страны в начале 20-го столетия или индустриализации в середине 20-го столетия. Информатизация общества – процесс перехода общества от индустриального этапа развития к информационному. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины. Информационное общество общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы знаний. В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. 17

2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА В странах с развитой промышленностью наступление нового тысячелетия совпадает с началом серьезных социальных изменений. Материальное производство становится вторичным, а производство информации – первичным. Значительные изменения происходят и в структуре занятости населения: главной производительной силой становится неизвестная доселе категория – работники знаний (knowledge workers)/ Основу информационного общества будут составлять автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии. Полностью развитым информационное общество станет тогда, когда с помощью средств информатики будет реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. 18

2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической' базы компьютеров,- обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества. 19

2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию, это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.). 20 Постоянная тенденция к уменьшению доли востребуемых потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США Для выхода из создавшегося положения принимаются меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества, а именно: увеличение инвестирования в новые исследовательские разработки; улучшение качества образования; развитие международного сотрудничества на стадии разработки продукта;

2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом Для сопоставления и оценки возможностей нашей страны интерес могут представлять концепция и основные идеи программы информатизации в Японии, которая в настоящее время занимает лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий. Основные идеи японского проекта информатизации. В настоящее время Япония находится на второй стадии информатизации. – Цель японского проекта связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Дня этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собственно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одно­временно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом. – Кроме того принята рассчитанная на 10 лет общей стоимостью 480 млн.дол. программа разработки новых типов компьютеров: компьютеров с нейронными сетями, работа которых аналогична функционированию мозга; компьютеров, в которых передача информации осуществляется светом. компьютеров с высокой степенью параллелизма обработки информации, в которых одновременно выполняют сложные операции десятки сотни процессоров ; 21

2.1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении и извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. 22

2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА Информационные ресурсы Информационные продукты и услуги Рынок информационных продуктов и услуг Правовое регулирование на информационном рынке ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Р есурс запасы, источники чего-нибудь. (Словарь русского языка С.И. Ожегова.) В индустриальном обществе известно несколько основных видов ресурсов, ставших классическими категориями: материальные ресурсы совокупность предметов труда, например, сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д. природные ресурсы объекты, процессы, условия природы. трудовые ресурсы люди, обладающие профессиональными знаниями для работы в обществе; финансовые ресурсы денежные средства, находящиеся в распоряжении некоторой структуры; энергетические ресурсы носители энергии, например уголь, нефть, газ, гидроэнергия. В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория; никто специально о нем не говорил и тем более не вводил никаких определений. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы", толкование и обсуждение которого велось с того момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия. В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" дано следующее определение Информационные ресурсы отдельные документы и отдельные массивы документов, документы массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). 23

2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Документы и массивы информации, о которых говорится в этом законе, не возникают сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом, информационные ресурсы это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. В настоящее время не разработана методология количественной и качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации, накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает продолжительность переходного периода от индустриального к информационному обществу. Кроме того, неизвестно, какой объем трудовых ресурсов должен быть задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены. Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и т.п. Развитие мировых информационных ресурсов позволило: превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг; образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации. 24

2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д. Информационный продукт совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. Информационная услуга получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, создаваемых информационных продуктов. 25 Пример. Библиотеки являются местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов страны. Перечислим основные виды информационных услуг, оказываемых библиотечной сферой: предоставление полных текстов документов; выдача результатов библиографического поиска и переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и пр.); получение результатов фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, досье); организация научно-технической пропаганды и рекламной деятельности (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т.п.); выдача результатов информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, конъюнктурные справки т.д.).

2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ И УСЛУГИ 26 Рис. Основные виды информационных услуг Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных и ресурсов классификация информационных услуг представлена на рисунке Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря: все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможности отказа от собственных информационных систем. Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей

2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ Назначение рынка Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг. Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. 27 Примечание. Об участниках и Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Как на любом рынке здесь имеются поставщики и потребители. состоянии информационного рынка России можно узнать: из справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютерном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России", "Информационные технологии Петербурга"; из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникаций"; из журнала "Информационные ресурсы России"; из сети Internet.

28 Рис.. Секторы информационного рынка

2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРА РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ Структура рынка информационных продуктов и услуг Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно- исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии. Структура рынка информационных продуктов и услуг активно обсуждается в научных кругах. В одной из работ [12] предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами: 1-й сектор деловая информация, состоит из следующих частей: биржевая и финансовая информация котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки; статистическая информация ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной,, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы; коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы. 2-й сектор информация для специалистов, содержит следующие части: профессиональная информация специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.; научно-техническая информация документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности; доступ к первоисточникам организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах. 29

2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРА РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ 3-й сектор потребительская информация, состоит из следующих частей: новости и литература информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии; потребительская информация расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.; развлекательная информация игры, телетекст, видеотекст. 4-й сектор услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр. 5-й сектор обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: программные продукты программные комплексы с разной ориентацией от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.; технические средства компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие; разработка и сопровождение информационных систем и технологий обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных; консультирование по различным аспектам информационной индустрии какую при- обретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.; подготовка источников информации создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п. 30

2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как: "Об информации, информатизации и защите информации". "Об авторском праве и смежных правах". "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных". "О правовой охране топологий интегральных схем. Законы закладывают юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения. В законе "Об информации, информатизации и защите информации« определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации 31

32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Становление глобального информационного общества – качественно новый этап развития цивилизации. Главная задача этого этапа – овладение информацией. Она предполагает: 1. Понимание определяющей роли информации в развитии природы и общества 2. Обеспечение доступа к информации для широких слоев населения. Для решения этой задачи необходимо новое содержание образования и формирование нового комплекса наук об информации

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ Расскажите об информационных революциях в истории развития цивилизации. Сопоставьте процессы, происходящие в истории развития ЭВМ, с последней информационной революцией. Определите суть информационных технологий и телекоммуникаций. Как вы себе представляете информационное общество? В чем проявляется информационный кризис? В чем состоит процесс информатизации? В чем отличие процессов компьютеризации и информатизации? Дайте определение информационной культуре. Как она проявляется? Чем определяется информационный потенциал общества? Расскажите о видах ресурсов. Охарактеризуйте информационный ресурс, информационный продукт, информационную услугу. Приведите примеры. Как вы понимаете базу данных? Расскажите о классификации основных видов информационных услуг. Что такое рынок информационных услуг и продуктов? Составляющие рынка информационных услуг и продуктов. Расскажите о пяти секторах рынка информационных услуг и продуктов. В чем заключается правовое регулирование на информационном рынке? Как и для чего появилась информатика? Расскажите об информатике как об отрасли, как о науке, как о прикладной дисциплине. Цели и задачи. 33

ЛИТЕРАТУРА 1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - М.: Наука, Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П.Тихомирова, А.В.Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. -М.: Наука, Ефимов А.И. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. - М: Наука, Информатика: данные, технология, маркетинг / В.П. Божко, В.В. Брага и др. - М.: Финансы статистика, Информационные ресурсы России. - М: Росинформресурс, Каныгин Ю.М., Яковенко Ю.И. Введение в социальную когнитологию. - Киев: Наукова думка, Корюшкова АЛ. Информационный рынок: продукция, услуги, цены и ценообразование. - М.: Коринф, Майоров СИ. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. - М.: Финансы и статистика, Информатика. Учебник, под ред Макаровой Н.В. М.: Финансы статистика, 1998, 768 с, ил. 10. Мелюхин И.С. Рынок электронных информационных продуктов и услуг в России: состояние и тенденции развития // НТИ. - Серия 1. - ВИ-НИТИ Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология миллионные прибыли. - М: Экономика, Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая литература, Родионов И.И. Мировой рынок информационных услуг: электронная, деловая и коммерческая информация. М.: Малое предприятие "Данные, информация, знания", Семенюк Э.И. Информатика: достижения, перспективы, возможности. - М.: Наука, Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, Суханов А.П. Информация и прогресс. -Новосибирск: Наука, Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. - М.:Изд-во МГУ, Урсул А.Д. Информатизация общества (Введение в социальную информатику): Учебное пособие.-М.: Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Принят Государственной Думой 25 января 1995 г. 34

ВСЁ 35